Женское образование в России начала 20 века
творческая работа учащихся

Ольга Михайловна Воронова

Актуальность исследования заключается в том, что конкурентоспособность на рынке труда невозможна без наличия определенных знаний и умений. Сегодня работодатели предъявляют все новые более строгие требования к своим будущим работникам.

Кроме этого, любая новая информация не только позволяет получить знания в определенной области, но и повышает кругозор человека, его уверенность в собственных силах, грамотность и компетентность.

В конечном итоге именно качественное образование, начиная со школьной скамьи, позволяет человеку получить возможность найти свое призвание в жизни, самоутвердиться, стимулирует на раскрытие своих внутренних возможностей, а также непрерывное саморазвитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_liski.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Женское образование в  России начала 20 века

Попов А.А .,

студент  2 курса,

специальность «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»,

 г. Воронеж

Научный руководитель: Воронова О.М.

Тема исследовательской работы возникла у меня совсем не случайно. Дело в том, что моя прабабушка Александра Мефодиевна Авсенева долгое время работала в уникальной школе города Новохоперска, школе для глухонемых детей, помогала людям с большими проблемами здоровья, как то приспосабливаться к условиям жизни. Это школа возникла после Великой Отечественной войны. В домашнем архиве сохранилась обложка школьного журнала 1947-48 учебного года. И с момента создания школы для глухонемых детей, моя прабабушка работала в ней учителем младших классов. По архивным данным   ГАОПИ ВО, школа просуществовала до 1981г. (Приложение №1).

Меня очень заинтересовало образование прабабушки, которое дало ей не только знания в педагогической работе, но и милосердное отношение к людям с ограниченными возможностями. В нашей семье бережно храниться её  аттестат, воспитанницы Донского Епархиального женского училища Александры Мефодиевны Авсеневой, родившейся 10 апреля 1900г., поступившей в означенное училище в 1911г. и окончившая в нем полный курс наук в 1917г. Целью исследования было выявление взаимосвязи между полученным образованием и  последующем призванием в профессии. Методы исследования, используемые мною были: сравнительно-исторический анализ литературных и архивных источников, материалов периодической печати, обобщение и систематизация изучаемых фактов.

Актуальность исследования заключается в том, что конкурентоспособность на рынке труда невозможна без наличия определенных знаний и умений. Сегодня работодатели предъявляют все новые более строгие требования к своим будущим работникам.

Кроме этого, любая новая информация не только позволяет получить знания в определенной области, но и повышает кругозор человека, его уверенность в собственных силах, грамотность и компетентность.

В конечном итоге именно качественное образование, начиная со школьной скамьи, позволяет человеку получить возможность найти свое призвание в жизни, самоутвердиться, стимулирует на раскрытие своих внутренних возможностей, а также непрерывное саморазвитие.

Именно таким человеком была моя прабабушка Александра Мефодиевна, которая получила уникальное образование на заре 20 века и нашла свое единственно возможное, место в жизни.

Отцом моей прабабушки был Настоятель церкви Мефодий Михайлович Авсенев. К счастью, сохранился архив Духовной консистории Донской и

