Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
статья по теме

Радченко Оксана Викторовна

 

       Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды, утрате культурного смысла образования. В настоящее время обстоятельства в образовании складываются так, что оно призвано спасти культуру, если возьмет на себя миссию воспитания человека культуры.

     Воспитание человека культуры представляется особенно важным моментом учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже, так как мы готовим будущих учителей, и важно помнить, что учитель – это человек, который несет культуру в мир детей, что мерой и показателем уровня развития и воспитания человека служит его эстетическая культура. Именно этими факторами объясняется моя обращенность к проблеме формирования эстетической культуры студентов. В данной статье сделана попытка обобщить  собственный опыт изучения данной проблемы. Статья содержит приложение, в котором представлена разработка кураторского часа в форме ситуативного практикума по теме: «Умеем ли мы общаться?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formirovanie_esteticheskoy_kultury_-_2.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эстетической культуры

студентов педагогического колледжа

       

               

                                 О.В.Радченко,

                                                                          преподаватель, куратор 3 «В» группы,

                                                                                  Зерноградского педагогического колледжа

Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды, утрате культурного смысла образования. В настоящее время обстоятельства в образовании складываются так, что оно призвано спасти культуру, если возьмет на себя миссию воспитания человека культуры.

Воспитание человека культуры представляется особенно важным моментом учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже, так как мы готовим будущих учителей, и важно помнить, что учитель – это человек, который несет культуру в мир детей, что мерой и показателем уровня развития и воспитания человека служит его эстетическая культура. Именно этими факторами объясняется моя обращенность к проблеме формирования эстетической культуры студентов.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме позволило мне убедиться, что эстетическая культура относится к любым видам деятельности человека. Большие возможности в изучении эстетической культуры личности в педагогическом плане открывает эстетико-поведенческий элемент культуры в таких сферах жизнедеятельности человека как труд, быт, отношение к природе, общение, спорт, искусство. В системе эстетического воспитания и самовоспитания сферы целостной культуры человека их рассматривают как факторы или средства эстетического воспитания.

Проанализировав теоретические основы изучаемой проблемы, я составила опросник, с помощью которого попыталась определить уровень эстетической культуры моих студентов. Он включал в себя следующих вопросы:

  1. В чем проявляется Ваша забота о природе родного края?
  2. Какие чувства, эмоции испытываете Вы, занимаясь учебным трудом?
  3. Имеет ли мир вещей воспитательное значение для Вас? Если «да», то какое?
  4. Имеет ли спорт эстетическую привлекательность для Вас? В чем она проявляется?
  5. Что необходимо для осуществления общения и взаимодействия между людьми, сохранения при этом достоинства каждого?
  6. Считаете ли Вы, что необходимо знать определенные правила этикета, соблюдение которых делает общение между людьми богаче нравственно, интеллектуально, эстетически? Какие из них Вы знаете?

Познакомившись с ответами студентов, я сделала некоторые выводы:

  1. все отвечавшие считают необходимым проявлять заботу об окружающей среде, что определяется их участием в субботниках, мероприятиях по благоустройству мест, где они живут – это посадка цветов, деревьев, уборка парков, закрепленных территорий, участие в экологических неделях;
  2. студенты отмечают необходимость занятия учебным трудом, хотя признают его одной из самых сложных форм деятельности;
  3. большинство респондентов признают воспитательное значение мира вещей, считая, что он во многом определяет облик человека, приводят в пример интерьер нашего учебного заведения, который является неотъемлемой частью воспитательного процесса в колледже;
  4. все студенты отмечают эстетическую привлекательность спорта, говорят о том, что сами с удовольствием посещают занятия физической культурой, тренажерный зал колледжа;
  5. студенты отмечают, что хорошо было бы общаться в неформальной обстановке, больше посещать музеев, театров, интересных  мест Донского края, что помогло бы им сдружиться, лучше узнать друг друга;
  6. все опрошенные считают необходимым знание правил этикета, хотя сознаются, что лишь поверхностно знакомы с некоторыми из них.  

Хочу отметить, что проведение такого опроса студентов для меня, как куратора, оказалось крайне полезным. Мне удалось выяснить, какие факторы недостаточно влияют на формирование эстетической культуры студентов и согласно этому скорректировать план воспитательной работы в группе. На одном из кураторских часов, посвященных вопросам формирования эстетической культуры, я предложила студентам разработать проект программы эстетического воспитания в группе. Они инициировали проведение ряда мероприятий, различных видов деятельности, которые бы смогли усилить влияние каждого фактора на повышение уровня эстетической культуры каждого студента. В план воспитательной работы были включены такие кураторские часы как «Этикет для детей и взрослых», «Толерантность и интолерантность», «Роль эстетической культуры в формировании личности будущего педагога», «Умеем ли мы общаться?», «Снимая шляпу перед словом «дружба», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Имидж и социальный успех» и другие. Кроме того, совершили поездки в станицу Старочеркасскую, где посетили музей-заповедник, город Новочеркасск с посещением музея Донского казачества, храма, музеи нашего города. Также планируем посещение драматического театра им. М.Горького, краеведческого музея в г. Ростове-на-Дону.

