20.05.Задание по русскому языку для группы 1РЭ 93
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Задание по русскому языку предназначено  для группы 1РЭ 93 в рамках дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обособленные члены предложения

Контрольные вопросы и задания.

  1. Какие члены предложения называются обособленными? Каковы условия их обособления?
  2. Что такое приложение? Каковы условия обособления приложений?
  3. Какие предложения называются уточняющими? Каковы условия обособления уточняющих членов  предложения?

      Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Они содержат добавочное сообщение, пояснение, уточнение.
Обособленные второстепенные члены предложения:     

1. Обособленные определения и приложения

2. Обособленные  дополнения

3. Обособленные обстоятельства

Обособленные уточняющие члены

      Знаки препинания   в предложениях с обособленными членами предложения.

Обособленные  определения.

1.Обособляются распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящими после определяемого существительного:

     Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.

2.Обособляются часто два и более одиночных определения, стоящих после определяемого слова, чаще всего употребляемые в качестве эпитета.

     Потом пришла весна, яркая, солнечная.

3.Обособляются одиночные определения, стоящие после определяемого существительного, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение: Люди же, изумленные, стали как камни. (т.е.«будучи изумлены»).

4.Обособляется распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова: Пламя перебежало на  хвою и, раздуваемое ветром, разгорелось со стонами и свистом.         

5.Обособляются определение, относящиеся к личному местоимению, независимо от степени распространенности и местоположения определения:  Изнуренные, грязные, мокрые, мы достигли,  наконец, берега.

.

Упражнения для закрепления

        Переставьте слова в предложениях таким образом, чтобы необособленные определения стали обособленными.

1.За домом Ожогиных находился довольно большой сад оканчивающийся заброшенной и заросшей рощицей.

Например: За домом Ожогиных находился большой сад, оканчивающийся рощицей, заброшенной и заросшей.

 2. Какой-то хромой старичишка вышел из поставленного в углу огорода шалаша и закричал на Герасима.

3.Легкий сдержанный шепот разбудил меня.

4.Легкий, бледно-лиловый цвет небосклона не изменяется во весь день и кругом одинаков. 5.Я долго любовался его кротким и ясным как вечернее небо лицом.

6. Ноги беспрестанно путались и цеплялись в пресыщенной горячим солнцем длинной траве.

7. Калиныч отворил нам увешанную пучками сухих душистых трав избушку. 

. Обособленные приложения

Приложение — это определение, выраженное существительным в именительном падеже, обозначающее какой-либо признак

Вопросы: Кто именно? Что именно?  Кто он такой? Что оно такое?

Моя подруга-ветеринар по выходным любит читать книги и смотреть фильмы.

Это были одиночное приложение.

Обособленное приложение — это определения, обозначающее какой-либо признак предмета или человека, и выделенные в предложении знаками препинания.
Мария Антоновна Осипенко, 
жительница старинного города Бадэур, мирно прогуливалась по улочкам своего тихого района.

Вчера моя мама увидела нашу новую соседкудевушку лет двадцати с огромными голубыми глазами.


Приложение обособляется запятыми:

  1. если стоит после определяемого слова:

Дина, ученица старшей школы нашего городка, была очень милой и доброй девочкой, любившей рисовать.

  1. если оно является оборотом со словом как:

Как человек с огромной библиотекой древнерусской литературы, моя мама была приглашена провести лекцию в столичном университете.

  1. если оно уточняет какую-либо информацию или показывает признак:

Гражданин Иван Дроздовизвестный советский лётчик-испытатель, был удостоен награды за проявленную в военное время отвагу. — В данном случае
приложение уточняет, что Иван Дроздов не просто какой-то гражданин, а известный советский лётчик-испытатель.

  1. если в приложении находятся такие слова, как «по происхождению», «родом», «по имени», «по профессии», «по кличке», «по фамилии» и так далее:

Моя первая жена, по происхождению англичанка, была очень сдержанной и спокойной женщиной.

  1. если оно относится к местоимению:

Они, любители сладкой клубники, решили перелезть через соседский забор и набрать целую корзину чужих ягод.

 

Примеры обособленных приложений с тире.

При обособленном приложении ставится тире:

  1. если оно стоит в конце предложения и обозначает разъяснение, пояснение и завершённость:
  • Около своего дома я увидела необычный предмет — большую дорожную сумку, на которую навешены пять огромных замков.
  • С детства моя маленькая сестрёнка любила фотографировать различные растения, особенно ей нравился цветок  фиалка.
  1. если перед приложением можно поставить слова «а именно», «то есть», но при этом смысл предложения никак не изменяется:
  • Наши давние враги — жители холодных и страшных северных мест — решили атаковать нас без предупреждения.

Упражнение для закрепления

Найдите приложения:
1.Моя маленькая дочка, девочка с удивительно умными глазами и длинным кудрявыми волосами, было самой умной ученицей в школе, а потом и в университете.

2.Позовите скорее того приезжего, лекаря!

3.Мы Демьяновы, по характеру люди добрые и отзывчивые, но своих в беде никогда не оставим.

4.Как ученик с огромным потенциалом и планами на будущее, Дмитрий отправился покорять столицу своей страны в возрасте четырнадцати лет.

5.Я, дочь своего отца, никогда не стану прислуживать такому отвратительному человеку, не способного отличить Пушкина от Достоевского

Обособленные обстоятельства

1. Обособляются деепричастные обороты независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому:

      Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны. Временами по реке пробегала от ветра легкая зыбь, сверкая на  солнце. 

2. Не обособляются одиночные деепричастия, непосредственно примыкающие к сказуемому и близкие по функции к наречиям:  Дома у себя Громов всегда читал лежа. Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь.      

3. Не обособляются деепричастные обороты, представляющие собой  устойчивые выражения: работать засучив рукава, бежать сломя голову, кричать не  переводя духа и пр              

  4. Не обособляются деепричастные обороты, употребляющиеся в качестве     однородных членов предложения с необособленными обстоятельствами: Ребенок стоял с открытым от удивления ртом и не спуская глаз с собаки.            

Упражнения для закрепления

        1. Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскройте скобки. 

Предчу..ствуя (не)приятную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в маленькую комн..тку с грязными обоями и в страх.. попятил..сь назад.. Пр..гнув к земле шею и голову ра..топырив крылья и шипя прямо на нее шел серый гусь (не)сколько в стороне от него на матрас..к.. лежал белый кот; увидев Каштанку он вск..чил выгнул спину в дугу задрал хвост взъерошил шерсть и то(же) заш..пел. Собака и..пугалась не на шутку, но не желая выдавать своего страха громко залаяла и бросилась к коту. Каштанка отск..чила, присела на все четыре лапы и протяг..вая к коту морду залилась громким, визгливым лаем; в это время гусь подош..л (з, с)зади и больно долбанул ее клювом в спину. (А. Чехов)

Знаки препинания   в предложениях с уточняющими членами предложения

Уточняющими называются члены предложения, уточняющие, конкретизирующие предшествующий член предложения и выполняющие одинаковую с ним синтаксическую функцию.

В устной речи уточняющие слова выделяются интонационно, на письме — запятыми.

В роли уточняющих членов выступают обстоятельства, чаще всего времени и места, а также определения:

 На задах, /за погребницей/, вороны ходили вокруг обнажившейся из-под снега падали. Желтухин сидел на кустике травы, на припёке, в углу, /между крыльцом и стеной дома/, и с ужасом глядел на подходившего Никиту.

 В это утро, /вскоре после восхода солнца/, началось извержение вулкана.

В зависимости от смысла одни и те же слова могут быть или не быть уточняющими.

Ср.: В гости мы пойдём сегодня в восемь часов вечера». — Сегодня, /в восемь часов вечера/, мы пойдём в гости.

Часто уточняется определение со значением цвета, размера, возраста и т. п.

 Маленькая, /лет восьми/, девочка принесла чай.

Ещё одно, /последнее/, сказанье — и летопись окончена моя.

Уточняющие слова могут конкретизировать местоимения и местоименные наречия этот, тот, такой, там и т. д.

 Там, /между полей/, змеёй вилась дорога и убегала за лес.

