Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Античная эстетика"
учебно-методический материал

Тетачко Светлана Ивановна

Методические материалы (лекция  и презентация) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Античная эстетика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭСТЕТИКА

Лекция по теме: «Античная эстетика»

            Научная теория эстетического знания состояла в античной Греции от VI до IV века до н.э. Истоки эстетических представлений древних греков связаны с мифологическими верованиями.

Художественная предметность насыщает собой пространство античного мира.  Обычные предметы быта олицетворяют внутреннее совершенство ее создателей (владение мере, чувство ритма, пропорций). Гармоничность образности характерна для культовой предметности, архитектурной застройки, изобразительного, поэзии, музыки, театра  Древней Греции.  Однако это лишь первая причина  космической целостности бытия,  отражение которого стало основой развития эстетики.

            Вторая, не менее важная причина, - формирование человеческой индивидуальности, дух которой определялся, питаясь идеей совершенства мира. Создание полисной системы, основанной на принципах рабовладельческой демократии, стимулирует соревнования свободных граждан в добродетелях и умениях, что обусловило быстрый и блестящий расцвет всех сфер духовной жизни. Поэтому философия, мифология, искусство, эстетическая теория, моральные представления, законы общественной жизни образуют здесь органические взаимосвязи. Они вытекают из единой логической мысли: жизнь согласно законам космической гармонии. Именно поэтому Древняя Греция стала родиной становления философии как науки, теории права (полисной законодательство), теории этики, эстетической теории науки логики и научного естествознания.

                 Анализируя историю античной эстетики, О. Лосев считает единственным ее предметом "чувственный космос". Первые эстетические представления греков находятся в пределах мифологического сознания, имевшей поэтический характер и религиозной обрядности с выраженной эстетической нагрузкой. Она охватывала песни, танцы, декламации, музыку, поэзию. Искусства, становились на почве обрядности и из ее потребностей, имели синтетический характер, поскольку сочетали поэзию, музыку, танец. Так, эстетическое сознание,  формирующее отношение древних греков к миру, определило доминирование художественности. Целостное видение мира как доски и одушевленного космоса - эстетическое видение - определило также потребность познать законы его строения.

               Начала становления эстетической теории Древней Греции связаны с архаическим периодом (VI века до н.э). Это время формирования античного логоса, предстает единством чувственного и разумного начал человеческой природы. Эстетическое видение определило также потребность познать законы  строения одушевленного космоса. Представители античной натурфилософии -. Пифагор (582 - начало V века до н.э),. Гераклит Эфесский (около 530-470 до н.э),. Эмпедокл (около 490-430 Демокрит (около 460 - 370 до н.э) - были основателями античной эстетики.

               Пифагорейцы (пифагорейский союз, основанный в VI века до н.э) были известными теоретиками искусства и эстетики, в частности музыкальной. Их творчества принадлежит теория числа как сущности вещей познаний  мира.  Гармонию пифагорейцы считали объективной закономерностью, определяющей жизненность всех явлений, в том числе и искусства.  Им принадлежит идея гармонии как единства противоположностей. Пифагорейцы разработали эстетику музыки, открыли зависимость высоты звука и длины струны звучит, обнаружили числовые отношения, образующие гармоничность музыки: октава - 1:2; кварта - 3:4. Пифагору принадлежит обоснование теории музыкального воспитания, что является основой морального, душевного и физического здоровья.

                 Дальнейшее разработка понятия "гармония"содержится в философско-эстетическом учении Гераклита Эфесского. Гармонию философ рассматривает как внутреннее единство, согласованность, уравновешенность противоположностей – все это составляют целое (космос или отдельный предмет). Гармония придает вещам определенности, устойчивости и прочности.

