РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
методическая разработка

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 «Дошкольное образование» и требованиями  профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" утвержденного приказом № 544н от 18.10.2013

Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский политехнический колледж».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора    №                 

«______»                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

44.02.01. Дошкольное образование

СОГЛАСОВАНО

________________________________

           наименование организации (работодателя)

_______________________________________________

                       наименование должности

_______________________________

         подпись                       И.О Ф

«___» ____________________ 2017 г.

МП

Форма обучения    очная

Курс                        4

Семестр                  8

                                                 Когалым  2017г.


Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 «Дошкольное образование» и требованиями  профессионального стандарта  "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" утвержденного приказом № 544н от 18.10.2013

Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский политехнический колледж».

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения по направлениям подготовки: 44.02.01 Дошкольное образование, 3.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 19.01.17 Повар, кондитер, 46.01.09 Делопроизводитель.

Протокол № ______ от «____» ____________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Педагог-библиотекарь  ______________ /Л.Н. Родионова/

                                                                              подпись                            расшифровка

Разработчики:

Преподаватель БУ «Когалымский  политехнический колледж» Толкунова Ю.С.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………………………………………….

4

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………..

8

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…...

11

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………………………………………….

17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………….

20

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ………………………………………………………………………

24


1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1 Область применения рабочей программы

Программа профессионального модуля является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование углубленной подготовки СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки в части освоения  основного  вида  профессиональной деятельности (ВПД): Методическое обеспечение образовательного процесса и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

ДПК 4.        Принимать участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка и курсы повышения квалификации) для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также для профессиональной подготовки по заочной форме обучения специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.

1.2 Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных;
  • участия в создании предметно-развивающей среды;
  • изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;
  • оформления портфолио педагогических достижений;
  • презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
  • участия в исследовательской и проектной деятельности;
  • в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.*

уметь:

  • анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;
  • определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников;
  • осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;
  • определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
  • сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников;
  • адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;
  • создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования;
  • готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
  • с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования;
  • использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
  • оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
  • определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
  • владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;*

знать:

  • теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста;
  • концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
  • теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;
  • методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации;
  • особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования;
  • педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;
  • источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
  • логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
  • основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования;
  • современные тенденции развития дошкольного образования;*

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего – 150 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часа;

в том числе практических занятий – 32 часа.

самостоятельной работы обучающегося – 32 часа;

учебной и производственной практики – 54 часа.

Наименование МДК

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная  работа

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

обязательная аудиторная нагрузка

Учебная практика

Производственная практика

Курсовой проект

Теоретические занятия

Практические

Лабораторные

8 семестр

МДК.05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

96

32

64

32

32

-

18

36

-

ИТОГО

96

32

64

40

24

-

18

36

-

Контрольная работа  по МДК 05.01 (8 семестр)

Квалификационный экзамен (8 семестр)


2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими компетенциями (ОК):

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

ДПК 4.        Принимать участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

ОПОР 4.1 Обоснованность выбора тематики, постановки цели, задач исследовательской/ проектной деятельности в области дошкольного образования. ОПОР 4.2 Соответствие разработанных или адаптированных методических материалов современным требованиям в системе дошкольного образования

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

ОПОР 5.1.1. Соответствие разработанных или адаптированных методических материалов современным требованиям в системе дошкольного образования. ОПОР 5.1.2. Адекватность содержания, методов и форм методических материалов состоянию здоровья, возрастным, индивидуальным особенностям группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ОПОР 5.2.1. Создание в возрастной группе предметно- пространственной развивающей среды с учетом педагогических, гигиенических и специальных требований. ОПОР 5.2.2. Обоснованность структурирования компонентов предметно- пространственной развивающей среды. ОПОР 5.2.3. Соответствие созданной предметно- пространственной среды возрастным и индивидуальным особенностям детей.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ОПОР 5.3.1. Обоснованность систематизации и оценки педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, анализа деятельности других педагогов.

