Технологические карты занятий
план-конспект занятия

Технологическая карта занятия по теме "II период Великой Отечественной войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.pdf528.6 КБ
Файл samoanaliz.docx18.96 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока  истории

«Второй период Великой Отечественной войны»

в 22-й группе

 В  22 – й  обучается 24  обучающихся.

В целом группа  имеет среднюю мотивацию к обучению.

Недостаточно развита речь, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Цель урока – формирование целостных представлений об итогах Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, развитие интереса обучающихся к истории и общеучебных умений и навыков

Задачи урока:

  1. Образовательные:  углубить и систематизировать знания обучающихся о событиях, которые привели к победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.  и  II-й   мировой войны.

 

  1. Воспитательные: создавать условия для осознания обучающимися чувства сопричастности к событиям истории своей Родины; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну,  способствовать воспитанию у учащихся чувства высокого патриотизма на славных примерах лучших традиций русского военного искусства.
  2. Развивающие: формировать умения и навыки анализа исторических фактов на основе документов;  развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения.

Тип урока – изучение нового материала

 Урок по теме «Великая Отечественная война советского народа»  посвящен второму этапу Великой Отечественной войны. Он связан с предыдущими уроками, так как предпосылки коренного перелома рассматривались ранее. В связи с этим и возникла необходимость актуализации знаний обучающихся.

Этапы урока:

  1. Организационный.  Цель его – настрой на работу, создание рабочей спокойной атмосферы в группе.
  2. Повторение изученного. Цель - актуализация знаний учащихся для последующего изучения нового материала.

Изучение нового материала. На этом этапе при изучении основных событий данного периода я предложил желающим подготовить выступление по темам и задать вопрос товарищам.

Таким образом, совершенствовалось умение работать с текстом различных источников, выбирать главное, кратко формулировать выводы. Задание было рассчитано на обучающихся, имеющих хорошую мотивацию к учебе. Развивалось умение высказывать свою точку зрения, аргументировать её. Для создания зрительных образов изучаемого периода использовались мультимедийные средства обучения как на этапе изучения нового материала, так и во время повторения изученного.

Таким образом, все приемы и методы были направлены на решение поставленной цели.

Самостоятельная работа с учебником способствовала развитию умений обрабатывать информацию, составлять таблицу

Подведение итогов работы. Цель этапа – обучение анализировать свою работу, повторение изученного материала.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема

                                                                                                                « СССР в годы Перестройки»

Тип урока

                                   Лабораторно – практический

Ф.И.О.

преподавателей

                              Эрдынеев Эрдэм Будаевич

Образовательные
ресурсы

Учебник: История Отечества XX- начало XXI века, Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров.Таблицы: «Итоги экономического, социального и политического развития страны к середине 80-хгг.»; «Основные события 1985-1991гг.»; «Экономическое развитие СССР». Документы: статьи Н. Андреевой « Не могу поступаться принципами», А.Д.Сахаров «Из выступления на 1съезде народных депутатов»; Из выступления М.С.Горбачева, 25 декабря 1991 г., проектор, ноутбук.

План

1) Перестройка - объективная необходимость.

2) Первый этап перестроечных процессов.

3) Второй этап перестроечных процессов.

4) Результаты перестройки.

Цель урока

Подвести учащихся к пониманию причин нарастания экономического кризиса в стране, с основными переменами, произошедшими в СССР; обобщить понимание термина «перестройка» в истории СССР; подвести учащихся к пониманию причины, сущности, основных мероприятий «перестройки».

Формы и методы
обучения

Форма: групповая, фронтальная

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический

Основные понятия

Перестройка, гласность, ускорение, плюрализм, радикальное реформирование и т.п.

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта /
приобретенная компетентность

Научатся: определять, что такое «Перестройка»;

Формировать знания об изменениях политической системы 1985-1991гг;

Получить возможность научиться: самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию; Формулировать собственную точку зрения; аргументированно высказывать свое мнение;

Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций.

Получат возможность понимать причины успеха в учебе, выделять главное; Способствовать развитию познавательной деятельности;
Формирование навыков сопоставления сравнительных таблиц.

Предметные: уметь работать с историческим текстом; выделять главную мысль; отвечать на вопросы; развивать навыки анализа исторических версий и событий; мотивы поступков исторических деятелей, научить обосновывать свою нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России.

Метапредметные:

Регулятивные: планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;

Познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках ; грамотно представлять имеющуюся информацию;

Коммуникативные: уметь участвовать в диспуте; формулировать вопросы;

выступать с устными сообщениями, взаимодействовать с окружающими

Личностные: формировать положительную мотивацию к обучению.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

https://cloud.docbase.org/posts/2016-03/8/7/9/879289258.png

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации со взаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка класса к уроку.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель  озвучивает план и тему урока.

Подводит учащихся к формулированию цели урока.

Делит класс на три группы.

Группы «социологов», «политиков» и «экономистов» рассаживаются по рабочим местам. Записывают тему и план урока в тетрадь.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Записи в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме: Дайте оценку положению СССР  к сер. 80-х г.?

