Снятие трудностей при обучении говорению в процессе изучения иностранного языка
статья

Кошевец Екатерина Валериевна

Данная статья предназначена для помощи начинающим преподавателям в обучении говорению на инстранном языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snyatie_trudnostey_v_protsesse_obucheniya_govoreniyu.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Снятие трудностей в процессе обучения говорению.

Обучение говорению занимает особое место в освоении английского языка как иностранного. Существует ряд простых, но важных установок, которые будут полезны для  преподавателя.

Поощряйте непринуждённую и доверительную атмосферу

Непринужденная атмосфера способствует свободному выражению своих мыслей. Умелый преподаватель может и должен создавать такую атмосферу. Следующие советы помогут в решении данной задачи:

1) Запомните каждого учащегося. Обращение к студенту по имени способствует преодолению трудностей, связанных с выступлением перед группой.

а) концентрируйте внимание на говорящем студенте. Когда учащийся представляет себя, учителю следует повторить имя студента хотя бы единожды вслух и дважды про себя. Внимание фокусируется в основном на говорящем с установлением визуального контакта.

б) Записывайте. При необходимости делайте пометки.

2) Хвалите. Преподавателю следует использовать поощрительные и мотивирующие комментарии после выступления учащегося перед группой. Тем не менее важно соблюдать умеренность для поддержания высокого уровня учащихся. Напоминайте студентам, что не существует идеальных ответов, но это не значит, что к ним не стоит стремиться.

3) Улыбайтесь. Это располагает.

4) Говорите естественно. У некоторых педагогов возникает желание говорить медленно и громко, нарочито подчёркивая интонационный рисунок, что якобы способствует пониманию. Не стоит этого делать. Речь преподавателя должна быть как можно более естественной, чтобы именно такой образец был у учащихся.

5) Студент говорит, а не пишет. Практически на каждом занятии необходимо предоставлять учащемуся максимальное количество возможностей для высказывания.

6) Избегайте использования родного языка учащимися на уроке. Даже если учащиеся упускают что-то из сказанного учителем. Используйте перевод на родной язык учащихся только в самой крайней необходимости.

Воспринимайте сами  и  обучайте восприятию чужой речи

 Необходимо не только обучать говорению, но и пониманию сказанного. Для этого учитель должен следить за тем, чтобы внимание студентов не рассеивалось. Следует стараться вовлекать максимально всех студентов в группе в процесс урока. Если кто-то из учащихся отвлекается, можно вернуть его внимание, задав вопрос или попросив повторить предыдущего высказывавшегося. Этот способ также помогает оценить насколько студент понимает о чём идёт речь.

Будьте воодушевлены и полны энтузиазма

Не стоит недооценивать фактор влияния энтузиазма и личной вовлечённости педагога в процесс обучения. Особенно если речь идёт об обучении говорению на иностранном языке.

Будьте терпеливы

Терпение особенно необходимо преподавателю в процессе обучения говорению. Попробуйте поставить себя на место студента. Не забывайте о тех трудностях, с которыми сталкиваются учащиеся. Дайте студенту время для построения высказывания. Однако, не следует выпускать из виду и остальных учащихся. Не позволяйте кому-либо из учеников монополизировать время занятия: студент не должен говорить слишком долго и много.

Будьте деликатны

Учитель должен чувствовать настроение группы учащихся, все тонкости и нюансы, возникающие в течение каждого конкретного занятия. Некоторые студенты особенно переживают из-за допущенных ошибок и чувствительны к замечаниям. В таких случаях не стоит акцентировать на этом внимание ни самому преподавателю ни позволять этого остальным участникам образовательного процесса. Воспринимайте эту особенность учащихся всерьёз.

Рассуждайте

Следует сделать это одним из ключевых моментов в процессе обучения языку. Само по себе говорение на иностранном языке не является самоцелью. Изучение иностранного языка не должно сводиться только лишь к речепроизводству. Преподаватель должен настраивать учащихся на размышление на определённые темы и анализ актуальных проблем. Именно этот момент можно назвать точкой начала становления и совершенствования языковой личности.

Слушайте

Речь учителя не должна превалировать в течение урока! Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся говорили как можно больше в процессе урока. На занятиях в некоторых группах учитель может выступать в роли в меру критически настроенного слушателя, в других группах учитель может играть более активную роль для сохранения заданного направления беседы.

Исправляйте

Что же следует предпринять учителю  в отношении грамматических ошибок и ошибок в произношении? Это особенно деликатный вопрос. Конечно же, ученик должен знать о своих недочётах. Тем не менее не следует прерывать ход мысли учащегося или активную беседу многочисленными корректировками несущественных ошибок. Например, если ученик ошибся в произношении, преподаватель может зафиксировать ошибку в своих записях и ближе к концу урока вернуться к её исправлению. Тем временем, не стоит пропускать грубые ошибки. Непременно исправляйте их, но делайте это максимально тактично.

Ниже прилагаются несколько видов техник, зарекомендовавших себя наиболее успешно в процессе обучения говорению.

1) Импровизированное говорение.        Студент получает карточку с заранее подготовленной для него темой. На подготовку устного ответа отводится 2 минуты. И 2 минуты – на сам ответ. После чего одногрупники могут задать вопросы по теме.

2) Видео. Презентация. Преподаватель демонстрирует студентам известные или интересные им места.

3) Обзор книг. Студенты делают пятиминутный обзор книг, которые могут быть интересны.

4) Театральная/кино вечеринка. Просмотр спектакля или фильма на английском с последующим обсуждением увиденного учащимися.

5) Запись урока. Иногда преподаватель может записать урок и на следующем занятии прослушать вместе с учащимися с последующим обсуждением.

6) Ролевая игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

Вебинар как эффективный инструмент при изучении иностранного языка

Статья в соавторстве с коллегой посвящена инновационной технологии проведения Вебинаров по иностранному языку для студентов дистанционных технологий...

Использование технических средств обучения при изучении иностранного языка

Использования технических средств обучения позволяет в минимум времени охватить максимум информации. Более того является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет е...

«Почему возникают трудности при изучении иностранного языка учащимися средней школы»

Почему ребенку необходимо изучать иностранный язык с раннего возраста?1. Психологи считают, что в раннем возрасте вся информация, если она подается ребенку в понятной форме, воспринимается малышами на...

В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...

В ЯРОСЛАВЛЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

18 ноября 2019 года в Ярославле пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранног...