Презентация к открытому занятию по литературе на тему «Тема творчества и нравственного выбора в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
презентация к уроку

Презентация к открытому занятию по литературе на тему «Тема творчества и нравственного выбора в повести Н.В. Гоголя «Портрет» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._prezent-ppt.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повесть «Портрет»

Слайд 2

«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Н. В. Гоголь

Слайд 3

«Творчество и нравственный выбор в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Слайд 10

1. Как Н.В. Гоголь описывает Чарткова ? 2. Как описывается дом, в котором жил художник? 3. Описание комнаты Чарткова . 4. Что говорил учитель-профессор о таланте Чарткова ? 5. Что подтолкнуло художника стать «модным писателем»? 6. Когда портрет ростовщика, купленный Чартковым , оживает? 7. Что «оставляет» ростовщик с портрета Чарткову ? 8. Как стал меняться художник? 9. Как Частков воспринимает свою известность? 10. Как ведет себя художник, когда встречает талантливые произведения искусства? 11. Почему у Чарткова не получается вернуться к истинному таланту? 12. Как заканчивается жизнь художника? Группа 1. Художник Андрей Петрович Чартков . Ключевой вопрос: какой жизненный путь выбирает Чартков ? Что погубило в художнике настоящий талант и светлые душевные качества?

Слайд 11

1. Кем приходился художник из Италии Чарткову ? 2. Какой образ жизни вёл художник? Как жил и работал? 3. Как Н.В. Гоголь описывает картины художника? Группа 2 . Товарищ Чарткова (художник из Италии). Ключевой вопрос: чем отличается художник из Италии от Чарткова ? Почему его картины вызывают приступ бешенства в Чарткове ?

Слайд 12

1. Что художник Б. рассказывает о ростовщике и как описывает его? 2. Как изменялись люди, которые брали у ростовщика деньги? 3. Как художник Б. описывает своего отца? 4. Как изменяется художник после написания портрета ростовщика? 5. Почему художник после написания картины уходит в монастырь? 6. Какую картину пишет художник в монастыре? Группа 3. Художник, написавший портрет ростовщика. Ключевой вопрос: почему художник, написавший портрет, не смог поддаться пагубному влиянию ростовщика (в отличие от Чарткова )?

Слайд 13

1 тип. Чартков − это художник-ремесленник. Талантлив, но стремится к славе. Именно это его и губит. Погнавшись за деньгами и известностью, он теряет свой талант. Чартков не выполняет своё творческое предназначение. 2 тип . Творец. Сумел сохранить и развить свой талант. Художник, который всего себя посвятил искусству. 3 тип. Высший тип творческой личности, воплощающий в себе авторскую идею относительно сущности искусства: «Творчество − дело духовное, и его нельзя заменить тщеславием»

Слайд 14

Таким образом, истинное искусство, по мысли автора, служит добру. Главное для человека − духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение духовных ценностей. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Н. В. Гоголь

Слайд 15

Написать сочинение-рассуждение по предложенным темам (на выбор): 1 . «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». 2. «Актуальны ли проблемы, поставленные Н.В . Гоголем, в современном мире». Домашнее задание

Слайд 17

«Портрет , казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью…» «Но художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в больших, когда-то великолепных рамах, но на которых чуть блестели теперь следы позолоты…»

Слайд 19

« Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, гибким порывом приблизиться более к природе. "Смотри, брат, - говорил ему не раз его профессор, - у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь…» Характеристика Чарткова

Слайд 20

«Художник вдруг задрожал и побледнел: на него глядело, высунувшись из-за поставленного холста, чье-то судорожно искаженное лицо. Два страшные глаза прямо вперились в него, как бы готовясь сожрать его… Это был им купленный портрет, о котором он позабыл вовсе»

Слайд 21

«Это были живые, эти были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Здесь не было уже того высокого наслажденья, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь было какое-то болезненное, томительное чувство…»

Слайд 22

В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. Уже чудились ему крики: "Чартков, Чартков! видали вы картину Чарткова? Какая быстрая кисть у Чарткова! Какой сильный талант у Чарткова !"