В целом можно отметить, что абсолютно все мероприятия, проводимые в нашем колледже, мероприятия в группе (ведь почти каждый студент хотя бы раз в год проводит кураторский час в группе) способствуют воспитанию эстетической культуры студентов, учат их нормам общения и поведения, повышают общий уровень культуры каждого из них. Об этом свидетельствуют результаты диагностик уровня общительности и конфликтности студентов группы. Большинство студентов (59%) имеют достаточно высокий уровень общительности, остро нуждаются в постоянных межличностных контактах. Участие в коллективных творческих делах помогло даже самым стеснительным, необщительным студентам стать более раскрепощенными, проявить свои творческие и коммуникативные способности.

Радует, что 75% опрошенных – люди неконфликтные, способные решать проблемы мирным путем. Они отмечают, что стать лучше, терпимей, более сдержанными им помогают воспитательные мероприятия, то воспитательное воздействие, которое они испытывают со стороны преподавателей, куратора, сокурсников.

Впереди еще один год обучения студентов в стенах нашего замечательного колледжа. Для них это выпускной курс, который знаменуется, прежде всего, осознанием студентами нового статуса и общественной роли. На первый план выйдет работа по формированию нравственной и правовой зрелости будущих учителей, перспектив самореализации личности в обществе, дальнейшему развитию качеств и черт культурной личности студентов. Хочется верить, что выпускники нашего учебного заведения будут обладать всеми качествами педагога, способного ввести детей в мир культуры, относиться к образованию как к культурному процессу, воссоздавая культурные события и осуществляя воспитание человека культуры.

Приложение: разработка кураторского часа в форме ситуативного практикума по теме: «Умеем ли мы общаться?».

 

Литература

  1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Дону: Издат. РГПУ, 2000. – 352 с.

  1. Крохина И.М., Курепина А.Л. Все об этикете: Книга о нормах поведения. – Ростов н/Д: Издат. Феникс, 1995 - 512 с.

  1. Куренкова Р.А. Эстетика: учеб. для студентов вузов. – М.: Издат. ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. – 368 с.

  1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. ВУЗов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

    Тема кураторского часа: «Умеем ли мы общаться?»

Цель: развитие культуры общения, коммуникативных навыков студентов, воспитание этических норм бесконфликтного общения.

    Задачи:

  1. сформировать представление студентов о понятиях «общение», «конфликт»;
  2. рассмотреть структуру и средства общения;
  3. познакомить с различными типами конфликтов, способами их разрешения;
  4. проанализировать ситуации межличностного общения;
  5. определить конструктивные пути решения конфликтных ситуаций.

    Форма проведения: ситуативный практикум.

    Оборудование:

  1. карточки с ситуациями,
  1. плакаты с определениями понятий «общение», «конфликт», «способы разрешения конфликтов», распечатки правил общения.

    План проведения кураторского часа:

  1. Вступительное слово куратора.
  2. Раскрытие теоретических основ темы.
  3. Решение ситуаций.
  4. Практикум.
  5. Заключительный этап.

Ход кураторского часа:

  1. Добрый день, уважаемые гости, студенты. Мы рады приветствовать вас на нашем ситуативном практикуме по культуре общения, тема которого: «Умеем ли мы общаться?»

Общение является одним из средств эстетического воспитания и самовоспитания целостной культуры человека. Воспитание человека культуры является целью личностно-ориентированного образования, а культурные формы общения и поведения людей определяют общий уровень эстетической культуры любого человека. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми, бытовыми навыками, не общаясь друг с другом, не вступая в контакты, не влияя друг на друга. Контакты с людьми, пусть даже мимолетные, составляют эстетический облик человека. Существует тайна общения. Она состоит в том, чтобы жить с другими людьми в согласии, уметь делать добро, делиться богатством души и сердца. Виктор Гюго писал: «Существует зрелище более прекрасное, чем небо, - глубина человеческой души». Человек постоянно ощущает потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек, в общении с другим человеком. Сегодня мы попытаемся разобраться в том, что же такое общение, каким оно должно быть, из чего складывается общение между людьми, почему возникает конфликт в общении, в чем заключаются нормы бесконфликтного поведения, на примере ситуаций межличностного общения мы попытаемся понять, как следует строить общение.