Проверка опережающего задания.

Вопросы:

-В экономической области?

- В социальной области?

- Во внутриполитической области?

Вывод: Нарастание застойных, кризисных явлений наблюдались во всех сферах жизни советского общества.

Завершение изучения вопроса заданием: - Объясните, почему обновление в нашей стране началось «сверху»?

«Экономисты», «Социологи», «Политологи» заполняют таблицу: «Итоги экономического, социального и политического развития страны к сер. 80-х гг.».

См. приложение №1

Групповая работа

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения.

Познавательные:

Общеучебные: формулируют ответы на вопросы учителя;

Логические: осуществляют поиск необходимой информации.

Устный опрос

Записи в тетрадях

III. Изучение нового материала

17

Работа по таблице № 2

Работа по тексту учебника.

Работа с документами

Работа с учебником

Учитель предлагает работу по таблице: « Основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика 1 этапа перестройки.

Вопросы:

-Хронологические рамки периода:

апрель 1985 г. (Пленум ЦК КПСС) – лето 1988 г.( 19 партийная конференция);

- Главная идея:

«Построение социализма с человеческим лицом»;

- Главная задача:

Остановить разложение социалистической системы;

-Средства:

Реформирование при отсутствии целостной концепции реформ.

Учитель создает условия для свободного выражения собственного мнения.

Задание классу:

-Борьба идей на данном этапе( раскрыть используя работу с документами)

См. приложение.

Работа по таблице № 2

« основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика 2 этапа перестройки.

-Хронологические рамки периода:

Лето 1988-1991гг.

-Главная идея:

Радикальное реформирование, смена курса общественного развития.

-Главная задача:

Преобразование социалистической системы.

-Средства:

Смена экономического курса.

Вывод: Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали.

Выступают «политики»- определяют внутриполитические достижения.

1)Идеи ускорения, перестройки, гласности «разбудили» народ, была преодолена социальная политика.

2) Выдвинулись новые лидеры.

3)Утвердилась гласность как свобода слова.

4)Начались процессы демократизации общества.

Проблемы этапа:

1)Продолжение экономического спада.

2)Рост межнациональных проблем.

Вывод:

Перестройка объективно подводила общество к радикальным преобразованиям которые не предусматривались реформаторами.

Выступают «экономисты», «социологи» и «политики».

Достижения:

1)Повышение экономической самостоятельности гос. предприятий.

2)Развитие частной инициативы и предпринимательства

3)Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.

4)Приоритетные- продовольственная и жилищная программы.

5)Гласность привела к политическому и идеологическому плюрализму.

Проблемы этапа:

1)Спад экономики.

2)Снижение жизненного уровня населения.

3)Нарастают противоречия во всех властных структурах.

4)Обостряется идейно-политическая борьба КПСС.

Групповая работа

Групповая работа

Познавательные:

Общеучебные-строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информаци.

Коммуникативные:

Согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные:

Удерживают цель деятельности до получения ее результата;

Целостно-смысловая компетенция.

Определяют понятия, работают с учебником, вступают в речевое общение.

Устный опрос

Записи в рабочих тетрадях.

IV. Первичное осмысление и закрепление  изученного

5

Работа по таблице № 3

Задание:

_Сопоставить преобразования, необходимые для вывода страны из кризиса, и результаты перестройки

Задание:

-Каковы причины неудач экономических реформ М.С.Горбачева?

Учащиеся формулируют вывод о соотношении замыслов ,надежд и ее реальных итогов.

Учащиеся записывают причины:

-Отсутствие четкой программы;

-Сопротивление чиновников, партийной верхушки;

-Неготовность населения к Резким переменам.

Групповая работа.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга.

Задание в рабочей тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вывод: Итогом перестройки стало осознание обществом и властью, невозможности дальнейшего реанимированы социализма. Выход был найден в переходе к рыночной экономике и либеральной демократии.

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Фронтальная

Личностные: оценивают собственною учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке.

Оценивание учащихся за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§39, вопросы для самопроверки, стр.419

Конкретизирует домашнее задание.

Учащиеся записывают задание.

Индивидуальная

 

Таблица 1

ИТОГИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ К СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ

Кризисные явления в различных сферах

Экономическая сфера

Социальная сфера

Политическая сфера

Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорции в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере и т.д.

Проблемы, связанные с понижением уровня жизни.

Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия.

Кризис тоталитарной системы: геронтократия, бюрократия, коррупция, неспособность государственных органов к решению общественных проблем и т.д.

Монополия партии на власть – ее ответственность за углубление кризиса.

Национальные проблемы.

Внешнеполитические проблемы.

Таблица 2

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР

                                                                             СРЕДНЕГОДОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ПРЦЕНТЫ)

1981-1985

1986

1987

1988

1989

1990

ТЕМПЫ ПРИРОСТО НАЦИОНОЛЬНОГО ДОХОДА

3,5

2,3

1,6

4,4

2,5

-4

ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

3

2,1

1,6

4,8

2,2

-3

Таблица 3

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 1985- 1991 ГГ.

