ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГОКОМПОНЕНТА ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙКОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕСОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Афанасьева Таисия Юрьевна
тт

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

С. А. ДЕНИСОВА269ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГОКОМПОНЕНТА ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙКОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕСОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙДЕНИСОВА СОФЬЯ АНДРЕЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: soraire@mail.ruФормирование иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов выступает основной целью обучения иностранному языку на разных этапах обучения. Причем учебно-познавательный компонент иноязычной коммуникативной компетенции является наименее изученным и описанным в методической литературе. В данной работе автором предлагается типология заданий, направленных на формирование данного вида компетенций на основе современных информационных и коммуникационных технологий, а также разрабатываются этапы алгоритма реализации проектной дея-тельности, направленной на формирование учебно-познавательной компетенции студентов направления подготовки «Лингвистика» на основе современных ИКТ. Формирование учебно-познавательной компе-тенции возможно на основе шести видов учебных заданий: а) на целеполагание и планирование учебной деятельности; б) на поисково-аналитическую деятельность; в) на развитие речевых умений студентов на основе ИКТ; г) на формирование лексико-грамматических навыков студентов на основе современных ИКТ; д) на развитие социокультурных умений студентов на основе ИКТ; е) на самооценку и рефлексию. Системное использование шести видов заданий возможно при реализации алгоритма формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий, состоящего из пяти этапов: 1) этапа целеполагания и планирования учебной деятельности; 2) этапа обсуждения вопросовобеспечения ин-формационной безопасности при реализации Интернет-проектов; 3) технологического этапа; 4) процес-суального этапа; 5) этапа оценки и рефлексии.Ключевые  слова: ключевые  компетенции,  учебно-познавательная  компетенция,  иноязычная коммуникативнаякомпетенция; номенклатура учебно-познавательных умений.В  научной  литературе  при  описании  перечня упражнений и заданий, направленных на развитие видов  речевой  деятельности  (говорения,  чтения, письма и аудирования), формирование аспектов язы-ка (фонетики, грамматики и лексики) или аспектов социокультурной  и  межкультурной  компетенций, ученые  используют  разные  термины:  «система» упражнений, «подсистема» упражнений, «комплекс» упражнений, «серия» упражнений, «цикл» упражне-ний и «группа» упражнений. Все эти термины не взаимозаменяемые, не могут рассматриваться в каче-стве синонимов, расположены между собой в иерар-хической последовательности. Каждый из них отра-жает свой конкретный объем развиваемых умений или формируемых навыков в спектре знаний, умений и навыков, составляющих общий конструкт  «ино-язычная коммуникативная компетенция». Говоря  об  обучении  иностранному  языку, С. Ф. Шатилов [1] выделил ряд факторов, опреде-ляющих сложность разработки системы упражне-ний или заданий. К таким фактором он отнес сле-дующие:  а)  мотивация  учащихся  овладеть  ино-странным языком вне языковой среды; б) взаимо-связь всех видов речевой деятельности; в) формиро-вание автоматизированных навыков речи учащихся; г) языковая интерференция, которая влияет на фор-мирование языковых навыков речи и т. п. Ключевой точкой отсчета для «системы» С. Ф. Шатилов счи-тает иноязычную коммуникативную компетенцию во  всем  многообразии  ее  компонентов.  Поэтому системой заданий или упражнений автор называет «такую совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения иностранным языком в заданных условиях» [1]. Иными словами, если ино-язычная  коммуникативная  компетенция  представ-S. A. DENISOVAТ. 9. No 12, 2014

