Мероприятия, посвященные празднованию 350-летия со дня рождения Петра I
проект

Пашаев Шовлет Новрузбекович
25 октября 2018 года опубликован Указ Президента РФ В.В.Путина «О
праздновании 350-летия со дня рождения Петра I». В нем отмечается большое
значение реформ Петра I для истории России.
В связи с исполняющимся в 2022 году 350-летием со дня его рождения 
в БУ "Лангепасский политехнический колледж" организованы и проведены 
мероприятия, посвященные этому знаменательному юбилею.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._petr_pervyy_i_ego_reformy.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Пётр Первый и его реформы»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Петра Первого;
  2. Помочь студентам в осмыслении значения петровских преобразований для истории России;
  3. Обобщить знания обучающихся о Петре 1 как государственном деятеле, его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

Воспитательные:

  1. Формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения положительного и отрицательного результата в условиях необходимости модернизации государства;
  2. Подвести обучающихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра1), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным человеком.

Развивающие:

  1. Содействовать формированию метапредметных универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных)
  2. Продолжить формирование оценочных суждений.

Планируемый результат:

Предметные умения:

  1. Систематизировать исторический материал по изученному периоду;
  2. Составлять характеристику Петра I;
  3. Проводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I;
  4. Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории;

                                                    

Личностные:

  1. Воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств;
  2. Уважительно и доброжелательно относится к мнению других людей;
  3. Понимать и сознавать ответственность за принятые решения;
  4. Определить собственную позицию быть терпимым к иным точкам зрения.

Регулятивные:

  1. Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов;
  2.  Развитие навыков взаимооценки.

 

Познавательные:

  1. Демонстрировать устойчивый познавательный интерес к личности и деятельности Петра
  2. Формирование умений анализировать историческую информацию;
  3. Уметь анализировать и давать оценку представленным точкам зрения;

Коммуникативные:

  1. Совершенствовать умения работы в группах
  2. Формирование способности мысли в метких, кратких выражениях, лаконично резюмировать информацию.

  Ресурсы:

  1. Раздаточный материал: задания с фрагментами текста, рабочие листы, иллюстрации к уроку.
  2. Презентация к уроку
  3. Мультимедийный проектор и экран, компьютер.
  4. Клей, иллюстрация памятника «Медный всадник» для выполнения проектной работы
  5. Листы самооценки

Основные понятия: империя, император, гвардия, рекрутская система, «потешные войска», поссесионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, коллегии, протекционизм, меркантилизм, ассамблеи, Кунсткамера, цифирные школы.

 

В основе организации урока – системно-деятельностный подход.

Тип урока – проблемный урок, построенный на работе с документами  в малых группах.

Форма проведения – групповая, фронтальный опрос.

Межпредметные связи – речь и культура общения, литература, обществознание, ИКТ.

 

Структура урока:

1-й этап. Организационно-мотивационный

2-й этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3-й этап.   Работа с заданиями раздаточного материала в группах

4-й этап.   Защита вариантов ответов на задания на уровне класса

5-й этап.   Построение и реализация микропроекта.

6-й этап.   Подведение итогов работы.

7-й этап. Рефлексия.

 

Ход урока.

Реформы Петра I:

  • Военные реформы.

а) создание регулярной армии;

б) создание военно-морского флота;

в) основание Санкт-Петербурга и Кронштадта.

  • Экономические реформы.

а)  создание отечественной промышленности;

б) развитие торговли, политика меркантилизма и протекционизма, денежная реформа.

  • Социальные реформы.

а) дворянство;

б) крестьянство и налоговая реформа;

в) городское население и городская реформа.

  • Политические реформы.

а) понятие камерализма;

б) создание Сената и прокуратуры;

в) создание коллегий;

г) губернская реформа;

д) упразднение патриаршества и образование Святейшего Синода;

е) провозглашение России империей, утверждение абсолютной монархии (самодержавия).

  • Реформы в сфере культуры.

а) введение нового календаря;

б) создание системы светского образования;

в) внедрение западноевропейской культуры в жизнь общества.

1.      Военные реформы.

а) создание регулярной армии;

б) создание военно-морского флота;

в) основание Санкт-Петербурга и Кронштадта.

