Главные вкладки

    План – конспект открытого урока по истории Тема: «Внешняя политика России во второй половине XIX в».
    план-конспект урока на тему

    Вдовин Роман Викторович

    Цель  урока:

    Познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России во второй половине XIX  в.

    Задачи урока:

    - обучающие:  выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II;

    - развивающие: развивать навыки работы с картами, таблицами, схемами, анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, делать выводы.

    воспитательные: интерес к предмету, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneshnyaya_politika_rossii_vo_vtoroy_polovine_xix_v.docx29.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

     «Хворостянский государственный техникум им. Юрия Рябова»

    План – конспект

    открытого урока по истории

    Тема: «Внешняя политика России во второй половине XIX  в».

    Преподаватель истории

    высшей категории

    Вдовин Роман Викторович

    Хворостянка, 2015

    Цель  урока:

    Познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России во второй половине XIX  в.

    Задачи урока:

    - обучающие:  выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II;

    - развивающие: развивать навыки работы с картами, таблицами, схемами, анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, делать выводы.

    -  воспитательные: интерес к предмету, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

    План урока:

    1. Российская внешняя политика после Крымской войны.
    2.  Расстановка сил в Европе в 60-70-е гг.
    3.  Триумф российской дипломатии.
    4. «Союз трех императоров».
    5.  Завоевание Средней Азии.

    Новые термины и даты: 

    Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-е гг. - присоединение Средней Азии к России; 1875 г. - Петербургский договор с Японией о передаче ей Курильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. - Айгунский договор, 1860 - Пекинский договор России с Китаем о разграничении территории.

    Предварительная подготовка: сообщения обучающихся: «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков»,

    «Союз трех императоров», «Айгунский и Пекинский договоры с Китаем», «Присоединение Средней Азии к России»

    Тип урока:    комбинированный

    Формы работы обучающихся: проблемно-поисковая, фронтальная, самостоятельная.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, тестовые задания, учебник История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. Образования: Ч. 2/ В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

    .

    Структура и ход урока:

    1.Организационный момент (1 минута);

    2.Проверка домашнего задания (5 минут);

    3. Изучение нового материала (25 минут)

    4.Закрепление знаний умений и навыков (10 минут);

    6. Подведение итогов урока  (3 минуты)

    7. Домашнее задание (1 минута).


    Таблица 1.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    1.

    Организационный момент.

    - Приветствую обучающихся: «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и начать работу с вами»;

    - проверяю явку и готовность учащихся к уроку;

    - приветствуют преподавателя;

    1

    2.

    Проверка домашнего задания.

    Беседую с обучающимися по вопросам домашнего задания (фронтальный опрос):

    - какие перемены происходили в сельском хозяйстве после 1861 г.? Что способствовало его развитию, а что тормозило?

    - как развивалась промышленность во второй половине 19 века? (Слайд 1)

    Отвечают устно

    5

    3.

    Изучение нового материала

    1. Направления российской внешней политики после Крымской войны

    2. Расстановка сил в Европе в 60-70 - е гг.

    3.Триумф российской дипломатии

    4. «Союз трех императоров»

    5. Завоевание Средней Азии

    Объявляю тему урока и план, по которому будем работать. (слайд 2, 3). Демонстрирую обучающимся основные термины и даты

    (слайд 4)

     Беседа с обучающимися:

    - Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое внешняя политика?

    - Подумайте, какова была основная задача внешней политики России после Крымской войны? (слайд 5)

    - Ребята, используя таблицу (раздаточный материал у каждого учащегося на столе), выпишите в тетрадь основные направления внешней политики Александра II: (слайд 6)

    Россия добивалась отмены нейтрализации Черного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между державами.

    Беседа с обучающимися:

    - Вспомните, после какой войны в 1870-е годы изменилась расстановка сил в Европе? (слайд 7)

    -Успех Пруссии в борьбе против Дании, Австрии, а затем и разгром Франции привел к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решалась единолично участвовать в войнах. Турция без европейской поддержки не смела выступать против России. Пруссия же поддерживала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Черного моря.

    Запись на доске и в тетради:

    Лондонская конференция (март 1871 г.) - протокол о нейтрализации Черного моря. (слайд 8)

    Вывод: Россия вернула себе право строить крепости, держать флот на Черном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте ее международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А. М. Горчакову. (слайд 9)

    - Ребята, вам было дано опережающее домашнее задание: подготовить сообщения. Кто готов выступить со своим сообщением? (слайд 10)

    - В 1870-е годы после Лондонской конференции происходит сближение России и Германии. В подобном сближении Россия могла видеть определенную гарантию от нападения на нее Германии, чрезвычайно усилившейся после ее победы над Францией. Для России это так же был способ выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после Крымской войны. В результате в 1873 г. между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях. В истории это соглашение России, Германии и Австрии получило название «Союз трех императоров».

    Послушаем краткое сообщение

    - К середине XIX в. в Азии и Казахстане сложилась следующая ситуация.

    Казахские жузы (объединения) номинально состояли в подданстве России. Далее на юге существовало три самостоятельных государства - Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират. Еще южнее располагался Афганистан.

    В первой половине XIX в. российское правительство пыталось наладить торгово-экономические отношения со Средней Азией. Однако российские купцы облагались высокими пошлинами, а караваны грабились. Среднеазиатские народы совершали постоянные грабительские набеги на территорию России. Четкой линии укрепления на границе со среднеазиатскими государствами не было. С другой стороны, действия и влияние Англии в Афганистане и Иране, ее стремление продвигаться дальше беспокоило Россию, которая вступила в борьбу с Великобританией за государства в Средней Азии и на Среднем Востоке.

