Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
статья по теме
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психологическое сопровождение личностного развития и профессиональной деятельности педагогов с целью оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержания позитивного психологического климата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fgos.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Провоторова Оксана Валериевна
ОГБОУ НПО "ПУ № 15"
педагог-психолог
I квалификационная категория
Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ"
В условия роста числа неблагополучных семей в стране возрастает роль педагога в воспитании детей. На наш взгляд воспитание толерантного поведения становиться важнейшей задачей образовательных учреждений, педагогов. Чтобы развивать толерантность детей и их толерантное поведение педагогу самому необходимо знать закономерности и психологические условия развития толерантности, самому проявлять терпимость во взаимоотношениях со всеми субъектами образовательного пространства.
Формирование ключевых предпосылок подготовки педагогов и мастеров производственного обучения ( мастеров п/о) к внедрению ФГОС и разработка модели психолого-педагогического сопровождения педагогов и мастеров п/о - одно из направлений нашей работы. Сейчас, как никогда нужно позаботиться о преподавателях теоретического и производственного обучения – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется. Психологическая составляющая нового стандарта очень велика, кроме того, важно сформировать толерантное отношение в структуре педагогической деятельности (включающей в себя ценностные ориентации, эмоциональную устойчивость, коммуникативную компетентность, эмпатию, ассертивность, позволяет определить психологические условия и программу развития толерантного поведения педагога), потребность в экологически сообразном образе жизни, а переподготовка преподавателей пока, к сожалению, не удовлетворяет потребностям образовательных учреждений, так как носит эпизодический характер, не является целенаправленно реализуемой федеральной программой. Информацию о курсах повышения квалификации очной, заочной и дистанционных форм обучения как правило, ищем сами или информацию предоставляет администрация ОУ.
На наш взгляд, критериями готовности преподавателя к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:
1. Курсовая переподготовка (теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая –составление учебных программ профессиональных модулей и общепрофессиональных дисциплин, факультативных занятий и т.д.);
2. Планирование своей деятельности:
- определяет цели, как средство образовательного результата обучающихся;
- формулирует образовательные результаты в идеологии формирования профессиональных и общих компетенций, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника начального профессионального образования;
- определяет эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии - проектные, создание учебных ситуаций…)
- составляет план учебного занятия, ориентируясь на программу формирования образовательного учреждения, осуществляет рефлексию проведённого занятия.
3. Разработка и демонстрация приёмов и методов организации занятий, направленных на реализацию нового содержания образования.
4. Организация самостоятельной и коллективно-продуктивной деятельность обучающихся;
вовлечение обучающихся в ситуации, необходимые для освоения коммуникативных, проектных и исследовательских умений.
5. Использование критериев, показателей и процедур оценивания результатов, делая их ясными и понятными для обучающихся.
6. Осваивание проектной, исследовательской деятельности путём участия в проектировании и реализации проектов.
7. Демонстрация собственной ответственности за результат, способность к толерантности и диалогу.
26 апреля 2012года мы завершаем обучение по модульно-накопительной системе, проводимое Учебно-методическим центром дополнительного образования Томской области, по теме «Актуальные вопросы современного урока в условиях перехода на ФГОС». В результате обучения педагоги и мастера производственного обучения получат необходимые знания по разработке новых учебных программ, планов уроков теоретического и производственного обучения. В качестве итоговой работы, по желанию педагоги и мастера производственного обучения, должны разработать программы профессиональных модулей, программы общепрофессиональных и общеобразовательных дисциплин; разработать и провести открытые уроки по теоретическому и производственному обучению, используя современные методики.
Необходимость в рассмотрении профессионально важных качеств (ПВК) педагога связанно с тем, что терпение является одним из важнейших профессиональных качеств педагога, которое влияет на продуктивность сложного многообразного взаимодействия в педагогическом процессе между преподавателем, мастером п/о, обучающимися, администрацией, родителями, и во многом зависит от его личностного качества – толерантности.
Терпимый педагог, мастер, родитель добивается результативности, нанося при этом наименьший ущерб развивающейся личности. Педагог является главным управляющим, направляющим субъектом профессиональной педагогической деятельности в училище. для характеристики учителя как профессионала, обладающего толерантностью, наиболее адекватным является высказывание Е.А. Климова о профессионализме: "Не следует сводить идею профессионализма только к представлению о великом уровне умелости профессионала... Профессионализм мы будем понимать не как просто некий высший уровеньзнаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания психики человека..." [1, с.386-387]
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психологическое сопровождение личностного развития и профессиональной деятельности педагогов с целью оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержания позитивного психологического климата.
Мои задачи – разработать психологическую программу развития толерантного поведения учителя и помочь своим коллегам занять в отношении училища и его развития активную, творческую позицию. Решение этой задачи – дело не быстрое и серьезное. Мы, в первую очередь, стали оказывать поддержку педагогам и мастерам в реализации их собственных базовых потребностей через освоение способов влияния на психологическое и физическое здоровье; выявить основные индивидуально-типологические и профессионально важные личностные качества, необходимые для развития толерантного поведения педагога;
разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу развития эффективного толерантного поведения педагогов и мастеров п/о.
