Статья на тему: Формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов обучающихся по специальности «Автомеханик»
статья

Nadezhda Brevnova

Данная статья посвящена компетентностному подходу при изучении английского языка студентами-автомеханиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brevnova_n.a._avtomehaniki._statya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов обучающихся по специальности «Автомеханик»

Бревнова Н.А. (Санкт-Петербург, Сестрорецк, Сестрорецкий лицей им. С.И. Мосина, bnadezhd@mail.ru). This article deals with the forming of professional foreign language competence of future automechanics. Basic theory is analyzed and the prospects for the research are introduced.

Key words: professional foreign language competence, information and communication technologies, competence-based approach

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, где основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной ситуации, применяя полученные ЗУН, а также мобилизуя свой личностный потенциал. Востребованными и необходимыми в современном обществе становятся такие качества личности, как мобильность, ответственность, коммуникативность, профессионализм. Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными в выбранной профессиональной сфере деятельности.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации заявляет, что система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий [1]. Таким образом, компетентностный подход «проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.Д. Фрумин) и является наиболее продуктивным для решения поставленных задач.

В системе современного инженерного образования компетентностный подход реализуется в комплексной подготовке к инженерной деятельности, которая наряду с формированием профессиональных компетенций предполагает также развития и общекультурных компетенций. Изучение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения показывает, что владение иностранным языком является как общекультурной, так и профессиональной компетенцией, которой на сегодняшний день должен обладать каждый специалист в области инженерной деятельности.

Целью иноязычной подготовки студентов инженерных специальностей в целом, и автомехаников в частности, является формирование профессиональной иноязычной компетентности, являющейся способностью и готовностью будущих специалистов решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности, осуществляя иноязычное общение с носителями иностранного языка, выполняя поиск и анализ информации, необходимой для изучения зарубежного опыта, а также работая с научно-технической литературой и документацией на иностранном языке в области выбранной специализации с использованием средств информационных и коммуникационных технологий [2].

Профессиональная иноязычная компетентность рассматривается как совокупность трех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и эмоционально-волевого. Мотивационно-ценностный компонент подразумевает интерес к профессиональной иноязычной подготовке и осознание ее значимости для будущей карьеры, стремление использовать иностранный язык в процессе осуществления профессиональной деятельности, понимание необходимости использования средств информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности, интерес к различным видам учебной и профессиональной деятельности с использованием различных средств информационных и коммуникационных технологий.

Когнитивно-деятельностный компонент объединяет иноязычную коммуникативную компетенцию в сфере профессиональной деятельности и общекультурные компетенции (языковые знания, знания профессионально-иноязычного тезауруса, способности и практический опыт использования языковых средств для построения высказываний в соответствии с нормами языка и ситуацией общения, знание правил и поведенческих норм профессионального и делового общения, культуроведческие и страноведческие знания о родной и иноязычной общности).

Эмоционально-волевой компонент связан с адекватной самооценкой способностей и подготовленности к профессионально-иноязычной коммуникации, подразумевает осознание своих текущих и будущих потребностей в овладении иностранным языком, способность к самостоятельному развитию своего творческого потенциала в процессе профессиональной иноязычной подготовки.

Поиск эффективных путей формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности будущих автомехаников начинается с определения теоретических основ данного процесса, которые включают методологические подходы (компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный, контекстный и коммуникативный); дидактические принципы (сознательности, активности, самостоятельности, научности, систематичности, наглядности, индивидуализации, посильности), а также принцип профессиональной направленности обучения, принцип реализации деятельностного подхода, междисциплинарного подхода и принцип педагогической целесообразности применения средств информационно-коммуникативных технологий [3, 4].

В ходе подготовки студентов по специальности «Автомеханик» автором статьи успешно используется следующее учебное пособие и методические рекомендации, способствующие формированию профессиональной иноязычной подготовке студентов: учебное пособие по дисциплине «Английский язык» для автотранспортных специальностей В. А. Шляхова.

Однако приходится признать, что на данном этапе недостаточно используются средства информационных и коммуникативных технологий, стимулирующих активность студентов и направленных на развитие ключевых компетенций, необходимых современному специалисту топливно-энергетической сферы. В связи с этим цель дальнейшего исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику формирования профессиональной иноязычной компетентности студентов-автомехаников с использованием электронных ресурсов интернет-сайтов англоязычных производственных компаний, учитывая специфику обучения на данных факультетах, современные требования к уровню владения языком работающих специалистов и региональные особенности, в частности, наличие нескольких иностранных заводов по производству и сборке автомобилей (Hundai, Nissan, Ford) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Литература

[1]. Национальная доктрина образования в Российской Федерации       [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sde.ru.

[2]. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Профессия 23.01.03 Автомеханик.

[3]. Кручинина Г.А., Михайлова Е.Б. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации высшего профессионального образования. – Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012,  №4(1), с. 26-33.

[4]. Полькина С.Н. Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orenedu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)

Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....

Педагогическая статья на тему: "«Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»

статья на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»...

Обобщение опыта по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка в СПО»

Основной целью образовательного процесса в системе профессионального образования  является:формирование профессиональной компетенции будущего специалиста,развитие творческого познавательного инте...

Статья "РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ"

О роли и организации внеаудиторной работы по иностранному языку....

Значимость практического обучения в формировании профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Фармация»

Показателем уровня квалификации любого специалиста являются профессионализм и компетентность. Профессиональная успешность и конкурентоспособность на рынке фармацевтических кадров – это критерий ...

статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «ПЕКАРЬ»"

В статье описан опыт формирования интереса к будущей профессиональной деятельности по профессии "Пекарь"...

Доклад на тему "Формирование профессиональных компетенций, как условие приращения конкурентных преимуществ выпускников колледжа специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования »

описаны способы  формирования электротехнического мышления - три базовые формы учебной деятельности:учебная деятельность с ведущей ролью лекций, семинаров и практических занятий;квазипрофесс...