                 Особое значение в становлении эстетических представлений о гармоничную целостность мира должна философия Демокрита. Ему принадлежит ряд трактатов по эстетике: "О ритмах и гармонии","О поэзии","О красоте  слов","О хорошем и плохом звучания звуков". Философ исследовал также эстетические идеи изобразительного искусства. Искусство Демокрит трактует как подражание природе. Способность людей создавать красивые художественные произведения философ также считал даром природы (проблема таланта, впоследствии примет значение одной из ведущих в эстетике). Он ввел понятие творческого "вдохновения", сравнивая его со своеобразным безумием. Демокрит, как и его предшественники (Пифагор, Эмпедокл), разграничивает чувственное и логическое познание. Древнегреческие натурфилософы обосновали закономерности бытия природного мира, определив их принципы основанными на принципах эстетического. Это разумно упорядоченный мир на основе гармонии, меры, порядка.

                 Греческие софисты (Протагор, Горгий, Продик, Фразимах,  Гиппий,. Антифонт) - философы V века до н.э - основатели нового направления в эстетическом освоении мира: субъективно-антропологического. В противоположность  космологизму натурфилософов софисты учили: в природе нет никакого порядка и никаких законов. Они отделили художественную деятельность всех других ее видов на основании не случайности создания. Во-вторых, искусство было противопоставлено природе на том основании, что в природе царит случай, а искусство является следствием сознательного выбора. Субъективное понятие софистов - определение прекрасного:"Прекрасное есть то, что приятно для зрения и слуха". В этом определении имеется релятивизм (относительность) понимание красоты. Важность их позиции для эстетической теории заключается в том, что впервые был открыт феномен субъективного переживания эстетических ценностей. Они признавали большое влияние красоты на человеческие чувства.

                 Сократ (469-399) он положил начало диалектическиому методу построения мысли, в том числе и в области эстетики. Разрабатывая преимущественно проблемы этики,. Сократ внедрил эстетические  критерии оценки человека по объективным ее качествами - человеческим добродетелям. Добродетели же определяются знанием людей о том, что такое добродетель, а значит, и действуют на основе этих знаний. Он считал наивысшими добродетелями человека умеренность, храбрость, справедливость, на знание которых могут претендовать только"достойные люди", сочетая в себе добро и красоту ("калосагатос").Сократ впервые выделяет общее понятие"прекрасное", что выступает как характеристика ряда явлений: прекрасная предметность, прекрасная мысль, прекрасное человеческое тело. Он раскрывает диалектику объективного в и субъективного в понятии" прекрасное": красота может быть фактом сознания и одновременно фактом материального мира. Важной составляющей эстетики Сократа является обоснование принципа идеализации в искусстве.

                   Творчество Платона (427-347 до н.э) открывает новую эпоху в истории античной эстетики и философии вообще - период высокой классики. Понятие «прекрасное» в метафизике Платона неотделимо от учения об идеях. Мир идей - это особый мир, он воплощает законы, по которым осуществляется все мировое космической жизни. Идеи - идеальные сущности, лишенные телесности. Они являются объективной реальностью, находящейся вне с конкретными вещами и явлениями. Идея красоты входит в этот идеальный мир и выражает суть во прекрасного как такового, является образцом, принципом создания прекрасных, чувственно воспринимаемых вещей, совершенным воплощением идеи прекрасного.  Космос предстает благоустроенным, эстетически завершенным целостным, т.е. идеей. Согласно Платону космос - максимальное осуществление идеальных принципов бытия. Идея красоты имеет место в эстетике Платона. Она обнаруживает себя красотой в природе, душе, обществе. Все человеческие творения - подражание космического бытия, а следовательно и осуществленных в нем вечных идей, хотя они возникают только их слабыми копиями. Философ утверждает, что все формы действительности имеют эстетическую нагрузку, становятся проявлениями художественности, поскольку в них отсвечивает идея красоты. Итак, в философии Платона в основе понятия "идея"сформулирована и обоснована целостная концепция эстетического, основой которого является прекрасное, что приобретает всепроникающий характер  космического бытия, предметного мира, человека и его деятельности.

