Статья 3
статья

Усвяцева Ольга Сергеевна

Реализация идей компетентностного подхода в образовательном процессе как условие повышение качества профессионального образования (из опыта работы преподавателя педколледжа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usvyatseva_vystuplenie.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Усвяцева Ольга Сергеевна

преподаватель иностранного языка

ГБПОУ Некрасовский педколледж №1

Реализация идей компетентностного подхода в образовательном процессе как условие повышение качества профессионального образования (из опыта работы преподавателя педколледжа)

Сначала, нам следует разобраться в понятиях компетентность и компетенция. Компетентность – это результат овладения компетенциями. Компетенция – это элемент компетентности, который связан с решением конкретной задачи или группы задач. Классифицировать компетенции можно следующим образом:

  • ключевые: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования;
  • базовые: эмоционально-психологические (любознательность, доверие), регулятивные компетенции (ответственность, умение определять цели, концентрация, обобщение), социальные (терпимость, сотрудничество, взаимопомощь), учебно-познавательные (умение учиться, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельность), творческие (принятие решений, самостоятельный поиск информации, способность формировать и отстаивать свое мнение), компетенции самосовершенствования (практическое применение знаний, самоконтроль, саморазвитие); предметные.

Есть ключевые компетентности, предполагающие обладание человеком высоким уровнем инициативы, организаторскими способностями, готовностью давать объективную оценку и анализировать свои действия. Ключевые компетентности надпрофессиональны и актуальны в любой сфере деятельности.

Компетентности актуальные в современном мире: способность к самостоятельной работе; способность брать на себя ответственность самостоятельно; способность к проявлению инициативы; готовность фиксировать проблемы и находить пути их решения; умения анализировать; способность к коллективному взаимодействию; способность к самообразованию; умение принимать решения.

Профессиональными компетентностями пользуются при анализе педагогических профессий, в частности: предметной, технологической, психологической. Профессионально-педагогическая компетентность включает пять элементов: специальная и профессиональная компетентность; методическая компетентность; социально-психологическая компетентность; дифференциально-психологическая компетентность; ауто-психологическая компетентность.
Использование компетентностного подхода в организации педагогического процесса исходит из понимания того, что прогресс человечества зависит по большей части от уровня развития отдельной личности. Компетентностный подход сосредотачивается на результате образования, в качестве которого принимается способность человека действовать в различных сложных ситуациях.

Признаками профессиональной компетентности являются принятие педагогической деятельности как сферы самореализации, как области, в которой специалист осознает свои возможности, владеет ориентировочной основой педагогической деятельности (мысленного создания «модели», «разметки» будущей практической педагогической деятельности), включающей образ ее результата и процесса ее достижения, набор апробированных в собственном опыте задач, входящих в структуру компетенции (аналитических, проектировочных, организационных, коммуникативных, информационных, самоорганизующихся и др.): опыт выполнения этой деятельности в проблемных условиях; рефлексия и самоконтроль своих действий на основе использовании и собственных, подчас уникальных образцов и критериев эффективности.

В процессе работы в педколледже была введена и апробирована рейтинговая накопительная система оценивания результатов обучающихся, что позволило разнообразить формы контроля текущей и промежуточной аттестации, дало возможность обучающимся ассистировать преподавателю и проводить самоконтроль.

Необходимо отметить, что компетентностный опыт, также как творческий и личностный, нельзя дать в виде инструкции, алгоритма. Компетентность – это собственный опыт, приобретенный в процессе обучения, самообучения, саморазвития под руководством педагога-мастера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....