     Основным содержанием  военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности, согласно которой крестьянские и посадские общины (представители податных сословий)  примерно с 20 дворов обязаны были поставить рекрута для пожизненной службы в армии. Раннее существовавшие войска упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований. Были сформированы солдатские пехотные  и драгунские конные полки. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск. Были созданы инженерные войска в составе артиллерии. Для управления вооруженными силами учреждались военная и адмиралтейств-коллегии, на военное время вводилась должность главнокомандующего. Было введено единое вооружение: ружья – мушкеты с ударно-кремневым замком, пистолеты, сабли-палаши. Для метания ручных гранат создали специальные отряды гренадеров. Введен единый военный штандарт – российский триколор с изображением двуглавого орла, на флоте – андреевский синий крест на белом фоне. Была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерная школы). Для подготовки офицерских кадров служили Семеновский и Преображенский полки, Морская академия. В армии и на флоте введена иерархия чинов и званий. Воинский артикул 1715 г. определял военно-уголовный процесс и систему уголовных наказаний. Организация вооруженных сил, основные вопросы обучения, способы ведения боевых действий были закреплены в воинском и морском уставах (1716 г.  и 1720 г.).     

1703 г. – основание  и начало строительства Петербурга по особому плану. Для защиты Петербурга с моря основана морская крепость Кроншлот (Кронштадт). В 1713 г. столица России была перенесена из Москвы в Петербург. В целом военные реформы Петра I оказали положительное влияние  на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне.          

 2.      Экономические реформы.

а)  создание отечественной промышленности;

б) развитие торговли, политика меркантилизма и протекционизма, денежная реформа.

Промышленность.

     Целью экономических преобразований Петра I в экономике было: 1.  Обеспечение армии  и флота оружием, обмундированием, снаряжением. 2. Создание и развитие мануфактурной промышленности. 3. Развитие внутренней и внешней торговли. С 1695 по 1725 годы было создано 200 мануфактур разного профиля, 75 металлургических заводов к середине 18 века. Организующей силой  в создании отечественной промышленности было государство. Характер, темпы и специфику развитее промышленности «индустриализация по – петровски» предопределило участие России в Северной войне. Мануфактуры делились на казенные, купеческие и вотчинные. Рабочей силой на предприятиях стали приписные и посессионные (покупные с 1721 г.) крестьяне в форме принудительного труда на мануфактурах. Также использовался и вольнонаемный труд – работные люди, квалифицированные работники. Особенностью государственных мануфактур было обеспечение сбыта продукции в лице заказчика – государства, использование принудительной и дешевой рабочей силы, отсутствие естественной конкуренции. Реформы охватывали и сферу мелкотоварного производства. Для увеличения объема и качества ремесленного производства Петр I учредил Главный магистрат (ссуды, сырье, сбыт). В 1722 г.  в городах было введено цеховое устройство (контроль за качеством и количеством, уплата податей). Следствием этих особенностей являлось незаинтересованность в техническом росте, консервация феодально-крепостнических порядков.

Торговля.

В области торговли вводилась монополия на заготовку и сбыт определенных товаров. С 1 января 1705 г. была введена монополия на соль и табак. Товарами казенной торговли также были лен, хлеб, смола, икра, сало, воск, меха, парусное полотно, железо, что значительно пополняло казну. Поощрялось создание купеческих предприятий. Частным предпринимателям  на льготных условиях государство передавало фабрики и заводы, а также предоставляло привилегии – такие как монопольное право на продажу того или иного товара. Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки – Макарьевская, Ирбитская, Свинская. Большое внимание уделялось развитию водных путей. Началось активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолоцкого, Ладожского.Во внешней торговле проводилась политика меркантилизма (преобладание экспорта над импортом) и протекционизма (защита внутреннего рынка, установление высоких таможенных пошлин  на ввозимые товары). 1724 г. – принятие протекционистского Таможенного тарифа.В 1711 г. была проведена денежная реформа: чеканка серебряной и медной монеты.

Экономические преобразования Петра I носили противоречивый характер: с одной стороны была создана мощная экономическая база, с другой стороны были существенно приостановлены тенденции капиталистического развития страны. 

3.      Социальные реформы.

а) дворянство;

б) крестьянство и налоговая реформа;

в) городское население и городская реформа.

Дворянство

При Петре I происходит складывание единого класса феодалов – дворянства. Этому процессу содействовал «Указ о единонаследии» 1714 г. Согласно указу дворянские поместья уравнивались в правах с боярскими вотчинами. Дворянское и боярское сословия окончательно сливались в одно сословие – дворян. Они были обязаны получить образование и служить в армии, на флоте, на государственной службе. За это за ними сохранялось право частной собственности на землю, крепостных крестьян. Передавать земельное владение по наследству можно было только одному сыну. Часть дворян, лишенных земли, стала служить государству за жалование и становилась чиновниками.Основы государственной службы были положены изданием «Табеля о рангах» в 1722 г., который определил прохождение военной и гражданской службы по 14 классам-рангам (чинам). Все чины делились на четыре категории: воинские, морские, штатские, придворные. Служба предоставляла возможность получить дворянское звание.В дополнение  к наследственным княжеским титулам, Петр I ввел в России и графские титулы.

Крестьянство и налоговая реформа

При Петре I в 1722 г. был образован разряд государственных крестьян, объединивший по тягловому принципу однодворцев южных уездов, черносошных крестьян Севера, «пашенных людей» Сибири, нерусских народов Поволжья, которые не находились в крепостной зависимости. В  1718 г. была проведена перепись всего мужского населения для составления списка налогоплательщиков («ревизские сказки», «ревизские души»). Вводилась подушная подать в виде прямого денежного налога, согласно которому помещичьи крестьяне платили 74 копейки в год, государственные крестьяне, посадские люди – 1 рубль 14 копеек в год. Произошло слияние в единое сословие крепостных крестьян, гулящих людей,  а также холопов, которые тоже стали платить  подушную подать.В 1724 г. был установлен паспортный режим.

Городское население

В 1720 г. был учрежден Главный магистрат, сословный орган городского управления, согласно которому все жители города были разделены на регулярных (имущих) и нерегулярных (неимущих) граждан. Регулярные делились на 2 гильдии. В первую гильдию входили купцы, промышленники, банкиры, врачи, аптекари, живописцы, ювелиры. Во вторую гильдию  - ремесленники, средние и мелкие торговцы. В особую гильдию входили купцы – владельцы мануфактур и купцы, занимавшиеся внешней торговлей, которых освобождали от службы и налогов.

Реформы в социальной сфере привели к перестройке сословий и увеличению их обязанностей, права же при этом увеличились только у дворян.

4.      Политические реформы.

а) понятие камерализма;

б) создание Сената и прокуратуры;

в) создание коллегий;

г) губернская реформа;

д) упразднение патриаршества и образование Святейшего Синода;

е) провозглашение России империей, утверждение абсолютной монархии (самодержавия).

Камерализм

Образцом для задуманной государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство. Шведская государственная система  была построена на принципах камерализма – учения о бюрократическом управлении, характерными чертами которого было создание учреждений, специализирующихся в какой-либо области, а также устройство учреждений на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, установления единообразных штатов и жалований.

Создание Сената и прокуратуры

Петр Iупразднил Боярскую думу и в 1711 г. учредил Правительствующий Сенат – верховный орган управления страной, состоящий из 9 сановников, назначаемых царем. Сенату предписывалось разрабатывать законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Решения Сената принимались коллегиально. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору (П.И. Ягужинскому), которого Петр I назвал «оком государевым». Так в России зародилась прокуратура – государственный орган наблюдения за исполнением законов в стране.

Создание коллегий

В 1718 – 1721 гг. на смену системе приказов пришли коллегии, созданные по шведскому образцу, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:

- коллегия чужестранных (иностранных) дел

- воинская коллегия

- адмиралтейская коллегия

- камер-коллегия (сбор государственных доходов)

- штатс-коллегия (расходы государства)

- ревизион-коллегия (контроль за расходами государства)

- берг-коллегия (горная промышленность)

- мануфактур-коллегия (легкая промышленность)

- юстиц-коллегия (гражданское судопроизводство)

- вотчинная коллегия (регулирование имущественных отношений дворян)

- духовная колегия (Синод) 

На правах коллегий существовали Главный магистрат, Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия, Преображенский приказ и сменившая его Тайная канцелярия (карательный орган, расследующий государственные преступления).

Губернская реформа.

Одновременно с укрупнением центрального аппарата  управления началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации была введена губернская система  управления. Первоначально страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Во главе стоял губернатор – ведал сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены на 50 провинций, во главе с воеводой, а провинции на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налоги  с населения и судили горожан.

Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

Упразднение патриаршества и образование Святейшего Синода

Крупнейшим феодалом в России, сохранившим политическую самостоятельность, несовместимую с абсолютизмом, оставалась церковь. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. Местоблюстителем патриаршего престола без патриарших полномочий был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский. В 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Было упразднено патриаршество, для управления церковью учрежден Святейший правительствующий Синод, за деятельностью которого надзирал обер-прокурор Синода (И.В. Болдин), которому подчинялась канцелярия и церковные фискалы.  Все имущество церкви (финансы, земли, крестьяне) находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду.

Церковь лишалась относительной самостоятельности и превращалась в составную часть государственного бюрократического аппарата. Требование раскрытия тайны исповеди в интересах государства подрывала авторитет церкви  в народе.

Провозглашение России империей, утверждение абсолютной монархии (самодержавия).

Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20 артикуле воинского устава и Духовном регламенте, где отмечалось, что «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает…»

По подписании Ништадтского мира 22 октября 1721 г. Сенат присвоил Петру I  титулы «Император», «Отец Отечества», «Великий». Россия становится империей.

Апофеозом абсолютизма стал указ Петра о престолонаследии от 5 февраля 1722 г., согласно которому государь  мог сам назначать себе преемника, а также изменять свой выбор. Следствием этого стала целая эпоха дворцовых переворотов. 

5.      Реформы в сфере культуры.

а) введение нового календаря;

б) создание системы светского образования;

в) внедрение западноевропейской культуры в жизнь общества.

Введение нового календаря

Согласно указу Петра I о введении в России нового летоисчисления от 20 октября 1699 г. новый год начинался с 1 января 1700 г. по юлианскому календарю. Счет времени начинался не от мифического сотворения мира, а от Рождества Христова. В России появилась елка, Дед мороз, новогодние праздники. Старое летоисчисление было сохранено лишь для церкви.

Создание системы светского образования

При Петре  I впервые делается акцент на создание светской школы, проблемы образования становятся частью государственной политики. На смену вере и религиозным ценностям приходит просвещение и рациональное познание. Богословские предметы в школе уступили место естественно - научным и техническим предметам:  математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу. Первыми появились навигацкая школа (1701 г.), на базе которой  в 1715 г.  возникла Морская академия. Артиллерийская школа (1701 г.), медицинское училище (1707 г.). Для подготовки кадров  в мануфактурной промышленности были организованы горнозаводские училища. Для детей провинциальных дворян, чиновников, духовенства в каждом губернском городе была открыта начальная «цифирная школа» согласно приказу Петра I 1714 г. В 1703 г. был издан первый русский учебник математики «Арифметика» Леонтия Магницкого. В 1708 г. вместо церковно-славянского был введен гражданский шрифт, вместо русских буквенных обозначений цифр – арабские цифры. В 1705 г. была организована в Москве первая гражданская типография. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». По инициативе Петра I в Петербурге началось создание первого в России  музея – Кунсткамеры. Огромное значение для науки имело учреждение  в 1724 г. Петербургской Академии наук.

Внедрение западноевропейской культуры в жизнь общества.

Происходила  коренная ломка всех традиционных представлений  о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге  «Юности честное зерцало». Продолжалось вытеснение патриархального образа жизни и постепенная его замена «светскостью» и рационализмом. В 1718 г.  был издан указ Петра I о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч.

Культурные преобразования в целом были весьма значительны и приблизили Россию к Европе. С другой стороны была ограничена свобода людей, а личность подчинена государству

1-й этап. Организационно-мотивационный.

В 1782 г. в городе Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие памятника, скульптором которого был Фальконе. А. С. Пушкин позднее отозвался о памятнике так.

 

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сём коне, какой огонь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

 

Вопрос: Проанализируйте отрывок, какую оценку даёт автор Петру I?

28 января 1725 г. умер первый российский император – Пётр Алексеевич Романов. «…Кого хороним? .. Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Русской» - эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.

«Солнце земли Русской» - высочайшая оценка, данная человеку. Но уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.

Итак,  300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром: «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С. Пушкин), «царь-просветитель»». А для  других он – «злодей», «деспот», «тиран».