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ270ляется в виде системы, то и объем упражнений и заданий, направленных на развитие и формирова-ние всехкомпонентов этой системы и будет назы-ваться «системой заданий» или «системой упраж-нений». Далее, в зависимости от спектра развивае-мых речевых умений или формируемых языковых навыков речи обучающихся, задания или упражне-ния  объединяются  и  называются  «подсистемой» упражнений, «комплексом» упражнения, «серией» упражнений,  «группой»  упражнений  и  «циклом» упражнений. Подсистемой заданий можно назвать набор задания, направленных на развитие одного из четырех  видов  речевой  деятельности.  Например, подсистема заданий на развитие умений говорения. Эта подсистема включает в себя отдельные ком-плексы: комплекс заданий на развитие умений диа-логической речи и комплекс заданий на развитие умений монологической речи обучающихся. Серией заданий называется набор заданий на формирование одного из аспектов языка, например,серия заданий на  формирование  лексических  навыков  речи  или серия  заданий  на  формирование  фонетических навыков речи. Серия заданий, в свою очередь, мо-жет включать циклы заданий. Так, серия заданий на формирование фонетических навыков речи обуча-ющихся будет включать цикл заданий на формиро-вание  а)  звуко-произносительных  навыков  речи обучающихся и б) ритмико-интонационных навы-ков речи обучающихся. В рамках каждого цикла задания должны выполняться в определенном ко-личестве и в определенной последовательности.Достижение  цели  формирования  иноязычной коммуникативной компетенции возможно посред-ством  системного  обучения,  включающего  ряд упражнений и заданий. Многие ученые в своих ра-ботах выделяют три типа заданий, которые необхо-димо использовать в учебном процессе: −подлинно-коммуникативныезадания,  при выполнении которых учащиеся/студенты использу-ют изучаемый язык в ситуациях реального общения; −условно-коммуникативные   упражнения, имитирующие и моделирующие коммуникативную ситуацию в учебных целях; −некоммуникативные упражнения, которые направлены на изучение, отработку и закрепление языкового (формирование  фонетических, лекси-ческих и грамматических навыков речи обучаю-щихся) [1;2]. Очевидно, что в основу данной классификации заданий Е.И. Пассова и С.Ф. Шатилова легла ком-муникативная природа заданий. И.Л. Бим [3] в своей работе предложила не-сколько иную классификацию заданий: −задания, ориентирующие в осуществлении конкретной деятельности;−исполнительские задания (на уровне трени-ровки);−исполнительские  задания,  требующие большой самостоятельной работы;−контролирующие  задания,  используемые специально  для  контроля  развития  конкретных умений. На наш взгляд, несмотря на существенные раз-личия,  классификация  заданий  Е.И.  Пассова  и И.Л.  Бим  имеют  много  общего.  Последователь-ность трех типов заданий И.Л. Бим напоминает по-следовательность в развитии умений и формирова-нии  навыков.  Сначала  обучающиеся  осознанно овладевают  определенной  деятельностью,  затем тренируют  и  из  умений  (осознанных  действий) формируют  навыки  (автоматизированные  дей-ствия), которые, в свою очередь используют в само-стоятельной  учебной  деятельности.  Аналогичное отражение перехода умений в навыки можно уви-деть и в классификации Е.И. Пассова и С.Ф. Ша-тилова. Сначала обучающиеся овладевают знания-ми о языковых явлениях и отрабатывают языковые паттерны, затем они их используют в искусствен-ных некоммуникативных ситуациях с целью отра-ботки, а уже затем используют в коммуникативных заданиях. Согласно концепции иерархии заданий, пред-ложенной С.Ф. Шатиловым[1], в русле данного исследования  правомерно  говорить  о  комплексе заданий на формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компе-тенции на основе современных информационных и коммуникационных технологий. В соответствии с содержание обучения учебно-познавательного компонента иноязычной коммуни-кативной компетенции студентов направления под-готовки «Лингвистика» на основе ИКТ настоящего исследования в данной работе предлагается следу-ющий комплекс заданий. 1.Задания на целеполагание ипланирова-ние учебной деятельности. −Сформулируйте цель Интернет-проекта.−Выберите средства ИКТ (блог-технология, вики-технология, подкасты, лингвистический кор-пус), которые помогут Вам достичь поставленной цели. Обоснуйте свой выбор.−Разработайте алгоритмдействий по реа-лизации Интернет-проекта.−Определите критерии оценки Вашего уча-стия в Интернет-проекты. 2. Задания на поисково-аналитическую дея-тельность. SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSESТ. 9. No 12, 2014