ОПОР 5.3.2. Объективность самоанализа педагогической деятельности.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ОПОР 5.4.1. Логичность и содержательность педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений. ОПОР 5.4.2. Соблюдение требований к устному и письменному оформлению разных видов отчетов, рефератов, выступлений требованиям информационной культуры.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

ОПОР 5.5.1. Обоснованность выбора тематики, постановки цели, задач исследовательской/ проектной деятельности в области дошкольного образования.

ОПОР 5.5.2. Адекватность используемых методов и методик педагогического исследования и проектирования. ОПОР 5.5.3. Соблюдение требований к оформлению результатов исследования и проектирования.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОПОР 1.1. Аргументированное объяснение сущности и

социальной значимости будущей профессии.

ОПОР 1.2. Самостоятельность и ответственность за результаты

освоения профессиональной деятельности.

ОПОР 1.3. Наличие положительных отзывов по итогам

педагогической практики от руководителя и работодателя.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОПОР 2.1. Обоснованность постановки цели, выбора методов решения профессиональных задач и оценки их эффективности и качества.

ОПОР 2.2. Технологичность действий по организации собственной деятельности.

ОПОР 2.3. Соблюдение регламента выполнения заданий.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОПОР 3.1. Адекватность оценки рисков и выбора способов выхода из нестандартных ситуаций.

ОПОР 3.2.Применение алгоритма решения нестандартной ситуации.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОПОР 4.1. Эффективность поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОПОР 5.1. Результативность применения информационно- коммуникационных технологий, необходимых и достаточных для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОПОР 6.1. Конструктивность взаимодействия в коллективе и команде, с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОПОР 6.2. Согласованность действий в коллективе и команде. ОПОР 6.3. Соблюдение норм профессиональной этики в процессе взаимодействия с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОПОР 7.1. Обоснование постановки цели, выбора методов и

приемов мотивации деятельности обучающихся.

ОПОР 7.2. Соблюдение технологической последовательности в

организации и осуществлении контроля деятельности

обучающихся.

ОПОР 7.3. Соответствие результатов образовательного процесса заданным показателям качества.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОПОР 8.1. Соответствие оценки и самооценки профессионального и личностного развития. ОПОР 8.2. Самостоятельность в определении задач, содержания, форм и методов самообразования, повышения квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОПОР 9.1. Обоснование изменений профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОПОР 9.2. Применение новых целей, содержания и образовательных технологий при выполнении профессиональной деятельности.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОПОР 10.1. Создание условий для охраны жизни и здоровья

детей, профилактики травматизма.

ОПОР 10.2. Эффективность и обоснованность выбора способов профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей.

ОПОР 10.3. Соблюдение требований по профилактике травматизма, охраны жизни и здоровья детей при организации образовательного процесса.

ОК 11. Строить

профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОПОР 11.1.Соблюдение правовых норм, требований профессиональной этики в процессе профессиональной деятельности.

ОПОР 11.2. Выполнение правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов организации.

3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1 Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ДПК 4;

 ПК 5.1 – 5.5

МДК.05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

96

64

32

-

32

-

18

36

Учебная практика

Производственная практика

18

36

Всего:

150


3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса

Наименование разделов ПМ, междисциплинарных курсов  и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

Тема 1. Теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

Содержание учебного материала

Цель, задачи, содержание профессионального модуля, структура междисциплинарного курса.

1

1

Нормативная, методическая документация, регламентирующая деятельность воспитателя детей дошкольного возраста.

1

2

Теоретические аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста. Цель, задачи, формы методической деятельности в ДОО. Содержание методической деятельности воспитателя.

1

2

Методический кабинет, содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

1

2

Самосовершенствование педагогического мастерства. Структура программы по самообразованию. Система повышения квалификации педагогов ДОО.

1

2

Методика оценки рисков и принятия решения в нестандартной педагогической ситуации в деятельности воспитателя

1

2

Практическое занятие №1. Самодиагностика по определению профессиональной подготовленности на основе выбранной методики.

1

Практическое занятие №2. Определение проблем методического характера в смоделированных нестандартных педагогических ситуациях и их решение.

1

Самостоятельная работа

Реферат «Традиционные и современные формы методической деятельности воспитателя в ДОО». Разработка индивидуального методического плана по самообразованию.

4

Тема 2. Концептуальные

основы и содержание вариативных примерных основных и парциальных образовательных программ

Содержание учебного материала

1

1

Нормативные требования ФГОС ДО к структуре содержания основной образовательной программы дошкольного образования. Теоретические основания, структура, содержание, принципы, цели, задачи, условия реализации ООП.

Методика разработки рабочей программы

1

2

Примерные вариативные программы дошкольного образования, особенности их структуры и содержания. Особенности содержания парциальных программ.

1

2

Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении с учетом требований ФГОС ДО и специфики вариативных комплексных и парциальных программ

1

2

Практическое занятие №3. Определение структуры и содержания разделов ООП на основе изучения ФГОС дошкольного образования. Определение структурных элементов и содержания рабочей программы воспитателя.

1

Практическое занятие №4. Составление сравнительной таблицы на основе анализа концептуальных основ примерных вариативных программ дошкольного образования.

1

Самостоятельная работа

Разработка рабочей программы на определенную возрастную группу (на примере одной образовательной области)

4

Тема 3. Источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта Педагогический опыт и методы его изучения

Содержание учебного материала

1

1

Понятие передового педагогического опыта

Методы изучения и анализа педагогического опыта

1

1

Формы обобщения и распространения педагогического опыта.

1

2

Способы получения и переработки научно-педагогической информации

1

2

Практическое занятие №5. Анализ передового педагогического опыта воспитателей ДОО (с использованием методических материалов). Составление аннотации.

1

Практическое занятие №6. Разработка плана выступления по педагогической проблеме в соответствии с логикой и требованиями к устному выступлению (на материалах реферата по проблемам дошкольного образования).

1

Практическое занятие №7. Определение структуры и содержания портфолио профессиональных достижений педагога на основе изучения научно-методической литературы.

2

Самостоятельная работа

Подготовка реферата по проблемам дошкольного образования с использованием передового педагогического опыта.

Анализ педагогического опыта воспитателей и составление аннотаций на него (в рамках научно-практической конференции по проблемам дошкольного образования).

Разработка собственного профессионального портфолио по результатам прохождения педагогической практики.

4

Тема 4. Педагогические, гигиенические и специальные требования к созданию предметно- развивающей среды в дошкольном образовании

Содержание учебного материала

Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании и педагогические требования к ее созданию. Требования ФГОС ДО.

1

1

Специальные и гигиенические требования к созданию предметно-развивающей среды.

1

1

Различные подходы к организации предметно - развивающей среды в ДОО в зависимости от типа и вида

1

2

Сравнительный анализ организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах на основе работы с методической литературы и фотоматериалов

2

2

Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО.

2

2

Практическое занятие №8. Разработка проекта предметно-развивающей среды в конкретной возрастной группе

2

Самостоятельная работа

Подбор фотоматериалов, иллюстрирующих предметно-развивающую среду в ДОО в электронном виде.

4

Тема 5. Современные подходы и педагогические технологии в дошкольном образовании

Содержание учебного материала

Особенности реализации современных подходов в воспитательно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

1

2

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании: классификация, характеристика

1

2

Авторские технологии в дошкольном образовании.

2

2

Практическое занятие №9. Изучить одну из образовательных технологий, используемых в работе с дошкольниками. Выделить методы работы по конкретной технологии

2

Самостоятельная работа

Оформление методической копилки современных педагогических технологий.

Подготовка мультимедийной презентации одной из современной педагогической технологии (по выбору студента).

4

Тема 6. Теоретические основы планирования образовательного процесса в дошкольном образовании

Содержание учебного материала

Теоретические основы планирования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Виды планов, принципы планирования.

1

2

Методические основы планирования содержания образовательной деятельности в ДОО. Структура и содержание комплексно-тематического плана.