А сколько книг написано о Петре I! Какие произведения о петровской эпохе Вы читали? Какие фильмы, посвящённые Петру, смотрели?

 

У каждого автора свои представления о царе-реформаторе, и я предлагаю вам включиться в споры о Петре.

 

            Вопрос: Как бы вы определили тему нашего урока?

Тема урока«Пётр Первый  и его реформы в оценках и суждениях» 

Эпиграф  к уроку: «Россия вошла в семью европейских народов как

опущенный корабль, при стуке топора и громе

 пушек»

                                                                           А.С. Пушкин

Задание: объясните смысл высказывания. Почему А.С. Пушкин считает вступление России в ряд европейских государств «под стук топора и гром пушек»?

 

Проблема: «Реформы Петра I: зло или благо для России?»

 

Цель: показать личный вклад Петра Первого в дело преобразований, выяснить объективную необходимость реформ первой четверти ХVIII века, их закономерность и планомерность проведения.

Определить значение петровских реформ для России (Слайд 5)

 

Задача: Сегодня на уроке вы будете  работать в группе. Каждая группа представляют сплочённую команду, в которой принимаются совместные решения. Сегодня вы не только ученики, но и экономисты, политологи, культурологи, военные деятели,  размышляющие о реформах великого императора.

Результатом вашей работы на уроке будет оценка деятельности великого императора.

 

2-й этап.Актуализация знаний.

 

Ряд заданий, которые помогут вспомнить историю петровской эпохи (разминка).

  1. Представителем какой династии был Пётр 1? (слайд «Династия Романовых»)
  2. Слово о Петре. Продолжить высказывание
  3. Что это за событие?
  4. Расставьте в хронологическом порядке сражения.
  5. Разгадать перевёртыши
  6. Кто лишний и почему?
  7. Неотосланная депеша

 

Подведение итогов работы: оценить работу студентов, показать значимость выполненного задания.

 

3-й этап. Работа с заданиями раздаточного материала в группах.

 

Задание: прослушать рассказ о Петре I. Назвать реформы Петра I по преобразованию страны, в каких областях общественной жизни они проводились?

Вопрос: Какое событие подтолкнуло Петра к широким преобразованиям?

 

           Задание группе: дать определение понятия «реформа» (работа со словарём).

 

Вывод: Преобразовательная деятельность Петра 1 коснулась всех сфер жизни общества: экономики, государственного управления, создания регулярной армии и флота, произошли изменения в быту и культуре.

 

Задание: с помощью текста, представленного в рабочем листе, карты, материала учебника, конспекта в тетради дать оценку реформе и указать положительные и отрицательные её последствия, заполнив таблицу (основа которой на экране). Слайд.

 

             1 группа – политологи – реформа государственного управления и военная реформа

 

Положительные +

Отрицательные +

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вспомните, найдите в перечне, какие реформы были проведены Петром 1 в государственном управлении? Сравните систему государственного управления России до и после реформ Петра 1, что нового в ней появилось?
  2. Сделайте вывод о значении государственных реформ, их последствиях, положительных и отрицательных.

 

2 группа - экономисты – экономические реформы

 

Положительные +

Отрицательные +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вспомните, какие реформы были проведены Петром 1 в хозяйстве России? Используйте учебник, записи в тетрадях.
  2. Сделайте вывод о значении экономических реформ, выделив положительные и отрицательные последствия.

 

 3 группа –культурологи – реформы в области культуры и быта

 

Положительные +

Отрицательные +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализируя текст, вспомните, какие реформы были проведены Петром 1 в области культуры  и быта.
  2. Сделайте вывод о значении государственных реформ, их последствиях, положительных и отрицательных.

 

          Предлагаемый текст:

  1. Расширение территории России, превратив её в Империю
  2. Развитие наука и Просвещения
  3. Основание отечественной  промышленности
  4. Открытие школ, музея
  5. Строительство портов и верфей
  6. Создание регулярной армии и флота
  7. Рост налогов и феодального гнёта
  8. 25 лет службы в армии, отрыв крестьян от земли
  9. «Табель о рангах» дал возможность представителям народа дослужиться до высших чинов.
  10. Создание новых органов власти: Сената, Синода, коллегий
  11. Огромные человеческие жертвы при строительстве С-Петербурга, портов и каналов
  12. Введение европейских обычаев
  13. Появление губерний
  14. Политика меркантилизма и протекционизма
  15. Ликвидация патриаршества
  16. Установление абсолютизма

 

Индивидуальное задание: студенты, представители от каждой группы (политологи, экономисты, культурологи) должны выбрать из перечня карточки с  понятиями, словосочетаниями, которые характеризуют конкретную реформу.