С. А. ДЕНИСОВА271−Определите ключевые слова для поиска ма-териала по изучаемой теме.−Найдите материал по обозначенной тема-тике, используя поисковые службы сети Интернет.−Проведите оценку найденного материала в соответствии  с  критериями  оценки  Интернет-ресурсов  (языковая  сложность  материала,  куль-турная  сложность  материала,  источник  инфор-мации,  надежность  информации,  актуальность информации,  культуросообразность  информации объективность информации).3. Задания на развитие речевых умений сту-дентов на основе ИКТ.−Напишите эссе описательного характера и разместите его на страничке личного блога для обсуждения одногруппников.−Прочитайте  эссе  своего  одногруппника  и разместите два комментария. В первом выразите свое личное отношение к описываемому опыту одно-группника. Во втором –прокомментируйте соблю-дение одногруппником структуры написания эссе.4.  Задания  на  формирование  лексико-грамматических навыков речи студентов на ос-нове ИКТ.−Определите  значения  профессиональных терминов в лингвистическом корпусе / корпусе па-раллельных текстов.−Определите различия в значениях профес-сиональных терминов в социально-бытовой и про-фессиональной сферах общения.−Изучите данные конкорданса и объясните различия в употреблении модальных глаголов mustи haveto.5.  Задания  на  развитие  социокультурных умений на основе ИКТ.−Создайте  вики-страничку,  посвященную вашему учебному заведению (школе, университету). −Сравните  системы  образования  Велико-британии, США и России. Выделите наиболее при-влекательные моменты в каждой из стран.6. Задания на самооценку и рефлексию.−Оцените свое участие в Интернет-проекте по разработанным критериям.−Удалось ли Вам достичь ожидаемой цели?−Что  в  реализации  данного  проекта  Вам удалось лучше всего?−Какие  этапы  проекта  Вы  бы  по-другому провели в следующий раз и почему?Все шесть типов заданий в полном объеме ис-пользуются в процессе реализации проектной дея-тельности на основе современных информационных и коммуникационных технологий. Необходимо от-метить, что на настоящий момент в отечественной методике обучения иностранным языкам уже сфор-мирована достаточно солидная база исследований, посвященных использованию ИКТ в обучении ино-странному языку. При этом многие исследователи предлагали авторские методики развития конкрет-ного вида умений (по видам речевой деятельности) или формировании конкретных языковых навыков (по аспектам языка) на основе той или иной Интер-нет-технологии. В частности, за последние несколь-ко лет в центре внимания исследователей были сле-дующие вопросы:−развитие умений письменной речи на осно-ве блог-технологии [4-6];−развитие умений письменной речи на осно-ве сервиса микро-блогов «Твиттер» [7];−развитие умений письменной речи на осно-ве вики-технологии [8-10];−развитие умений аудирования и говорения на основе подкастов [11;12];−формирования  дискурсивной  компетенции на основе современных ИКТ [13];−формирования   лексико-грамматических навыков речи обучающихся на основе лингвистиче-ского корпуса [14;15];−формирование фонетических навыков речи учащихся и студентов на основе мультимедийных программ [16];−система обучения иностранному  языку на основе современных информационных и коммуни-кационных технологий [17;18].Анализ приведенных выше исследований поз-воляет выделить определенные тенденции в разра-ботке алгоритмов или технологий обучения. Во-первых, за основу многие ученые брали эта-пы  реализации  проектной  деятельности,  предло-женные  Е.С. Полат [19] и В.В.  Сафоновой  и П.В.Сысоевым  [20;21].  Следует  заметить,  что данные алгоритмы реализации проектной деятель-ности  носят  общедидактический  характер,  могут применяться в рамках любой учебной дисциплины и не имеют прямого отношения к обучению ино-странному языку на основе конкретных ИКТ. Так, предлагаемые  Е.С.  Полат,  В.В.  Сафоновой  и П.В. Сысоевым этапы включают обозначение цели реализации проекта, определение последовательно-сти этапов реализации проектной деятельности, по-иск и отбор материала для проекта, непосредствен-ная работа над проектом, создание конечного про-дукта, его защита, оценка и самооценка. Вместе с тем, данные этапы могут быть взяты за основу для реализации любого Интернет-проекта, а дидактиче-ские свойства и методические функции используе-мых  в  проекте  ИКТ(блог-технология,  вики-технология, подкасты и т. п.) будут видоизменять и расширять процессуальный этап обучения. S. A. DENISOVAТ. 9. No 12, 2014

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ272Таблица 1Этапы формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенциина основе современных информационных и коммуникационных технологийЭТАП I. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ Преподаватель ставит перед студентами цель и задачи Интернет-проекта, знакомит их с Интернет-технологией (платформой) реали-зации проекта, определяет вместе со студентами критерии оценки их участия в учебно-познавательной деятельностиПреподавательСтудентыобъясняет студентам, в чем будет заключаться их учебно-познавательная деятельностьзадают уточняющие вопросысовместно определяют конечный ожидаемый результат (продукт) проектной деятельностисовместно выбирают (определяют) шкалы оценки участия студентов в Интернет-проектесовместно определяют Интернет-технологию (платформу) реализации Интернет-проекта (блог-технология, вики-технология, подка-сты, лингвистический корпус, мобильные технологии,учебные Интернет-ресурсы, информационно-справочные ресурсы сети Ин-тернет)совместно разрабатывают алгоритм реализации проектаЭТАП II. ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВПреподаватель объясняет студентам правила соблюдения информационной безопасности при выполнении проектной деятельности в сети ИнтернетПреподавательСтудентыпреподаватель объясняет  студентам правила  соблюдения ин-формационной безопасности при выполнении проектной дея-тельности всети Интернетзадают уточняющие вопросыЭТАП III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙСтуденты создают отдельную страничку на выбранной сервисе (платформе реализации Интернет-проекта)ПреподавательСтудентыосуществляет мониторинг деятельности студентовстуденты  создают отдельную  страничку  на  выбранной  сервисе (платформе реализации Интернет-проекта)студенты знакомятся с правилами работы выбранного сервиса сети ИнтернетЭТАП IV. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙСтуденты выполняют проект по заранее принятому алгоритму обученияПреподавательСтудентыосуществляет   мониторинг   самостоятельной   учебно-познавательной деятельности студентовразвивают умения письменной речи на основе блог-технологии, вики-технологии, электронно-почтовой группыразвивают аудитивные умения и умения говорения наоснове под-кастовформируют социокультурную компетенцию на основе Интернет-ресурсов и информационно-справочных Интернет-источниковформируют  межкультурную  компетенцию  посредством  блог-технологии, чата, веб-форумаформируют лексические навыки речи на основе лингвистического корпуса и справочных Интернет-источниковформируют грамматические навыки речи на основе лингвистиче-ского корпуса и справочных Интернет-источниковформируют фонетические навыки речи на основе мультимедий-ных программЭТАП V. ОЦЕНКА И РЕФЛЕКСИЯПреподавательСтудентыоценивает участие студентов в учебно-познавательной деятель-ности в процессе выполнения Интернет-проектов-оценивает учебные достижения студентов (по развитию рече-вых умений, формированию языковых навыков, формированию социокультурной и межкультурной компетенций)-организует процесс самооценки и рефлексии студентовоценивают  личное  участие  в  формировании  учебно-познавательной компетенцииоценивают свои достижения по развитию речевых умений, форми-рованию языковых навыков, формированию социокультурной и межкультурной компетенцийпроводят рефлексиюSOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSESТ. 9. No 12, 2014