                  Творчество Аристотеля (384-322 до н.э) относится к периоду поздней классики. Он был систематизатором знаний эпохи античности в области естествознания, гуманитарных знаний, логики, философии, этики, эстетики. Мир у. Аристотеля выступает эстетически определенным целым, основой бытия которого является красота высокой красотой Философ считает Ум (греч noys - разум, мысль, дух) - определенной вечной творческой сущностью. Целевая причина всего сущего -"перводвигатель","бог". Ум и есть прекрасное. Ум представляется самодостаточной ценностью и одновременно ум - ценность для всего существующего. Все существующее прекрасно благодаря своей причастности к Уму. Впервые именно в трудах. Аристотеля определено искусство как особый вид духовной деятельности, имеющей самоценное значение. Важным в эстетике Аристотеля является рассматриваемая в связи с теорией трагического проблема катарсиса (очищения). Это понятие философ раскрыл не полностью, он скорее имеет характер замечания относительно цели искусства.  

                 Понятие "эллинистическая эстетика"отражает развитие эстетики на протяжении длительного исторического периода: от II века до н.э до III в н е. Это эпоха, синтезирующая две культуры: греческую - последних веков старой эры (культуру эллинов: название происходит от самоназвания древних греков) и римскую. Упомянутое понятие отражает влияние древнегреческой эстетики и культуры в целом на весь регион Средиземноморья. В эпоху эллинизма изменилось представление о ценности культуры, в частности философии и эстетики. Центром философских поисков, отодвинув на второй план вопросы познания законов бытия, стали проблемы найденных средств для обустройства жизни и получения благополучия – это  считалось условием счастья. Эстетика также сосредоточена не на вопросах сущности красоты и проблемах искусства, а на выяснении практической полезности  искусства для создания жизненного благополучия.

                В эпоху эллинизма сложилась ряд философских школ, разрабатывали отдельные аспекты эстетической теории. Основные из них - эпикурейская, стоическая, скептическая. Неоплатонизм (III-IV вв н э) - это последний этап развития греческой философии и эстетики, стал своеобразным итогом всех предыдущих ее этапов. Основной круг проблем, связанных с эстетикой, сосредоточен вокруг понятия "прекрасное". Способ конструирования мифологических образов  Плотина (III в н. э.) подобен  мифотворчеству. Так Афродита - это и мировая душа, и душа. Зевса, и просто душа, и красота. Да к тому  же многоаспектная символика других богов (Аполлон,. Деметра, Гестия, Дионис). Высшая красота по Плотину - это боги, а суть их красоты - Ум, который действует с целью своего проявления .  Боги не потому Боги, что у них прекрасные тела (иметь прекрасное тело еще не значит быть богом), а именно благодаря Уму. В эстетике Плотина  проявления красоты в природе, красоты человеческих тел, духовная красота предстает следствием сознательного действия ума, который формирует совершенную красоту. Плотин создает учение об иерархической сущности  эйдоса: высший - чистый эйдос, ниже - то, что дано художнику, еще ниже - то, что выражено в произведении искусства. Так же в природе: существует чистый эйдос идеальной вещи, ниже - эйдос воспринимаемый человеком,  и, наконец, эйдос реальной вещи. Плотин дает иерархию диалектического схождения внутренних эйдосов: тела, души и ума - к высшей красоте. Она наполняет душу чистой и разумной любовью.

Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте истоки эстетического мировоззрения древних греков
  2. Докажите, что художественность была определяющей характеристикой всех сфер деятельности древних греков
  3. Какая связь этического и эстетического знания в философии Сократа?
  4. Проанализируйте эстетические аспекты теории идей в философии Платона
  5. Охарактеризуйте  идеи красоты в философской системе Платона
  6.  Раскройте понятие "мимесис","калокагатия","катарсис" в эстетике Аристотеля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ЭСТЕТИКИ Рациональный подход к проблемам искусства и прекрасного. Логика , присущая произведениям греческого искусства. Атональность. Атона́льность , атона́льная му́зыка в гармонии XX века — принцип звуковысотной организации, выражающийся в отказе (иногда демонстративном) композитора от логики гармонической тональности. Многообразие теорий. Понимание красоты как воплощенной идеи, формы. Неоформленность безобразна.

