Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны на тему: "Эстетика. Основные понятия и эстетические категории"
презентация урока для интерактивной доски
Презентация преподавателя Серовой Татьяны Александровны по дисциплине "Эстетика". Данную методическую разработку можно использовать на занятиях в школах, колледжах, вузах непосредственно по данной дисциплине, а также в системе дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 338.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект, предмет, структура эстетики Объект – это те реалии, на которые направлена познавательная активность человека. Предмет – это то, что «я хочу» познать в объекте. Первый пласт объекта эстетики – эстетические явления действительнос ти. Второй – определенные механизмы, через которые человеку дается эстетическая реальность (например, эстетический вкус). Что здесь пытается понять эстетика? Эстетика пытается понять природу этих явлений: откуда они, в чем их сущность и специфика конкретных проявлений, таких, как красота, например. Эстетика занимается постижением глубин и основных закономерностей эстетических реальностей, это и делает эстетику философской наукой. Структуры, на которых базируется эстетическое отношение к миру: эстетический вкус, идеал, восприятие, переживание, установки, эстетические ценностные ориентации, эстетические потребности, эстетическое самосознание.
Объект, предмет, структура эстетики Мир ценностей красоты и уродства, трагического и смешного, является только через особый опыт переживания. Поэтому тот, кто не имеет опыта переживания эстетических ценностей и искусства, не сможет понять науку эстетику. Третий пласт объекта эстетики связан с пониманием того, что люди не только чувственно осваивают, но сами творят эстетически выразительную среду , начиная с эпохи верхнего палеолита. Создавая орудия труда, они стали одновременно украшать их, свое жилище и свое тело. Наконец, четвертый пласт – искусство . На протяжении веков искусство мыслилось как форма эстетического отношения к миру. Искусство – система художественной деятельности человека и продуктов этой деятельности.
Вопросы Что вы можете сказать об объекте эстетики? Что пытается понять эстетика? На каких структурах базируется эстетическое отношение к миру?
Функции Назначение Познавательная Познание основ культуры, приобщение к миру прекрасного Аксиологическая Восприятие культуры как ценности Нормативная Владение нормативным эстетическим знанием и поведением Семиотическая Владение специфическим языком культуры и искусства Трансляционная Сохранение и передача культурных традиций Проективная Умение проектировать и воплощать эстетические идеи в различных видах деятельности
Определения Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты. Эсте́тика (от др. -греч.— «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Вопросы Перечислите функции эстетики. Расскажите о них. Дайте определение понятию «эстетика».
Основные категории эстетики 1.Прекрасное 2.Возвышенное 3.Трагическое. 4.Комическое. 5.Безобразное.
Прекрасное Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Платон определял красоту как совершенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом. В разумных существах красота становится непосредственным выражением духовного, в этом смысле мы говорим о красоте души или красоте добродетели. Кант отмечал, что превосходство искусства заключается в том, что оно способно изображать прекрасными вещи, в реальности являющиеся безобразными и ужасными. Ужасы, болезни, войны в произведении искусства могут быть преобразованы так, что становится предметом эстетического наслаждения, в литературе, в музыке, живописи и т.д. Но сам художник все же отталкивается от природных явлений, первоосновой для искусства остается природа. Поэтому в равной степени правильно говорить, что природа находит свое завершение в искусстве, а искусство находит свое завершение в природе.
Возвышенное Категория возвышенного впервые исследуется в Англии в 1757 г. английским философом Эдмундом Бёрком («Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного»). Дальнейшее развитие категория прекрасного получает в эстетике Иммануила Канта. И Кант отмечал, что прекрасное доставляет наслаждение само по себе, а возвышенное доставляет удовольствие, только будучи осмыслено с помощью идей разума. Бурный океан не является возвышенным сам по себе, душа должна быть исполнена глубокого раздумья, чтобы созерцая его проникнуться чувством возвышенного . Категорию возвышенного подробно рассмотрел Артур Шопенгауэр. Он предлагал представить себе бурное волнение в природе, полумрак от грозовых туч; огромные нависшие скалы… перед нами отчетливо проступает наша борьба с враждебной природой; но до тех пор пока вверх не возьмет ощущение личной опасности, мы пребываем в эстетическом созерцании, спокойно и невозмутимо познающий идеи тех явлений, которые грозны и страшны. В этом контрасте и заключается чувство возвышенного. Другой пример: когда мы погружаемся в размышление о бесконечности мира в пространстве и времени, то мы чувствуем себя ничтожно малыми, словно капля в океане. Одновременно мы сознаем, что все эти миры существуют непосредственно в нашем представлении. Это возвышение нашего духа над ничтожеством нашей собственной индивидуальности и означает чувство возвышенного.