1

2

Требования СанПин и ФГОС ДО к планирование непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных процессах. Виды детской деятельности и формы организации работы.

1

2

Модель образовательного процесса в ДОО как основа для определения структуры и содержания календарного плана образовательной работы воспитателя.

1

2

Проектное комплексно-тематическое планирование. Выбор темы, определение цели, задач, содержания, форм образовательной деятельности, интеграция образовательных областей.

1

2

Методика разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

1

2

Практическое занятие №10. Разработка календарного плана образовательной деятельности с детьми с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников.

2

Практическое занятие №11. Разработка проектного комплексно-тематического плана (возрастная группа по выбору студента)

2

Самостоятельная работа

Планирование образовательной деятельности с детьми по одной образовательной области на длительный период времени.

Разработка календарного плана образовательной деятельности с детьми определенной группы по теме (на неделю).

Планирование индивидуальной работы с детьми с девиантной формой поведения (коррекционно-развивающие игры).

4

Тема 7. Организация исследовательской и проектной деятельности воспитателя в условиях обновления целей, содержания и технологий дошкольного образования

Содержание учебного материала

Особенности организации педагогического исследования в дошкольном образовании

1

1

Основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования

1

2

Педагогический проект как форма организации исследовательской деятельности

1

2

Практическое занятие №12. Разработка под руководством преподавателя плана проведения педагогического исследования в области дошкольного образования по теме «Оценка родителями качества деятельности дошкольного образовательного учреждения»

1

Практическое занятие №13. Разработка программы эксперимента по проблемам дошкольного образования по предложенной схеме (на примере адаптации методической разработки к заданным условиям воспитательно-образовательного процесса)

1

Практическое занятие №14. Разработка педагогического проекта по одной из проблем дошкольного образования

2

Самостоятельная работа

Проведение исследования по теме «Оценка родителями качества деятельности дошкольного образовательного учреждения» на основе предложенного инструментария. Подготовка и представление отчета.

Разработка        педагогического проекта. Подготовка защиты проекта. Подготовка мультимедийной презентации педагогического проекта по выбранной теме.

4

Тема 8. Мониторинг как инструмент планирования и индивидуализации образовательного процесса

Содержание учебного материала

Мониторинг в образовании: понятие, функции, принципы организации и содержание.

1

2

Психолого-педагогическая диагностика в дошкольном образовании. Методы диагностики и оценки образовательных результатов и динамики развития ребенка дошкольника.

1

2

Алгоритм проведение процедуры оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста для решения задач индивидуализации образования и оптимизации образовательной работы с группой.

1

2

Практическое занятие №15. Освоение навыков работы с инструментарием по оценке индивидуального развития детей: (модель оценки качества, разработанной ФИПИ)

2

Самостоятельная работа

Подготовка и проведение диагностических заданий с детьми для заполнения 2 части карты развития. Определение содержания и методов индивидуальной работы с ребенком - дошкольником.

4

Контрольная работа

2

Учебная практика

Виды работ:

 Подбор диагностических методик для изучения уровня развития личности.  

Изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов.

Наблюдение и анализ  занятия с использованием современных образовательных технологий.

Наблюдение и анализ урока-проекта в ДОО.    

18

Производственная практика

Виды работ:

Разработка учебно-тематических планов на основе примерных и вариативных программ (по выбору студента)

Планирование основных видов деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей группы и отдельных воспитанников.

Создание предметно - развивающей среды в группе ДОУ в соответствии с возрастом, целями и задачами конкретной группы.

Адаптировать и применять в самостоятельной деятельности имеющиеся методические разработки: перспективного планирования, конспектов познавательных занятий и организации игровой, трудовой и продуктивных видов деятельности

Презентация педагогических разработок в виде выступлений

Оформление портфолио педагогических достижений в соответствии с заданными требованиями: соответствие структуре, наполнение разделов необходимыми материалами, эстетика оформления

Разработка и реализация проекта в соответствии с возрастом, особенностями детей, целями и задачами обучения и воспитания

Проведение формирующего эксперимента в соответствии с задачами исследования.