Новочеркасской епархии, из официальной справки которого следует следующее: Настоятель церкви Мефодий Михайлович Авсенев родился 20 июля 1872 года. Окончил полный курс наук в Воронежской духовной семинарии с аттестатом 2 разряда 24 мая 1896 года. Преосвященнейшим Афанасием епископом Воронежским и Задонским рукоположен в сан дьякона к Александро-Невской церкви слободы Петровки Павловского уезда той же губернии 2 февраля 1897 года. По прошению принят в Донскую епархию на вакансию дьякона к Архангельской церкви станицы Казанской 13 февраля 1898 года. Преосвященнейшим Иоанном епископом Аксайским рукоположен во священника и определен к Свято-Духовской церкви хутора Бугровского 17 декабря 1900 года. Проходил должности учителя в сане дьякона в церковно-приходских школах слободы Петровки Павловского уезда с 2 февраля 1897 года по 13 февраля 1898 года, Казанской станицы с 13 февраля 1898 года по  17 декабря 1900 года, законоучителя Бугровского министерского училища с 22 октября 1908 года по 27 сентября 1910 года, законоучителя в приходских школах – Суховского с 1 сентября 1907 года и Еримиловского –с 6 сентября 1908 года. Проходил должность духовного следователя по Урюпинскому благочинию с 6 февраля 1910 года по 13 марта 1914 года. Награжден набедренником 21 января 1906 года и скуфьей 18 апреля 1911 года. Женат на дочери дьякона Марии Тимофеевной Григорьевской, 18 июля 1875 года. Авсенев Мефодий Михайлович, священник станицы Михайловской Урюпинского района, арестован 10 января 1931 г. по статье 58-10. Вину на допросе не признал. Тройкой ОГПУ 28 марта 1931 г. приговорен к расстрелу.  Реабилитирован священник Авсенев Мефодий Михайлович в 1958 г. Их дети: Александра 10 апреля 1900 года, в 1915 году обучается в Новочеркасском епархиальном училище в 5 классе.

Несколько слов к вопросу о Донской и Новочеркасской епархии, как основателе  Донского Епархиального женского училища в г. Новочеркасске.

Донская и Новочеркасская епархия Русской Православной Церкви (недействительно.)

Епархия была учреждена как самостоятельная Новочеркасская епархия 5 апреля 1829 года будучи выделена из состава Воронежской. В ее состав, кроме области войска Донского, вошли также Черноморское войско и Кавказская область. С 11 января 1830 года епархия является архиепископией. 17 июля 1842 епархия, в связи с учреждением самостоятельной Кавказской епархии, кафедра переименовывается в Донскую [37,44]. Кафедральным городом епархии был Новочеркасск.                          

Интересна история возникновения Донского Епархиального женского училища.  В 1889 году в приспособленном помещении начинает занятия Епархиальное женское училище. В 1894 г. училище получает собственное трехэтажное каменное здание  с общежитием на Платовском проспекте. В этом же здании в этом же 1894году освящается училищная церковь во имя Пречистой Божией Матери. Церковь закрывается в 1920г. с размещением в этом здании Пензенских кавалерийских курсов. Позднее здесь будут учиться студенты Зооветинститута, Инженерно-мелиоративного института, а ныне мелиоративной академии [1, 16].

Указом Синода от 29 февр. 1868 г. всем епархиальным управлениям предлагалось устроить при женских монастырях учебные заведения для девочек, преимущественно духовного звания. В Усть-Медведицком женском  монастыре такое училище уже было создано в 1867 г. В 1871 г. училище открылось в Старочеркасском Ефремовском монастыре. В 1889 г. в Новочеркасске начало работу Донское епархиальное жен. училище, с октября 1894 г. размещавшееся в специально построенном 3-этажном каменном здании. Лучшие 6 воспитанниц училища получали стипендии архиеп. Макария (Миролюбова) и архиеп. Афанасия (Пархомовича), войскового старшины  П. З. Макарова и его жены В. И. Макаровой. В 1915 г. архиеп. Митрофан утвердил устав Богородично-Введенского братства вспомоществования нуждающимся воспитанницам епархиального женского  училища, председателем братства стал Аксайский еп. Ермоген (Максимов). В том же году архиеп. Митрофан утвердил также устав Покровского братства при Новочеркасском ДУ, целью к-рого было «оказывать материальное вспомоществование воспитанникам Новочеркасского духовного училища и содействовать их религиозно-нравственному воспитанию» В конце XIX в. в обл. Войска Донского действовало 397 церковноприходских школ и 486 школ грамоты, в к-рых обучалось 33 316 чел. Наряду с церковноприходскими на Дону были открыты и церковно-учительские школы, готовившие учителей начальных училищ всех разрядов. На содержание церковных народных школ Донской епархии в 1901 г. было израсходовано более 310 тыс. р.

