16.06. Задание по русскому для группы 1РЭ93
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Задание по теме "Бессоюзное сложное предложение" предназначено  по русскому для группы 1РЭ93

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 3.06_zadanie_po_russkomu_yazyku_dlya_gr._1bs91bsp.zip26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 51 «Сложное бессоюзное предложение»

Контрольные вопросы

  1. Докажите, что БСП - это особый вид сложных предложений. Чем они отличаются от ССП и СПП?
  2.  С какими смысловыми отношениями в БСП связано различие перечислительной, противительной, объяснительной интонации?
  3.  Что вы знаете о постановке  запятой в БСП. Приведите примеры.
  4. Что вы знаете о постановке  точки с  запятой в БСП. Приведите примеры.
  5. Что вы знаете о постановке   двоеточия в БСП. Приведите примеры.
  6. Что вы знаете о постановке  тире в БСП. Приведите примеры.

  Письменно выполняем упражнения для закрепления

Лекция

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов.

Пример. Подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами.

Классификация БСП по значению

Вид БСП

Пояснение

Пример

БСП со значением последовательности

Выражает последовательность действий.

Подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами.

БСП со значением пояснения

В такие предложения может быть мысленно подставлен союз а именно. Второе предложение поясняет первое.

Со мною происходит что-то непонятное: я тревожусь без причины.

БСП со значением дополнения

Второе предложение дополняет первое, оно содержит дополнительную информацию.

Я вошёл в дом: там было чисто и прохладно.

БСП со значением причины

Второе предложение называет причину первого. От первого предложения можно поставить вопрос почему?

Я обиделась на него: он был виноват передо мной.

БСП со значением условия

Первое предложение содержит условие, может быть подставлен союз если.

Захочу – всё будет по-моему.

БСП со значением следствия

Второе предложение содержит следствие событий, о которых говорится в первой части. Ко второму предложению могут быть добавлены союзы вследствие чего или так что.

Прошёл ледяной дождь – столько деревьев поломало.

БСП со значением времени

В первое предложение может быть подставлен союз когда.

Дождь перестал – дети побежали на улицу.

БСП со значением сопоставления

Во второе предложение может быть подставлен союз а.

Делу время – потехе час.


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1.Между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая, если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол,  взошла заря.

2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится,

1) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова а именно): Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемой помощи;

2) если  во втором предложении указана причина того, о чём говорится в первом предложении. Можно вставить союз «потому что»:

Нужно сходить в магазин: дома закончились продукты.

3) если в первой части сложного предложения есть такие слова, как:

  • «так»,
  • «таков»,
  • «такой»,
  • «одно»,

то двоеточие ставится обязательно:

Мораль сей басни такова:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт…

4) смысл первого предложения дополняется смыслом второго предложения. В этом случае перед вторым предложением можно поставить союз «что»:

Я верю: всё будет замечательно.

5) Как правило, между простыми предложениями в таких случаях можно поставить слова:

  • «и увидел, что»;
  • «и услышал, что»;
  • «и понял, что»;

Яприслушался: за рекой пели песню.

3.Тире в бессоюзном сложном предложении ставится:

а) Если во второй части содержится указание на быструю смену событий: Игнат спустил курок – ружье дало осечку.

б) Если первая часть обозначает время или  условие совершения действия, о котором идет речь во второй части (можно добавить союз если):

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Налейте в теплое молоко ложку кефира- к вечеру кефир будет  готов.

в) Если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой:

Молвит слово – соловей поет.

г) Если вторая часть является неполным предложением:

 Я думал – волк.

Упражнение для закрепления.

Расставьте  знаки препинания в БСП.

1.Однако пора спать уже без четверти шесть. 2.Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды. 3.Я внимательно посмотрел кругом все лица отражали напряженное ожидание.

4.Прежде всего обратим ваше внимание на следующее воспитать ребенка правильно гораздо легче, чем перевоспитать. 8.День выдался на редкость хороший было тихо, светло и в меру холодно

5.Крикнуть хотел не может. 6.Встанешь утром часа в четыре, выйдешь в сад роса блестит на цветах, шумят птицы и насекомые, на небе ни облачка. 7.Не хочешь ехать оставайся. 8.Дунул ветер все дрогнуло, ожило и засмеялось. 9.Солнце выглянуло она повеселела.

10. Стали искать никто не откликался.

Выполните тест.

Тест 1.Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Варвара прислушалась _ донёсся шум вечернего поезда, подходившего к станции. (А.Ч.)

А – БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. во второй части есть обособленное определение

Б – БСП со значением перечисления, ставится запятая

В – в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой

Г – в БСП ставится тире, так первая часть указывает на время

Тест 2.     Укажите правильные варианты объяснения пунктограмм:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить (1)
У ней особенная стать (2)
В Россию можно только верить.