Подготовка и оформление результатов исследовательской работы в соответствии с заданными требованиями

36

ВСЕГО

150

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Теоретических и методических основ дошкольного образования»

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

  • набор ученической мебели, доска классная;
  • шкаф книжный;
  • учебная, методическая, справочная литература, раздаточный материал, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов, материалы для контроля (тесты, электронные тесты, тексты с заданиями и др.).

Технические средства обучения:

  • компьютер с доступом к сети Интернет;
  • интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • магнитно-маркерная доска;
  • DVD-проигрыватель.

Лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий:

Технические средства обучения:

  • компьютеры, объединенные в локальную сеть с доступом к сети Интернет;
  • интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • стандартное программное обеспечение;
  • электронные образовательные ресурсы, в том числе разработанные в колледже (программы, пособия, рекомендации и др.).

Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет:

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест практики: базовые дошкольные образовательные организации, методический кабинет ДОО.

4.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Виноградова, Н. А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении : учебник / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 219 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-106736-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1045606 (дата обращения: 27.01.2017)
  2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2015. – 432 с. – Текст:непосредственный.

Дополнительные источники:

  1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. – СПб. : Детство-пресс, 2012.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М., 2007.
  3. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студ. средн. пед. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 9-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 128 с.
  4. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М. : Айрис-Пресс, 2008.
  5. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии, притчи, аффирмации) / О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – СПб. : Детство-пресс, 2010.
  6. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /отв. ред. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб., Детство-Пресс, 2011.
  7. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2010.
  8. Микляева Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ : метод. пособ. – М. : Айрис-Пресс, 2007.
  9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
  10. Профессиональный стандарт Педагог /педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель). Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.13 № 544н
  11. Скоролупова О.А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.- М .: Скрипторий 2003, 2008
  12. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации .ТЦ Сфера – М., 2008
  13. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.; под ред. Н. В. Фединой]. – М. : Просвещение, 2011.
  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М., 2012.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ivalex.ucoz.ru/forum/ Все для детского сада
  2. http: //vo spitatel. resobr. ru/archive/year/articles/1220/http:/        Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения (сайт журнала)
  3. http://dob.1 september.ru/ Дошкольное образование (сайт газеты)
  4. http://www.dovosp.ru/ Дошкольное воспитание (сайт журнала)
  5. www.danilova.ru/storage/book

4.3 Общие требования к организации образовательного процесса

Теоретические и практические занятия организуются преподавателями в оборудованных учебных кабинетах, соответствующих требованиям к минимальному материально-техническому обеспечению.

Консультационная помощь обучающимся оказывается преподавателями в образовательном учреждении и воспитателями-наставниками – в базовых ДОО во внеучебное время.

Учебная и производственная практики организуются и проводятся в оборудованных учебных кабинетах, ресурсном центре, а также в базовых дошкольных образовательных организациях.

В организации и проведении аудиторных занятий используются активные методы и технологии обучения: семинар-дискуссия, исследовательский метод, ИКТ, анализ педагогических ситуаций, социально-педагогическое проектирование.

Учебные дисциплины, предшествующие изучению модуля:

Педагогика,        Инфомационно - коммуникационные        технологии в профессиональной деятельности, Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Теоретические основы дошкольного образования, Безопасность жизнедеятельности.

Профессиональные модули: ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие; ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей; ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования; ПМ 04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение: педагогические кадры, имеющие высшее педагогическое образование по специальности педагогика и психология/дошкольная, квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию; наличие квалификационной категории первой или высшей.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: педагогические кадры с высшим педагогическим, психолого-педагогическим образованием, имеющие подготовку по специальности педагогика и психология/дошкольная, опыт работы не менее 3 лет;

- курсы повышения квалификации (каждые 3 года)/ стажировка в образовательной организации.