Трагическое Как категория эстетики, трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека, а свободную активную деятельность человека восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования. Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана в категорией возвышенного. «Трагедия есть подражание действию важному и законченному … посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение от подобных аффектов». Учение Аристотеля о трагедии и категории трагического стало предметом исследования и комментирования на протяжении многих веков, оно не утратило своего теоретического значения и сейчас.
Комическое Комическое принадлежит к числу основных эстетических категорий. Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются различные стороны и оттенки: от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых. Элементы комического включают даже поэмы Гомера. Теоретическое осмысление категории комического начинается с Платона и Аристотеля. В диалогах Платона содержатся рассуждения об эмоциональном воздействии комедии, о смехе, шутках и иронии. В Средние века комическое было изгнано из официального искусства. Возрождение снова обратилось к комедии как жанру, ее развитие порождало интерес к теории комического. В XVII веке теория комедии постепенно выделяется из теории драмы, она становится предметом исследования философии, которая рассматривала ее на основе господствовавшей в то время теории аффектов. Спиноза очень высоко ставил значение смеха для духовной жизни человека, по его словам веселость не может быть чрезмерна. В эпоху Просвещения Лессинг обосновал широкое эстетическое значение смеха. Истинную пользу комедии он видел в развитии общечеловеческой способности подмечать смешное. Очень интересное психологическое истолкование феномена смешного дает И. Кант, как «аффекта от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто». В ХХ веке новую трактовку комического дал Фрейд. По его мнению комическое, которое проявляется в смехе и остроумии, является обнаружением подсознательного.
Безобразное Безобразное. Эта категория с древнейших времен привлекала философов и теоретиков искусства. Однако следует различать безобразное и уродливое. Оно, как и ужасное и низменное, представляет собой одну из эстетических модификаций, уродливое не обязательно обладает эстетическими функциями. Безобразное же составляет контраст по отношению к положительному эстетическому идеалу и содержит в себе скрытое требование или желание возрождения этого идеала. Безобразное тесно связано с другими эстетическими категориями. В форме уродливого безобразное присутствует в комическом (например, в карикатуре). В форме ужасного оно противостоит положительными ценностям в возвышенном или трагическом. Как и трагическое, безобразное воспринимается как воплощение зла, но в отличие от трагического гибель этого зла представляется заслуженной карой. В истории эстетики безобразное рассматривалось как категория соотносимая с прекрасным. А античности оно выступало чаще всего как простое противопоставление прекрасному, как его отрицание. В средние века она представляла соотношение прекрасного и безобразного, по аналогии с трактовкой соотношения добра и зла. В эпоху Возрождения безобразное часто использовалось для того чтобы по контрасту подчеркнуть красоту идеала. Эстетика эпохи классицизма отрицала эстетическую ценность безобразного. Реабилитировал безобразное Э. Бёрк, связав его с категорией возвышенного. В классической немецкой эстетике Шиллер обосновал право искусства на изображение безобразного. При этом он проводит четкое разграничение пошлого и низкого в искусстве.
Вопросы Перечислите основные категории эстетики. Расскажите о категории прекрасного. Расскажите о категории возвышенного. Расскажите о категории трагического. Расскажите о категории комического. Расскажите о категории безобразного.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Италии XVII века. Архитектура барокко»
Презентация по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Италии 17 века. Архитектура барокко", выполненная преподавателем ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А., может ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство барокко в творчестве Лоренцо Бернини»
Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях в колледжах соответствующей направленности, уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах, в художественных ш...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История гримерного искусства» на тему: «Грим в опере»
Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "История гримерного искусства" по теме: "Грим в опере"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История гримерного искусства» на тему: «Грим в оперетте»
Презентация по дисциплине "История гримерного искусства" преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История гримерного искусства» на тему: «Грим в мюзикле»
Презентация по дисциплине "История гримерного искусства" преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по материалу раздела: "Грим и жанр"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство Фландрии XVII века»
Презентация преподавателя Серовой Т.А. на тему: "Искусство Фландрии XVII века" может использоваться преподавателями и обучающимися, как на занятиях по "Истории изобразительного искусств...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Голландии XVII века»
Презентация преподавателя Серовой Т.А. может использоваться, как на занятиях по "Истории изобразительного искусства", так и на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах, а также в художе...