Укучылар иҗаты
творческая работа учащихся

Тазеева Миляуша Мунировна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keramika_bolsheatryasskogo_selishcha.docx277.34 КБ
PDF icon abmaeva.pdf384.92 КБ
PDF icon vryasova.pdf379.15 КБ
PDF icon vryasova_.pdf667.08 КБ
PDF icon romanova_.pdf666.16 КБ
PDF icon diplom_meshkova_2.pdf129.17 КБ
PDF icon yamneeva_.pdf666.38 КБ
PDF icon kildyushevo_-_tazeeva_.pdf505.22 КБ
Файл tazeeva_vystuplenie.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Керамика Большеатрясского селища (1–4, 9–48), фрагмент кирпича (7),голыш (8), кремень (5), окаменевшее дерево (6). Сборы 2015 г

https://html1-f.scribdassets.com/5gu078b1ts5h1bmb/images/6-6baee411ca.jpg

Большеатрясское селище. Предметы из цветных металлов. Бронзовые пугови-цы (1–3, 5–13), бубенчик (4) и поясные накладки (14–17). Вторая половина Х – перваяполовина XI в.

https://html1-f.scribdassets.com/5gu078b1ts5h1bmb/images/7-e9e4068bf9.jpg

Большеатрясское селище. Украшения из цветных металлов. Распределительконской уздечки IX в. (1); серебряная подвеска XII–XIII в. (2), медная лунница XI–XII вв.(3); бронзовая накладка (4); серебряный перстень XIV в. (5); железные наконечники стрелXI–XIV вв. (6–8); бронзовые пряжки XII в. (9, 11); кольцо бронзовое Х–XII вв. (10); брон-зовое украшение XI–XIII в. (12)

https://html2-f.scribdassets.com/5gu078b1ts5h1bmb/images/10-9fce35b01c.jpg

Монетовидные подвески и серебряные монеты. Номера на рисунке соответ-ствуют номерам в таблице.

https://html2-f.scribdassets.com/5gu078b1ts5h1bmb/images/13-55b79f984a.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кильдюшевская средняя общеобразовательная школа»

Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

Учитель родного языка и литературы: Тазеева М.М.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках родного языка и литературы.

Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было изучение родного края. Говорят, что у людей, которые не знают своего прошлого, нет будущего. У нас богатая история, культура, образование, мужественный, трудолюбивый народ. История сел-это неотъемлемая часть, важная часть истории нашего народа. Их изучение, воспитание чувства гордости за свой регион – задача каждого из нас. В этот период, когда наши духовные ценности теряют свой цвет, забываются, изучение родного края является способом достижения этой цели и способствует воспитанию самостоятельной, свободной, честной личности, достойного сына или дочери своей Родины. Воспитание молодого поколения, полученное сегодня, определяет будущее нашего народа. Этот проект очень актуален на сегодняшний день, поскольку у людей, не знающих своей истории, нет будущего. Для этого каждый ребенок должен знать историю своей семьи, родной земли, через нее приближаться к народу. Изучение родословной необходимо для изучения и продолжения родословных традиций, обычаев. Самостоятельно оценить значимость поисковых работ невозможно. Ведь они сами формируют проблему и ставят перед собой цели и задачи, определяют пути решения. При разработке творческих исследовательских работ учащиеся развивают свои знания о родном крае, повышают интерес к прошлому, истории, традициям. 

Работая учителем родного языка и литературы, свою работу по изучению краеведения веду по нескольким направлениям. В первую очередь, стремлюсь использовать краеведческий материал в внеурочной деятельности.

1 раздел.  ”История моего села" включает темы истории села Кильдюшево, села Большие Атряси и изучения родословной. Работа над этим отделом началась в 2016 году. Сначала были проведены воспитательные часы, внеклассные мероприятия, посвященные изучению родного края. В феврале и марте было собрано много информации об истории села Кильдюшево,  составлены презентации. .А в июле результаты нашей работы были отражены в республиканском конкурсе  «Древо жизни». В конкурсе мы заняли 1 место, и были награждены грамотой Министерства образования Р.Т. По-моему, для изучения истории села, жизни наших бабушек и дедушек нужно начинать с самого простого – с изучения родословной. Родословная (шәҗәрә) - это памятная рукопись, посвященная событиям, связанным с историей рода и племени, распространению рода и списку предков. Родословная-это схема, по которой родословная начинается и разветвляется. В древности родник был построен в форме разветвленного дерева. Это очень правильно, потому что для того, чтобы узнать, кто ты через корни деревьев, нужно, прежде всего, обратиться к истории родной земли, родного села.Известный татарский поэт Шаукат Галиев говорил:"Цени живых,знай могилу умерших". Поэтому я и объявила своим ученикам конкурс “Цепь поколений – родословная”. Перед тем как приступить к работе, мы с читателями посетили Больше Атрясовскую сельскую библиотеку с целью изучения истории села Большие Атряси, ознакомления с родословной села. Учащиеся познакомились с родословной Большие Атряси. Экскурсия была очень полезной. Многие ученики изъявили желание принять участие в конкурсе и создали родословную своего рода. Человек совершенно не исчезает из жизни, остаются наследниками на земле то, что они совершали исполняли то, что повелел Аллах сам непосредственно и через своего посланника. Душа человека также не умирает, душа бессмертна. .Давайте не будем забывать наши корни, будем изучать их опыт, жизнь, будем приравнены к их духам, не будем обижать их. Будем стараться быть похожими на них по духу: наши бабушки и дедушки очень помогали друг другу, были честными, простыми рабочими, аккуратными.

2 раздел. Знаменитые личности нашего села".