Слайд 23

Художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на обеды… Портрет произвел по городу шум…все изумлялись искусству, с каким художник умел сохранить сходство и вместе с тем придать красоту оригиналу. И художник вдруг был осажден работами. Казалось, весь город хотел у него писаться.

Слайд 24

«Ему не было до того дела, толковали ли о его характере, о его неумении обращаться с людьми, о несоблюдении светских приличий, о унижении, которое он причинял званию художника своим скудным, нещегольским нарядом. Ему не было нужды, сердилась ли или нет на него его братья. Всем пренебрегал он, все отдал искусству» Характеристика художника

Слайд 25

« Весь состав, вся жизнь его была разбужена в одно мгновение, как будто молодость возвратилась к нему, как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова. С очей его вдруг слетела повязка. Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погаситъ искру огня, может быть, теплившегося в груди… И погубить все это, погубить без всякой жалости !»

Слайд 26

«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. Он скрежетал зубами и пожирал его взором василиска. В душе его возродилось самое адское намерение, какое когда-либо питал человек, и с бешеною силою бросился он приводить его в исполнение. Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее»

Слайд 27

«Но более всего обступившие были поражены необыкновенной живостью глаз. Чем более всматривались в них, тем более они, казалось, устремлялись каждому вовнутрь. Эта странность, этот необыкновенный фокус художника заняли вниманье почти всех. Много уже из состязавшихся о нем отступились, потому что цену набили неимоверную. Остались только два известные аристократа, любители живописи, не хотевшие ни за что отказаться от такого приобретенья».

Слайд 28

«Высокий , почти необыкновенный рост, смуглое, тощее, запаленное лицо и какой-то непостижимо страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза, нависнувшие густые брови отличали его сильно и резко от всех пепельных жителей столицы… Но что страннее всего и что не могло не поразить многих - это была странная судьба всех тех, которые получали от него деньги: все они оканчивали жизнь несчастным образом…» Характеристика ростовщика

Слайд 29

«Никто не сомневался о присутствии нечистой силы в этом человеке. Говорили, что он предлагал такие условия, от которых дыбом поднимались волоса и которых никогда потом не посмел несчастный передавать другому; что деньги его имеют прожигающее свойство, раскаляются сами собою и носят какие-то странные знаки... словом, много было всяких нелепых толков» Характеристика ростовщика

Слайд 30

«Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы, увлеченный только одною жаждою усовершенствованья и шедший, по причинам, может быть, неизвестным ему самому, одною только указанною из души дорогою» Характеристика художника

Слайд 31

« Он работал за небольшую плату, то есть за плату, которая была нужна ему только для поддержанья семейства и для доставленья возможности трудиться. Кроме того, он ни в каком случае не отказывался помочь другому и протянуть руку помощи бедному художнику; веровал простой, благочестивой верою предков» Характеристика художника

Слайд 32

− Ну , брат, недаром ты хотел сжечь портрет. Черт его побери, в нем есть что-то странное... Я ведьмам не верю, но, воля твоя: в нем сидит нечистая сила... Ну , брат, состряпал ты черта!

Слайд 33

«Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар бога - не погуби его. Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори всё кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья» Назначение искусства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе: "Талант любви в творчестве А.И. Куприна" (Рассказ "Гранатовый браслет")

Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».Цели:Образовательные:-показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на чело...

Презентация к открытому занятию на тему: «Техническое развитие обучающихся по классу баяна, аккордеона»

В презентации раскрываются основные принципы и методы работы над   развитием  и совершенствованием технического мастерства  обучающихся по классу баяна, аккордеона....

Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»

Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»...

Презентация к открытому занятию по дисциплине "Экология" на тему "Охрана атмосферы"

Материалы презентации к открытому занятию по дисциплине "Экология" на тему "Охрана атмосферы", предназначены для обеспечения аудиовизуального усвоения информации и повышения уровня...

Презентация к открытому занятию по дисциплине "Экология" на тему "Охрана гидросферы"

Материалы презентации к открытому занятию по дисциплине "Экология" на тему "Охрана гидросферы", предназначены для обеспечения аудиовизуального усвоения информации и повышения уровн...

Презентация для открытого занятия по английскому языку на тему "Человек и природа. Защита животных"

Презентация для открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе второго курса специальности 40.02.01 «Прав...