2. Среди множества качеств, характеризующих человека, есть такие, которые оказываются крайне необходимыми и важными для эффективного общения. Составьте список таких качеств (каждая группа студентов составляет такой список в течение 2 минут, затем проходит обсуждение предложенных качеств и выработка из мнений групп общего списка качеств, важных для эффективного общения).

Итак, мы выяснили, что именно нужно для того, чтобы наше общение было эффективным. Что же такое общение? В научной литературе существует множество определений этого понятия. Мы будем опираться на определение, данное Е.Е.Смирновой.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, процесс установления и развития контактов между ними, порождаемый потребностями совместной деятельности. В процессе общения выделяют три взаимосвязанных стороны: перцептивная (взаимовосприятие); интерактивная (регулирование  взаимодействия собеседников; коммуникативная (передача информации). Что же влияет на эффективное функционирование этих трех сторон общения? Интонация, манеры, такт, доброжелательность, уважение, этикет, то есть средства общения (студенты коротко их характеризуют).

Таким образом, можно сказать, что соблюдение правил этикета, основанных на уважении, доброжелательности, вежливости, воспитанности, тактичности вносит красоту и гармонию в отношения людей, а значит, делает их богаче нравственно, интеллектуально, эстетически.

На подготовительном этапе к нашему занятию студентам был предложен блиц-тест на определение уровня общительности по методике Е.Н.Прощицкой.

Были получены следующие результаты.

Из 24 человек 14 имеют высокий уровень общительности (58,3%), 9 человек – средний уровень общительности (37,5%), 1 человек – низкий уровень общительности (4,1%).

          Таким образом, можно сделать вывод, что большинство студентов – люди, испытывающие острую потребность в общении. Давайте подумаем, с чего начинается общение между людьми? Оно начинается со знакомства. В последние годы люди знакомятся друг с другом все менее формально, так считают психологи. Никому не придет на ум осудить двух молодых людей, которые познакомились в театре, на студенческой вечеринке или в молодежном лагере. Существуют правила, которых следует придерживаться при знакомстве. Давайте проверим, насколько хорошо вам знакомы эти правила. Вы должны обсудить предложенную ситуацию в течение двух минут и объяснить, как следует себя вести в той или иной ситуации знакомства.

3. Ситуация № 1. В школу пришла работать молодая учительница. Она входит в кабинет директора, где находятся зам. директора по учебной работе, по воспитательной работе, завхоз и библиотекарь. Обыграйте роль директора школы и представьте молодую коллегу.

Ситуация № 2. В компанию друзей вы приводите свою подругу/друга. Представьте вашего спутника/спутницу.

Ситуация № 3. Вы приходите на  День рождения своего друга. Среди гостей, сидящих за столом, вы видите пожилых людей, не знакомых вам, а также родителей, бабушку и дедушку вашего друга. Поприветствуйте их.

Ситуация № 4. Сидя за столиком в кафе, вы увидели, что в зал входят ваши приятели. Поприветствуйте их.

Ситуация № 5. Учитель заходит в класс и видит, что все ученики кричат, шумят, один из них бросает портфель. Вместо приветствия в учителя летит портфель. Как вы поведете себя в данной ситуации?

Анализ предложенных ситуаций. Возможен комментарий психолога, преподавателя имиджелогии. Возможные пути решения ситуаций:

Ситуация № 1. Следует представить всех присутствующих в порядке убывания служебного положения. Директору необходимо представить себя, далее завучей, завхоза, библиотекаря. Когда людей представляют друг другу, следует смотреть прямо в глаза, неплохо улыбнуться. Молодая учительница, входя в помещение, первой приветствует тех, кто в нем находится, она должна представиться первой.

Ситуация № 2. В молодежных компаниях  обычно принято называть друг друга по имени. Представляя вашего спутника/спутницу, не следует добавлять: это мой друг, подруга. Такое подчеркивание отношений может обидеть остальных, назовите просто имя и фамилию. Можно использовать фразы: «Я рад представить вам мою сокурсницу…», «Вам не приходилось встречаться с…?».

Ситуация № 3. Всегда в общении надо соблюдать очень важное правило: молодые люди с почтением должны относиться к старшим. Если среди гостей есть незнакомые вам пожилые люди, следует подойти и поздороваться в первую очередь с ними, а затем со всеми остальными присутствующими.

Ситуация № 4.  Не следует кричать «Привет» на весь зал, тем самым, привлекая к себе внимание. Если ваши приятели вас не заметили и сели за другой столик, можно подойти к ним и поздороваться.

Ситуация № 5. Учитель ловит летящий в нее портфель и спокойно говорит «Здравствуйте, ребята!». Спокойный тон учителя, уравновешенность заставит детей успокоиться и навести порядок в классе, настроиться на урок.