5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ДПК 4.        Принимать участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

ОПОР 4.1 Обоснованность выбора тематики, постановки цели, задач исследовательской/ проектной деятельности в области дошкольного образования. ОПОР 4.2 Соответствие разработанных или адаптированных методических материалов современным требованиям в системе дошкольного образования

-        письменно оформленные разработки, оценка на практических занятиях, СРС;

-        экспертная оценка разработанных методических материалов на производственной практике;

-экзамен.

ПК 5.1. Разрабатывает методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ОПОР 5.1.1. Соответствие разработанных или адаптированных методических материалов современным требованиям в системе дошкольного образования. ОПОР 5.1.2. Адекватность содержания, методов и форм планирования методических материалов состоянию здоровья, возрастным, индивидуальным особенностям группы и отдельных воспитанников.

  • письменно оформленные разработки, оценка на практических занятиях, СРС;
  • экспертная оценка разработанных методических материалов на производственной практике;

-экзамен.

ПК 5.2. Создает в группе предметно-развивающую среду.

ОПОР 5.2.1. Создание в возрастной группе предметно - пространственной развивающей среды с учетом педагогических, гигиенических и специальных требований. ОПОР 5.2.2. Обоснованность структурирования компонентов предметно- пространственной развивающей среды. ОПОР 5.2.3. Соответствие созданной предметно-пространственной среды возрастным и индивидуальным особенностям детей.

-оценка по результатам защиты проекта на экзамене по модулю;

  • экспертная оценка и интерпретация результата наблюдения за процессом участия в создании предметно-развивающей среды на производственной практике;
  • диф. зачет (анализ среды по фото)

Устный опрос

  • Экзамен.

ПК 5.3.Систематизирует и оценивает педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ОПОР 5.3.1. Обоснованность систематизации и оценки педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, анализа деятельности других педагогов. ОПОР 5.3.2. Объективность самоанализа педагогической деятельности.

  • накопительная оценка за выполнение практических заданий. СРС;

-оценка методических материалов,

рефлексивного отчета по практике на экзамене;

  • экспертная оценка (отзыв работодателя) на производственной практике.

ПК. 5.4.Оформляет педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ОПОР 5.4.1. Логичность (последовательность) подготовки, содержательность педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ОПОР 5.4.2. Соблюдение требований к устному и письменному оформлению разных видов отчетов, рефератов, выступлений требованиям информационной культуры.

  • оценка оформления педагогических разработок в форме портфолио,
  • накопительных оценок за выполнение практических заданий, СРС

ПК .5.5. Участвует в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

ОПОР 5.5.1. Обоснованность выбора тематики, постановки цели, задач исследовательской/ проектной деятельности в области дошкольного образования.

ОПОР 5.5.2. Адекватность используемых методов и методик педагогического исследования и проектирования. ОПОР 5.5.3. Соблюдение требований к оформлению результатов исследования и проектирования.

-оценка педагогических исследований и проектов в форме накопительных оценок на практических занятиях, СРС; производственной практике; - Экзамен.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимает сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявляет к ней устойчивый интерес.

ОПОР 1.1. Аргументированное объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии. ОПОР 1.2. Самостоятельность и ответственность за результаты освоения профессиональной деятельности. ОПОР 1.3. Наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики от руководителя и работодателя.

  • оценка на диф. зачете по модулю;
  • отзывы работодателя,
  • сертификаты участников конференций;

-оценка

профессионального портфолио студента на экзамене по модулю

ОК 2.Организовывает собственную деятельность, определяет методы решения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество.

ОПОР 2.1. Обоснованность постановки цели, выбора методов решения профессиональных задач и оценки их эффективности и качества. ОПОР 2.2. Технологичность действий по организации собственной деятельности.

ОПОР 2.3. Соблюдение регламента выполнения заданий.

  • оценка плана профессионального саморазвития на учебной практике;
  • оценка анализа эффективности методов решения

профессиональных задач на практических занятиях и учебной практике.

ОК 3.Оценивает риски и принимает решения в нестандартных ситуациях.

ОПОР 3.1. Адекватность оценки рисков и выбора способов выхода из нестандартных ситуаций. ОПОР 3.2.Применение алгоритма решения нестандартной ситуации.

