Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность", 10-11 класс
    рабочая программа

    Пащанина Ксения Петровна

    Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ .

    Данный элективный образовательный курс рассчитан по 34 часа в 10 и 11 классах, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Саловская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района РМ

    Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета

    Протокол № ___

    От «___»_________2019 г.

    __________Захарова Е.В.

    «___»____________2019 г.

    УТВЕРЖДЕНО

    Директор

    МОУ «Саловская СОШ»

    ___________Егорова В.И.

    Приказ №____

    от «___»___________2019 г.

    ПРОГРАММА

    Элективного курса

    Финансовая грамотность

    10-11 класс

    Составитель:

    Учитель истории и обществознания

    Пащанина К.П.

            

    2019-2020 уч. год

            Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ .

    Данный элективный образовательный курс рассчитан по 34 часа в 10 и 11 классах, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года

            Требования к уровню подготовки выпускников.

    Знать и понимать 

    • биосоциальную сущность человека
    • основные этапы и факторы социализации личности
    • место и роль человека в системе общественных отношений
    • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
    • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
    • основные социальные институты и процессы
    • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
    • особенности социально-гуманитарного познания

    Уметь 

    • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
    • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
    • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
    • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
    • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
    • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
    • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
    • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
    • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
    • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

    Использовать приобретенные знания и умения для 

    • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
    • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
    • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
    • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
    • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
    • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
    • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

    Примерное планирование для 10-го класса

    общеобразовательной школы (34 часа – 1 час в неделю)

    № п/п

    Темы уроков

    Кол-во часов

    Дата

    План

    Факт

    Тема 1. Роль права в условиях рыночной экономики

     4 часа

    Роль права в жизни общества

    1 час

    Рыночная экономика как объект воздействия права

    1 час

    Государственно-правовой контроль в экономике

    1 час

    Социально-экономические права граждан РФ

    1 час

    Тема 2. Юридические формы предпринимательства

    8 часов

    Понятие и признаки предпринимательства

    1 час

    Формы предпринимательства

    1 час

    Индивидуальное предпринимательство

    1 час

    Юридические лица: понятие и виды

    1 час

    Виды коммерческих организаций

    1 час

    Создание, реорганизация, ликвидация коммерческих организаций

    1 час

    Несостоятельность (банкротство) предпринимателей

    1 час

    Практическое занятие

    1 час

    Тема 3. Собственность

    9 часов

    13.

    Законодательство, регулирующее отношения собственности

    1 час

    14.

    Понятие «право собственности»

    1 час

    15.

    Субъекты права собственности

    1 час

    16.

    Право собственности граждан

    1 час

    17.

    Право частной собственности юридических лиц

    1 час

    18.

    Право государственной и муниципальной собственности

    1 час

    19.

    Право собственности на движимое и недвижимое имущество

    1 час

    20.

    Право общей собственности

    1 час

    21.

    Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности

             1 ч  1  час

    Тема 4. Договоры

    6 часов

    22.

    Понятие «договоры»

    1 час

    23.

    Виды договоров

    1 час

    24.

    Порядок заключения договоров

    1 час

    25.

    Способы обеспечения исполнения договоров

    1 час

    26.

    Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договоров

    1 час

    27.

    Практическое занятие

    1 час

    Тема 5. Деньги и ценные бумаги

    2 часа

    28.

    Понятие  и виды ценных бумаг

    1 час

    29.

    Рынок ценных бумаг и его участники

    1 час

    Тема 6. Банковские операции

    4 часа

    30.

    Кредитные организации, банковская система и банковская деятельность

    1 час

    31.

    Договор займа, кредита и банковского вклада

    1 час

    32.

    Договор банковского счета

    1 час

    33.

    Практическое занятие

    1 час

    34.

    Итоговое повторение

    1 час

    Примерное планирование для 11-го класса

    общеобразовательной школы (34 часа – 1 час в неделю)

    № п/п

    Темы уроков

    Кол-во часов

    Дата

    План

    Факт

    Тема 1. Труд и занятость

     4 часа

    Законодательство о труде

    1 час

    Занятость и трудоустройство в Рф

    1 час

    Трудовой договор

    1 час

    Практическое занятие

    1 час

    Тема 2. Конфликты и социальная защита

    4 часа

    Трудовые споры и их виды

    1 час

    Безработица

    1 час

    Профсоюзы: понятие и их роль в государстве

    1 час

    Страхование и пенсионное дело

    1 час

    Тема 3. Вмешательство государства в экономику

    4 часа

    Российская Федерация, субъекты Рф

    1 час

    Правовые формы воздействия государства на экономическую деятельность

    1 час

    Государственно-правовой контроль за экономикой

    1 час

     12.

