КЕЙС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
статья

Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Применение кейс-метода делает возможным комплексное развитие умений во всех видах речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и аудирование), что способствует более активному и успешному формированию иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Особенностью кейс-метода, применяемого на занятиях английского языка в условиях среднего профессионального учебного заведения, является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию (case), возникающую в учебном процессе, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы [2, с. 244]. Отметим, что при решении той или иной проблемы важно не репродуктивное освоение информации, а сотворчество преподавателя и обучающегося, где преподаватель, являясь модератором, направляет обучающегося, помогает ему самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать и применять знания, полученные с помощью применения технологии кейс-метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-metod.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Лобанова Наталия Сергеевна, преподаватель английского языка

ГБПОУ СПО «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

КЕЙС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Методика преподавания иностранных языков – это гибкая и постоянно расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционными подходами наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, эффективным педагогическим инновациям и технологиям. Современные вызовы модернизации педагогического образования требуют пересмотра организации учебного процесса в средних профессиональных педагогических учебных заведениях. Новый ФГОС СПО ставит учреждения среднего профессионального образования перед необходимостью ориентироваться прежде всего на практическую подготовку, формирование готовности и способности будущих педагогов выполнять трудовые функции в области обучения, воспитательной и развивающей деятельности в соответствии с получаемой квалификацией. Увеличение в учебных планах доли внеаудиторной работы актуализирует задачу разработки способов организации самостоятельной работы студентов на основе компетентностного подхода и принципов практикоориентированности. Потенциал самостоятельной работы очень высок, она подготавливает обучающегося к самообразованию, формирует готовность к самореализации и непрерывному самосовершенствованию.

Чаще всего под самостоятельной работой понимается форма организации учебного процесса в системе СПО, которая выполняется без непосредственного участия, но под общим руководством преподавателя. В качестве главного признака самостоятельной деятельности определяется не то, что студент работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие, выполняемое студентом, им осознается, подчинено цели, которую он сам поставил. Таким образом, главной задачей организации самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном учебном заведении является систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, формирование способности использовать полученные знания при решении коммуникативных и профессиональных задач, становление компетенций в области самообразования и саморазвития. В контексте вышесказанного одним из эффективных способов «погружения» студентов в профессиональную деятельность, а также способов обучения студентов иностранным языкам в рамках самостоятельной работы является кейс-метод.

Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Применение кейс-метода делает возможным комплексное развитие умений во всех видах речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и аудирование), что способствует более активному и успешному формированию иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем [1, с. 86].

Особенностью кейс-метода, применяемого на занятиях английского языка в условиях среднего профессионального учебного заведения, является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию (case), возникающую в учебном процессе, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы [2, с. 244]. Отметим, что при решении той или иной проблемы важно не репродуктивное освоение информации, а сотворчество преподавателя и обучающегося, где преподаватель, являясь модератором, направляет обучающегося, помогает ему самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать и применять знания, полученные с помощью применения технологии кейс-метода [3, с. 178].

Рассмотрим основные этапы работы с кейсом в учебном процессе на уроке английского языка на 1 курсе педагогического колледжа. Технология включает в себя следующие этапы:

  • 1 этап – знакомство с коммуникативной ситуацией, ее особенностями;
  • 2 этап – выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
  • 3 этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
  • 4 этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
  • 5 этап – решение кейса – предложения одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы предотвращения конфликтов и их разрешения.

После прохождения всех этапов необходимо обсудить решение проблемы, сделать окончательный вывод [4, c. 64].

Рассмотрим основные этапы работы студентов с кейсом и обратимся к разработанному нами плану - конспекту занятия английского языка с использованием кейс-метода. Темой урока является: «What is better: living in the city or in the country?» При подготовке использован практический вид кейса. Преподавателю необходимо определить проблемное направление урока «Living in the city or in the country». За несколько дней до занятия преподаватель озвучивает данное проблемное направление, также объявляет, что урок будет проводиться в режиме кейс-метода. Студенты после обсуждения самостоятельно задают проблему, которая может быть следующей: «What is better: living in the city or in the country?». Преподаватель делит класс на несколько небольших подгрупп (4–6 человек) и дает задание подгруппам, включающее проведение социального опроса на тему «Что лучше: жизнь в городе или в сельской местности?», составление сравнительной таблицы преимуществ и недостатков жизни в городе и сельской местности, приведение примеров людей, выбравших жизнь в городе или в сельской местности и т. д. Поскольку уровень языковой подготовки у всех обучающихся разный, целесообразно дать изучение материалов кейса в качестве домашнего задания, что будет способствовать развитию их умений самостоятельной работы. Студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо владеют дополнительной фактологической информацией и имеют представление о действительности, в которой происходят события, описанные в кейсах.

Таким образом на основе применения кейс-метода была выведена следующая технология обучения. Деятельность преподавателя до начала урока предполагает разработку кейса, определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы, продумывание сценария занятия, во время занятия — организацию предварительного обсуждения содержания кейса, руководство групповой работой, организацию итогового обсуждения. Деятельность обучающихся до начала занятия заключается в получении кейса, изучении литературы, самостоятельной подготовке, во время занятия — в изучении дополнительной информации, представлении и отстаивании своего варианта решения задания, выслушивании точек зрения других участников.

В заключении следует отметить, что кейс-метод позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучающихся, развивать умения высказывать мысли, идеи, предложения, видеть альтернативную точку зрения и аргументировать свою, проявлять и совершенствовать аналитические и оценочные навыки, готовность работать в команде, способствует пониманию неоднозначности решения проблем в реальной жизни. Применение кейс-метода требует от преподавателя больше времени на подготовку по созданию кейсов, преодоление существенных трудностей, заключающихся в недостатке учебно-методической литературы, однако данный метод способствует более активному усвоению материала на рецептивном и продуктивном уровне и мотивирует обучающихся, когда они видят высокие результаты собственной работы.

Список используемой литературы:

1. Абрамова С. Ю., Белозерова Ю. В. Использование кейс-метода на уроках английского языка//Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г.Уфа, март 2015 г.).- Уфа, 2015. – 94 с.

2. Ильина О. К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка / Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070 148 лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. научн. статей в 2 ч. / Под общ. ред. Л. Г. Ведениной. — М.: МГИМО - Университет, 2009. – 253 с.

3. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. -Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.

4. Титова Н. Л. «Базисный» кейс-метод: основы и практика использования / Н. Л. Титова // Бизнесобразование.- 1999. № 2 (3). - 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание в процессе обучения иностранному языку (из опыта работы).

В статье рассматриваются четыре аспекта постановки воспитательной цели урока иностранного языка, а также факторы, посредством которых осуществляется воспитание на уроках, даны определения нравст...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов для всех специальностей по дисциплине ОГСЭ. 03 Иностранный язык (английский)

Самостоятельная работа студентов по иностранному языку является неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении на очном отдел...

Технология деловой игры: подготовка сценария (опыта работы преподавателя английского языка)

Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активн...

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

В данной статье учитель английского языка делится опытом формирования у младших школьников комплекса УУД на уроках английского языка....

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОГСЭ.04 Иностранный язык

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО...