История 1 курс "Страны Западной, Центральной и Восточной Европы во второй половине 20 века и в начале 21 века.
план-конспект занятия
Региональная интеграция Западного мира начала развиваться ещё в индустриальную эпоху. Третья промышленно-технологическая революция и переход к постиндустриальному обществу ускорили интеграцию общества. Эффективность развития национальных экономик оказалась напрямую связана с расширением торговых, финансовых, научно-технических, производственных связей между различными странами и регионами. Информационная революция, которая стимулировала распространение новых знаний и технологий, стала важнейшим фактором углубления интеграционных процессов. Появившиеся ранее многоотраслевые хозяйственные комплексы, которые действовали на принципах специализации и кооперирования производства в рамках региональных союзов, стали генераторами научно-технических достижений в новейших отраслях экономики. Они получили название транснациональных корпораций, или многонациональных корпораций (ТНК, или МНК). В конце XX — начале XXI в. расширение деятельности ТНК в отдельных регионах и по всему миру значительно ускорилось. Этому способствовали мировые интеграционные тенденции и создание единых экономических пространств в отдельных регионах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Страны Западной, Центральной и Восточной Европы во второй половине 20 века и в начале 21 века.
Интеграционные процессы в Западном мире
Региональная интеграция Западного мира начала развиваться ещё в индустриальную эпоху. Третья промышленно-технологическая революция и переход к постиндустриальному обществу ускорили интеграцию общества. Эффективность развития национальных экономик оказалась напрямую связана с расширением торговых, финансовых, научно-технических, производственных связей между различными странами и регионами. Информационная революция, которая стимулировала распространение новых знаний и технологий, стала важнейшим фактором углубления интеграционных процессов. Появившиеся ранее многоотраслевые хозяйственные комплексы, которые действовали на принципах специализации и кооперирования производства в рамках региональных союзов, стали генераторами научно-технических достижений в новейших отраслях экономики. Они получили название транснациональных корпораций, или многонациональных корпораций (ТНК, или МНК). В конце XX — начале XXI в. расширение деятельности ТНК в отдельных регионах и по всему миру значительно ускорилось. Этому способствовали мировые интеграционные тенденции и создание единых экономических пространств в отдельных регионах.
Транснациональная корпорация — компания, которая имеет производственные подразделения в нескольких странах, реализует значительную часть своей продукции за рубежом и влияет на мировой рынок.
Одним из регионов, где интеграция достигла наибольших результатов, стала Западная Европа. Интеграционные процессы происходили здесь под эгидой Европейского экономического сообщества, пережившего на рубеже XX–XXI вв. серьёзные изменения и несколько волн расширения. Факторами активизации интеграционных процессов в Западной Европе стали окончание «холодной войны», объединение Германии. Появилась возможность повысить конкурентоспособность Европейского экономического сообщества, углубить и расширить интеграцию не только Западной Европы, но и всех европейских стран.
Ключевую роль в углублении европейской интеграции сыграл Договор о Европейском союзе, подписанный в городе Маастрихте (Нидерланды) 7 февраля 1992 г. ЕЭС превратилось в Европейский союз (также используется название «Европейское сообщество»). Европейское сообщество перестало быть только экономическим: кроме задачи формирования общего экономического пространства, предполагалось политическое объединение Европы с едиными подходами в обеспечении безопасности и внешней политики. Маастрихтский договор вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он сформировал единую структуру органов управления ЕС: появились Совет министров ЕС (Совет ЕС), Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский суд юстиции и другие организации. Европейский совет координировал интеграцию. Евросоюз начал движение к формированию конфедеративного политического объединения.
В 1992 г. между ЕАСТ и ЕС было подписано Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). Члены ЕАСТ по сути стали участниками единого внутреннего рынка ЕС. Соглашение вступило в силу в 1994 г. Одним из направлений экономической политики ЕС с 1993 г. стало сокращение разрыва в уровнях социально-экономического развития между странами и регионами Европы. Для поддержки бедных стран был создан Фонд помощи. В 2000-е гг. из него получали средства Греция, Ирландия, Испания, Португалия. В 1990-е гг. много внимания уделялось транспортной политике, началось сооружение общеевропейских транспортных коридоров. Координировалась экологическая политика европейских стран, расширялись социальные программы, шла борьба с безработицей, бедностью.
Амстердамский договор 1997 г. включил в законодательство ЕС шенгенское право, которое регулирует свободное передвижение граждан Европейского сообщества, единые правила въезда и выезда на внешних границах, требования выдачи виз гражданам других государств.
Важнейшей задачей ЕС в Маастрихтском договоре было провозглашено создание экономического и валютного союза, введение единой европейской валюты. В мае 1998 г. был образован Европейский центральный банк и определены 11 государств, которые первыми перешли к единой валюте. Новая валюта — евро — вошла в обращение в 1999 г., наличные расчёты в ней стали совершать с 2002 г. Введение единой валюты стало одним из самых крупных достижений европейской интеграции.
В 1999 г. была утверждена Европейская политика безопасности и обороны. ЕС активизировал деятельность в международной сфере. Расширилось евро-атлантическое сотрудничество. ЕС подписал договоры с США, странами Средиземноморья, Латинской Америки, Азии.
В 1990-е гг. актуальным был вопрос о расширении ЕС на восток. В 1990 г. Европейский совет принял решение заключить соглашения со странами Центральной и Восточной Европы об ассоциации. Такие соглашения предполагали развитие политического, экономического, культурного и финансового сотрудничества, а также постепенный переход к свободному движению товаров, услуг, лиц и капиталов. Этот длительный процесс завершился в 2004 г. включением в ЕС 10 новых участников. Общее число членов Европейского союза выросло до 25. ЕС поднялся на более высокую ступень экономической интеграции и превратился в подлинное европейское объединение, укрепилась не только экономическая мощь Европы, но и её политические позиции в мире.
В 2003 г. страны ЕС приступили к обсуждению проекта общеевропейской конституции, предполагающей создание федерации, однако по этому вопросу начались серьёзные споры. Часть избирателей во Франции, ФРГ и Нидерландах выступили против такого документа. В итоге главы государств ЕС вместо конституции подписали в 2007 г. Лиссабонский договор. Перейти к политическому союзу не удалось. Эти противоречия свидетельствовали о нежелании многих жителей «старого ЕС» отказываться от разграничительных линий государств и нести на себе бремя помощи бедным странам Европы.
Трудности и противоречия европейской интеграции усилились в условиях мирового финансового кризиса 2008 г., начавшегося в США. Возросло число противников сохранения единой валюты. До расширения ЕС в 2004 г. в зону обращения евро отказались войти три из 15 стран — членов ЕС: Великобритания, Дания, Швеция. После расширения ЕС в 2004–2007 гг. в еврозону вошли ещё пять стран. Финансовые противоречия, вызванные кризисом, негативно сказались на многих странах ЕС. Греция, Ирландия, Португалия, Испания и Италия столкнулись с массовой безработицей и угрозой дефолта. Чтобы решить эти проблемы, Евросоюз учредил в 2010 г. Европейский фонд финансовой стабильности для выделения экстренной помощи этим государствам.
Экономические проблемы значительно увеличили число евроскептиков во всех странах ЕС, особенно в Великобритании. Многие популистские партии стали активно призывать к выходу из ЕС, отказу от евро.
Евроскептики — представители политических сил, которые либо полностью отрицают Евросоюз и настаивают на выходе страны из ЕС (жёсткий евроскептицизм), либо критикуют отдельные аспекты деятельности ЕС: единую валюту, внешнюю или внутреннюю политику (мягкий евроскептицизм).
К концу второго десятилетия XXI в. в Европейский союз входили 28 государств. Однако после референдума 2016 г. Великобритания вышла из ЕС в 2020 г.
Интеграционные процессы активно развивались на рубеже веков и в западном полушарии. В 1994 г. вступило в силу соглашение США, Канады и Мексики о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), которое предусматривало постепенную отмену торговых барьеров между этими странами, расширение возможностей для инвестиций. В отличие от ЕС, НАФТА не занимается социальными проблемами и не имеет наднациональных органов. Доминирующее положение в этом союзе занимают США.
Интеграционные процессы стали составной частью глобализации, характерной для всего мира в конце XX — начале XXI в. Экономическая и политическая интеграция, развернувшаяся на всех континентах планеты, во многом следует примеру стран Запада. Объединение усилий в различных сферах общественной жизни требует совместных действий не только на уровне отдельных регионов и континентов, но и в мировом масштабе. Так, в 1999 г. по инициативе США и Канады в рамках саммита (совместной встречи) «Большой восьмёрки» было принято решение о ежегодных встречах министров финансов не только западных, но и азиатских стран. На Учредительной конференции в декабре 1999 г. создано объединение наиболее развитых стран мира, получившее название «Большая двадцатка» («Группа двадцати», G-20). Цель создания — разработка общих подходов к решению глобальных экономических проблем.
Реальная работа «Большой двадцатки» началась в 2008 г. в условиях мирового экономического кризиса — первый саммит прошёл в Вашингтоне. Саммиты 2008–2012 гг. были посвящены преодолению последствий мирового финансового кризиса, реформированию финансовых институтов. В 2014–2015 гг. в центре внимания был вопрос о борьбе с международным терроризмом, в 2016–2019 гг. — поддержка мировой торговли, борьба с уклонением от уплаты налогов, стимулирование экономического роста, помощь беженцам, финансовая безопасность. Саммит в ноябре 2020 г. был посвящён совместной борьбе стран с пандемией коронавирусной инфекции, разработке мер для минимизации негативных последствий пандемии. В настоящее время в «Большую двадцатку» входят ЕС, Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Республика Корея, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония.
Деятельность этого объединения создаёт возможности для совместных действий различных стран на пути решения возникающих проблем не только социально-экономического, но и общественно-политического, культурного характера.
«Большая двадцатка» («Группа двадцати», G-20) — объединение наиболее влиятельных и экономически развитых и развивающихся стран мира, в рамках которого вырабатываются общие подходы к решению глобальных экономических проблем. В группу входят ЕС, Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Республика Корея, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония.
Политика «третьего пути»: противоречия социально-экономического развития
Неоконсервативная политика ведущих западных стран, в которой произошёл поворот на рубеже 1980–1990-х гг., имела некоторое время положительный экономический эффект: удалось преодолеть многие последствия сырьевого кризиса 1970-х гг., снизить инфляцию, возобновить экономический рост. Однако эти успехи сопровождались и негативными явлениями. Уровень жизни некоторых слоёв населения существенно ухудшился в результате сокращения социальных программ, налоговой политики, снижения роста зарплаты. Особенно в уязвимом положении оказались молодёжь, одинокие матери, безработные. Жителей многих западных стран перестал удовлетворять уровень развития здравоохранения и образования. К концу 1980-х гг. ухудшились и экономические показатели ведущих западных стран. В США наблюдался рост бюджетного дефицита и увеличение государственного долга. Германия переживала серьёзные трудности, вызванные интеграцией бывшей ГДР, увеличением числа мигрантов.
Эти факторы ослабили положение консервативных партий на выборах в 1990-е гг. Поэтому в большинстве западных стран к власти пришли партии левого политического спектра: демократические, социалистические, социал-демократические. Победе этих партий способствовала и их внутренняя эволюция, пересмотр стратегии и тактики. Большинство этих партий несколько сместились вправо: признали смешанную экономику, отказались от требования национализации, перестали считать себя только партиями рабочего класса, провозгласили своей целью социальную демократию.
Идеология и политика «третьего пути». Раньше всего попытка отхода от крайностей неоконсерватизма была успешно предпринята в США. В 1992 г. на выборах победила демократическая партия, республиканцы проиграли. Президентом США в 1993–2001 гг. был демократ Билл Клинтон (род. 1946). В Великобритании обновлённая лейбористская партия была у власти в 1997–2010 гг. под руководством Энтони Блэра (род. 1953) и Гордона Брауна (род. 1951). В Германии на выборах 1998 г. консервативный блок ХДС/ХСС уступил первенство «красно-зелёной» коалиции СДПГ и «зелёных». Канцлером Германии в 1998–2005 гг. был социал-демократ Герхард Шрёдер (род. 1944).
Эти правительства отказались от крайностей и неоконсерватизма, и политики «государства всеобщего благосостояния». Новые лидеры стремились держаться золотой середины, используя те элементы внутренней политики, которые прошли испытание временем. Поэтому политику этих правительств называют политикой «третьего пути». В ней делается ставка на три механизма: частную инициативу рынка, социальную политику государства и активность граждан в решении общественных задач. При этом три основных силы — государство, рынок и гражданское общество — не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют. Лучше всего эта идеология была сформулирована так называемыми новыми лейбористами в Великобритании: создание социально ориентированной рыночной экономики при сочетании индивидуальной инициативы с коллективизмом гражданского общества и социальной ответственностью государства.
К основным элементам политики «третьего пути» относятся:
- ориентация на рыночные механизмы развития экономики: приватизация ряда нерентабельных государственных предприятий, ослабление контроля за регулированием трудовых отношений (Великобритания); дерегулирование экономики, устранение бюрократических препятствий на пути развития бизнеса, в том числе среднего и мелкого (ФРГ);
- обеспечение высокой доли иностранных инвестиций в сферу инновационного бизнеса: например, треть капиталовложений объединённой Европы принадлежала Великобритании;
- повышение эффективности социальной политики: уменьшение количества соцпрограмм, введение минимального уровня оплаты труда в час в Великобритании, расширение возможностей для работы инвалидов, повышение минимальной зарплаты в США; развитие социального страхования, поддержка семей с детьми, освобождение малоимущих от налогов (ФРГ);
- реформы рынка труда: сокращение пособия по безработице при выдаче займов на открытие собственного бизнеса (ФРГ);
- налоговая (сокращение подоходного налога и налога на корпорации) и финансовая реформы (ФРГ), введение налога на сверхприбыль, повышение косвенных налогов (Великобритания);
- инвестиции в образование, поддержка государственной школы (США, ФРГ);
- повышение государственных расходов на науку: при Б. Клинтоне более трети всех расходов на науку взял на себя федеральный бюджет США; дополнительные ассигнования для перспективных научно-технических исследований (ФРГ);
- изменения в системе здравоохранения: увеличение инвестиций, программы защиты прав пациента в США и Великобритании, сокращение видов помощи в рамках обязательного медицинского полиса (ФРГ);
- ограничение военных расходов в США.
Политика «третьего пути», которой стали придерживаться партии, пришедшие к власти в 1990-е гг., имела положительные результаты во многих странах Запада. Б. Клинтон сумел сначала стабилизировать американскую экономику, а потом обеспечить и её устойчивый рост, который продолжался более восьми лет. В США увеличилось число рабочих мест, сократилась инфляция, выросла покупательная способность населения, повысился уровень жизни американцев, уменьшилась бедность. С 1998 г. доходы федерального правительства в США стали превышать расходы (профицит бюджета), дав возможность правительству тратить больше средств на различные программы. Более двух третей бюджета США после 1996 г. составляли расходы на развитие «человеческого фактора», «человеческих ресурсов» — речь идёт об увеличении инвестиций на образование, науку, здравоохранение, социальное обеспечение. В результате уровень жизни в США стал одним из самых высоких в мире.
В Германии на рубеже веков в условиях экономического оживления политика социал-демократов также была достаточно эффективной. СДПГ скорректировала прежний курс на построение «государства всеобщего благосостояния», стремясь привести принципы социальной справедливости в соответствие с возможностями и вызовами, стоящими перед экономикой ФРГ. В коалиции с «зелёными» социал-демократы стали вполне успешно справляться с падением темпов роста экономики и проблемой бедности. Правда, сократить безработицу не получилось.
На рубеже веков Великобритания сохраняла стабильные темпы роста, снижался уровень инфляции и дефицит госбюджета. Компромисс «новых лейбористов» между привычными партийными установками и необходимостью сохранить темпы экономического роста, ускорить модернизацию удался. К началу XXI в. Великобритания оказалась самой высокоразвитой индустриальной страной объединённой Европы с ВВП на душу населения около 30 тыс. долларов.
Возвращение консерваторов к власти (2000-е гг.). «Новые лейбористы» продержались у власти в Великобритании дольше остальных партий, взявших в 1990-е гг. курс на политику «третьего пути». Высокие показатели экономического развития позволили лейбористам победить на выборах в 2001 и 2005 гг. Правда, последняя победа далась им с большим трудом. Новый лидер лейбористов Г. Браун, ставший премьер-министром в 2007 г., в условиях финансового кризиса 2008 г. сосредоточился на спасении банковской системы. В стране всё больше нарастал уровень бедности, усиливались проблемы, связанные с ростом числа мигрантов. В этой ситуации на выборах в палату общин в 2010 г. консерваторы опередили лейбористов, хотя абсолютного большинства не получили.
В США консерваторы вернулись к власти уже в 2001 г. В ФРГ в 2005 г. на выборах победил правый блок ХДС/ХСС. Усиление правых партий произошло и в других странах Запада. Пришедшие к власти силы сместили акценты в своей политике на стимулирование частной инициативы и активизации рыночных механизмов экономического развития. Так, во внутренней политике новый президент США, республиканец Джордж Буш — младший (род. 1946), бывший у власти в 2001–2009 гг., выступал за снижение налоговой нагрузки на бизнес. Лидер США провозгласил начало «новой эры собственности»: собственниками должно стать абсолютное большинство граждан. Правительство Буша сняло ограничения на развитие малого предпринимательства, всячески подталкивало население к покупке акций, даже сняло налоги с их обладателей. Параллельно с активизацией частной инициативы шло сокращение социальных расходов. Например, глава правительства консерваторов в Великобритании Д. Кэмерон в результате следования курсу «жёсткой экономии» в социальных расходах сократил к 2015 г. дефицит бюджета вдвое. Противники Дж. Буша указывали, что в годы его президентства в США было закрыто 150 социальных программ.
Корректировка внутриполитических курсов западных правительств не означала полного банкротства политики «третьего пути». Об этом свидетельствовали результаты выборов во многих странах. Партии консервативного толка, как правило, не получали на выборах абсолютного большинства и в ряде случаев вынуждены были создавать коалиционные правительства. Так, на выборах в США в 2000 г. республиканец Дж. Буш с минимальным разрывом победил кандидата от демократической партии. В ФРГ на выборах 2005 г. безоговорочную победу не удалось одержать ни социал-демократам, ни правой оппозиции. После переговоров лидер СДПГ Г. Шрёдер уступил пост канцлера кандидату ХДС/ХСС Ангеле Меркель (род. 1954). В обмен социал-демократы получили восемь портфелей из 14 в правительстве и создали большую коалицию с христианскими демократами. Консервативная партия Великобритании в 2010 г. была вынуждена создать коалицию с партией либеральных демократов, так как не получила абсолютного большинства. Другими словами, общество не было готово к возвращению неоконсервативной политики в виде «тэтчеризма» и «рейганомики».
Пришедшие к власти правые, правоцентристские либо коалиционные правительства, делая ставку на неоконсервативные методы, не отказывались полностью от участия государства в решении социальных проблем. Правда, подход к ним существенно изменился. Например, Дж. Буш — младший считал, что помощь нужно оказывать только нуждающимся. Его политику часто называют «сострадательным неоконсерватизмом», в отличие от более жёсткого курса Р. Рейгана. При Дж. Буше в США началось серьёзное финансирование образования и здравоохранения. Следующий президент США, демократ Барак Обама (род. 1961) провёл реформу здравоохранения, смягчил иммиграционную политику. В годы его президентства (2009–2017) усилилось государственное регулирование экономики для преодоления финансового кризиса.
Канцлер ФРГ А. Меркель, первоначально сделав акцент на свёртывании социальной поддержки населения, вскоре уточнила программу реформ, провозгласив сохранение «социальной рыночной экономики как компаса». Это было вызвано не только недовольством населения ростом разрыва в доходах бедных и богатых, но и финансовым кризисом 2008 г. Правительство ФРГ было вынуждено усилить роль государства в экономике, оказать финансовую поддержку крупнейшим германским банкам и предприятиям.
В определении приоритетов социальной политики на первое место выходил вопрос её эффективности. Так, в начале XXI в. в странах Запада произошёл окончательный крах концепции «государства всеобщего благосостояния», сформировавшейся после Второй мировой войны. Эта концепция была связана для многих категорий населения с состоянием надёжности, стабильности, защищённости, вызывала иллюзию возможности решения всех социальных проблем с помощью государства. Но «государство всеобщего благосостояния» могло существовать только в рамках неокейнсианской модели экономики.
Поэтому в ходе реализации политики «третьего пути» была предпринята попытка трансформации этой концепции в концепцию «государства социального инвестирования», в котором благосостояние общества совмещается с экономической эффективностью. При таком подходе решением социальных проблем занимается не только государство, но и общество в целом, включая частный бизнес, а также добровольные общественные ассоциации и организации — так называемый третий сектор. Социальное инвестирование может осуществляться как на уровне государства, так и внутри частных компаний. Обычно оно подразумевает развитие проектов с участием бизнеса, местных властей, некоммерческих организаций. Эта модель развития позволяет усилить социальную ориентацию экономики и в то же время стимулирует экономический рост.
Социальные инвестиции — капиталовложения, направляемые на реализацию проектов с целью получения не только экономической выгоды, но и долгосрочного социального эффекта: повышения уровня и качества жизни людей, улучшения социальной, экологической среды. Социальными инвестициями часто называют «вложениями в человека»: сюда включают инвестиции в обучение, профессиональную подготовку, развитие системы здравоохранения, организацию отдыха.
Мировой финансовый кризис 2008 г. нанёс серьёзный удар по экономике западных стран и ускорил отказ государства от многих социальных обязательств. Правительства перешли к жёсткой экономии госбюджета. По странам Запада прошла волна реформирования пенсионной системы и системы здравоохранения, на которые прежде приходилось 70–80% социальных расходов. Вопреки протестам населения, во многих странах Запада в 2010-е гг. произошло резкое сокращение финансирования медицины, сокращение пенсий (до 15–20%) и повышение пенсионного возраста, сокращение заработных плат в государственном секторе от 5 до 40%. Одной из самых серьёзных проблем западного общества стал высокий уровень безработицы. Попытки снизить её уровень не всегда были успешными. Например, пришедший к власти в 2009 г. президент США Б. Обама первоначально вывел экономику на траекторию роста, но ему не удалось добиться сокращения безработицы. Сначала она несколько выросла, но затем президент смог снизить её. Социальная сфера по-прежнему требует пристального внимания государства, но успешно решать социальные проблемы способно только общество в целом.
Политический курс западных правительств в последние годы меняется с учётом вызовов, которые появляются перед миром и отдельными странами. Очевидно, что борьба двух путей развития общества — консервативного и социально-либерального, — характерная для второй половины XX в., осталась в прошлом. Наиболее приемлемым вариантом развития в современном обществе признаётся средний путь, который сочетает достижения разных моделей развития и направлен на поиск компромисса и активного взаимодействия государства, рынка и гражданского общества.
Общественно-политическая жизнь западного общества
В истории стран Западной Европы и Северной Америки во второй половине XX — начале XXI в. выделяется три основных этапа. На первом этапе (1945 — начало 1970-х гг.) сложилась социально-либеральная модель капитализма, соответствующая концепции «государства всеобщего благосостояния». Она характеризуется активной регулирующей ролью государства в экономике, высокой занятостью населения, надёжной системой социальной защиты, эффективными механизмами обеспечения прав и свобод человека, представительной демократией. Большую часть населения развитых стран Запада на этом этапе составлял средний класс. Политику «государства всеобщего благосостояния» проводили в эти годы преимущественно социалистические партии, но и находившиеся у власти консерваторы в разных странах придерживались в целом этого же пути.
Кризис этой модели капитализма произошёл в середине 1970-х гг. в условиях мирового экономического кризиса. В Западном мире начался второй этап развития (середина 1970-х — середина 1990-х гг.), получивший название «неоконсервативный поворот». Инициаторами изменений выступили правые консервативные партии. Активизация рыночных механизмов и частной инициативы в экономике с ограничением роли государства, сокращение государственных расходов на социальные нужды позволили странам Запада преодолеть последствия кризиса, повысить темпы экономического роста. Но новая политика разрушила у населения ощущение комфортности, стабильности жизни. Уровень социальной защищённости значительно снизился.
На третьем этапе (1990-е — начало 2000-х гг.) вышедшие из кризиса социалистические и демократические партии в рамках политики «третьего пути» попытались повысить уровень жизни населения, уменьшить разрыв между богатством и бедностью, вернувшись отчасти к методам «государства всеобщего благосостояния», но не отказываясь от рынка и частной инициативы как базовых механизмов капитализма. В политике «третьего пути» государство и рынок не противопоставлены друг другу, они взаимодействуют. Кроме рынка и государства, на этом этапе появляется ещё одна важнейшая сила — гражданское общество. Оно также заинтересовано в сотрудничестве с рынком и государством. Идеология и практика «третьего пути» разделяется в современном мире не только обновлёнными демократическими и социалистическими партиями, но и правыми политическим силами, которые, как и их оппоненты, сместили акценты своих установок к центру политического спектра.
Политика «третьего пути» привела к некоторой стабилизации социально-экономического положения в западных странах в конце XX — начале XXI в. Однако современное общество сталкивается с новыми вызовами и проблемами. Среди них мировой финансовый кризис 2008 г. и его последствия, противоречия процессов глобализации и интеграции, кризис политики мультикультурализма. Новые требования к обществу выдвигает грядущая четвёртая промышленно-технологическая революция, которая станет результатом развития новейших технологий в производстве и приведёт к серьёзным изменениям в сфере занятости. Появляются не только новые возможности, но и новые угрозы.
Прежде всего нарастают проблемы в социальной сфере общества. Сокращается занятость и растёт безработица. В первую очередь это коснулось представителей неквалифицированного труда, оказавшихся мало востребованными в условиях развития новейших технологий. В то же время широкое распространение высшего образования привело к тому, что выпускники вузов зачастую не могли найти работу, соответствующую их ожиданиям по квалификации и оплате труда.
В этих условиях всё больше распространяется вынужденная частичная и временная занятость. В современном обществе появился новый социальный класс, для обозначения которого социологи используют термин «прекариат» (от англ. precarious — «неустойчивый», «ненадёжный» и нем. proletariat — «пролетариат»).
Прекариат состоит из работников, для которых временная или частичная занятость носит постоянный характер. Типичные признаки прекариата — «урезанный» социальный статус, слабая социальная защищённость, отсутствие многих социальных гарантий, профессиональная дисквалификация. Поэтому отличительная черта психологии этого класса — неуверенность в своём будущем при существующем социальном и политическом строе.
Разрыв в доходах между богатыми и остальным населением приводит к сокращению численности среднего класса в западных странах. Чтобы остановить этот процесс, некоторые правительства обратились к традиционным социал-демократическим методам, однако они перестали работать в современных условиях. Например, такую попытку предпринимал Б. Обама, но социальное неравенство в годы его президентства только усилилось.
Рост социального неравенства привёл к обособлению правящих элит от общества, усилилась их замкнутость, клановость, коррумпированность. На осуществление политического курса правящих элит зачастую оказывают влияние невыборные структуры: бизнес, крупные информационные холдинги, социальные сети. Последние имеют огромные возможности манипулирования общественным мнением. Все эти процессы разворачиваются в условиях деятельности демократических институтов, регулярной смены власти, соблюдения всех норм демократии. Для такого состояния политических структур, когда реальность расходится с нормативными моделями демократии, английский политолог К. Крауч ввёл термин «постдемократия».
На состояние западного общества оказывает влияние миграционный кризис. Многочисленные диаспоры мигрантов-мусульман воспринимаются многими жителями Европы как чужеродное явление. Концепции мультикультурализма не сработали. Ведущие политики западных стран заявили о кризисе этого подхода.
Мультикультурализм — концепция, основанная на идеях необходимости сосуществования в одном обществе, стране различных культур и народов, соблюдения толерантности, взаимного уважения, обогащения и развития культуры в общечеловеческом русле.
Таким образом, настроения в обществе существенным образом изменились: многие социальные группы утратили веру в будущее, усилилась социальная напряжённость, конфликтность между высшими и низшими слоями, возникло чувство незащищённости перед представителями чуждых культур. Социально-политическая ситуация в современных странах Запада усугубляется тем, что традиционные политические институты (партии, органы государственной власти) и общественные организации (профсоюзы) давно потеряли связи с массами, оказались неспособными поддержать их. Влияние этих привычных политических сил стремительно падает.
Политические партии в нынешней ситуации вынуждены приспосабливаться к изменившимся условиям: корректировать программные установки, совмещать различные лозунги, например социалистические и либеральные, расширять социальную базу.
СДПГ стала инициатором создания новой организации, альтернативной Социалистическому интернационалу. В 2013 г. был образован Прогрессивный альянс, в который вошли Демократическая партия США, французская Социалистическая партия, английская Лейбористская, Испанская социалистическая рабочая партия, Индийский национальный конгресс и другие партии. В Декларации Прогрессивного альянса нет понятий «социализм», «национализация», но указывается, что движение основано «на общей приверженности правам человека и совместном стремлении к свободе, справедливости, социальному, в том числе гендерному, равенству, устойчивости и международной солидарности».
Подобную эволюцию пережили и правые консервативные партии. Например, Христианско-демократическая партия в Германии в последние десятилетия, сотрудничая в правительстве с социал-демократами, идёт на шаги, которые противоречат её традиционным радикально-рыночным установкам. В практической деятельности христианские демократы проводят политику социальной ответственности государства и проявляют себя как социал-реформистская партия.
В большинстве стран Запада различия между правыми и левыми сведены к минимуму. Это позволяет традиционным партиям принимать активное участие в политическом процессе, занимать лидирующие позиции в государственных структурах. Но с каждыми новыми выборами эти партии утрачивают доверие масс, набирая всё меньше голосов. Происходит это потому, что дать адекватный ответ на вызовы современности, удовлетворить запрос общества на перемены, предложить реалистичные альтернативные проекты будущего традиционные политические силы пока не могут.
Из-за этой проблемы возникают новые движения, группы, организации, партии, которые существенно отличаются от прежних. Они ориентируются в большей степени на лидеров, в меньшей — на идеологию. Их программные установки, как правило, сочетают и левые, и правые идеи, причём правых больше. Они просты и доступны для избирателя, активно используют социальные сети для агитации и пропаганды. Эти новые движения и партии называют популистскими.
Популизм (от лат. populus — «народ») — политическая практика партий, движений, лидеров, рассчитанная на быстрое завоевание популярности среди народных масс с помощью особой риторики, акцентирования внимания на интересах простых людей.
Популистские партии противопоставляют народ политическим и финансовым верхам общества, стараются предстать в качестве защитника простого человека от элиты, замышляющей что-то недоброе. Они обращаются ко всему обществу напрямую, поверх политических институтов и традиционных партий. Главная черта популистов заключается в стремлении воздействовать на эмоции, а не рациональные воззрения своей аудитории, а также умении подыскивать правильные слова и приёмы, чтобы завоевать доверие.
Популистские партии предлагают простые решения сложных проблем, которые якобы принесут очень быстрые улучшения в жизни многих людей: отказ от евро, роспуск ЕС, закрытие границ для беженцев. Они обвиняют и жёстко критикуют правительства, элиту, ЕС, отдельных политических лидеров, другие партии, мусульман-иммигрантов. Популисты мобилизуют и подстрекают людей с помощью удобного образа врага.
Благодаря указанным чертам и нестабильности в социальной сфере популистские партии привлекают всё большее внимание населения. В своей пропаганде они делают упор на социальное неравенство, критикуют финансовую политику правительств, настаивают на широких социальных выплатах, пособиях, льготах как можно большему количеству людей, требуют радикального перераспределения имущества и капиталов, общественного контроля за национальными финансами.
Правые популистские партии мечтают о культурной, религиозной, национальной однородности населения, которое, по их мнению, подвергается угрозам «извне» и предательству «сверху». Они заняты исключительно проблемами своей нации, хотят восстановить якобы утраченный культурный, религиозный, национальный суверенитет: «Франция прежде всего», «Австрия — австрийцам», «Защитим наши границы». Такая национальная или националистическая ориентация сопровождается нападками на другие национальные группы, нации, Европейский союз. Эти претензии на этническую исключительность скрывают массу опасностей для демократии. В то же время большинство правых популистских партий не являются экстремистскими, так как не выступают ни за насильственные методы борьбы, ни за уничтожение демократии и её институтов.
Популистские партии и политики всё больше рассматриваются избирателями как реальная альтернатива традиционным политическим партиям. Особенно ярко это демонстрировали избирательные кампании 2010-х гг. К право- и национально-популистским партиям, которые активно участвуют в политической жизни европейских стран и получают значительное число голосов избирателей, относятся «Национальный фронт» (в настоящее время — «Национальное объединение», Франция), Партия свободы (Нидерланды), Австрийская партия свободы, «Альтернатива для Германии», Датская народная партия, «Шведские демократы», Партия независимости Соединённого Королевства, «Истинные финны» в Финляндии, Швейцарская народная партия и другие. В Финляндии, Австрии, Швейцарии, Норвегии и других странах правые популисты уже попали в органы власти. Успехов добиваются и левые популистские партии. «Сириза» в Греции в 2015–2019 гг. была правящей партией. Левая партия «Подемос» в Испании — вторая в стране по численности, четвёртая по парламентскому представительству.
Личность политика играет важнейшую роль в популистских движениях. Откровенным популистом ряд экспертов называет президента США Дональда Трампа (2017–2021), вступившего в конфликт со всеми политическими институтами, включая собственную партию, которая не могла не выдвинуть на выборах его кандидатуру. Победа Д. Трампа на выборах стала свидетельством утраты доверия общества к традиционным институтам и политическим элитам.
Серьёзные изменения в политической жизни Запада продемонстрировали выборы президента Франции в 2017 г. Они прежде всего необычны тем, что основная борьба развернулась не между традиционными левыми и правыми партиями, а между популистскими силами. Представители традиционных партий вообще не прошли во второй тур выборов. Лидеры правой («Национальный фронт») и левой («Непокорённая Франция») партий М. Ле Пен и Ж.-Л. Меланшон набрали в первом туре в сумме более 40%. Результаты первого тура, а также участие М. Ле Пен во втором туре (рекорд для «Национального фронта») политологи рассматривают как свидетельство огромного успеха популистов.
Победе во втором туре президентских выборов Эмманюэль Макрон во многом обязан выигрышным имиджем «нового человека», не связанного с прежней партийно-политической элитой. Его движение «Вперёд, Республика!» одержало победу в ходе парламентских выборов. Национальное собрание Франции обновилось на три четверти, многие представители старых партий покинули политическую сцену. Многие политологи говорят о президенте Э. Макроне как политике нового типа, соответствующего запросам современного общества. Он не относится ни к левым, ни к правым, стремится к поиску новых подходов при сохранении принципиальных демократических позиций.
Окажется ли популизм устойчивым и долговременным явлением, покажет время. Примечательно, что уже тогда некоторые популистские силы после их вхождения в правительственные коалиции продемонстрировали свою неспособность справиться с бременем власти и стали терять поддержку масс. В Греции левая популистская партия «Сириза» в 2019 г. проиграла выборы старой консервативной партии. Популизм не является идеологией — это тип негативной социальной мобилизации в условиях кризиса традиционных политических структур и разочарования общества в существующих порядках. Методы и средства борьбы популистов зачастую не отвечают базовым нормам правового государства и демократии, а их лозунги не соответствуют степени сложности существующих проблем. Правые популисты нарушают важнейший принцип демократии — принцип свободы мнений. Они считают, что только они говорят от имени народа. Популистские партии не отличаются политической ответственностью, не хотят видеть последствия своих действий в долгосрочной перспективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд «Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.»
Кроссворд является эффективным средством и формой для подготовки к экзаменам, для организации самостоятельной работы обучающихся. Данный кроссворд предназначен для студентов 2 курса колледжа, что соот...

Тест 11 класс США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в.
На выполнение теста отводиться 7 мин. Каждое верно выполненное задание оцениваеться в один бал....
Методическая разработка учебного занятия учебного предмета история Тема учебного занятия СССР во второй половине 1960-х начале 1980-х годов
Тема урока: СССР во второй половине 1960-х начале 1980-х годов.Тип урока: урок изучения нового материалаФорма урока: Комбинированный урокЦель: систематизировать и обобщить знания обучаю...
Лекция по истории России 2 курс "Россия во второй половине 1980-х начале 1990-х годов. Перестройка в СССР (1985-1991)"
Цель: формирование понимания сущности «перестройка» (понятие, причины, особенности, основные этапы и их содержание) и ее последствий для истории современной России.Задачи: обобщить и...
История 1 курс "Внешняя политика США во второй половине XX века начала XXI века США в 1945-1974 гг. После Второй мировой войны
Соединённые Штаты Америки стали самой могущественной в экономическом отношении страной мира. В конце 1940-х гг. эта страна производила более 60% промышленной продукции всех капиталистических стран (в ...
История 1 курс "Страны ближнего востока и латинской Америки во второй половине XX века, в начале XXI века."
Вторая половина XX века и начало XXI столетия стали периодом глубоких трансформаций для стран Ближнего Востока и Латинской Америки. Несмотря на географическую разобщенность и значительные культурные р...
История 1 курс "Советская внешняя политика во второй половине 60- х – начале 80-х гг. ХХ века."
В середине 60-х гг. ситуация в мире вновь осложнилась. Начавшаяся война США во Вьетнаме надолго охладила отношения между СССР и США. Начавшиеся ранее и...