Слайд 2

АНТИЧНОСТЬ Античность – период от возникновения в I тысячелетии до н.э. Древней Греции и до гибели Римской империи в V веке н.э. Слово античность произошло от латинского «antiques » - « древний » Античная культура возникла в свободных городах-государствах Древней Греции, а позднее и в покорившем её Риме

Слайд 3

Этапы развития древнегреческой культуры Крито-микенская культура ( III- II тыс. до н.э.) Гомеровский период ( XI – VII вв. до н.э.) Архаика ( VI - V вв. до н.э.) Классическая Греция ( V- IV вв. до н.э.) Эллинизм ( IV- I вв. до н.э.)

Слайд 4

ПЕРЕОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ЭСТЕТИКИ В истории античной эстетики можно выделить три наиболее значительных периода: Раннюю классику. К этому периоду (VI —начало V в. до н. э.) относятся философско-эстетические школы ранней греческой философии до Сократа: Пифагор и его школа, Гераклит, Демокрит, софисты. Зрелую классику. Сократ, Платон, Аристотель. Эллинизм. Стоицизм, Скептицизм, Эпикуреизм, Неоплатонизм.

Слайд 5

ЭСТЕТИКА РАННЕЙ КЛАССИКИ. ПИФАГОРЕИЗМ Космологическое истолкование основных проблем эстетики. Есть объективно данное прекрасное –это космос. Красота космоса заключается в том, что он гармоничен. Гармония базируется на числовых соотношениях и единстве противоположностей. Красота есть число. Учение о музыке. Музыкальное искусство базируется на числовых соотношениях. Музыка –божественное искусство. Влияние. Творчество известного греческого скульптора Поликлета (связывал красоту с точным соблюдением числовых пропорций).

Слайд 6

Пифагор Самосский — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно философской школы пифагорейцев

Слайд 7

Поликлет — «Дорифор» Старший (Πολύκλειτος) древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2 й половине V века до нашей эры.

Слайд 8

ЭСТЕТИКА РАННЕЙ КЛАССИКИ. ДЕМОКРИТ Демокриту принадлежит одна из первых формулировок теории мимесиса. Наиболее распространенный перевод – подражание. Мимесис – действие, через которое внутреннее становится внешним. Искусство трактуется как приведение в соответствие внутреннего и внешнего миров. Идея общественной обусловленности искусства. Искусство возникает не из нужды, а из развившейся роскоши Теория эстетического восприятия. Слух«вбирает»звук. Звук–физическое тело, звук «втекает» в органы

Слайд 9

Демокри́т Абдерский — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии

Слайд 10

ЭСТЕТИКА РАННЕЙ КЛАССИКИ. СОФИЗМ «Dialexeis». Основная идея –прекрасное субъективно, а не объективно. Прекрасное существует только в связи с условиями места, времени и цели. То, что прекрасно в одном отношении, безобразно в другом. Теория искусства. Искусство, в зависимости от вида, создается либо для иллюзии, либо для удовольствия. Трагедия –искусство, сознательно производящее обман. Восприимчивостью к обману определяется эстетическая чуткость зрителя. В изобразительных искусствах первостепенное значение имеет гедонистическое содержание.

Слайд 11

ЭСТЕТИКА ЗРЕЛОЙ КЛАССИКИ. СОКРАТ Знание -критерий красоты. Критерий целесообразности. Одна и та же вещь может быть прекрасна и безобразна, все зависит от того, насколько хорошо она отвечает своему назначению. Та или иная вещь является прекрасной не сама по себе, а лишь в отношении к чему-либо. Красота может существовать и без точного соблюдения пропорций , если только непропорционально сделанная вещь будет соответствовать своей функции. Критерий полезности, утилитарности.

Слайд 12

Сокра́т — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека

Слайд 13

ЭСТЕТИКА ЗРЕЛОЙ КЛАССИКИ. ПЛАТОН Учение о прекрасном. В диалоге «Гиппий Больший» опровергаются все известные до Платона концепции прекрасного. Платон отрицает прежде всего, что прекрасное есть конкретная физическая вещь, что прекрасное —это нечто пригодное, целесообразное (Сократ), что прекрасное —это чувственное удовольствие (софисты). Позитивное определение прекрасного: 2 тенденции 1. От пифагореизма. Прекрасное как математическая пропорция. «Тимей». «Филеб». 2. Оригинальная платоновская концепция прекрасного связана с учением об эросе. «Пир». Эрос понимается как стремление через красоту приобщится к вечному миру. Материальный мир и мир идей соединяются посредством «лестницы любви и красоты». Платон различает: Красоту как таковую, которая абсолютна и неизменна, принадлежит вечному миру идей.

