История 1 курс "Внешняя политика США во второй половине XX века начала XXI века США в 1945-1974 гг. После Второй мировой войны
план-конспект занятия

Соединённые Штаты Америки стали самой могущественной в экономическом отношении страной мира. В конце 1940-х гг. эта страна производила более 60% промышленной продукции всех капиталистических стран (в довоенный период эта доля составляла 40%). К 1945 г. более 75% мирового золотого запаса принадлежало США. Треть экспорта капиталистических стран приходилась на Соединённые Штаты. За пять лет войны прибыли американских монополий выросли на 87 млрд долларов. Доллар стал мировой валютой, было установлено финансовое лидерство США.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_40.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Внешняя политика США во второй половине XX века начала XXI века

США в 1945-1974 гг. После Второй мировой войны

 Соединённые Штаты Америки стали самой могущественной в экономическом отношении страной мира. В конце 1940-х гг. эта страна производила более 60% промышленной продукции всех капиталистических стран (в довоенный период эта доля составляла 40%). К 1945 г. более 75% мирового золотого запаса принадлежало США. Треть экспорта капиталистических стран приходилась на Соединённые Штаты. За пять лет войны прибыли американских монополий выросли на 87 млрд долларов. Доллар стал мировой валютой, было установлено финансовое лидерство США.

Значительно возросло военное могущество США, в том числе за счёт обладания ядерным оружием. США имели около 500 военных баз в различных регионах мира. Американские войска располагались в Германии, Японии, Италии и в других странах мира. США стремились к мировому господству. Серьёзным препятствием на этом пути стал СССР, который сыграл решающую роль в разгроме фашистской Германии. Поэтому внешняя политика США в послевоенный период базировалась на концепции «сдерживания коммунизма», которая легла в основу «доктрины Трумэна» 1947 г. Этому курсу соответствовала и объявленная в 1946 г. программа экономической помощи странам Европы, пострадавшим в ходе Второй мировой войны, вошедшая в историю как план Маршалла. По этой программе в 1948–1952 гг. США вложили в страны Западной Европы 17 млрд долларов с целью не допустить социальных потрясений и усиления левых сил в этих странах. В результате возросло не только экономическое, но и политическое влияние США в Западной Европе, что проявилось в создании в 1949 г. военно-политического блока НАТО. Под влиянием США находилась и Латинская Америка, и многие страны Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Президентом США в 1945–1953 гг. был Гарри Трумэн. Во внутренней политике администрация президента от Демократической партии ориентировалась на продолжение и развитие «нового курса» Рузвельта. В 1946 г. был принят закон о занятости, который позволил заметно снизить безработицу. Повысился минимум почасовой заработной платы, пенсий, были выделены средства на строительство жилья для семей с низкими доходами. Однако развернуть в полной мере задуманные программы не удалось из-за противодействия конгресса США. В условиях нарастающей «холодной войны» многие мероприятия подобного рода стали рассматриваться как «пособничество коммунизму». По инициативе сенатора-республиканца Джозефа Маккарти (1908–1957) началась кампания по выявлению шпионов-коммунистов, которыми, по мнению сенатора, наводнены органы власти. Начались чистки, увольнения чиновников, преследования членов левых организаций, были приняты антидемократические законы. Это явление вошло в историю как маккартизм, или «охота на ведьм». Во второй половине 1940-х — 1950-е гг. в США наблюдался устойчивый экономический рост. Динамично развивалась тяжёлая и лёгкая промышленность. Экономическому подъёму, а также снижению безработицы во многом способствовало участие США в корейской войне (1950–1953), вызвавшей рост военных заказов в стране. Внутриполитический курс Д. Эйзенхауэра соответствовал консервативным принципам: правительство поддерживало частные монополии и фирмы, сокращало налоги на частный капитал, ограничивало воздействие государства на экономику. В то же время были развёрнуты социальные программы: медицинского обеспечения, страхования по нетрудоспособности и некоторые другие. Расширилось строительство шоссейных дорог, жилья, учебных заведений. Были созданы новые департаменты (министерства) — здравоохранения и просвещения. В 1950-е гг. последовательно росла зарплата, уровень жизни американцев повышался, хотя до 40 млн человек жили в условиях бедности. В конце 1950-х гг. были приняты меры, направленные на обеспечение прав темнокожих американцев, в частности, была признана незаконность сегрегации в школьном образовании. Эру Эйзенхауэра назвали эпохой «консервативного согласия».

При Д. Эйзенхауэре Соединённые Штаты Америки перешли к более умеренной внешней политике.

Это было во многом вызвано и сменой руководства в СССР, приходом к власти нового руководителя партии и правительства Н. С. Хрущёва, который приехал в США в 1959 г. и лично пообщался с американским президентом. Однако наладившиеся отношения были омрачены полётом американского разведывательного самолёта У-2, тайно проникшего на территорию СССР и сбитого в 1960 г. советским противоракетным комплексом. В эти годы в США много внимания уделяли созданию военно-политических союзов в разных регионах мира: в 1954 г. — СЕАТО, 1955 г. — Багдадский пакт. В Латинской Америке США жёстко боролись с революционными движениями, свергали неугодные режимы (1954 г., Гватемала), организовывали интервенции (1959 г., Доминиканская Республика). Но в конце 1950-х гг. в ряде стран Латинской Америки провашингтонские режимы были свергнуты. Особенно острой проблемой для США стала победа революции на Кубе в 1959 г.

На выборах 1960 г. победу одержал представитель Демократической партии Джон Кеннеди (1917–1963), который занимал президентский пост в 1960–1963 гг. Новый президент выступил с экономической программой «Новые рубежи», целью которой провозглашалось повышение платёжеспособного спроса населения. Она ориентировалась на стабилизацию экономики, серьёзное перевооружение производства, увеличение расходов на науку и высшее образование, качественное развитие этих сфер. Предполагалось снижение налогов для небогатых слоёв населения, расширение гражданских прав цветного населения, социальные программы для пожилых людей, увеличение минимума зарплаты. Правительство запретило повышать цены в отдельных отраслях, разработало меры помощи бедствующим регионам, переподготовки рабочих и обучения их новым профессиям. Но многие проекты остались на бумаге, так как вызвали недовольство крупного бизнеса.

Во внешней политике США в 1960-е гг. столкнулись с новыми вызовами: усиливалось и крепло влияние СССР в мире, ширилось национально-освободительное движение в странах Азии и Африки. Это неоднократно вызывало серьёзные международные кризисы. Одним из первых таких кризисов стал Берлинский кризис 1961 г., вызванный строительством Берлинской стены и чуть не столкнувший в вооружённом конфликте советские и американские силы. Кроме того, серьёзными конкурентами США в экономике стали Западная Европа и Япония. Чтобы сохранить роль мирового лидера, США, с одной стороны, проявляли гибкость, реализм, склонность к компромиссу, с другой стороны — жёсткость и непреклонность. Так, в отношении стран Латинской Америки была разработана программа «Союз ради прогресса» с целью нейтрализации влияния кубинской революции. Программа предполагала оказание экономической помощи латиноамериканским странам. США неоднократно пытались свергнуть революционный режим Фиделя Кастро, в том числе вооружённым путём. Одна из таких попыток в 1961 г. завершилась провалом. Чтобы защитить кубинскую революцию, СССР разместил в 1962 г. на Кубе ракеты среднего радиуса действия и ядерные боеголовки. Это вызвало негативную реакцию США. Противостояние двух держав в октябре — ноябре 1962 г. получило название Карибского кризиса. Мир оказался на грани ядерной войны. С помощью взаимных уступок и компромиссов лидеры СССР и США Н. С. Хрущёв и Дж. Кеннеди сумели урегулировать конфликт. На других континентах и в регионах мира США продолжали активную внешнюю политику: свержение революционного правительства в Конго, интервенция в Доминиканскую Республику, военные поставки Государству Израиль. Но главным направлением внешней политики в 1960-е гг., особенно в годы президентства Л. Джонсона, стала агрессия в Индокитае — вьетнамская война (1964–1968). Возникшее здесь народно-освободительное движение привело к расколу страны на две части. В Северном Вьетнаме к власти пришли сторонники коммунистических идей, которых поддержал СССР. США участвовали во вьетнамской войне на стороне Южного Вьетнама, пытавшегося удержать капиталистические порядки в стране. Масштабы вовлечённости США в этот конфликт постоянно росли. Если в 1964 г. здесь находилось 23 тыс. американских военнослужащих, то в 1968 г. — 500 тыс. человек.