Наш народ с давних времен богат на произведения мелодичного устного творчества, с увлекательным сюжетом. В каждой деревне были свои мастера, писатели, певцы, музыканты, художники. В их произведениях нашли отражение определенные периоды. Все это является ценным наследием для истории, литературы. Поэтому я решила познакомить своих читателей с известными людьми нашего села. У нас есть славные односельчане, которые делают доброе дело, согревают душу, прославляют нашу деревню. Пример предприимчивости старшего поколения передается из поколения в поколение. Несмотря на смену поколений, наши славные люди все еще рождаются. Поэтому было бы большой потерей в воспитательном процессе. Я в классных часах, в кружках ”мой любимый край " рассказываю своим ученикам о выдающихся людях нашего села. Мои ученики продолжают о них свою творческо-исследовательскую работу.

3 раздел. Национальные праздники в нашем селе. Национальные праздники, обряды – наиболее действенное, доступное воспитательное мероприятие. В нем принимает участие все - старшие, младшие, общается, вместе играют, шутят, смеются, отдыхают. Праздники-это и своеобразное средство выявления готовности молодежи к жизни, к труду. Например, Сабантуй-это возможность для молодежи принять участие в различных соревнованиях, испытать мужество и показать себя населению. Постоянное использование этого праздника в воспитательной работе, сохраняя чистоту и народность, безусловно, дает положительные результаты. По программе мы изучаем тему о национальных праздниках на уроках родного языка и литературы. К сожалению, мало известно о национальных праздниках татарского народа, кроме Сабантуя. А ведь в нашем народе очень много таких веселых праздников, как “Сюмбеля“, «Нардуган», «Науруз», «Воронья каша – Карга боткасы".Учащиеся узнали много информации об этих праздниках от бабушек и дедушек. В таких праздниках участвовали и взрослые, и младшие, общались, обменивались опытом, находили место в обществе, в котором он жил. Поэтому я пользуюсь дополнительным материалом для изучения этой темы, чтобы она была интересной, увлекательной и знакомила учащихся с новой информацией. Ознакомившись с национальными праздниками татарского народа, я предлагаю школьникам тесты на незнакомые праздники, игры, потому что для того, чтобы доказать учащимся, что татарский народ-богатый культурный народ, не всегда достаточно рассказать о празднике Сабантуй. Учащиеся знают, что в татарском народе много интересных праздников. А проведение национальных праздников татарского народа в школьном масштабе у нас давняя традиция. Например, праздники «Малый сабантуй», «Нардуган», «Сөмбелә», «Аулак уй» мы проводим ежегодно. Человечество спешит в будущее. Но давайте оглянемся на один момент, через какой период прошел наш народ? Каждый народ богат своими традициями, обычаями. «У людей, которые не знают своего прошлого, нет будущего», - говорят они. Правильные слова. Поэтому сейчас в наш быт все больше проникают различные обряды и праздники (“Навруз”, “Воронья каша”, “Каз омэсе” и др.), становятся народной памятью, появляются и возрождаются музеи. Большое значение имеет изучение родного края в воспитании национального самосознания, патриотическом воспитании учащихся. Проект также помогает сохранить родной край, родное село. Таким образом, если говорить о том, что сегодня в непростой период воспитывается нравственная личность – человек, наполненный чувством любви к Родине, интересующийся ее историей, достижениями культуры, уважающий национальные символы, святые места, готовый служить обществу и народу, вежливый и послушный, то работу, во-первых, нужно начинать с обучения ребенка истории родного края, народа. Тот, кто не уважает себя, свой народ, покажет то же самое и своим детям. Ведь только при изучении прошлого народа, его неиссякаемых сокровищ души можно привить любовь к Родине. Вовлечение родителей в процесс воспитания также приблизит пути к достижению этой цели. Не зря поэты говорят: "Первый путь в сердце ребенка, родители должны писать". Основа воспитания закладывается в семье, с участием родителей, бабушек и дедушек. Только с учетом этого мы сможем достичь своей цели, и воспитательный процесс в школе будет значимым и эффективным.

Список источников.

1.    Г.Ф. Саттаров Путешествие в мир терминов. Казань Татарское книжное издательство 1992

2.  Г.Ф. Саттаров Ономастика родного края в школе. Казань Татарское книжное издательство 1984.

3.        З. .Замалиева. Асост; Обычаи и праздники татар /НБ РТ: Отв. ред. И.Г.Хадиев.-Казань: Милли китап, 2003.-31 с.-

3.  М.Б. Валиев, М.М.Валиева «Тысячедомная Шунгат или Атрясское княжество» Издательство Иман, Казань,2010

4.  Ф Султанбеков. «Страна не забудет своего трудолюбивого человека... Казань: издательство "Дом Печати", 2001.

5.    П.А.Чекмарев «Есть на Волге городок».  Издательство по городам и весям» Казань, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Китаплы гаилә-гыйлемле гаилә (2 нче сыйныф укучылары һәм ата-аналар катнашында үткәрелгән кичә)

(Ата-аналар катнашында сыйныфтан тыш чара)Максат: Гаилә һәм мәктәп арасындагы мөнәсәбәтләрне ныгыту.Бурычлар:-   ата-аналарның игътибарын балаларның китап-журналлар, матур әдәбият белән кызы...

укучылар өчен мәгълүмәт

укучылар өчен мәгълүмәт...

7 нче сыйныф укучылары өчен (татар төркеме)Туган (татар)телдәге әдәбияттан "Һәр җәүһәрдә - халкым тарихы" (дәрес – сәяхәт) темасына дәрес планы.

Рус мәктәбендә укучы татар балалары өчен дәрес – сәяхәт.Максат:1.Укучыларыбызны милли җәүһәрләребез һәм аларның тарихлары белән таныштыру. Милли җәүһәрләрнең кыйммәтле мирас икәнлегенә төшендерү...