-зачет по решению смоделированной нестандартной ситуации на практических занятиях, учебной практике и производственной практике

ОК 4. Осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОПОР 4.1. Эффективность поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-накопительная система оценок представленной информации на практических занятиях. СРС.

ОК 5. Использует информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОПОР 5.1. Результативность применения информационно-коммуникационных технологий, необходимых и достаточных для совершенствования профессиональной деятельности.

-интерпретация результата наблюдения за деятельностью студента в ходе проведения занятий на производственной практике;

- оценка оформленных методических разработок с применением ИКТ (мультимедийные презентации)

ОК 6. Работает в коллективе и команде, взаимодействует с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОПОР 6.1. Конструктивность взаимодействия в коллективе и команде, с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОПОР 6.2. Согласованность действий в коллективе и команде. ОПОР 6.3. Соблюдение норм профессиональной этики в процессе взаимодействия с руководством, коллегами и социальными партнерами.

-интерпретация результата наблюдения за деятельностью студента в ходе производственной практики; на практических занятиях, семинарах.

ОК 7. Составляет цели, мотивирует деятельность воспитанников, организовывает и контролирует их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОПОР 7.1. Обоснование постановки цели,

выбора методов и приемов мотивации

деятельности обучающихся.

ОПОР 7.2. Соблюдение технологической

последовательности в организации и

осуществлении контроля деятельности

обучающихся.

ОПОР 7.3. Соответствие результатов образовательного процесса заданным показателям качества.

-интерпретация результата наблюдения за деятельностью студента в ходе производственной практики;

  • проверка конспектов занятий на практическом занятии.
  • СРС (разработка конспекта с применением современных образовательных технологий) Экзамен- защита портфолио

ОК 8. Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации.

ОПОР 8.1. Соответствие оценки и самооценки профессионального и личностного развития. ОПОР 8.2. Самостоятельность в определении задач, содержания, форм и методов самообразования, повышения квалификации.

-оценка плана самообразования на практическом занятии, Экзамен (защита портфолио)

ОК 9.Осуществляет профессиональную деятельность в условиях

обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОПОР 9.1. Обоснование изменений профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОПОР 9.2. Применение новых целей, содержания и образовательных технологий при выполнении профессиональной деятельности.

-интерпретация результата

наблюдения за

деятельностью студента в

ходе производственной

практики.

Диф. зачет

СРС по актуальным

проблемам дошкольного

образования

ОК 10.Осуществляет профилактику травматизма, обеспечивает охрану жизни и здоровья детей.

ОПОР 10.1. Создание условий для охраны жизни и здоровья детей, профилактики травматизма.

ОПОР 10.2. Эффективность и обоснованность выбора способов профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей. ОПОР 10.3. Соблюдение требований по профилактике травматизма, охраны жизни и здоровья детей при организации образовательного процесса.

-оценка проекта предметно-развивающей среды на практическом занятии, накопительная оценка учебной и производственной практики; Устный опрос.

ОК 11. Строит профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОПОР 11.1.Соблюдение правовых норм, требований профессиональной этики в процессе профессиональной деятельности. ОПОР 11.2. Выполнение правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов организации.

  • интерпретация результата наблюдения за деятельностью студента в ходе производственной практики
  • оценка на диф. зачете


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,

ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса для СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Методическая разработка "Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса"  адресована для преподавателей СПО, реализующих препо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по...

Методические рекомендации по проведению комплексного экзамена по профессиональному модулю ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе

В сборнике представлены основные требования к результатам освоения профессионального модуля, форма проведения экзамена, регламент, критерии оценки для студентов очной форы обучения Государственного бю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств, статьи и публикации

Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, актуализированы в соответсвии с требованиями  ФГОС СПО....

Методическое обеспечение образовательного процесса: рабочие программы профессиональных модулей и учебных дисциплин, фонды оценочных средств,учебно-методические комплексы, статьи и публикации

Представленные материалы разработаны с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов среденго профессионального образования и профессиональных стандартов...