Участие во вьетнамской войне стало крайне непопулярным в американском обществе. Гибли, получали увечья десятки тысяч американцев. Из-за войны и гонки вооружений правительство сокращало расходы на социальные программы. В стране росло антивоенное движение, которое в итоге приобрело характер широкого протеста, к нему присоединились миллионы американцев разных социальных слоёв и групп, различные общественные движения и организации: студенты, феминистки, хиппи, ветеранское движение, религиозная оппозиция. Участники антивоенного движения критиковали внешнюю политику своего правительства, требовали вывода американских войск из Вьетнама, прекращения войны, а также выступили против вторжения армии США в соседнюю с Вьетнамом Камбоджу. Антивоенное движение оказывало мощное влияние на политическую жизнь США в эти годы, а также сыграло роль в окончании войны во Вьетнаме.

В 1960-е гг. в США усилилось и движение афроамериканцев за полное равноправие. Чернокожие американцы развернули массовую борьбу против дискриминации в избирательных правах, трудоустройстве, образовании, пользовании транспортом. Движение развернулось и в стихийной, и в организованной форме. Центральной фигурой организованного протеста был Мартин Лютер Кинг (1929–1968), стоявший на позициях ненасильственной борьбы. Результатом этой борьбы стало принятие серии актов 1964–1968 гг., запрещающих расовую дискриминацию и сегрегацию афроамериканцев. Одновременно с антивоенным движением и борьбой афроамериканцев во второй половине 1960-х гг. росло число экономических забастовок. Только в 1968 г. бастовало более 2 млн 600 тыс. человек. На фоне роста протестного движения победу на президентских выборах в 1968 г. под лозунгом «Почётный мир во Вьетнаме» одержал кандидат от Республиканской партии Ричард Никсон (1913–1994), чей срок пребывания в Белом доме ограничился 1969–1974 гг. Его приход к власти совпал с началом кризиса перепроизводства. Началось сокращение экономики, рост числа безработных, повышение цен на потребительские товары. В этих условиях активизировалось забастовочное движение. В 1971 г. кризис перешёл в состояние депрессии, позже наметился экономический подъём, но вскоре разразился мировой сырьевой кризис, который стал серьёзным испытанием для американской экономики. Всё это время не прекращались антивоенные акции, усиливалось студенческое движение. Внутриполитический курс Р. Никсона осуществлялся под флагом «нового республиканизма». В соответствии с неокейнсианской концепцией экономического развития президент разделял необходимость государственного контроля над промышленным и сельскохозяйственным производством, вмешательство в трудовые отношения, развитие системы социального страхования. В начале 1970-х гг. администрация Р. Никсона принимала меры по замораживанию цен на потребительские товары и зарплаты, девальвации доллара и борьбе с инфляцией, хотя такая политика не была характерна для республиканцев. Инфляцию и кризис преодолеть не удалось. После переизбрания на президентский пост в 1972 г. Никсон усилил традиционный рыночный подход в социально-экономической сфере, снизив расходы на социальную. При Р. Никсоне началось освоение нефтяных месторождений на Аляске, создание новых шахт в восточных штатах. Внешнеполитическая деятельность США при президенте Р. Никсоне была направлена на укрепление баланса между державами и укрепление мира. Заслуга в её формировании во многом принадлежала советнику президента Генри Киссинджеру. Были достигнуты важнейшие договорённости с СССР по ограничению гонки вооружений. В мае 1972 г. во время визита Р. Никсона в Москву был подписан Договор об основах советско-американских отношений. Среди договорённостей США и СССР были Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО, 1972) и Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1, 1973). Эти договоры способствовали сокращению ядерных вооружений и стали важнейшим достижением периода в истории международных отношений, получившего название «разрядки международной напряжённости». С 1969 г. Р. Никсон начал сокращать военное присутствие США во Вьетнаме.