 

4-й этап. Защита вариантов ответов группы на уровне класса.

 

Проверка и   итоги выполнения индивидуальной и групповой работы

 

Последствия петровских реформ

 

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Создание регулярной армии и флота

Создание отечественной промышленности

Политика меркантилизма

Выход к Балтийскому морю, строительство каналов

«Табель о рангах» дал возможность представителям народа дослужиться для высших чинов

Попытка ликвидировать неграмотность, открытие школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев

25 лет службы в армии, отрыв крестьян от земли

Рост налогов и феодального гнёта

Человеческие жертвы

Усиление закрепощения крестьян

Установление абсолютной монархии

 

 

Вывод: Противоречивый характер петровских преобразований, поэтому разные оценки даются современниками Петра и потомками.

Тест

1. Целью Великого посольства Петра I в 1697 г. было стремление:

а) найти союзников против Турции;                     б) заключить династический брак; 

в) познакомить мир с русской культурой;          г) найти союзников против Швеции.

2.«Табель о рангах» 1722 г:

а) устанавливала обязательность службы дворян;          

б) отменяла сословные привилегии;

в) отменяла крепостное право;                             

г) наделяло крестьян землей.

3. Когда состоялось Полтавское сражение?

а) В 1480г.;         б) в 1612 г.;              в) 1709 г.;            г) 1721 г

4.  Что называется политикой протекционизма?

   а) захват новых территорий;                     

   б) освоение новых посевных площадей

в) превышение ввоза товаров над вывозом;     

 г) поддержка отечественной экономики.

5.Установите соответствие между датами и событиями.

1.      1682-1725 гг.               а. Учреждение Сената                        

2.      1711 г.                          Б. Принятие Табеля о рангах      

3.      1722 г.                          В. Ништадтский мир

4.      1721 г.                          Г. Правление Петра 1

5.      1714 г.                          Д. Указ о единонаследии

6.Какие из названных ниже органов государственной власти появились в России  в ходе реформ Петра?

а) Государственная дума

б) Сенат

в) Магистраты

д) Приказы

е) Земские соборы7.Что создается в Годы Петровских реформ?

 а) Синод;                                                                б) воеводства;                     

  в) Боярская Дума;                                                  г) приказы.

8. Впервые в истории России военно-морской флот был создан:

   а) в XVI веке;                                                         б) в XVII веке;       

  в) в начале XVIII века;                                          г) в XIX веке.

9.В результате издания указа о единонаследии в 1714 г.:

а) изменился принцип престолонаследия;     

б)дворянство лишилось привилегий;

в) отменены сословные различия;   

  г) все дворянские поместья превращаются в вотчины.

10.  Причиной Северной войны явилось стремление России:

а) получить выход к Балтийскому морю;        б) расширить  территорию на юге;

в) завоевать побережье Черного моря;             г) продвинуться на восток

11.  Первая печатная газета, появившаяся при Петре 1называлась

  а) «Вести»

  б) «Ведомости»

   в) «Куранты»

   г)  «Свобода»

12. В основу комплектования армии при Петре I  была положена:

а) всеобщая воинская повинность;                    б) служба по контракту;

в) рекрутская система;                                        г) желание служить.

13. Создание Петром I Святейшего Синода:

а) привело к церковному расколу;                       

б) увеличило самостоятельность церкви;

в) означало введение свободы вероисповедания;

 г) ликвидировало самостоятельную политическую роль церкви.

14.  К чему привела победа России в Северной войне?

а) к выходу к берегам Черного моря;                  б) к потере Россией независимости;

в) к завоеваниям территорий в Сибири;              г) к выходу к берегам Балтийского моря.

 15. «Сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное блюдо, чтобы везде брызгало, не сопи…». Это выдержка из

  а) «Устава воинского»

  б) «Юности честное зерцало»

  в) «Правде воли монаршей»

  г) «Русская Правда»

 16. Собрание дворян петербургского общества называлось

   а) ассамблеей

    б) балом

    в) вечеринкой

    г) походом.