В 1889г. в приспособленном здании открывает свою деятельность Донское епархиальное женское училище, вскоре (1894г.) получившее в свое распоряжение специально построенное по проекту архитектора Студеникина огромное 3-х этажное каменное здание на Платовском пр. (ныне учебный корпус НГМА).

Сохранились документы Донского епархиального женского училища ГАРО с журналами педагогического совета, статсведениями и годовыми отчетами.

В Донских епархиальных ведомостях 1917, №№, 48-51, указан список выпускниц Донского епархиального женского училища 1917г. в котором значилась фамилия моей прабабушки Авсеневой Алесандры.

В этой связи, у меня появилась острая необходимость более глубокого изучения имеющегося исторического опыта женского образования в России начала XIX- XX в.

Сферой интереса настоящего исследования выступают епархиальные женские училища, просуществовавшие вплоть до 1918 г. и составлявшие наряду с другими учебными заведениями, такими как институты благородных девиц, гимназии Министерства народного просвещения, гимназии Ведомства императрицы Марии, училища духовного ведомства, систему среднего женского образования в России.

В конце XIX века сложившаяся система среднего женского образования все более тяготела к единообразию, но в то же время она имела и существенно отличавшийся от всех остальных тип учебного заведения - епархиальные женские училища. На основании проведенного исследования выделены особенности развития епархиальных женских училищ в России:

К середине 1860-х г. система среднего женского образования включала в себя государственные и негосударственные женские средние учебные заведения. В рамках этой системы существовали и учебные заведения для дочерей православного духовенства, которые условно подразделялись на две категории. Первую категорию составляли училища, находившиеся под покровительством императрицы, вторую - училища, работавшие под управлением епархиального начальства и при попечительстве местного духовенства. Они отличались по целям, форме организации, учебными планами и программами, сословному составу, правам должностных лиц и материальным обеспечением.

Училища первой категории ставили перед собой цель дать девицам духовного звания воспитание, соответствующее их назначению - жены и помощницы священнослужителя, а также матери и хозяйки дома. Это были строго закрытые учебные заведения, куда принимались только дочери духовенства. В процессе их обучения использовались программы и планы Царскосельского женского училища девиц духовного звания. Должностные лица таких училищ считались на государственной службе, пользовались правами на пенсию и получали фиксированную заработную плату.

Среди училищ второй категории одни предназначались для девочек-сирот и носили благотворительный характер, другие - обучали девочек разных сословий, осуществляли те же цели, что и училища первой категории, но отличались от них организацией, имели разные учебные планы, программы и уставы. Училища второй категории в 1868 г. стали постепенно преобразовываться в епархиальные женские училища.

Как показало исследование, создание епархиальных женских училищ происходило, как правило, по инициативе духовенства. Они предназначались для образования дочерей духовенства и содержались на изыскиваемые им средства. Устав епархиальных женских училищ 1868 г. стал итогом деятельности духовенства по организации систематического школьного образования дочерей. Благодаря просветительскому движению православного духовенства, устав 1868 г. юридически закрепил статус самостоятельного среднего учебного заведения за епархиальными женскими училищами.

Разработанное для девочек духовного звания содержание среднего образования по своему уровню соответствовало образцам средних светских женских учебных заведений, обеспечивая воспитанницам полноценную подготовку к семейному поприщу и общественной деятельности. Кроме того, епархиальные женские училища давали право дочерям духовенства на материальную независимость от семьи. Обеспечивая формирование личности в духе православия и народности, епархиальные училища сыграли немаловажную роль в распространении просвещения и религиозности среди российского населения.

