Деятельностный подход в обучении истории
статья

Завьялова Светлана Владимировна

Статья раскрывает небходимость модернизации образования, использования новых подходов в преподавании истории, повышения качества исторического образования на основе деятельностного подхода в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

Завьялова С.В., Завьялова А.А. Деятельностный подход в обучении истории / Педагогические  чтения  в  ННГУ:  сборник  научных  статей  /  Отв.  ред. И.В. Фролов;  Мин.обр.науки  РФ,  Мин.обр. НО,  Арзамасский  филиал ННГУ.  –  Нижний  Новгород  –  Арзамас:  Арзамасский  филиал  ННГУ, 2015. URL:  http://www.arz.unn.ru/images/pdf/nauka/pecht.pdf

УДК 37

С.В.Завьялова

к. истор. наук

Железнодорожный техникум Нижегородского филиала

 ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»

А.А.Завьялова

учитель истории и обществознания высшей категории

МБОУ Шахунская СОШ № 1 им. Д. Комарова

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Аннотация. Статья раскрывает необходимость модернизации образования, использования новых подходов в преподавании истории, повышения качества исторического образовании на основе деятельностного подхода в обучении. В соответствие с требованиями ФГОС второго поколения и формированием единого культурно - исторического пространства РФ познавательная деятельность обучающихся должна быть ориентирована на формирование универсальных учебных действий. Теоретико-методологической основой развития УУД следует считать в данном случае системно - деятельностный подход, разработанный А.Н. Леонтьевым и теорию поэтапного формирования умственных действия П.Я. Гальперина.  

Ключевые слова: обучение, история, деятельностный подход, П.Я. Гальперин.

Abstract. The article reveals the necessity of modernization of education, new approaches in history teaching, improve the quality of historical education on the basis of activity approach in training. In accordance with the requirements of the FSES of the second generation and the formation of a single cultural and historical space of the Russian Federation cognitive activity of students should be focused on the formation of universal educational activities. The theoretical and methodological basis for the development of the OOD should be considered in this case, the system - activity approach, developed by A. N. Leontiev and the theory of stage formation of mental actions by P. Y. Galperin.

Keywords: teaching, history, activity approach, by P. Y. Galperin.

В условиях динамично развивающегося общества огромное значение приобретает непрерывность образования. Поэтому стратегическая цель учителя, как субъекта образования, на сегодняшний день – создание оптимальных условий для развития позитивного потенциала каждого ученика; организация познания, ориентированного на приобретение обучающимися знаний и   формирование способов умственной деятельности настолько, чтобы они  стали  для них опорой в жизни и способствовали дальнейшему самообразованию и саморазвитию.

Задача учителя в соответствии с требованиями стандартов второго поколения заключается в формировании у обучащихся универсальных учебных действий (УУД): личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных, знаково-символических действий, формирование ИКТ- компетентностей обучающихся которые могут быть основой организации и регуляции любого вида деятельности независимо от предметного содержания, и  целостного развития  личности [15].

Реализация требуемого непосредственно связана с тем, насколько педагог открыт новому опыту; насколько развиты его профессиональные   компетентности: умение реализовать дидактические задачи на основе образовательных технологий, способность к педагогической рефлексии, самообразованию и саморазвитию; насколько развиты его коммуникативные компетентности: владение тактикой комфортного взаимодействия, конструирование прямой и обратной связи, умение создать «высокоинтеллектуальный» фон, способствующий успешной деятельности; насколько развиты  его информационные компетентности: эффективный поиск информации, ее структурирование, формулирование учебных проблем, умение адаптировать их к особенностям педагогического процесса. Так как известно, факторами, повышающими и понижающими качество усвоения нового и взаимодействующими между собой, являются:

  • учебная деятельность учителя и учебная деятельность учащихся; формы, методы, приемы, средства  их  взаимодействия;
  • познавательные возможности учащихся;
  • социально – обусловленные, выдвигаемы обществом цели образования;
  • содержание обучения [4, с. 9].

Таким образом, складываются противоречия:

- между новыми требованиями к уровню подготовки учеников, ориентированными на формирование УУД, опытом самостоятельной и  личной ответственности в решении общественных и профессиональных проблем и недостаточным владением  механизмами формирования УУД;

- между увеличивающимся объемом изучаемой информации и способами, формами, методами ее усвоения;

- между простым исполнением методических проектов, созданных авторами учебников и инновационным характером организации познавательной деятельности.

Возникает проблема чему учить, как учить, то есть проблема содержания и формы, проблема нейтрализации негативных последствий указанных противоречий и создания условий для потенциального развития возможностей учеников.

Решение проблемы необходимо связывать с зависимостью результата деятельности от структуры деятельности, от характера учебных задач и характера учебных действий в процессе учебной деятельности.