(Ф.Тютчев)

1:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие  между частями БСП, 2 часть указывает  на причину

в) тире между частями БСП, 2 часть  указывает  на следствие

2:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие между частями БСП, 2 часть указывает на причину

в) тире между частями БСП, 2 часть указывает на следствие

Тест 3.   Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Три дня и три ночи бушевала Москва _ вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона. (А.Т.)

 а)  БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. части отдалены друг от друга по смыслу

 б)  БСП со значением перечисления, ставится запятая

 в) в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой

 г) в БСП ставится тире, т. к. первая часть указывает на время

Тест 4.    В каких предложениях на месте пропуска в БСП надо поставить двоеточие?

а)  Её никогда не увидишь за работой _ нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдёт к её лицу, важной фигуре. (И.Г.)

б)  Прохожий сделал движение, чтобы приподнять голову, но не мог _ он, по-видимому, был нездоров или очень утомлён. (И.Г)

в)  Об одном вас прошу  _ стреляйте скорее. (М.Л.)

г) Я привстал и взглянул в окно _ кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. (М.Л.)

  Тест 5.   В каких предложениях между частями БСП ставится точка с запятой?

а) Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на гребне западных гор _ в ущелье стало темно и сыро. (М.Л.)

б) Наконец мы расстались _ я долго следил за нею взором, пока её шляпка не скрылась за кустарниками и скалами. (М.Л.)

в) Деревня по ту сторону пруда уже спала _ не было видно ни одного огонька. (А.Ч.)

Тест 6.   В каких предложениях между частями БСП надо поставить тире?

а) Отношения Ольги к тётке были до сих пор очень просты и покойны _ в нежности они не переходили никогда границ умеренности, никогда не ложилось между ними и тени неудовольствия. (И.Г.)

б)  Пробовал идти пешком _ ноги мои подкосились. (М.Л.)

в) Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу _ никого уже нет. (М.Л.)

г)  Не один Печорин любовался хорошенькой княжной _ из утла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. (М.Л.)

Тест 7.   Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания:

Он беспрестанно в движении (1) понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента (2) посылают его (3) нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу (4) выбирают его. (И.Г)

А 1: 2: 3; 4

Б  1; 2: 3, 4

В 1: 2–3, 4-

Г 1: 2–3; 4-

Тест 8. Выберите правильное объяснение пунктограмм:

А если это так будет продолжаться (1) то я сама уйду (2) я не раба его (3) я княжеская дочь. (М.Л.)

1:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) запятая между частями СПП

в) запятая между однородными членами

2:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину

в) тире между частями БСП, вторая часть указывает на следствие

3:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину

в) тире между частями БСП, части противопоставляются

Тест 9.Найдите сложное бессоюзное предложение, осложненное прямой речью (знаки препинания не расставлены):

а) Бурмин пошёл старушка перекрестилась и подумала авось дело сегодня же кончится! (А.П.)

б) Золото и серебро блистало на их робах из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. (А.П.)

в) Строго блестели его очки энергично падали во все стороны рога сальных волос энергично и резко лилась речь. (И.Б.)

г) Чёрное море надвинулось до самой Невы густые, как дёготь волны его лизали плиты Исаакия, с траурной пеной разбивались о ступени сената. (О.М.)

Тест 10.Расставьте пропущенные знаки препинания в пословицах. Отметьте примеры, соответствующие  схеме:

а) Худая слава пойдёт никто замуж не возьмёт.

б) Тонул топор сулил а вытащили топорища жаль.

в) Тихо пойдёшь от беды не уйдёшь шибко пойдёшь на беду набредёшь.

г) Снега надует хлеба прибудет вода разольётся сена наберётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

21.04.20. Задание по литературе для групп 1РЭ93, 1БС92

Задание по литературе для групп 1РЭ93,  1БС92 предназначено для самостоятельного изучения в рамках дистанционного обучения....

28.05.2020 Задание по литературе для группы 1РЭ93

Задание для самостоятельной подготовки для гр.1РЭ93...

30.05. Задание для группы 1РЭ93

Задание по творчеству Б.Пастернака преднизначено для группы 1РЭ93...

2.06. Задание по литературе для группы 1РЭ93

Задание по литературе для группы 1РЭ93...

6.06.Задание для группы 1РЭ93

Задание по литературе  по теме "Творчество поэтов 50-80 годов" предназначено  для студентов группы 1РЭ93....

13.06. Задание по литературе для группы 1РЭ93

Задание по литературе  по теме "А.И.Солженицын. Жизнь и творчество"предназначено  для группы 1РЭ93 в рамках дистанционного обучения....