В деятельности епархиальных женских училищ в соответствии с динамикой развития их целей и задач выделено три основных этапа. В первоначальный период развития (1843 - 1868 гг.), до закрепления за ними статуса епархиальных женских училищ, основной целью их создания считалась подготовка жены священника, способной разделить все сложности его стези. На первом этапе ( 1868 - 1895 гг.) указанная выше цель воспитания дочерей православного духовенства расширилась благодаря приобщению воспитанниц к распространению полученных в училище знаний среди населения . Второй этап (1895 - 1907 гг.) отмечен яркой тенденцией педагогизации епархиальных училищ, которая проявилась в создании экспериментальных педагогических классов внутри структуры училищ. На третьем этапе (1907 - 1918 гг.) Святейшим Синодом были законодательно закреплены и созданы не только дополнительные педагогические классы, но и базовые школы при каждом училище для педагогической практики. Судя по тенденции развития, эти училища со временем превратились бы в педагогические учебные заведения, однако государственные преобразования в России повлекли за собой ликвидацию всех видов средних женских учебных заведений.

По своей организации учебные заведения подразделялись на закрытые, полузакрытые и открытые. Епархиальные женские училища представляли собой полузакрытые учебные заведения, в которых воспитание большинства будущих "матушек" проходило без ограничения их общения со своими семьями.

Исследование показало, что учебно-воспитательный процесс в епархиальных женских училищ осуществлялся в соответствии с законодательными актами, циркулярными указаниями Святейшего Синода и рекомендациями учебного комитета, включающими последние достижения психолого-педагогической мысли: учет возрастных и индивидуальных особенностей, дидактические принципы обучения, развитие навыков самообразования и определяющей роли личности наставника.

Анализ используемых методов и средств обучения, рекомендованных учебным комитетом при Святейшем Синоде показал, что преподаватели епархиальных ясенских училищ исключали элементы механической работы -"муштры и зубрежки". Вместо них применялись такие методы, которые способствовали развитию мышления учениц и стимулировали сознательную деятельность. Основными методами обучения были "излагательный" (рассказ, чтение, лекция), "катехитический" (беседы, поучения, проповеди, наставления), эвристический, самостоятельная работа (с книгой, с первоисточником, устные и письменные упражнения, сочинения, рефераты), лабораторные работы.

Изменения содержания образования и методов обучения в епархиальных женских училищах на всех этапах их развития, в соответствии с законодательными актами, носили поступательный характер, обогащая и совершенствуя учебно-воспитательный процесс.

Хорошо продуманная организация внеурочной работы в условиях полузакрытого учебного заведения не только развивала способности и интересы учащихся, отвечала их разнообразным запросам, но и способствовала целенаправленной подготовке епархиалок к будущей деятельности, как жены священника, так и учительницы начальной школы. В этих целях большое внимание уделялось кружковой работе: иконописанию, золотошвейному искусству, ткачеству, шитью обуви, садоводству и огородничеству, медицине и гимнастике.

Руководство епархиальными женскими училищами осуществлялось в соответствии со сложившейся иерархией управления, верхнюю ступень которой занимал Святейший Синод, затем епархиальный архиерей, совет училища, состоявший из представителей духовенства и светских лиц, и которому удавалось обеспечить их высококвалифицированными педагогическими кадрами, изыскать возможности пенсионного обеспечения, осуществлять воспитание и образование дочерей православного духовенства в соответствии с поставленными целями, а также трудоустроить выпускниц училищ.

В отличие от других средних женских учебных заведений главный орган управления - училищный совет - был наделен широкими полномочиями, включающими разработку подробных программ по каждому предмету, выбор учебников и учебных пособий, изменение количества часов, отводимых на прохождение учебного курса, ограничиваемые лишь санкциями епархиального архиерея. Помимо вопросов, касающихся учебно-воспитательной работы и хозяйственной деятельности училища, совет был наделен полномочиями назначать на должности преподавателей, воспитательниц, врачей и т.д. [433, 439].

Изучение епархиальных женских училищ в России показало, что они относительно равномерно распространялись по всей стране, и это было безусловным результатом деятельности духовенства на местах в каждой епархии.

Возвращаясь к жизни моей прабабушки Александры МефодиевныАвсеневой,       хочется сказать, что полученное образование в Донском Епархиальном женском училище позволило заниматься ей педагогической деятельностью в 30-40 годы прошлого века, в начальной школе слободы Пасюковка Кантемировского района Воронежской области, за тем  поступить в Борисоглебский педагогический техникум 1930-34гг. и работать в Камышановской школе Новохоперского района, учителем младших классов.