Теоретико-методологической основой развития УУД следует считать в данном случае системно - деятельностный подход, разработанный А.Н. Леонтьевым и теорию поэтапного формирования умственных действия П.Я. Гальперина. Еще в 50-е гг. XX века С.Л. Рубинштейн сделал выводы о зависимости познания от психической деятельности и действий человека с предметом, говоря о том, что «результаты заучивания… зависят не только от того, что именно заучивается, но и от того, как человек работает над материалом, как он его анализирует, группирует, обобщает….» [12, с. 226-242].

В 60-е гг. XX века А.Н. Леонтьев исследовал особенности, формы, механизмы различных уровней отражения действительности и сделала открытие в психологии о зависимости форм психического отражения от деятельности субъекта по отношению к отражаемой реальности, о сознательности отражаемого содержания, о взаимодействии процессов воздействия объекта на живую систему и активности субъекта. А.Н. Леонтьев развил учение о деятельности как о процессе [9, с. 8-20].

Сделав открытие, А.Н. Леонтьев развил учение о деятельности как динамичной системе, ее структуре, общности строения внешней практической и внутренней умственной деятельности, о зависимости любых видов деятельности от целей, мотивов выполнения, об «основных образующих» деятельности – действиях, назвав их «процессами», подчиненными представлению о том результате, который будет достигнут, то есть «подчиненными сознательной цели» [10, 5-20].

Важное значение в обучении и сегодня представляет теория Д.Б. Эльконина о проблеме периодизации психического развития, в которой автор показывает единство между развитием «мотивационно - потребностной и интеллектуально познавательной сторон личности». Д.Б. Эльконин рассматривает процесс психического развития личности не как линейный, а как «идущий по восходящей спирали».   Он обращает внимание на то, что в обучении необходимо учитывать результаты развития предшествующего периода для последующего развития и учитывать «сензитивность» (чувствительность) отдельных периодов  психического развития к определенному типу воздействия,  при этом знать доминирующие виды деятельности того или иного возраста [17, с. 6-20].

Д.Б. Эльконин развил идею Л.С. Выготского о том, что обучение, являясь источником возникновения нового в развитии и находясь с ним в единстве, всегда должно его опережать. Л.С. Выготский писал: «… состояние умственного развития ребенка можно будет определить… с помощью выяснения двух его уровней – уровня интеллектуального развития и зоны ближайшего развития».  «Учение о «зоне ближайшего развития позволяет выдвинуть формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию» [2, с. 438-452].

Фундаментальное значение в спектре предъявляемых на сегодняшний день требований к формированию УДД имеет теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. П.Я. Гальперин сформулировал основные этапы формирования умственного действия:

1.Ориентировочная основа действия через материальную или материализованную форму.

2.Этап выполнения действия в громкой речи без предметов.

3.Выполнение действия в «собственно внутренней речи».

П.Я. Гальперин сформулировал формы действия:

1. «Развертывание действия» - выполнение всех операций действия, соотношение каждой операции с начальным состоянием материала и его последовательными измерениями, в процессе этого действия выделяются объективные связи в изучаемом материале;

2. «Свертывание действия», обобщение объективных связей, «очищение от несущественного».

Таким образом, «развертывание» и «свертывание» действий обеспечивают их разумность, сознательность, гибкость мышления. Действия осуществляются сначала в плане внешне громкой речи затем в плане внутренней речи. Наряду с применением «свертывания» и «развертывания» действий П.Я. Гальперин предлагает систематическое изменение типов материалов для решения задач:

Первый тип – материала – общелогический.

Задания общелогического типа материла: 

1)  задания с полным набором только необходимых условий;

2) задания с недостатком некоторых из этих условий;

3) задания с наличием всех необходимых условий и с добавлением лишних условий;

4) задания с недостатком некоторых необходимых условий с одной стороны и с избытком не нужных «данных», с другой.

Второй тип материала-общепсихологический: общепсихологические типы - это разное соотношение наглядных и понятийных признаков, представленных в условиях задач и сопровождающих их рисунках [3, с. 259-276].

        Таким образом, важными условиями продуктивного мышления П.Я. Гальперин называет:

1)   качество умственных действий и тип ориентировки в предмете;

2)   эвристические способы действия;

3) мотивацию, которая «имеет не только, энергетическое, но и ориентировочное значение»;

4)   решение задач.

В связи с обращением к трудам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Л. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина сегодня нельзя не сказать благодарности доценту, преподавателю психологии Т.И. Чирковой, которая в свое время (1975-79 г.г. моего обучения в ГГПИ им. Горького) привила любовь к предмету и глубочайшее уважение к трудам основоположников советской психологии, говоря, что за их учением – будущее. Знание, понимание этих теорий помогает адаптироваться к «вызовам» сегодняшнего дня и использовать их в практической деятельности.

Теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, думается, можно назвать универсальной, так как в ее рамках могут прекрасно функционировать «Технология интенсификации обучения на основе опорных и знаковых моделей учебного материала» В.Ф. Шаталова [13, c. 69-73], технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» С. Заир – Бек [7, с. 66-72], «Многомерная дидактическая технология» В.Э. Штейнберга [6], проблемное обучение [13, с. 60-65], приемы фиксации учебной информации, предложенные О.Ю. Стреловой: денотатные графы, кластеры, фишбоуны  [14].

Идея, лежащая в основе практической деятельности преподавателя, учителя истории, это идея зависимости осознанности и качества формирования УУД от реализации теории деятельностного подхода А.Н. Леонтьева и теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Учебная деятельность» - это деятельность, направленная на приобретение знаний и способов деятельности [11, с. 51], то есть деятельность, направленная на преобразование самого себя. Способами мыслительной деятельности и знаниями дети овладевают по-разному. Критерии для классификации учащихся на группы можно увидеть у Ю.К. Бабанского [1, с. 181], у И.М. Чередова [16, с. 25-33], у Е.Г. Калинкиной [8].

1 группа. Это наиболее подготовленные выпускники, владеют практически всем спектром умений, необходимых для решения заданий, знания их достаточно полны и содержат элементы теоретических обобщений;

2 группа. Дети на хорошем уровне владеют базовыми знаниями и в целом у них сформированы умения и навыки работы с текстами, понятиями, что касается контрольно-измерительных материалов, например, по обществознанию, то они могут равномерно выполнять задания частей А, С;

3 группа. Знания их фрагментарны, они могут распознавать единичные вещи, выполняют лучше часть А;

4 группа. Это наиболее слабо подготовленные выпускники, знания их бессистемны и фрагментарны, теоретический уровень осмысления фактов, явлений, процессов социальной жизни не сформирован. Восприятие многих социальных явлений базируется на обыденных представлениях.

Таким образом, перед преподавателем, учителем всегда стоит проблема как дидактически обеспечить эффективное проведение уроков в аудитории, в классе, где рядом обучаются и одаренные дети, и так называемые «середняки». Данные об уровне сформированности учебных действий свидетельствуют о том, что необходимо учитывать и разные уровни восприятия материала: теоретический и эмпирический уровень [5, с. 316-324] в ходе организации всех структурных компонентов  учебной деятельности.

Учебные действия по теории П.Я. Гальперина состоят в следующем:

1. Принятие задачи.

2. Преобразование задачи

3. Моделирование в графической или другой знаковой форме.

4. Преобразование модели, «свертывание» действия, которое приводит к знанию в «чистом» виде.

5. «Отработка» знания в процессе решения задач.

6. Самоконтроль.

7. Самооценка.

Таким образом, обучение в фокусе стандартов второго поколения предполагает переход от знаниевой парадигмы к деятельностному подходу, формированию универсальных учебных действий. Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности.  

Деятельностный подход в обучении истории является важным фактором умственного развития обучающихся, а историческое образование является важнейшим ресурсом социально – экономического, политического, культурного развития общества и его граждан. История дает возможности самоидентификации, определения ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимосвязи с природой, об общественном существовании и развивает способности школьников на основе исторического анализа и синтеза, творческого решения проблем, применения знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.  История является одной из основных общественных  наук, с которой связан процесс  формирования единого знания об обществе.

Список литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. Сборник под ред. Е.В. Шороховой. М, 1966.
  4. Гора В.П. Повышение эффективности обучения истории в школе.М.:1988
  5. Давыдов В.В.  Виды обобщений  в обучении. М., 1972.
  6. Дидактические материалы к курсам повышения квалификации специалистов – тьюторов в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по проблеме: «Актуальные вопросы изучения новейшей истории России и обществознания». 11-16 августа 2008 М., 2008
  7. Заир – Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. - № 4. – 2005.
  8. Калинкина Е.Г. Дидактические материалы курсов в НИРО, 2011
  9. Леонтьев А.Н. Сборник: XVIII Международный психологический конгресс. М.: Наука. 1966.
  10. Леонтьев А.Н. Сборник: основы теории речевой деятельности. М.: Наука. 1974.
  11. Обществознание под ред. Л.Н. Боголюбова М.: Просвещение, 2006.
  12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: народное образования, 1998.
  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: народное образования, 1998.
  15. Стрелова О.Ю. Учебник истории: старт в новый век. М.: Просвещение, 2006
  16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
  17. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
  18. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

системно-деятельностный подход при обучении математике

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта позволяет по новому посмотреть на образовательный процесс...

Презентация системно -деятельностный подход в обучении математике

презентация к статье системно деятельностный подход...

Системно - деятельностный подход в обучении математике

В условиях перехода общеобразовательных учреждений на новые стандарты  перед преподавателями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных уч...

«Системно-деятельностный подход в обучении естественных наук».

Роль деятельностного подхода в обучении естественным наукам и его использование на практике....

«Системно-деятельностный подход в обучении естественных наук».

Роль деятельностного подхода в обучении естественным наукам и его использование на практике....

Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания.

Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Из опыта работы....