    Виды контроля

    1 час

    Тема 4.Государственные финансы

    2 часа

    13.

    Налоговая система РФ

    1 час

    14.

    Бюджетная система РФ

    1 час

    Тема 5. Поддержка конкуренции и ограничение монополистической деятельности

    2 часа

    15.

    Конкуренция. Антимонопольное законодательство

    1 час

    16.

    Реклама

    1 час

    Тема 6. Экономическое партнёрство с другими странами

    2 часа

    17.

    Законодательство о внешнеэкономической деятельности

    1 час

    18.

    Таможенное законодательство

    1 час

    Тема 7. Споры и порядок их рассмотрения

    7 часов

    19.

    Экономические споры

    1 час

    20.

    Гражданские правовые споры

    1 час

    21.

    Досудебный порядок рассмотрения споров

             1    1  час

    22.

    Судебный порядок рассмотрения споров

    1 час

    23.

    Подсудность имущественных споров

    1 час

    24.

    Исковая давность

    1 час

    25.

    Практическое занятие

    1 час

    Тема 8. Защита гражданских и трудовых прав

    8 часов

    26.

    Защита прав собственности

    1 час

    27.

    Защита чести, достоинства и деловой репутации

    1 час

    28.

    Защита прав потребителей

    1 час

    29.

    Защита прав акционеров

    1 час

    30.

    Защита прав вкладчиков

    1 час

    31.

    Защита трудовых прав граждан

    1 час

    32.

    Защита трудовых прав несовершеннолетних

    1 час

    33.

    Практическое занятие

    1 час

    34.

    Итоговое повторение

    1 час

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

    ЛИТЕРАТУРА К УЧЕБНОМУ КУРСУ

     «Финансовая грамотность»

    1. Теоретические и методические основы преподавания права в школе. Москва. 2002г.

    2. Гражданский кодекс РФ. Москва.2006г.

    3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2006г.

    4. Кодекс об административных правонарушениях. Москва. 2007г.

    5. Семейный кодекс РФ. Москва. 2005г.

    6. Уголовный кодекс РФ. Москва. 2005г.

    7. Трудовой кодекс РФ. Москва. 2007г.

    8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2007г.

    9. Избирательное право в РФ. Москва. 2007г.

    10. Конституция РФ. Москва. 2007г.

    11. Сборник олимпиад и задач по праву. Волгоград. 2007г.

    12. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. Обществознание. Экономика. Право. Волгоград. 2006г.

    13. Электронное  учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2004г.

    14. Электронное учебное пособие Обществознание. Практикум. 8-11 класс. ООО «Марис». 2004г.

    15. Электронное учебное пособие курс уроков и методических разработок по «Международному гуманитарному праву». Учитель 2007г.

    16. Методика преподавания права в школе. Морозова С.А. 2004г.

    17. Всеобщая декларация прав человека.

    18. Конвенция о правах ребенка.

    19. Международный пакт о гражданских и политических правах.

    20. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

    Литература для учащихся.

    • Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
    •   Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2001.
    • Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.

    Литература для учителя.

    1. Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
    2. Равичев С и др. Сборник  тестовых заданий по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
    3. Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
    4. Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
    5. Экономика (базовый курс): И.В. Липсиц. –М.,  «Вита пресс»,2007.
    6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. В 2-х кн.: Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2000.
    7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Право и экономика»: Пособие для учителей 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2000.
    8. Право и экономика: Хрестоматия для учащихся 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2000.

    Приложение 1.

    Опорные понятия

    Семья социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

    Экономика – хозяйство и хозяйственная деятельность, т.е. совокупность средств, ресурсов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей. Экономику называют также науку о хозяйстве и хозяйственной деятельности.

    Основные материальные потребности- потребности человека в еде, одежде и жилье.

    Натуральное хозяйство образ жизни, при котором семья вынуждена сама производить все или почти все, что ей нужно для жизни.