Итак, можно сделать вывод, что конкретный набор правил зависит от характера самой ситуации, от коммуникативного статуса каждого партнера по общению. Общаться можно «грамотно» и «безграмотно». Общение может превратить партнеров в доброжелателей или недругов, оно способно стать «величайшей роскошью бытия» или стать источником проблем, стеной, разделяющей людей. В чем причина таких «издержек». Причин, как утверждают психологи, много: несовершенство общественного устройства, неправильное семейное воспитание, неумение многих людей использовать такие модели поведения, которые могут дать максимум положительных эмоций, снять напряжение. Это ведет к возникновению противоречий между партнерами по общению, разногласий, споров и как следствие к конфликту. Что же такое конфликт? Прежде чем мы дадим определение понятию «конфликт», предлагаю вам выполнить упражнение.

4. Когда мы слышим слово «конфликт», у каждого человека возникает ряд ассоциаций. Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт». Закончите предложение «Конфликт – это …» (студенты дают свои варианты предложения). Таким образом, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, спором, угрозами, ссорами и т.д. По меткому определению Андриенко Е.В. конфликт – это столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия, сопровождающиеся их негативными переживаниями.

Какие бывают конфликты?

  1. Внутриличностный конфликт.
  2. Межличностный конфликт – самый распространенный вид конфликта в общении двух и более людей.
  3. Конфликт между личностью и группой.
  4. Межгрупповой конфликт.
  5. Социальный конфликт (возникает в результате столкновения интересов разных социальных общностей – классов, нацией, государств).

Конфликты можно и нужно решать.

Какие способы разрешения конфликтов вы знаете?

- юмор, шутка; -компромисс; - третейский суд; - анализ ситуации; - ультиматум; - разрыв связи; уничтожение (моральное, физическое).  

Проанализируйте ситуацию. Вам предстоит сдавать экзамен, и вдруг преподаватель предлагает пяти студентам защищать реферат, а не учить билеты. Четыре темы выбрали сразу. Осталась только одна и вы хотите ее взять. Как вы поступите, если ею заинтересовался ваш одногруппник?

Студенты должны определить тип конфликта и предложить свой путь его разрешения. На обсуждение ситуации им дается 3 минуты.

Пока группы работают с заданием, куратор обращает внимание гостей на результаты диагностики по выявлению уровня конфликтности студентов 3 «В» группы.                                                                                                                              

Большинство студентов (54%) предпочитают примиренческий стиль решения конфликтов, у 25% - жесткий стиль решения конфликтов, 21% опрошенных решают конфликтные ситуации с помощью компромисса. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство студентов (75%) – люди неконфликтные, способные решать проблемы мирным путем. Сейчас мы попробуем в этом убедиться.            

(Группы предлагают свои пути разрешения конфликтной ситуации. Возможен комментарий психолога, преподавателя педагогики).

Далее студентам предлагается ознакомиться с некоторыми правилами, на которых строится бесконфликтное общение (из книги В.В.Любимцева «Знаешь ли ты?»). Группы должны выбрать пять наиболее важных, которых следует придерживаться при общении.

5. Делается общий вывод по результатам занятия.

Таким образом, чтобы общение носило бесконфликтный характер необходимо придерживаться правила эмоциональной выдержки, следует осознавать и контролировать свои чувства, учитывать состояние и индивидуальные особенности своего собеседника, будьте тактичны в общении с другим человеком, уважайте чужое мнение, бережно относитесь к близким, друзьям, коллегам. Тогда общение принесет настоящее удовольствие.

                                                   

                                                     Литература

  1. Блехер А.В. Урок психологии общения. – ж.  «Образование в современной школе», № 7 – 2005 г.

  1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Дону, Издательство Ростовского педуниверситета, 2000 – 352 с.

  1. Дик Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже. – Ростов н/Дону: Издат. «Феникс», 2005 – 288 с.

  1. Кожухарь Г.С. Проблемы толерантности в межличностном общении. – ж.  «Вопросы психологии», № 2 – 2006 г.

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)

Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития  речи у детей с целью преодоления будущими воспитате...

Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии

В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии...

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......

Формирование ИКТ - компетенции студентов педагогического колледжа через работу с немецкоязычными видеоматериалами

В данной статье рассматриваются вопросы развития ИКТ - компетенции студентов через работу с немецоязычными видеоматериалами. Статья дополнена конкретным практическим материалом из опыта работы препода...

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

Новые – практико-ориентированные подходы к формированию учебной мотивации студентов педагогического колледжа.

Преодоление разрыва между требованиями образовательного учреждения  и уровнем подготовки выпускника педагогического колледжа, стало основной задачей стоящей перед системой профессионального образ...

Развитие речевой культуры студентов педагогического колледжа. Сборник текстов

Методика применения разбора текстов по речевым тактам, ударным словам и направлению интонации...