17. Главным содержанием реформ в области культуры и быта при Петре I было:

а) создание письменности;                                    б) учреждение Сената;

 в) становление и развитие светской культуры;   г) введение всеобщего образования. 

18. Что было образовано в ходе Петровских реформ?

 а) Приказ;       б) Сенат;            в) Земский собор;          г) Кабинет министров.

19. К чему привели Азовские походы Петра I?

 а) к военному поражению Турции;                 б) к присоединению к России Крыма;

в) к завоеванию Азова русскими войсками;   г) к завоеванию Смоленска.  

20. Установите соответствие между датами и событиями.

1)1700 г.                      а)  «Табель о рангах»

2)1710 г.                      б) «Ведомости»

3)1718 г.                      в)  Новое летоисчисление

4)1714 г.                      г)   Создание Сената

5)1724 г.                      д)  Создание Синода

6)1721г.                       е)   Создание коллегий

7)1711 г.                      ж) Основание Кунсткамеры

8)1722 г.                       з) Учреждение Академии наук

9)1703 г.                       и)  Введение гражданской азбуки

 

 

Вопрос: Почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал?

 

Оценка Петра как политического деятеля и как человека: черты – трудолюбие, простота, любознательность, тяга к знаниям, ко всему новому, энергия.

Пётр - единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность, но при этом душегуб и палач, столкнувший Россию с собственного исторического пути, подражатель европейцам, гонитель Православия. Правитель, который не считался с российскими традициями, пренебрегавший интересами народа.

 

 

Проблема: «Реформы Петра I: зло или благо для России?»

 

Вопрос: Кто же прав в этом споре? Какую оценку дать Петру1?

 

Наверное, единственного ответа не будет. Пусть здесь примером будет А.С. Пушкин.

Обращение к фрагменту из произведения А.С. Пушкина «медный всадник».

 

Обсудить вопросы: к кому обращены стихи? прав ли был поэт, когда оценивал Петра1 как человека, который   «Россию поднял на дыбы»?Кого олицетворяет гордый конь?

А как бы Вы ответили на вопрос поэта: «Куда ты скачешь. Гордый конь// И где опустишь ты копыта?»

 

Выводы: несмотря на разноречивые суждения, Пётр, вне всякого сомнения был человеком неординарным, ярким, талантливым. Благодаря реформам Петра 1 преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований было преодоление внутреннего кризиса. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя–решительного реформатора. Поэтому Пётр I – единственный среди царей  по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.

 

5-й этап.   Построение и реализация микропроекта.

 

Мини-проект. Надпись  к скульптуре Фальконе «Медный всадник».

 

6-й этап. Подведение итогов работы.

 

 Ребята, я благодарю вас за урок, за то общение, которое вы нам подарили.

 

                    В награду за ваш труд я предлагаю вам получить ордена, которые появились во времена Петра1.(Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети, ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой  лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой).

 

7-й этап. Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия, посвященного празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня.

Данный сценарий позволит во внеурочной деятельности поздравить парней с Днем защитника отечества, а девушек с международным женскийм днем....

Сценарий мероприятия, посвященного празднованию Дня студента: «Татьянин день»

воспитательное мероприятие посвящённое Дню студента в конкурсно - игровой форме....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 130- летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой. (1889-1966)

Цели: 1)   расширить представление  учащихся  о  поэзии Серебряного века на основе знакомства с  творчеством  А.А.Ахматовой, представительницей  женской поэзии...

Методическая разработка Мастер-класс Посвященный празднованию 120-летия со дня основания лицея Для обучающихся первых и вторых курсов по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» Тема мастер-класса «Анимация как способ повышения продаж гостиничного пр

Повышение эффективности образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, зависит от степени активной позиции студентов в учебном процессе. Преобразования требуют существенных перемен...

Мероприятия, посвященные празднованию 350-летия со дня рождения Петра I

25 октября 2018 года опубликован Указ Президента РФ В.В.Путина «Опраздновании 350-летия со дня рождения Петра I». В нем отмечается большоезначение реформ Петра I для истории России.В связи...

Внеурочное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева "Великий писатель великой России"

Целью  методической разработки «Великий писатель великой России», посвященной  200-летию  со дня рождения И.С.Тургенева,    является  пропаганда  тв...