Рабочая программа элективного курса "Анализ текста" (10 класс)
рабочая программа по теме

Александрова Марина Александровна

Материал содержит рабочую программу элективного курса "Анализ текста" и календарно-тематическое планирование уроков элективного курса в 10 классе. Программа составлена на основе нормативно-правовых документов и рассчитана на 68 учебных часов в году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_analiz_teksta.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса составлена на основе нормативно-правовых документов: Закон Российской Федерации «Об образовании»

  1. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”
  2. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (с изменениями на 1 февраля 2012 года)» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09. 03.2004 года № 1312)
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
  5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
  6. Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 г. Мценска Орловской области на 2014 – 2015 учебный год.
  7. Учебник Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014.
  8. Учебник Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11 классы. –М.: Просвещение, 2010
  9. Авторская программа Л.Д. Беднарской «Анализ текста. Теория и практика» (Русский язык, 10-11 классы, Элективные курсы. М.: Дрофа. 2010)

Согласно учебному плану школы на изучение элективного курса по русскому языку в 10 классе отводится 2 часа в неделю, т.о. рабочая программа составлена на 68 часа.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

В условиях личностно ориентированного образования все большее внимание уделяется интегрированным подходам к изучению и преподаванию дисциплин школьного цикла. Интеграция выступает как основной фактор создания целостной картины мира, объединяющей гуманитарные и естественно-научные знания. Активно заявляют о себе деятельностные модели, проектные технологии, определяющие пути совпадения мотиваций ученика и учителя.

В этих условиях первостепенное значение имеет анализ текстов разных типов, стилей и жанров. В художественном тексте представлена вся стихия языка в его эстетической функции, поэтому на материале художественного текста возможно усвоение всех функций языка. Постижение смысла, «расшифровывание» литературного произведения возможно лишь при условии постоянного внимания к его языковому содержанию. Именно на уроке русского языка закладываются основы умений и навыков работы с текстом вообще, и художественным текстом в особенности.

Интерпретация текста не предполагает однозначных решений, единого варианта. Такое обучение мотивирует старшеклассника самому находить проблему, противоречия, находить причины и источники собственных ошибок и неточностей, искать объяснение и толкование явлений, постоянно рефлектировать. В каждой такой ситуации формируется субъективный опыт старшеклассника.

Программа элективного курса «Анализ текста: теория и практика» предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа художественного текста и методики его комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях.

Задачи курса:

Сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных произведений.

Углубить знания о тексте, способах выражения темы, о средствах связи предложений в тексте, типах и стилях речи.

Научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания.

Организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности.

Создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности.

Сформировать навыки и умения анализа и комментирования художественного текста.

Воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить и полностью воспринять художественно-эстетические ценности произведения

Развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.

Развивать представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.

Элективный курс « Анализ текста: теория и практика» направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Занятия по спецкурсу проводятся параллельно урокам русского языка. Деятельность учащихся организуется на занятиях, которые можем назвать мастерскими.

В основе практических занятий - мастерская творческого письма, комплексный анализ художественного текста. Программа « Анализ текста. Теория и практика» направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства;
  • умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
  • умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;
  • умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.

Для достижения поставленных задач выбраны разнообразные формы организации образовательного процесса: индивидуальная, парная, групповая. Эффективно внедрение уроков с мультимедийным сопровождением. Для организации разнообразных форм образовательного процесса в программе используются следующие технологии обучения:

  • дифференцированное и проблемное обучение; индивидуальное обучение;
  • личностно- ориентированное; развитие критического мышления через чтение и письмо; ИКТ.
  • Основными методами проверки знаний и умений учащихся по русскому языку являются устный опрос, проверочные и тестовые работы.

  1. Содержание учебного предмета

Понятие о тексте

Углубление знаний о тексте, об основных признаках текста: цельности и связности в их неразрывной связи. Анализ текста Д.С.Лихачёва «О языке»

Способы выражения темы (цельность текста)

Тема текста. Цельность текста. Ряды ключевых слов в смысловых частях.

Заглавие

Подбор произведений, в которых тема представлена заглавием, дополнение представленных произведений своими примерами. Анализ стихотворения С.Есенина «Ночь на Родине»

Начало и конец текста (рамка текста)

На двух теоретических уроках идет работа с разнообразными материалами. Эти материалы дополняются собственными наблюдениями, примерами. Старшеклассники должны усвоить: первое и последнее предложения текста наиболее важны, они как бы представляют, заявляют текст и поэтому предусматривают самую тщательную работу. Разноаспектный анализ текстов различных стилей. Публицистические тексты. Сочинение.

Ключевые (опорные) слова

Обобщение знаний о ключевых словах. Поиск ключевых слов в самостоятельно подобранных текстах и в текстах, предложенных учителем (тексты должны быть как прозаическими различных жанров и стилей, так и поэтические). Анализ фрагмента из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста

Теоретическое обобщение и изучение второго основного признака текста — его связности. Количество, состав, семантика предложений в составе текста и его смысловых частей, подбор предложений в прозаическом и поэтическом текстах, влияние структуры предложений на тип речи. Анализ предложения в составе фрагмента, публицистического текста И.Л. Андроникова, а затем сопоставление этого фрагмента с началом повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Количество и характер предложений в тексте

Анализ текстов. Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Смычок и скрипка».

Способы связи предложений в тексте

Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте, анализ прозаических и лирических текстов разной структуры. Цепная и параллельная связь в текстах типа описание, повествование, рассуждение.

Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы, оксюмороны, гиперонимы)

Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (анафора, эпифора: лексические повторы, синонимы, антонимы, оксюмороны, гиперонимы и т. д.).