    С 1864 г. начинается военное наступление. Сначала на Кокандское ханство. Малочисленные русские войска захватили города Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент. В результате чего Оренбургское и Западносибирское укрепления были соединены.

    -Предположите, каковы были дальнейшие планы российского командования?

    На продолжении наступления настаивали военные, находившиеся в Средней Азии, но Министерство иностранных дел и Военное министерство предлагали закрепиться на занятых рубежах.

    Пока принималось решение, генерал-майор Черняев с отрядом в составе 1000 человек начал наступление на Ташкент с 100-тысячным населением. Несмотря на первую неудачу, попытка взять Ташкент была повторена, и в 1866 г. город был включен в состав России.

    В 1864 г. вышел закон об образовании Туркестанского генерал-губернаторства, главой которого был назначен К. П. Кауфман.

    В результате продолжительных военных действий против Бухарского эмирата часть его территории вошла в состав России. Военные действия против Хивинского ханства были успешными и взятие Хивы - доказательство этого.

    Запись на доске и в тетради:

    Хива, Бухара, Коканд к 1873 г. стали вассальными владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней политики.

    В начале 70-80-x гг. российские войска под командованием генерала М. Д. Скобелева продолжали подчинять силой оружия территории закаспийской области.

    Одним из результатов завоевания Средней Азии стала ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 000 невольников.  

    Каковы, на ваш взгляд, последствия завоевания Средней Азии?  

    Записывают в тетрадь тему урока.

    Знакомятся с планом работы и основными терминами и датами

    Взаимоотношения с другими государствами.

    Отмена статей Парижского договора, запрещавших России иметь на Черном море военный флот, арсеналы и крепости. Это условие договора делало южные границы России незащищенными и подрывало ее влияние на Балканах и Ближнем Востоке.

    Записывают в тетрадь:

    -Ближневосточное направление;

    -Европейское направление;

    -Среднеазиатское направление;

    -Дальневосточное направление.

    Расстановка сил в Европе изменилась после франко-прусской войны.

    Записывают в тетрадь.

    Слушают сообщение обучающегося: «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков».  

    Записывают в тетрадь (опираясь на таблицу):  «Союз трех императоров» (1873-1878)

    Германия, Россия, Австро-Венгрия

    Сообщение обучающегося:

    «Союз трех императоров»

    а) продолжить наступление;

    б) остановиться на достигнутом.

    Записывают в тетрадь:

    Хива, Бухара, Коканд к 1873 г. стали вассальными владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней политики.

    Завоевание Россией Средней Азии лишило государственности населявшие ее народы;

    В Средней Азии было ликвидировано рабство, стала развиваться промышленность, железнодорожное строительство.

    Прекращение набегов, начало более активного экономического освоения края: торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство);

    Установление влияния в Средней Азии, на которое претендовала Англия.  

    25

    4.

    Закрепление знаний.

    Ребята, чтобы проверить как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам выполнить тестовое задание, раздаю листы с тестами (слайд 12)

    Выполняют тестовое задание

    10

    5.

    Подведение итогов  работы и оценка деятельности учащихся.

    - А теперь подведём итоги тестирования. Поменяйтесь листами с заданиями и проверьте друг друга. (слайд 13)

    Выставляю и объявляю оценки обучающимся:

    подготовившим сообщения,

    активно работающим на уроке,

    отвечающим на вопросы

    Обучающиеся выставляют оценки друг другу за тестовое задание:

    Правильно ответили:

    На 5 вопросов – оценка «5»

    На 4 вопроса – оценка «4»

    На 3 вопроса – оценка «3»

    На 2 вопроса – оценка «2»

    Ключ к тесту: 1 – в; 2 – а; 3 – в;

    4 – б; 5 – г

    3

    6.

    Домашнее задание.

    Запишите, пожалуйста домашнее задание:

     (слайд 14)

    Прочитать § 61, стр. 78-83, письменно ответить на вопрос 4, стр. 83. Опережающее задание: подготовить сообщение или презентацию по теме: «М. Д. Скобелев»

    Ребята, спасибо всем за работу на уроке. Всего вам доброго. (слайд 15)

    Записывают домашнее задание.

    1


    Приложение к плану-конспекту урока «Внешняя политика Александра II»

    Таблица 2.

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1.

     Лондонская конвенция 1871 г.

    Информационный

    Исторический  источник

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ce9679e-6a29-4914-9091-fe9d88179935/view/

    2.

      Союз трех императоров

    Информационный

    Словарная статья о союзе трех императоров (1873 г.)

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7abbce73-72bc-475c-ac97-fb21aa1f158b/view/

    3.

    Хивинское ханство

    Информационный

    Словарная статья о государстве в Средней Азии в 1511-1920 гг.

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0514ad7-2ac1-4185-b84e-502c8b91c5f9/view/

    4.

    К. П. Кауфман

    Информационный

    Биографическая справка о государственном деятеле XIX в. 

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8ae2d965-bd76-4c19-801b-6e3de23f96c2/view/

    5.

    М. Д. Скобелев  

    Информационный

    Портрет

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb41d91e-e756-4a2e-bdae-73deba0a231d/view/

    6..

    Задания к параграфу «Внешняя политика Александра II»

    Контрольный

    Интерактивное тестовое задание

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37571464-0d3b-4dc5-ab47-2f07c3d6f4c0/view/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"

    Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...

    План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

    Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

    План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

    Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

    План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".

    Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....

    План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

    План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

    ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

    План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...

    План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»

    Тема  программы: «Создание гипертекстовых документов».  Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...