Упражнение для закрепления

Выполнить в WORDE

  1. В тот же день_ но уже вечером_ часу в седьмом_ Раскольников подходил к квартире матери и сестры своей…(Достоевский).
  2. Там_ в самом углу_ внизу_ в одном месте были разодраны отставшие от стены обои… (Достоевский).
  3. В город Анна Сергеевна являлась очень редко_ большею частью по делам_ и то ненадолго (Тургенев).
  4. Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад_ в свою любимую беседку (Тургенев).
  5. Налево_ во флигеле_ виднелись кой-где отворенные окна… (Достоевский).
  6. Посреди леса_ на расчищенной и разработанной поляне_ возвышалась усадьба Хоря (Тургенев).
  7. Он сидел возле кузни_ на косогоре над речкой_ над плесом_ против водяной мельницы (Бунин).
  8. Вдали_ ближе к роще_ глухо стучали топоры (Тургенев).
  9. Аристофану удивительно повезло — из его сорока комедий сохранилось целиком одиннадцать_ то есть больше четверти всего написанного_ в то время как из драм популярнейшего в античности Еврипида была отобрана только одна десятая часть (впоследствии к ней случайно прибавились еще девять пьес), Эсхила — примерно одна двенадцатая, а Софокла — вовсе одна семнадцатая (Ярхо).
  10. Однажды весною_ в час небывало жаркого заката_ в Москве_ на Патриарших прудах_ появились два гражданина (Булгаков).
  11. Положительно и окончательно этого еще, правда, нельзя было сказать, но действительно в последнее время_во весь последний год_ ее бедная голова слишком измучилась, чтобы хоть отчасти не повредиться (Достоевский).
  12. В 1717 году_ 12 ноября_ двигатель, находившийся в уединенной комнате, был приведен в действие… (Перельман).
  13. На столе_ под лампой_ валялся изорванный кусок старой, мятой газеты (Набоков).
  14. Мы встречаемся каждый день у колодца_ на бульваре… (Леромонтов).
  15. «Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник_ чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо» (Чехов).
  16. И опять, как прежде, ему захотелось вдруг куда-нибудь далеко: туда_ к Штольцу, с Ольгой, и в деревню, на поля, в рощи, хотелось уединиться в своем кабинете и погрузиться в труд… (Гончаров).
  17. Он был замечателен тем, что всегда_ даже в очень хорошую погоду_ выходил в калошах и с зонтиком, и непременно в теплом пальто на вате (Чехов).
  18. На Неве_ от Исаакиевского моста до Академии художеств_ тихая возня: в узкие проруби спускают трупы (Тынянов).
  19. Впоследствии_ во время южной своей ссылки_ Пушкин не раз встречался с Марией Раевской и в Каменке, и в Киеве, и в Одессе, и, возможно, в Кишиневе… (Вересаев).
  20. 12 августа 18.. года_ ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки_ в семь часов утра_ Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой из сахарной бумаги на палке по мухе (Толстой).
  21. Из-за плохих дорожных условий и многочисленных ДТП самой опасной была признана федеральная трасса Москва-Минск, а ее самым аварийным участком – с 16-го по 84-й км._ то есть от города Одинцово до поворота на Рузу: именно здесь произошло 49 % всех аварий на трассе.
  22. В Гороховой улице_ в одном из больших домов_ народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели_ на своей квартире_ Илья Ильич Обломов (Гончаров).

Проверка на  сайте gramota.ruКлассРепетитор онлайнПунктуацияКласс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

18.04.20. Задание по русскому языку для группы 1БС92.

18.04.20. Задание  по русскому языку для группы 1БС92 в рамках дистанционного обучения...

14.05 Задание по русскому языку для группы 1МНЭ 90

Задание  по русскому языку  предназначено для группы 1МНЭ90 в рамках дистанционного обучения...

01.06. Задание по русскому языку для группы 1МНЭ90

Задание по русскому языку для студентов группы 1МНЭ90...

3.06.Задание по русскому языку для группы 1 РЭ 93

Задание по русскому языку  предназначено для группы 1 РЭ 93 в рамках дистанционного обучения...

16.06. Задание по русскому для группы 1РЭ93

Задание по теме "Бессоюзное сложное предложение" предназначено  по русскому для группы 1РЭ93...