Местоимения и союзы в связующей функции

Местоимения и союзы в связующей функции. Анализ публицистических текстов с точки зрения их связности. Местоименная и союзная связь между предложениями внутри смысловых частей.

Именительный представления

Именительный представления как мощное экспрессивное средство, организующее или начало текста, или его смысловые части. Текстообразующая функция именительного темы: способ связи смысловых частей текста.

Парцеллированные конструкции

Определение парцелляции. Роль парцелляции художественных текстах в экспрессивной функции. Анализ стихотворений М.Цветаевой, А.Вознесенского, Р.Рождественского

Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования. Повествование. Языковые средства выражения повествования.

Описание. Языковые средства выражения описания

Языковые средства выражения описания. Анализ предложенных текстоописаний, лирических и прозаических. Анализ описания лунной ночи в Отрадном перед встречей князя Андрея с Наташей

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения

Языковые средства выражения рассуждения. Работа учащихся со всеми видами рассуждений. Анализ текста «Нужно ли изучать русский язык?»

Медитативное рассуждение в русской лирике и художественной прозе.

Анализ признаков текста рассуждения на примере произведений, изучаемых на уроках литературы (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Ю. Казаков и др.). Понятие прерванного текста, энтимемы. Анализ текстов медитативного рассуждения в форме эссе.

Тексты разных стилей. Языковое наполнение публицистического и научного стилей

Общее знакомство с проблемой «Языковое выражение художественного, публицистического, научного стилей». Анализ тексов разных стилей.


  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тематическое планирование наименование раздела, темы

Дата проведения

По плану

По факту

Введение. Цели и задачи курса «Анализ текста»

Текст. Признаки текста.

Тема и идея текста

Способы выражения темы текста. Заглавие

Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка

Смысловая нагрузка первого и последнего предложений. Рамка текста.

Тема и микротема текста

Р.р. Обучение сочинению-рассуждению по предъявленной модели

Анализ творческих работ (сочинение по предъявленной модели)

Обращение как оценка предмета речи

Синтаксис текста. Количество и характер предложений

Способы связи предложений в тексте

Планирование смысловой части текста

Средства связи частей текста. Лексические средства

Р.р. Комплексный анализ текста

Местоимения и союзы в связующей функции

Художественно-изобразительные средства в связующей функции

Градация как средство связи предложений

Синонимы и антонимы в связующей функции

Текстообразующая функция именительного представления

Парцеллированные конструкции

Типы речи

Повествование. Языковые средства выражения повествования

Р.р. Анализ текста – повествования (Часть 2 ЕГЭ)

Анализ творческих работ

Описание. Языковые средства выражения описания

Р.р. Анализ текста-описания

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения

Медитативное рассуждение

Р.р. Составление текста-рассуждения по высказыванию о русском языке

Сокращение текста. План. Тезисы, конспект

Оценка текста: рецензия, отзыв

Правила построения рецензии

Виды переработки текста

Теоретические основы анализа текста

Система выразительных средств русского языка. Тропы

Фигуры речи

Урок-практикум по определению средств языковой выразительности

Система норм современного русского языка

Синонимика русского языка

Тексты разных стилей

Разговорный стиль. Основные признаки

Анализ текста В. Шукшина «Штрихи к портрету», стилизованного под разговорную речь

Научный стиль. Основные признаки

Принципы анализа текста научного стиля

Публицистический стиль. Основные признаки

Принципы анализа текста публицистического стиля

Жанры публицистического стиля. Информативная (сообщение) и волюнтативная (повеление) функции

Практикум по анализу текста публицистического стиля

Формулировка и комментарий проблемы текста публицистического стиля

Официально-деловой стиль. Основные признаки. Правила оформления деловых бумаг

Художественный стиль. Основные признаки. Язык художественной литературы

Нормы языка художественной литературы

Формы и качество словесного выражения

Средства художественной изобразительности

Стилистические возможности языковых средств

Особенности текстов-рассуждений в художественной литературе

Проблема текста и позиция автора в художественном тексте

Р.р. Анализ текста художественного стиля

Анализ творческих работ

Культура речи

Практикум по составлению различных текстов

Комплексный анализ текста

Итоговое занятие

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса ученик должен

Знать:

  • изученные разделы науки о языке;
  • смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;
  • функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы.
  • способы связи предложений в тексте;
  • средства связи смысловых частей текста;
  • лексические средства связи.

Уметь:

  • объяснять роль языка в жизни человека и общества;
  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;
  • анализировать структуру и языковые особенности текста.
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • адекватно понимать информацию устного сообщения;
  • читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план).
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся

1.Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка

Критерии

«5»

Ученик

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,

и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

4. Оценка проверочных работ

Оценка “5” ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

V. Список литературы для учителя и учащихся, УМК.

1. «Анализ текста. Теория и практика. 10-11 классы. Элективные курсы». Л.Д. Беднарская, М.: Дрофа 2010.

2. Альбеткова Т.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10 класс. — М., 2008.

3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.

4. Болотова Н.С. Филологический анализ текста. — Томск, 2001.

5. Виноградов В.В. О теории художественной речи. — М., 1971.

6. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: Учебник для общеобразоват. учреждений. (Любое издание.)

7. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.

8. Львова С.И. Уроки словесности. 5—9 классы: Пособие для учителя. — М., 1996.

9. Николина Н.И.. Филологический анализ текста. — М., 2003.

10. Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей/ Под ред. Г.Я. Солганика.- М: Просвещение, 1980.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html

2. http://www.fipi.ru/view/sections/170/docs/

3. http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_russkomu_yaziku/

4. http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_russkomu_yaziku_2004/

5. http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_literature