7 ноября 1926 года– день основания Борисоглебского педагогического техникума Тамбовской области. В 1937 году на основании приказа комиссара народного просвещения РСФСР (№ 58 от 7 января 1937 года) Борисоглебский педтехникум был переименован в Борисоглебское школьное педагогическое училище, призванное готовить учителей начальных классов [14]. 

Полученное, в детстве и юности воспитание, во многом помогли Александре  Мефодиевне стойко перенести  роковые моменты судьбы. Репрессии послереволюционной России коснулись её дважды. В 1931г. был арестован и расстрелян отец , настоятель церкви Мефодий Михайлович Авсенев, а в 1937г. арестован и казнён муж Ткачев Николай Федорович. Из архивно- следственного дела, хронящегося в ГАОВИ ВО, стало известно, что Ткачев Николай Федорович, 1895 г. рождения  х. 4-й Коленовский Елань-Коленовского района Алексанре  Мефодиевне, житель г. Новохоперска был арестован Новохоперским РО НКВД 13 ноября 1937г. по обвинению в антисоветской агитации и постановлением тройки УНКВД по ВО от 15 декабря 1937г. по ст. 58-10 УК РСФСР приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 30 декабря 1937г.

Николай Федорович, был белогвардейцем, участником Первой Мировой войны. Он служил в 9-ой Кавалерийской дивизии в составе II-го Кавалерийского корпуса, при 7-й армии (Юго-Западный фронт), 72-я конная сотня государственного, 1 взвод.

Видимо, вследствие этого Николай Федорович и  пострадал в период красного террора 1937г. Из рассказов родственников, я знаю, что Александра  Мефодиевна  всю жизнь была и оставалась глубоко преданным своему делу и призванию человеком.

Литература:

  1. Преображенский А. Положение епархиальных женских училищ // Народное образование. 1899. - № 5. - С. 37-44.
  2. Попов А. О дополнительном специально-педагогическом классе при епархиальном женском училище // Пензенские епархиальные ведомости. -1880.-№ 4-6.-С.1-16.
  3. По вопросу о Московском женском епархиальном училище // Православное обозрение. 1870. - №12. - С. 433-439.
  4. http://www.dspl.ru/eLib/ донская электронная библиотека
  5. Нижне-Волжский исторический сборник Царицынского генеалогического общества ред. Е. В. Астафьев. - Волгоград : Изд-во ЦГО, 2012г.
  6. Памятная книжка области Войска Донского на 1900 г. Новочеркасск, 1900. Стат. данные. С. 14.
  7. История Русской Церкви. Макарий ( Булгаков) Т. 7.- Спасо- Преображенский Валаамский монастырь, 1996 г.-799 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание математического образования в средней школе России конца XIX - начала XX века.docx

Во все времена перед педагогической теорией и практикой стоят проблемы совершенствования системы образования, повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения применительно к усло...

Методическая разработка интегрированного занятия "Естественнонаучная революция конца 18 начала 19 веков"

Методическая разработка аудиторного интегрированного занятия по истории, обществознанию, биологии, математике "Естественнонаучная революция конца 18 начала 19 веков" . Интегрированные заняти...

методическая разработка урока по истории на тему: " Смутное время начала XVII века "

План-конспект урока по истории  на тему: " Смутное время начала XVII века" составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "история" программы подготовки квал...

Спицин Ю.С. (статья ВАК) Приоритеты гражданского образования в Испании начала XXI века.

В статье раскрываются приоритеты гражданского образования в общеобразовательных учреждениях современной Испании, которые определяют цель, задачи и содержание формирования у испанской молодежи нравстве...

Политические партии начала 20 века

Учебный материал к урокам по истории...

Политические партии начала 20 века

Учебно-методический материал к уроку истории...

Либеральные партии начала XX века

Презентация на тему либеральные партии начала XX века по дисциплине ОУД.05 История...