    Частная собственность- форма юридического закрепления за гражданином прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать как для личного потребления, так и для осуществления коммерческой деятельности

    Домохозяйство- экономическая ячейка, состоящая из одного или более лица, которая снабжает экономику ресурсами (труд, капитал, природные ресурсы) и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих собственные потребности

    Бизнес-это система деловых отношений с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей участников сделок.

    Прибыль-это разница между суммой денег от реализации товаров и услуг и затратами на их производство, продажу.

    Заработная плата (номинальный доход)- денежное вознаграждение, которое получает работник или семья за свой труд, за определенный период времени.

    Реальный доход- количество товаров и услуг, которое гражданин или семья могут приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.

    Ресурсы- источники, средства обеспечения жизни людей, предпринимательской деятельности, производства. Ресурсы бывают: природные, трудовые, основной капитал ( здания, оборудование), оборотный капитал (сырье, материалы, энергия), финансовые (денежный капитал).

    Капитал семьи- это недвижимость (жилье, сарай, погреб, гараж и др.), технические средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, трактор, электрические устройства и т.п.), деньги и ценные бумаги. Под капиталом следует понимать стоимость, приносящую дополнительную, или самовозрастающую стоимость.

     Доход — деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или  какого-либо рода деятельности. Различают совокупный и денежный доходы. Если в совокупный  входят все виды доходов (зарплата, дивиденды на акции, льготы, бесплатная путевка в дом отдыха, служебная машина), то денежный доход включает только деньги, полученные за определенный период времени.

     Расходы - уменьшение суммы первоначальных средств в течение отчетного периода.

    Бюджет – в переводе с английского означает «денежная сумка» - это смета или финансовый отчет, который суммирует доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год).

     Потребительским бюджетом называют таблицу доходов и расходов человека, семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.

    Прожиточный минимум - это социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности людей и восстановления их рабочей силы, т. е. тот самый минимум, который необходим человеку для существования.

    Потребительская корзина - это принятый в данной стране расчетный годовой набор товаров и услуг, потребление которого обеспечивает необходимый уровень жизни населения. В потребительскую корзину входят основные продукты питания: молоко, хлеб, мясо, масло, фрукты, овощи, различные услуги и т. д.

    Баланс – это равновесие, а точнее сопоставление отдельных сторон какого-то явления, которые должны уравновешивать друг друга, например: доходы – расходы; ресурсы – потребности и т.д.

    Прибыль – разница между суммой денег от реализации товаров и услуг и затратами на их производство, продажу.

     Рынок – это совокупность экономических отношений; определенное место, где происходит торговля (синонимы: ярмарка, базар).

    Сбыт – продажа готовой продукции, изделия.

    Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции.

    Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени.

    Ссуда – передача материальных ценностей или денег одними участниками договора займа другим на условиях возврата и, как правило, с уплатой процента.

    Стоимость – выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо.

    Счет – документ на получение денег за оказание услуги или выполненную работу.

    Товар – продукт, удовлетворяющий какую-либо человеческую потребность посредством купли-продажи.

    Чистая прибыль –часть прибыли, которая остается в полном распоряжении семьи после уплаты налогов и других обязательных платежей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса "Анализ текста" (10 класс)

    Материал содержит рабочую программу элективного курса "Анализ текста" и календарно-тематическое планирование уроков элективного курса в 10 классе. Программа составлена на основе нормативно-правовых до...

    Рабочая программа элективного курса "Знакомство с Linux" (на прмере Ubuntu Linux 10.10)

    Данная программа направлена для подготовки учеников образовательных учреждений к овладению свободным программным обеспечением (СПО). В курсе даются основные понятия операционной системы Linux и важней...

    Рабочая программа "Основы финансовой грамотности" (5 класс)

    Рабочая программа "Основы финансовой грамотности" (5 класс)Внеурочная деятельность...

    Рабочая программа элективного курса «Введение в профессию»

    Рабочая программа элективного курса «Введение в профессию»...

    Отчёт по программе "Путь к грамотности" для 1 класса

    Данный материал представляет собой опыт работы учителя по программе внеурочной деятельности "Путь к грамотности"  для 1 класса....

    Рабочая программа элективного предмета по русскому языку для 6 класса "Загадки русского языка"

    Программа  составлена в соответствии с требованиями:федерального компонента государственного образовательного  стандарта; основной образовательной программы МБОУ «Ленинская ...

    Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

    Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...