Слайд 14

Плато́н — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения сохранились полностью.

Слайд 15

ЭСТЕТИКА ЗРЕЛОЙ КЛАССИКИ. ПЛАТОН Теория творчества. Учение о вдохновении. «Ион» Мистическая концепция творчества. Художник творит в состоянии одержимости, наития. Теория искусства. Искусство –подражание подражанию. Искусство –слабое и неполноценное отображение абсолютной красоты вечных идей. Критика современного Платону искусства. В своем утопическом проекте он изгоняет из «идеального государства» многих художников и поэтов, в том числе и Гомера, запрещает использование некоторых музыкальных инструментов.

Слайд 16

ЭСТЕТИКА ЗРЕЛОЙ КЛАССИКИ. АРИСТОТЕЛЬ Определение красоты. В VII главе «Поэтики» Аристотель говорит: «Красота заключается в величине и порядке». Прекрасное должно быть соразмерно человеческому восприятию. Учение о подражании. Подражание есть деятельность, к которой человек склонен от природы и которой он отличается от других существ. Подражание носит познавательный характер. Подражание доставляет человеку удовольствие, а следовательно, носит эстетический характер.

Слайд 17

Аристо́тель — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 годах до н. э. основал Ликей. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник логики.

Слайд 18

ЭСТЕТИКА ЗРЕЛОЙ КЛАССИКИ. АРИСТОТЕЛЬ Учение о трагическом очищении — катарсисе. Катарсис –очищение от аффектов. Учение о калокагатии. Калокагатия» — древнейший термин античной эстетики, отражающий представление о человеке как одновременно «добром» (agathos) и «прекрасном» (calos). Классификации искусства. Подражание дает критерий для различения искусств: все виды и роды искусства отличаются друг от друга по предмету, способам и средствам подражания. Высшими видами искусства Аристотель считает поэзию и музыку по причине близости нравственному миру

Слайд 19

ЭСТЕТИКА ЭЛЛИНИЗМА. СТОИЦИЗМ Клеанф «О прекрасных предметах», Хрисипп «О прекрасном и наслаждении». Сенека. Цицерон. Учение о природе как космическом художнике. Цель искусства—соответствие природе. Учение о симметрии как основе и сущности красоты. Должен существовать художественный принцип, делающий природу прекрасной. Этот принцип —симметрия

Слайд 20

ЭСТЕТИКА ЭЛЛИНИЗМА. СКЕПТИЦИЗМ Пиррон. Суждение о прекрасном и безобразном не имеет отношения к истине, а основывается на традиции и привычке. Секст Эмпирик. «Против ученых». Две книги трактата посвящены проблемам искусства — «Против риторов» и «Против музыкантов». В обоих трактатах Секст Эмпирик подвергает сомнению возможность существования объективной науки об искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к урокам

Презентации к урокам (в том числе в дистанционном формате), онлайн-лекции, задания, методические рекомендации для студентов...

Методические материалы к урокам

Презентации к урокам...

Методические материалы к уроку обществознания по теме "Религия и религиозные организации"

Методические материалы (технологическая карта) к уроку обществознания в организациях  СПО по теме "Религия и религиозные организации"...

Методические материалы к уроку по теме "Теория цвета"

Методические материалы (презентация) к уроку Цветоведения по теме "Теория цвета" методиста, преподавателя Тетачко С.И.  в рамках содержания дисциплины "Спецрисунок и художественная...

Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Базовые категории эстетики"

Методические материалы (презентация) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Базовые категории эстетики"  методиста, преподавателя Тетачко С.И....

Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Эстетика Средневековья"

Методические материалы (лекция) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Эстетика Средневековья"...

Методические материалы к урокам

Методические материалы к урокам1. Практическая работа МДК.06.022. Презентация ПМ.05 Предоставление экскурсионных услуг по теме "Основные понятия и классификация услуг" 3.Презентация по ...