Важнейшие политические

мероприятия

Национальные

проблемы СССР

Внешнеполитическая

деятельность

Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г. избран М.С. Горбачев.

Апрель 1985 г. – Пленум ЦК: обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, ликвидацию механизма торможения; предшествующий период охарактеризован как застойный.

Лето 1985 г. – XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

СССР вводит мораторий на испытания ядерного оружия (до 1987 г.)

Ноябрь 1985 г. – советско-американская встреча на высшем уровне в Женеве

Февраль – март 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Приняты директивы XII пятилетки (1986-1990). В отчетном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии.

26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС

Апрель – обострение национальных проблем (выступление в Алма-Ате, Казахстан).

Январь 1986 г. – заявление Горбачева о программе полного ядерного разоружения (до 2000 года).

Октябрь 1986 г. – встреча Горбачева с Рейганом в Рейкьявике.

Январь 1987 г. – Пленум ЦК. Рассмотрен кадровый вопрос (омоложение в руководстве партией). Формулируется новое понимание гласности (открытость и правдивость в освещении прошлого и настоящего страны, свобода слова).

Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ.

Создание комиссии Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н. Яковлевым.

Декабрь 1987 г. – визит Горбачева в США, договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Март 1988 г. – публикация в «Советской России» письма Н. Андреевой, направленного против преобразований в обществе. Консолидация «антиперестроечных» сил.

Июнь 1988 г. – XIX партийная конференция; решение о начале реформы политической системы, дальнейшей демократии общества.

Весна 1988 г. – обострение национальных проблем: начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите.

Декабрь 1998 г.- землетрясение в Армении.

Апрель 1988 г. – в Женеве подписан меморандум о выводе войск из Афганистана (начало – 15 мая 1988 г.)

Конец мая – начало июня 1988 г. – визит Рейгана в Москву.

Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах.

25 марта – 9 июня – I съезд народных депутатов СССР.

Декабрь 1989 г. – II второй съезд народных депутатов СССР.

Дальнейшее обострение национальных проблем.

Апрель 1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане.

Нормализация советско-китайских отношений.

15 февраля 1989 г. – завершен вывод войск из Афганистана.

Декабрь 1989 г. – встреча Горбачева и Буша в районе о. Мальта.

Март 1990 г. – III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению. Президент СССР М.С. Горбачев. Отмена 6-й статьи Конституции СССР.

Май 1990 г. - третья сессия ВС СССР. Выступление председателя Совета министров Н.И. Рыжикова «Об экономическом положении страны и концепции перехода к рыночной экономике».

Июль 1990 г. – XXVIII съезд КПСС. Генеральным секретарем избран М.С. Горбачев. Раскол в КПСС.

«Парад суверенитетов» союзных республик.

Февраль 1990 г. – лидеры Литвы провозгласили независимость Литовского государства.

Выборы в Верховный совет РСФСР.

12 июня 1990 г. – I первый съезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России.

Конец мая – начало июня 1990 г. – визит Горбачева в США.

Ноябрь 1990 г. – визит Горбачева в ФРГ, подписание договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве.

Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий.

19-21 августа 1991 г. – выступление ГКЧП.

24 августа 1991 г. – М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС.

26 августа 1991 г. - приостановлена деятельность КПСС на территории СССР.

6 сентября 1991 г. – признание Верховным Советом СССР независимости республик Прибалтики.

25 декабря 1991 г. - официальное заявление об отставке М.С. Горбачева.

Январь 1991 г. – события в Вильнюсе (13) и в Риге (20), связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе СССР.

17 марта 1991 г. – референдум о судьбе СССР (76,4% принявших участие высказались «за» сохранение Союза).

Апрель 1991 г. - начало «новоогаревского процесса» - подготовка нового Союзного договора, его подписание намечено на 20 августа.

12 июня 1991 г. - выборы Президента РФ (победа Б.Н. Ельцина).

7 декабря 1991 г. - руководителями России, Белоруссии и Украины подписано Беловежское соглашение – договор об образовании СНГ.

21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР.

Апрель 1991 г. - роспуск ОВД.

Конец июля – начало августа 1991 г. – вихит Буша в СССР. Подписан договор об ограничении и сокращении стратегических вооружений

19 августа 1991 г. – США заявили о непризнании власти ГКЧП.

24 декабря 1991 г. – прекращение членства СССР в ООН. Права постоянного члена Совета Безопасности переданы России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО...

технологическая карта занятия

пример занятия по актёрскому мастерству...

технологические карты занятий

технологические карты  занятий...

Технологическая карта занятия по ФГОС по теме "Радиоактивность. Радиопротекторные свойства пищи"

Технологическая карта урока Название   предмета физика  Курс второй   Урок № 146   Дата 27.04.2015Тема   РадиоактивностьАвтор УМК Мякишев Г. Я., Бухов...

Технологическая карта занятия по ФГОС "Первый закон термодинамики"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1Технологическая карта урока Организационная информацияТема урокаПервый закон термодинамикиПредметФизикаКласс10Автор учебникаГ.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. СотскийМетодическая...

технологическая карта занятия

поурочный план по МДК Обеспечение сохранности документов...