Строить работу в этом направлении непросто, так как педагог в современной школе вынужден значительно увеличивать эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться со всё увеличивающимся объемом и требованиями к качеству педагогической работы. Сегодня, мало быть специалистом в своей области предметных знаний и уметь грамотно выполнять обязанности классного руководителя. Нужно владеть инновационными и информационными технологиями, вести документацию не только в бумажном, но и в электронном вариантах, уметь строить отношения с родителями, которые часто, в силу занятости или попустительства практически не занимаются воспитанием детей и подростков. И все это в условиях, когда престиж профессии падает все больше и больше, благодаря антирекламным программам и публикациям современных СМИ.
Многих из педагогов трудовая деятельность приводит к эмоциональному выгоранию, психопатологическим проявлениям и как следствие от него развивается: хроническая усталость, привычка думать о себе в последнюю очередь, ощущение беспомощности и повышенная ранимость - снижает мотивацию педагога, качество труда, дает ощущение загнанности в угол, «игрушки в чужих руках». Фундаментом для формирования профессионально-ориентированных качеств педагога является его индивидуальные и личные свойства, психологические и физиологические особенности, морфологические, соматические, биохимические признаки и т.д.
Готовность педагога к эффективной педагогической деятельности и определении психологической сущности его толерантности можно руководствоваться конституирующими началами (основаниями) личности, такими как направленность (Л.И.Божович), отношение (В.М.Мясищев), общение (А.А.Бодалев), иерархия мотивов идеятельности (А.Н.Леонтьев), значимость (Н.Ф.Добрынин), активность (В.А.Петровский, Л.Ф.Алексеева),Врожденное чувство беспокойства-тревоги (К.Хорги), эмоциональная напряженность (Б.И.Додонов). Эмоциональное состояние педагогов, несомненно, сказывается на состоянии учеников и на эффективности образовательного процесса, поэтому разработка коррекционно-развивающей программы позволяет создать эффективную систему развития толерантности в новых стандартах ФГОС, так как взаимосвязь между профессионально важными качествами и толерантностью педагога научно обоснованны.
Грамотно подобранные интерактивные методы работы с педагогами очень эффективны. Они позволяют педагогу освободить «внутреннего ребенка», развивают эмпатийность, позволяют получить практическую, значительную, эмоциональную поддержку от своих коллег в процессе общения тренинговых занятий, рефлексии. Позволяют освежить запас собственных сил и пополнить свою методическую копилку (за счет приобретения опыта проживания психологических ситуаций, который можно перенести в свою практическую деятельность с подростками на занятиях), кроме того, формируют умение сходить с подавляющей позиции «Учитель ученик» и обновляют информационное поле педагога путем расширения психологических знаний, побуждают к творчеству. Например, Н.В. Кузьмина выделяет коммуникативные, организационные, гностические способности педагога. Естественно, что каждая из выделенных педагогических способностей может проявляться в разных ситуациях, в том числе и в творческих, где творчество педагога может способствовать развитию творчества учащихся в ситуациях, стимулирующих их познавательную активность. Одним из важнейших качеств педагога как творческой личности, вовлекающей учащихся в творческую активность, является эмпатия. Чем выше способность педагога к сочувствию, состраданию, сопереживанию, наконец, к сотворчеству, тем выше его профессионально-творческие результаты. Но чтобы сотворчество педагога и ученика состоялось, необходимо ему знать детей и обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, эмпатией, проявление которых обеспечивается эмоциональной устойчивостью, толерантностью педагога [2, с.20-27].
Личностное и профессиональное развитие педагогов находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития. Поэтому, в нашем училище, методическая служба и администрация активно стимулируют заинтересованность и включенность преподавателей в повышение уровня своего образования (публичная признательность и благодарность, и т.д.)., дистанционные курсы, проводимые учебным методическим центром дополнительного образования Томской области очень удобны для всего коллектива, причем периодичность прохождения повышения квалификации нашими педагогами и мастерами п/о проходят через каждые пять лет. Преподаватели заинтересованы в самообразовании, чтобы идти в ногу со временем. В кабинете информатики проходят курсы повышения квалификации для педагогов и мастеров п/о. Применение информационных, коммуникационных технологий на уроках теоретического и производственного обучения, разработанные педагогом предметником по информатике. Контрольные функции администрации носят плановый характер и предусматривают обязательную обратную связь после посещения занятий.
Педагогом по информатики Шумейко Ниной Александровной регулярно проводятся мастер-классы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс. В училище кабинета информатики и ИКТ имеется выход в Интернет, который позволяет педагогам подыскивать и обмениваться информацией, что влияет на повышение качества содержания образовательного процесса, систематически с методическим центром дополнительного профессионального образования «УМЦ ДПО» г.Томска проводяться видеоконфиренции и Веб-семинары, мастер-классы, тематические курсы.