С. А. ДЕНИСОВА273Во-вторых, практически все технологии обу-чения иностранному языку на основе ИКТ вклю-чают технологический этап, на котором учащиеся и  студенты  знакомятся  с  выбранной  Интернет-техноло-гией (платформой) реализации проекта. В этой связи, представляется закономерным, что многие исследователи в качестве одного из ос-новных педагогических условий реализации осу-ществления  проектной  деятельности  на  основе ИКТ  выделяли  сформированность  ИКТ  компе-тентности  обучающихся  и  преподавателя  [22]. В  противном  случае  проект  просто  не  сможет быть реализован на выбранной платформе. В-третьих, многие исследователи утверждают, что несмотря на широкую компьютеризацию и не-ограниченный доступ к сети Интернет, а также не-смотря на имеющийся у школьников и студентов опыт взаимодействия в Интернет-среде, каждый раз перед реализацией Интернет-проектов учителям и преподавателям необходимо напоминать учащимся и студентам о соблюдении правил обеспечения ин-формационной безопасности [23]. В-четвертых, реализация проектной деятель-ности учащихся и студентов на основе средств ИКТ подразумевает достаточно большой объем самостоятельной внеаудиторной работы. Функ-ция преподавателя должна сводиться к монито-рингу  самостоятельной  учебной  деятельности обучающихся  в  Интернет-среде.  Технологиче-ские  свойства  современных  ИКТ  (блог-техно-логии,  вики-технологии,  подкастов)  позволяют это делать (преподаватель увидит, кто из участ-ников, и вкакое время выполнил определенный объем работы). В-пятых, вслед за Н. Ф. Коряковцевой [24] мно-гие исследователи в своих работах говорят о важно-сти включения в методики обучения этапа, связан-ного с рефлексией. Рефлексия на свою собственную учебно-познавательную  деятельность  позволит учащимся и студентам увидеть и осознать свои по-ложительные и отрицательные стороны участия в Интернет-проектах.  Это  позволит  им  в  будущем при участии в похожих проектах в первую очередь опираться на имеющийся положительный опыти навыки осуществления определенной деятельности, а также обратит внимание на те аспекты, которые нуждаются в совершенствовании.Проведенный  анализ  позволяет  выделить  от-дельные  этапы  формирования  учебно-познова-тельного  компонента  иноязычной  коммуникатив-ной компетенции на основе ИКТ (табл. 1).Отличительной особенностью формирования данного  компонента  у  студентов  направления подготовки «Лингвистика» является то, что ряд этапов  характеризуется  совместной  деятельно-стью с преподавателем, чего могло бы не бытьпри  работе  с  другими  группами  обучающихся. В частности, многие авторы включали в предва-рительные этапы своих алгоритмов и технологий обучения иностранному языку на основе ИКТ ша-ги,  когда  учитель  или  преподаватель  объяснял учащимся  или  студентам  нелингвистических направлений подготовки критерии оценки их уча-стия в проекте, предлагал готовый алгоритм дей-ствий, обозначал ожидаемый результат. В данном случае все эти шаги реализуются совместно пре-подавателем и студентами. Это делается по двум основным причинам. С одной стороны, для осо-знанного овладения студентами технологией обу-чения. С другой –в рамках подготовки педагоги-ческих кадров, студенты направления подготовки «Лингвистика» должны эксплицитно овладеть как методикой формирования учебно-познавательной компетенции, так и методикой реализации Интер-нет-проектов с целью использования их в соб-ственной педагогической практики. Еще  одной  отличительной  особенностью формирования  учебно-познавательного  компо-нента  иноязычной  коммуникативной  компетен-ции является то, что эффективность формирова-ния данного вида компетенции будет напрямую отражена в результатах овладения иностранным языком (видах речевой деятельности и аспектах языка). Иными словами, уровень владения ино-странным языком будет свидетельствовать о том, накаком уровне у обучающегося сформирована учебно-познава-тельная  компетенция.  В  частно-сти, насколько студент может планировать свою самостоятельную учебную деятельность, выпол-няя Интернет-проект, насколько эффективно он сможет  пользоваться  информационно-справоч-ными  ресурсами  сети  Интернет,  насколько  эф-фективно он сможет работать в группе над общим Интернет-проектом   (посредством   вики-технологии), настолько продуктивно он выполнит проект  и  сформирует  компоненты  иноязычной коммуникативной компетенции. Литература1.Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. С. 59.2.Пассов Е. И. Основы методики обучения ино-странным языкам. М.: Русский язык, 1977.3.Бим И. Л. Теория и практика обучения немец-кому языку в средней школе. М.:Просвещение, 1988. 4.Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении ино-странному языку // Иностранные языки в школе. 2009. No 4. С. 12-18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для студентов 3 курса "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Пояснительная записка.Содержание учебного материала.Календарно-технический план....

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование у них умений самостоятельно добывать, ана...

Рабочая тетрадь для выполнения домашней контрольной работы для студентов, изучающих дисциплину «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Освещены наиболее важные вопросы подготовки по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», а именно: форматирование шрифта, форматирование абзаца, работа с индексами, созда...

Статья "Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиона...

Статья на тему: Формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов обучающихся по специальности «Автомеханик»

Данная статья посвящена компетентностному подходу при изучении английского языка студентами-автомеханиками....

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"...

Статья "РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ"

О роли и организации внеаудиторной работы по иностранному языку....