В 1973 г. в Париже стороны, вовлечённые в войну во Вьетнаме, подписали Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира. Были нормализованы американо-китайские отношения.

Во внешней политике период неоконсерватизма в США совпал с новым обострением «холодной войны». В русле политики «разрядки» президент США Дж. Картер успел подписать в 1979 г. Договор ОСВ-2 об ограничении стратегических наступательных вооружений, но из-за ввода советских войск в Афганистан США приостановили ратификацию этого договора. Отношения с социалистическими странами значительно ухудшились: США организовали бойкот летних Олимпийских игр в Москве в 1980 г., ввели эмбарго на поставки пшеницы в СССР. При президенте Р. Рейгане, назвавшем Советский Союз «империей зла», значительно усилилась гонка вооружений. В 1983 г. в США была запущена программа «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), получившая название «звёздные войны». Она предполагала не только создание новой системы противоракетной обороны, но и возможность развёртывания гонки вооружений в космосе. На реализацию программы СОИ были выделены миллиарды долларов. Военные расходы США в эти годы обострения «холодной войны» были огромны. При Р. Рейгане был принят самый большой в истории США военный бюджет. США осуществляло давление на страны, которые находились в зоне влияния СССР: бомбардировка ливийской столицы г. Триполи, свержение левого правительства в Гренаде в ходе интервенции, поддержка вооружённых повстанцев, боровшихся с левыми правительствами в Никарагуа, Анголе, Афганистане. 

Новый этап в отношениях СССР и США наступил во второй половине 1980-х гг., когда в Советском Союзе началась перестройка. В 1986 г. состоялась встреча Р. Рейгана и М. С. Горбачёва в Рейкьявике, начался переход от конфронтации к сотрудничеству. Во время визита М. С. Горбачёва в США в декабре 1987 г. был подписан Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), размещённых в Европе. В 1990–1991 гг. по договору, подписанному Дж. Бушем и М. С. Горбачёвым, сокращалось военное противостояние в Европе, был подписан Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1) (1991). Успешной была внешняя политика США и на других направлениях. В 1990 г. США организовали коалицию западных держав против Ирака, напавшего на Кувейт. Война в Персидском заливе закончилась сравнительно лёгкой победой, но после неё в США начался глубокий экономический спад.  Экономические трудности начала 1990-х гг. в США привели к росту дефицита бюджета. Чтобы решить эту проблему, Дж. Буш повысил косвенные налоги, сократил налоговые льготы для малоимущих граждан. Проблемы социального характера обострились: росла безработица, падал уровень жизни американцев, население было недовольно развитием систем здравоохранения и образования. Дефицит госбюджета и быстрое увеличение государственного долга стали одной из насущных проблем этого времени. Выборы 1992 г. Республиканской партии выиграть не удалось. Новый президент от Демократической партии Билл Клинтон (1993–2001) обещал масштабные перемены.

Администрация Б. Клинтона в своей политике стремилась совместить методы консерваторов (рынок и частная инициатива) с социальной ответственностью государства за своих граждан. Много внимания уделяли образованию, медицине, социальному обеспечению. Таким образом, речь шла о политике «третьего пути». В годы президентства Б. Клинтона США развивались довольно успешно: наблюдался устойчивый экономической рост, инфляция составляла всего 2%. В США за эти годы было создано 20 млн новых рабочих мест, уровень безработицы снизился до 4,6%. Был повышен минимальный размер зарплаты до 5,15 доллара в час. Увеличился подоходный налог на богатых граждан. Военные расходы были существенно снижены. При Б. Клинтоне небывалых успехов достигло развитие новейших технологий. 

Не все проекты Б. Клинтона были реализованы из-за противодействия конгресса, например новые программы создания рабочих мест. Под давлением консерваторов было ужесточено иммиграционное законодательство, сокращён допуск мигрантов к программам социальной помощи. 

При Клинтоне усилилась экономическая интеграция в Западном полушарии. США подписали с Канадой и Мексикой договор о создании Североатлантической зоны свободной торговли с целью защиты рынков трёх стран от экспансии товаров из Европы и Азии. Договор вступил в силу в 1994 г. и способствовал экономическому росту этих стран. 

 Годы президентства Б. Клинтона вошли в историю и политическим скандалом. Оппоненты Клинтона уличили его во лжи под присягой во время расследования его любовных романов. Была инициирована процедура импичмента. Но популярность президента среди населения была очень высокой, сенат не осмелился отрешить президента от власти.

Во внешней политике Б. Клинтон исходил из необходимости сохранить для США роль «мирового лидера» не только опираясь на экономический потенциал, но и через влияние в культурно-информационной среде. В 1993 г. Вашингтон провозгласил концепцию «расширения демократии», сутью которой было содействие демократизации бывших социалистических стран с целью превращения их в членов НАТО. Россия не рассматривалась возможным участником блока. В то же время Москва была готова сближаться с США. Однако широкомасштабного экономического и политического сотрудничества так и не сложилось.

В 1990-е гг. с распадом СССР Соединённые Штаты Америки стали самым влиятельным и могущественным государством в мире. Опираясь на свой военный потенциал, США зачастую без оглядки на мировое сообщество отстаивали свои интересы на разных континентах мира либо самостоятельно, либо в рамках блока НАТО. Вмешательство в дела различных государств, как правило, обосновывалось борьбой за продвижение демократических ценностей. США стали инициатором многих миротворческих миссий: переговоров между Израилем и Палестиной (1995), урегулирования конфликта в Югославии (1995). Но всё же в международных отношениях в эти годы в решении конфликтных ситуаций всё больше делалась ставка на военную силу. В нарастании этой тенденции огромную роль играли Соединённые Штаты Америки. Так, в 1998 г. США нанесли авиаудары по Ираку из-за отказа правительства С. Хусейна сотрудничать с экспертами ООН. В 1999 г. силы НАТО, возглавляемые США, провели военную операцию против Югославии.

США в первые десятилетия XXI в. В начале XXI в. в США, которые стали самой экономически развитой страной мира, продолжилось формирование постиндустриальной экономики. Всё более повышается роль высокотехнологичных, ресурсосберегающих и наукоёмких производств. Преимущественно развиваются отрасли сферы услуг, связанные с информационным обеспечением различных областей общественной жизни. Доля промышленного производства сокращается, многие из традиционных отраслей экономики переводятся в третьи страны. Продолжается рост уровня образования и квалификации рабочей силы. 

 Война с терроризмом стала оправданием ужесточения политики США на международной арене. Уже в октябре 2001 г. США началивоенную операцию в Афганистане против талибов, отказавшихся выдать Усаму бен Ладена, возглавлявшего международную террористическую сеть исламистов «Аль-Каида» (движение «Талибан» и организация «Аль-Каида» запрещены в РФ). Именно на него была возложена ответственность за теракт в Нью-Йорке. Базы «Аль-Каиды» в Афганистане были разрушены, власть в стране перешла в руки проамериканского правительства.  В 2001–2002 гг. США заявили о своём праве вмешиваться в дела других государств ради утверждения свободы и демократии, а также наносить превентивные удары по террористам и их пособникам. В 2001 г. США отменили действие договора об ограничении противоракетной обороны (ПРО), мотивируя это необходимостью защиты от возможных террористов. 

Кульминацией проводимой Дж. Бушем политики стала война в Ираке. Дж. Буш заявил о наличии в мире «оси зла», к которой он отнёс Ирак, КНДР и Иран. Президент Ирака Саддам Хусейн был обвинён в создании оружия массового поражения и в поддержке террористов. В марте 2003 г. международная коалиция 30 государств во главе с США нанесла удары по иракским городам, свергла С. Хусейна. Позже он был предан суду и казнён.

Многие страны Запада и Россия осудили чрезмерное применение силы, не санкционированное Советом Безопасности ООН. Массовые антивоенные акции охватили мир. Они усилились, когда выяснилось, что в Ираке не было оружия массового поражения, а ряд разведданных был сфальсифицирован ЦРУ. Действия США и коалиции стран привели к многочисленным жертвам, вызвали жесточайший кризис в Ираке. Дж. Бушу также не удалось стабилизировать отношения ни с Северной Кореей, ни с Кубой. Крайне напряжёнными оставались отношения с Ираном. С 2003 г. авторитет президента-консерватора в США постепенно снижался из-за продолжающейся войны в Ираке, а также роста безработицы, потери рабочих мест в связи с переносом многих производств в третьи страны, сокращений расходов на социальную сферу. С трудом сохранив пост в 2004 г., Дж. Буш — младший не внёс серьёзных изменений в свою политику в последующие годы. Конец президентского срока Дж. Буша — младшего совпал с началом экономического кризиса, что также способствовало поражению республиканцев на очередных выборах. Непосредственным началом кризиса, который вылился в мировой финансовый кризис 2008 г., стал упадок ипотечного рынка США в 2007 г. При Б. Клинтоне и Дж. Буше — младшем всячески поощрялось приобретение недвижимости в кредит. В 2007 г. начались невозвраты кредитов, что сказалось на состоянии банковской сферы. Ипотечный кризис перерос в финансово-экономический. Самая острая фаза кризиса началась в США осенью 2008 г., когда на грани банкротства оказалась крупнейшая страховая компания в мире, началось обвальное падение стоимости ценных бумаг, банкротство банков. Ускорилось падение производства, стала расти безработица. Финансово-экономический кризис в США в условиях глобализации привёл к финансовому кризису во всём мире.

Выборы 2008 г. в США отразили назревшее желание перемен в обществе в условиях экономических трудностей. Победу одержал представитель Демократической партии Барак Хуссейн Обама (2009–2017). Впервые в истории президентом США стал афроамериканец. Демократы добились большинства в обеих палатах конгресса. Важной особенностью выборов стало то, что боровшиеся за голоса избирателей кандидаты Республиканской и Демократической партий не относились к партийной бюрократии. Общество с энтузиазмом восприняло лозунги Обамы «вернуть власть народу», отобрав её у «союза чиновников и лоббистов». Новый президент раскритиковал деятельность своего предшественника по снижению налогов на прибыль, предлагая снизить военные расходы, уменьшить налоги для среднего класса, расширить масштабы социальной справедливости. Среди первых шагов нового президента был антикризисный закон 2009 г., направленный на стимулирование восстановления спроса и инвестиций в экономике, создание новых рабочих мест. В 2010 г. была проведена реформа в здравоохранении, которая не удалась Б. Клинтону. По закону «О защите прав пациента и доступности медицинской помощи» медицинскую страховку получили 32 млн человек, ранее её не имевшие. По закону медстраховку должны иметь 95% граждан. Люди, для которых стоимость страховки превышала 8% дохода, получили субсидии. Реформа проводилась за счёт налога на доходы с инвестиций. Эту реформу называют крупнейшей в социальной сфере с 1960-х гг. В эти годы также произошло смягчение иммиграционной политики, признание прав сексуальных меньшинств. Внутриполитический курс Б. Обамы соответствовал политике «третьего пути»: кроме реализации многих социальных программ, в условиях преодоления финансового кризиса были задействованы и некоторые рычаги государственного регулирования экономики.

Приоритетным направлением политики Б. Обамы стало развитие экономики инноваций: поощрение новаторства, технологических обновлений в производстве, поддержка научных исследований. Была проведена перестройка энергетического сектора. Крупные вложения были сделаны в «чистую энергетику», в ветровую и солнечную энергию. В результате освоения новых видов энергии и добычи сланцевой нефти ввоз нефти в США из-за рубежа сократился на 60%.

Не все из намеченных планов президенту удалось реализовать из-за противодействия конгресса и Верховного суда. Много споров вызывала внешняя политика США в период президентства Б. Обамы. В целом внешнеполитический курс был направлен на восстановление «морального лидерства США» в мире с опорой на «мягкую силу». Война в Ираке была прекращена только в 2010 г. Американский контингент в Афганистане был усилен, но в борьбе с талибами американцы потеряли в годы президентства Б. Обамы больше военнослужащих, чем при Дж. Буше — младшем. США активно поддерживали перемены на Ближнем Востоке и в Северной Африке в ходе «арабской весны», заняли критическую позицию в отношении властей Сирии, оказывая помощь сирийской оппозиции. При Б. Обаме началась нормализация американо-кубинских отношений. В 2015 г. были восстановлены дипломатические отношения, разорванные после кубинской революции. В 2010–2011 гг. были предприняты попытки «перезагрузки» отношений с Россией после серьёзных осложнений при Дж. Буше — младшем. Важным шагом в этом направлении стало подписание в 2010 г. Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Однако разногласия по ряду международных вопросов и внутрироссийским делам вновь ухудшили российско-американские отношения в 2012–2014 гг. и привели фактически к краху попытку «перезагрузки».

Но самыми главными были итоги социально-экономического развития страны. Б. Обама пришёл к власти в условиях тяжелейшего финансового кризиса. Результаты первого президентского срока были скорее позитивны. Правительству удалось добиться роста экономики и сокращения инфляции. Но позже темпы развития вновь замедлились. Безработица в 2008–2012 гг. не сократилась, а даже выросла. Правда, к 2015 г. она всё же снизилась. Вместо обещанного двукратного сокращения дефицита бюджета Обама снизил его только на 20%, а государственный долг при этом вырос на 25%. Сократился уровень сбережений населения, около 15% населения страны жило за чертой бедности.

На президентских выборах 2016 г. победу одержал республиканец Дональд Трамп (2017–2021). Он выступил как представитель крупных предпринимателей, которые пострадали от глобализации и интернационализации хозяйственной жизни. За него голосовали белые американцы Среднего Запада и консервативного Юга, которые были связаны с традиционными индустриальными отраслями экономики (добывающие и металлургические предприятия, сельское хозяйство). Поэтому новый президент в своей политике сделал акцент на переориентацию с глобальных проблем на вопросы внутреннего развития американского общества. Среди населения нашли горячий отклик призывы Трампа о возвращении рабочих мест в страну, ограничении притока иммигрантов, введении торговых ограничений для иностранных товаров. Особенность внутриполитического курса Д. Трампа заключалась в том, что он начал проводить политику протекционизма: повышение таможенных пошлин, создание преимуществ для американских компаний в торговле.

Все предшественники Д. Трампа, начиная с Р. Рейгана, не закрывали страну от мира, а открывали её, подталкивая процессы глобализации, не боясь конкуренции. Целью же протекционизма Трампа стало стимулирование исключительно американских производителей, однако это не привело к ожидаемым результатам. Скажем, введение пошлин на импорт стали и алюминия в 2018 г. не снизило зависимости страны от их импорта и вызвало спад производства в США. Введение заградительных пошлин было чревато повышением цен и началом торговых войн с другими государствами, например с Китаем. Другим направлением политики Д. Трампа стало смещение акцентов в развитии энергетики и экологии. При Б. Обаме развивались альтернативные виды энергии, например солнечной и ветровой. Д. Трамп снял ограничения на добычу всех энергоносителей, включая уголь, с целью создания новых рабочих мест в США. С этой же целью было объявлено о строительстве стены на границе с Мексикой.

В конце 2017 г. Д. Трамп начал налоговую реформу, которую сравнивают по масштабам с реформой Р. Рейгана.

Ключевой задачей закона «О снижении налогов и создании рабочих мест» стало стимулирование экономического роста посредством снижения налоговых ставок и предоставления налоговых вычетов. В первую очередь реформа была направлена на поддержку американского бизнеса, ведущего свою деятельность на территории США. Реформа была призвана создать условия для привлечения дополнительных инвестиций в американскую экономику. Ставка налога на прибыль корпораций была снижена с 35 до 21%, что сделало США привлекательными и для иностранных капиталовложений.

Политика Д. Трампа первоначально привела к оживлению в экономике: экономический рост в 2018 г. составил 2,9%, безработица снизилась до 3,5%, увеличился экспорт. В период президентства Трампа быстро росло число рабочих мест в производственном секторе экономики. Но рост американского ВВП стал замедляться уже в 2019 г. В 2020 г. удар по экономике нанесла пандемия коронавируса: стремительно сократился ВВП, уровень безработицы вырос до 14,8%, занятость в обрабатывающей промышленности снизилась.

Внешняя политика президента Д. Трампа была крайне противоречива. Трамп объявил об отказе от идеи продвижения демократии по всему миру, хотя при этом ставка на силовую политику продолжилась. США вышли из ряда международных договоров и соглашений (Договор об открытом небе, Договор о ликвидации РСМД), иранской ядерной сделки. Эти шаги создали угрозу для американской и глобальной безопасности.

Многие заявления Д. Трампа внесли напряжение в отношения США с союзниками по НАТО. Так, президент поставил под сомнение готовность США выполнить свои обязательства по их защите. Обострились противоречия между США и Европой по вопросам таможенных пошлин, оборонных расходов.

В то же время при Д. Трампе были предприняты шаги по выводу американских войск из Афганистана и Сирии, налаживанию диалога с руководством КНДР. Д. Трамп пообещал улучшить отношения с Россией, но этого не произошло: США продолжили применять антироссийские санкции, обострились взаимодействия РФ и США на энергетических рынках. Произошло значительное ухудшение отношений с Китаем. Прежде всего это проявилось в торговой войне, но противостояние между США и Китаем переросло в соперничество и в других сферах: в наукоёмком производстве, на рынке телекоммуникаций, в военно-политической сфере. Таким образом, Д. Трамп возобновил противостояние США со своими глобальными соперниками, в частности с Россией и Китаем.

На президентских выборах 2020 г. в США победу одержал представитель Демократической партии Джо Байден.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по истории Тема: «Внешняя политика России во второй половине XIX в».

Цель  урока: Познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России во второй половине XIX  в.Задачи урока:- обучающие:  выяснить причины и ход действий России по отмене ...

Методическая разработка теоретического занятия по истории, тема "Вторая мировая война"

Методическая разработка теоретического занятия по истории, тема "Вторая мировая война"...

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 1)

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 1. Эпоха дворцовых переворотов)...

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 2).

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 2. Правление Екатерины II и Павла I)...

История 1 курс "Причины и начало Второй мировой войны 1939-1945 гг."

Вторая мировая война 1939–1945 - крупнейшая в истории человечества война между развязавшими её нацистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией и странами антифашистской ко...

История 1 курс "Страны Западной, Центральной и Восточной Европы во второй половине 20 века и в начале 21 века.

Региональная интеграция Западного мира начала развиваться ещё в индустриальную эпоху. Третья промышленно-технологическая революция и переход к постиндустриальному обществу ускорили интеграцию общества...

История 1 курс "Страны ближнего востока и латинской Америки во второй половине XX века, в начале XXI века."

Вторая половина XX века и начало XXI столетия стали периодом глубоких трансформаций для стран Ближнего Востока и Латинской Америки. Несмотря на географическую разобщенность и значительные культурные р...