Участие в тренингах и психологически насыщенных занятиях вместе с мастерами п/о и педагогами, администрацией училища (и директора, и его заместителей) способствует сближению и сплочению коллектива. Помогает решить проблемы мотивации педагогов на освоение нововведенных ФГОС, нового в профессии, способствует поддержанию позитивных установок и ценностей, как в отношении себя, так и других людей, показывает возможности практической деятельности психолога, как специалиста и влияет на установление доверительности в его отношениях с педагогами.
Развитие профессиональной позиции успешнее всего идет через деятельностные формы методической работы. Приобретая опыт коллективно-распределенной методической деятельности в решении педагогических задач (например, анализ разработки урока с явными методическими ошибками и поиск путей их устранения) и превращая ее в индивидуальную, педагог способен формировать у обучающихся полноценную учебную деятельность в процессе общения и диалогов.
Использование "Y-PEER" и D – ''Дискавери" приемов помогает нам направить педагогов по пути самосовершенствования, способствуют развитию креативности, толерантности формируют навыки анализа актуальных ситуаций, развивают профессионализм, который проявляется в способности рефлексировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в динамичной учебной реальности. Участие в тренингах позволяет педагогу определить особенности своего стиля педагогического труда, осознать свою индивидуальность, упражняет в рефлексии. Например, анализировать свое состояние после совместной деятельности помогают упражнения "Болото", "Кораблекрушение", Кодовый замок", "Подросток" и другие. Подобные приемы, на наш взгляд, положительно сказываются на эффективности педагогического труда, на психологическом климате в коллективе.
Для оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива нами используются следующие этапы коррекционно-развивающей программы, которые сложились в циклическую модель непрерывного психолого-педагогического сопровождения.
1этап - подготовительный
Проходят индивидуальные встречи с педагогами, мастерами, классными руководителями, в ходе которых собирается первичная информация, отражающая личностные особенности и межличностные отношения.
2 этап – диагностический
Разработка рекомендаций и программ социально-психологической деятельности по результатам диагностических исследований, разработка форм публичной благодарности педагогу.
3 этап – основной
Внедрение инновационных и психокоррекционных методик оказания психологической помощи педагогам. Цикл лекций, участие в семинарах по модулям определенных тем. Далее проводятся модули, в процессе которых педагоги учатся находить адекватные выходы из различных ситуаций, что способствует повышению уровня толерантности. Подводятся итоги работы.
4 этап – повторная диагностика
Проводятся те же диагностические методики, что и на втором этапе. Анализ тренинговой работы.
5 этап – завершающий
Проводится консультативная, методическая и психолого-просветительская работа с педагогами и членами администрации.
Результатом комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению, как особой культуры поддержки и помощи учителя в решении задач, связанных с переходом на ФГОС нового поколения, можно считать следующие показатели:
-Формирование высокой мобильности педагогов и способности конструктивно меняться в напряженных условиях (курсы повышения квалификации за последние три года прошли 87% учителей, широко используются электронные образовательные ресурсы).
Возросла активность учителей в организации обучающихся к участию в конкурсах разного уровня с целью развития способностей, навыков самопрезентации и формирования портфолио. В практику училища внедрены проекты, объединяющие всех субъектов образовательного процесса "Доброе Сердце", "Всероссийская Неделя Добра", "Студенческая весна", "День открытых дверей".
Достигнутые результаты убеждают в том, что благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению коллектив ОГБОУ НПО "ПУ№15"сумеет справиться с поставленными задачами по внедрению ФГОС нового поколения.
Библиографический список
- Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом / авт.-сост. Г.С. Чеснокова и др. – Волгоград: Учитель, 2009
- Вачков, И.В. Полисубъект, который учится в школе / И.В. Вачков. Газета «Первое сентября», 2001, №17, С.14
- Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Учебное пособие / В.П.Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 431с.
- Каган, М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений / - М.С. Каган. - М., 1991. -315 с.
- Н.Б. Крылова «Как мы можем изменить культурные ценности образования //Крылова Н.Б. Народное образование.-1998.-№9.- С. 20-24.
- http://www.strezhipu15.narod.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в адаптационный период в ССУЗе"
Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной среде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в ...
Статья "Психолого-педагогические подходы в процессе обучения русскому языку в техникуме"
Особо хочется обратить внимание на психологическую подготовку учебного процесса. В процессе обучение центральное место занимаетпедагогика сотрудничества , дифференцированное обучение, в которых центра...
Презентация служит сопровождением к статье "Психолого-педагогические подходы в процессе преподавания русскому языку в техникуме"
Презентация является сопровождение статьи "Психолого-педагогические подходы в процессе обучения русскому языку в техникуме". В ней подробно даётся информация и о формах контроля на уро...