Открытый урок по литературе: "Талант любви в творчестве А.И. Куприна" (Рассказ "Гранатовый браслет")
план-конспект урока по теме

Воителева Наталья Владимировна

Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Цели:

Образовательные:

-показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на человека; роль детали в рассказе; раскрыть смысл символических образов рассказа.

Развивающие:

 -пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.

-развивать умения выделять основные средства создания художественного образа.

-развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.

 Воспитательные:

-воспитывать трепетное отношение к чувству любви как вечной духовной ценности человека

 

Метод: слово учителя, комментированное чтение, аналитическая беседа, пересказы учащихся, выразительное чтение наизусть, прослушивание ауди-записи, просмотр эпизодов фильма, презентации.

 

Технологии: технология проблемного обучения (проблемный вопрос: «Понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделенной любви?»).

 

Тип урока: комбинированный.

 

Оборудование урока: ауди и видео-записи, портрет писателя, выставка книг А. И. Куприна, презентация.

 

Ход урока. 

Эпиграф:

Любовь, любовь, -- гласит преданье,--

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

 Оно изноет наконец.

(Ф. И. Тютчев)

 

1.Эпиграф наизусть читает ученик (звучит Вторая соната Бетховена).

2.Объявление темы и целей урока.

--Как вы поняли из эпиграфа, мы сегодня на уроке будем говорить с вами о любви.

--Но о какой любви? (Неразделенной, непонятой.)

--Запись темы урока.

3.Слово учителя (слайд 1).

   Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 г., посвящен одной из главных тем его творчества-любви. В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь-это талант сродни музыкальному.  В основе произведения лежит реальный факт —   история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

4. Чтение учителем отрывка из воспоминаний Л. Любимова о прототипах рассказа:

   «В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что раз­ница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаим­ность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяс­нилось — Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телегра­фе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куп­рина Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...

     Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их чи­тать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное пос­лание влюбленного телеграфиста.

    И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморс­ком городе, как у Куприна, а в Петербурге.          Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,— пишет Куп­рин,— пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» — все это соответс­твует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинном беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрю- мо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л. Любимов. На чужбине, 1963

5. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

—  Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова? (Куприн реальную пошлую историю идеализировал, возвысил).

—  Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты? (Между княгиней Верой и мелким чиновником Желтковым существуют социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».)

—  Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?

     Куприн не был поэтом, но есть одно стихотворение, написанное им (слайд 2).

6.Чтение стихотворения «Навсегда» (слайд 3).

—  Есть ли связь между гранатовым браслетом, который дарит герой рассказа Вере Шейной, и «рубиновым браслетом» из позднего стихотворения Куприна «Навсегда»?

7.Беседа по рассказу «Гранатовый браслет».

  -- В какое время происходит действие рассказа? 

  -- Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной? (слайд 4).

(Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у нее покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна…любезна, независима и царственно спокойна».)

—  Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину? (слайд 5).

(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рас­сказа ее титулом и положением в обществе — она жена предводителя дво­рянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может выть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокой­ная, со всеми «холодно и свысока любезная» с «холодным и гордым лицом» кня­гиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа  XVII: «Но равнодушною княгиней,/Но неприступною богиней/Роскошной, царственной Невы») тонко чувствующий, деликатный, самоотвержен­ный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную нес­хожесть и во внешности и в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой», генералом Аносовым, другом их отца.)

--Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?

(Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением  Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг  другу людей  весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)

- Какие подарки получила Вера? В чем их значение? (Чтение описания подарков).

(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в

удивительном переплете... любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)

--Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его цен­ность?  (Чтение описания браслета) (слайд 6).

( Подарок Желткова «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной

 стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение  и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!» — это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть,— фамильную драгоценность.) 

Каково символическое звучание этой детали?

 (Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговей­ной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, — нитку красных бус.)

—  Как развивается тема любви в рассказе?

(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Васи­лий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей люб­ви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории ока­зывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, на­полненный его слезами».)

8.Пересказ историй любви, рассказанных генералом Аносовым (слайд 7).

   Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда — короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» — говорит генерал и приво­дит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, са­моотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических слу­чаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувс­твовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

9.Продолжение беседы.

-— Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую тради­ционную для русской литературы тему развивает Куприн? (слайд 8).

(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «ма­ленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и неза­метный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он ока­зывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни полити­ка, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей для меня вся жизнь заключается только в Вас», пишет он в прощальном письме кня­гине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного проис­хождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» любовь.) 

10.Просмотр эпизода «Посещение князя Шеина и брата Веры Николаевны Желткова» из фильма «Гранатовый браслет».

-Как ведут себя участники этой сцены?

-Какие черты характера проявляет желтков в этом эпизоде?

-Как характеризует поведение и слова Николая Николаевича?

 11.Чтение эпизода: Прощание Веры Шеиной с умершим Желтковым (12 гл.).

-Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной слез-«впечатление смерти» или что-то другое? Может быть, она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»? А может быть, в ее душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

—  Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

 (Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгно­вение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

12.Основные выводы:

--Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

(Найти в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на поставленный вопрос. « Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…» (10 гл.); «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (11 гл.). И обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»).

-Почему автор дал главному герою имя Георгий?

(Имя Георгий означает-победоносец. Желтков из победоносцев. Куприн в своем произведении нарисовал «маленького, но великого человека»).

--В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви? 

--И  главный вопрос урока: «Как Куприн разрешает вечную проблему неразделенной любви?»

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Свою жизнь он ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и чужих глазах. Не случайно Вера в лице мертвого Желткова увидела «глубокую важность», которую можно было заметить только в масках таких великих людей, как Пушкин и Наполеон. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертной. Именно такая любовь воспета Куприным. Еще в 17 веке известный драматург Ж.-Б. Мольер писал о любви:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…) (читает учитель)

13.Чтение стихотворения А.  Дементьева наизусть.

  --Ответом на вопрос о неразделенной любви может стать также и стихотворение А. Дементьева.

Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И мы уходим в этот плен.
И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит,
Душа не хочет перемен.
(А. Дементьев)

 

14. Заключительное слово учителя

    Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о люб­ви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куп­рину, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни  лишь подчеркивают их красоту.

     Куприн так писал Ф. Д. Батюшкову (1906 г.): •Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».

     А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением  Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…», которое, как мне кажется,  имеет  связь  с  содержанием  рассказа «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

    «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти.  Он благодарен той, которая вызвала в  его  сердце  это  прекрасное  чувство, возвысившее его, маленького человека,  над  огромным  суетным  миром,  миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни,  он  благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

15.Звучит вторая соната Бетховена и ученики читают финал рассказа.

16.Д/з.: Написать сочинение - рассуждение «Неразделенная любовь – «громадное счастье» или «громадная трагедия души»?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл granatovyy_braslet.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Цели:

Образовательные:

-показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на человека; роль детали в рассказе; раскрыть смысл символических образов рассказа.

Развивающие:

 -пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.

-развивать умения выделять основные средства создания художественного образа.

-развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.

 Воспитательные:

-воспитывать трепетное отношение к чувству любви как вечной духовной ценности человека

Метод: слово учителя, комментированное чтение, аналитическая беседа, пересказы учащихся, выразительное чтение наизусть, прослушивание ауди-записи, просмотр эпизодов фильма, презентации.

Технологии: технология проблемного обучения (проблемный вопрос: «Понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделенной любви?»).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: ауди и видео-записи, портрет писателя, выставка книг А. И. Куприна, презентация.

Ход урока.  

Эпиграф:

Любовь, любовь, -- гласит преданье,--

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

 Оно изноет наконец.

(Ф. И. Тютчев)

1.Эпиграф наизусть читает ученик (звучит Вторая соната Бетховена).

2.Объявление темы и целей урока.

--Как вы поняли из эпиграфа, мы сегодня на уроке будем говорить с вами о любви.

--Но о какой любви? (Неразделенной, непонятой.)

--Запись темы урока.

3.Слово учителя (слайд 1).

   Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 г., посвящен одной из главных тем его творчества-любви. В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь-это талант сродни музыкальному.  В основе произведения лежит реальный факт —   история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

4. Чтение учителем отрывка из воспоминаний Л. Любимова о прототипах рассказа:

   «В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось — Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...

     Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

    И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге.          Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,— пишет Куприн,— пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» — все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинном беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрю- мо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л. Любимов. На чужбине, 1963

5. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

—  Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова? (Куприн реальную пошлую историю идеализировал, возвысил).

—  Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты? (Между княгиней Верой и мелким чиновником Желтковым существуют социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».)

—  Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?

     Куприн не был поэтом, но есть одно стихотворение, написанное им (слайд 2).

6.Чтение стихотворения «Навсегда» (слайд 3).

—  Есть ли связь между гранатовым браслетом, который дарит герой рассказа Вере Шейной, и «рубиновым браслетом» из позднего стихотворения Куприна «Навсегда»?

7.Беседа по рассказу «Гранатовый браслет».

  -- В какое время происходит действие рассказа?  

  -- Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной? (слайд 4).

(Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у нее покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна…любезна, независима и царственно спокойна».)

—  Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину? (слайд 5).

(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе — она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может выть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная» с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа  XVII: «Но равнодушною княгиней,/Но неприступною богиней/Роскошной, царственной Невы») тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности и в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой», генералом Аносовым, другом их отца.)

--Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?

(Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением  Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг  другу людей  весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)

- Какие подарки получила Вера? В чем их значение? (Чтение описания подарков).

(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в

удивительном переплете... любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)

--Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?  (Чтение описания браслета) (слайд 6).

( Подарок Желткова «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной

 стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение  и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!» — это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть,— фамильную драгоценность.)  

Каково символическое звучание этой детали?

 (Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, — нитку красных бус.)

—  Как развивается тема любви в рассказе?

(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».)

8.Пересказ историй любви, рассказанных генералом Аносовым (слайд 7).

   Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда — короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» — говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

9.Продолжение беседы.

-— Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую традиционную для русской литературы тему развивает Куприн? (слайд 8).

(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей для меня вся жизнь заключается только в Вас», пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» любовь.)  

10.Просмотр эпизода «Посещение князя Шеина и брата Веры Николаевны Желткова» из фильма «Гранатовый браслет».

-Как ведут себя участники этой сцены?

-Какие черты характера проявляет желтков в этом эпизоде?

-Как характеризует поведение и слова Николая Николаевича?

 11.Чтение эпизода: Прощание Веры Шеиной с умершим Желтковым (12 гл.).

-Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной слез-«впечатление смерти» или что-то другое? Может быть, она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»? А может быть, в ее душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

—  Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

 (Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

12.Основные выводы:

--Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

(Найти в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на поставленный вопрос. « Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…» (10 гл.); «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (11 гл.). И обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»).

-Почему автор дал главному герою имя Георгий?

(Имя Георгий означает-победоносец. Желтков из победоносцев. Куприн в своем произведении нарисовал «маленького, но великого человека»).

--В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?  

--И  главный вопрос урока: «Как Куприн разрешает вечную проблему неразделенной любви?»

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Свою жизнь он ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и чужих глазах. Не случайно Вера в лице мертвого Желткова увидела «глубокую важность», которую можно было заметить только в масках таких великих людей, как Пушкин и Наполеон. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертной. Именно такая любовь воспета Куприным. Еще в 17 веке известный драматург Ж.-Б. Мольер писал о любви:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…) (читает учитель)

13.Чтение стихотворения А.  Дементьева наизусть.

  --Ответом на вопрос о неразделенной любви может стать также и стихотворение А. Дементьева.

Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И мы уходим в этот плен.
И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит,
Душа не хочет перемен.
(А. Дементьев)

14. Заключительное слово учителя

    Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни  лишь подчеркивают их красоту.

     Куприн так писал Ф. Д. Батюшкову (1906 г.): •Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».

     А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением  Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…», которое, как мне кажется,  имеет  связь  с  содержанием  рассказа «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

    «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти.  Он благодарен той, которая вызвала в  его  сердце  это  прекрасное  чувство, возвысившее его, маленького человека,  над  огромным  суетным  миром,  миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни,  он  благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

15.Звучит вторая соната Бетховена и ученики читают финал рассказа.

16.Д/з.: Написать сочинение - рассуждение «Неразделенная любовь – «громадное счастье» или «громадная трагедия души»?».