Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны на тему: "Эстетика. Основные понятия и эстетические категории"
презентация урока для интерактивной доски

Серова Татьяна Александровна

Презентация преподавателя Серовой Татьяны Александровны по дисциплине "Эстетика". Данную методическую разработку можно использовать на занятиях в школах, колледжах, вузах непосредственно по данной дисциплине, а также в системе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00_-_vvedenie._estetika_microsoft_powerpoint_-_kopiya.pptx338.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эстетика. Основные понятия и эстетические категории Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ СЕРОВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Слайд 2

Объект, предмет, структура эстетики Объект – это те реалии, на которые направлена познавательная активность человека. Предмет – это то, что «я хочу» познать в объекте. Первый пласт объекта эстетики – эстетические явления действительнос ти. Второй – определенные механизмы, через которые человеку дается эстетическая реальность (например, эстетический вкус). Что здесь пытается понять эстетика? Эстетика пытается понять природу этих явлений: откуда они, в чем их сущность и специфика конкретных проявлений, таких, как красота, например. Эстетика занимается постижением глубин и основных закономерностей эстетических реальностей, это и делает эстетику философской наукой. Структуры, на которых базируется эстетическое отношение к миру: эстетический вкус, идеал, восприятие, переживание, установки, эстетические ценностные ориентации, эстетические потребности, эстетическое самосознание.

Слайд 3

Объект, предмет, структура эстетики Мир ценностей красоты и уродства, трагического и смешного, является только через особый опыт переживания. Поэтому тот, кто не имеет опыта переживания эстетических ценностей и искусства, не сможет понять науку эстетику. Третий пласт объекта эстетики связан с пониманием того, что люди не только чувственно осваивают, но сами творят эстетически выразительную среду , начиная с эпохи верхнего палеолита. Создавая орудия труда, они стали одновременно украшать их, свое жилище и свое тело. Наконец, четвертый пласт – искусство . На протяжении веков искусство мыслилось как форма эстетического отношения к миру. Искусство – система художественной деятельности человека и продуктов этой деятельности.

Слайд 4

Вопросы Что вы можете сказать об объекте эстетики? Что пытается понять эстетика? На каких структурах базируется эстетическое отношение к миру?

Слайд 5

Функции Назначение Познавательная Познание основ культуры, приобщение к миру прекрасного Аксиологическая Восприятие культуры как ценности Нормативная Владение нормативным эстетическим знанием и поведением Семиотическая Владение специфическим языком культуры и искусства Трансляционная Сохранение и передача культурных традиций Проективная Умение проектировать и воплощать эстетические идеи в различных видах деятельности

Слайд 6

Определения Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты. Эсте́тика (от др. -греч.— «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Слайд 7

Вопросы Перечислите функции эстетики. Расскажите о них. Дайте определение понятию «эстетика».

Слайд 8

Основные категории эстетики 1.Прекрасное 2.Возвышенное 3.Трагическое. 4.Комическое. 5.Безобразное.

Слайд 9

Прекрасное Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Платон определял красоту как совершенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом. В разумных существах красота становится непосредственным выражением духовного, в этом смысле мы говорим о красоте души или красоте добродетели. Кант отмечал, что превосходство искусства заключается в том, что оно способно изображать прекрасными вещи, в реальности являющиеся безобразными и ужасными. Ужасы, болезни, войны в произведении искусства могут быть преобразованы так, что становится предметом эстетического наслаждения, в литературе, в музыке, живописи и т.д. Но сам художник все же отталкивается от природных явлений, первоосновой для искусства остается природа. Поэтому в равной степени правильно говорить, что природа находит свое завершение в искусстве, а искусство находит свое завершение в природе.

Слайд 10

Возвышенное Категория возвышенного впервые исследуется в Англии в 1757 г. английским философом Эдмундом Бёрком («Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного»). Дальнейшее развитие категория прекрасного получает в эстетике Иммануила Канта. И Кант отмечал, что прекрасное доставляет наслаждение само по себе, а возвышенное доставляет удовольствие, только будучи осмыслено с помощью идей разума. Бурный океан не является возвышенным сам по себе, душа должна быть исполнена глубокого раздумья, чтобы созерцая его проникнуться чувством возвышенного . Категорию возвышенного подробно рассмотрел Артур Шопенгауэр. Он предлагал представить себе бурное волнение в природе, полумрак от грозовых туч; огромные нависшие скалы… перед нами отчетливо проступает наша борьба с враждебной природой; но до тех пор пока вверх не возьмет ощущение личной опасности, мы пребываем в эстетическом созерцании, спокойно и невозмутимо познающий идеи тех явлений, которые грозны и страшны. В этом контрасте и заключается чувство возвышенного. Другой пример: когда мы погружаемся в размышление о бесконечности мира в пространстве и времени, то мы чувствуем себя ничтожно малыми, словно капля в океане. Одновременно мы сознаем, что все эти миры существуют непосредственно в нашем представлении. Это возвышение нашего духа над ничтожеством нашей собственной индивидуальности и означает чувство возвышенного.

Слайд 11

Трагическое Как категория эстетики, трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека, а свободную активную деятельность человека восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования. Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана в категорией возвышенного. «Трагедия есть подражание действию важному и законченному … посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение от подобных аффектов». Учение Аристотеля о трагедии и категории трагического стало предметом исследования и комментирования на протяжении многих веков, оно не утратило своего теоретического значения и сейчас.

Слайд 12

Комическое Комическое принадлежит к числу основных эстетических категорий. Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются различные стороны и оттенки: от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых. Элементы комического включают даже поэмы Гомера. Теоретическое осмысление категории комического начинается с Платона и Аристотеля. В диалогах Платона содержатся рассуждения об эмоциональном воздействии комедии, о смехе, шутках и иронии. В Средние века комическое было изгнано из официального искусства. Возрождение снова обратилось к комедии как жанру, ее развитие порождало интерес к теории комического. В XVII веке теория комедии постепенно выделяется из теории драмы, она становится предметом исследования философии, которая рассматривала ее на основе господствовавшей в то время теории аффектов. Спиноза очень высоко ставил значение смеха для духовной жизни человека, по его словам веселость не может быть чрезмерна. В эпоху Просвещения Лессинг обосновал широкое эстетическое значение смеха. Истинную пользу комедии он видел в развитии общечеловеческой способности подмечать смешное. Очень интересное психологическое истолкование феномена смешного дает И. Кант, как «аффекта от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто». В ХХ веке новую трактовку комического дал Фрейд. По его мнению комическое, которое проявляется в смехе и остроумии, является обнаружением подсознательного.

Слайд 13

Безобразное Безобразное. Эта категория с древнейших времен привлекала философов и теоретиков искусства. Однако следует различать безобразное и уродливое. Оно, как и ужасное и низменное, представляет собой одну из эстетических модификаций, уродливое не обязательно обладает эстетическими функциями. Безобразное же составляет контраст по отношению к положительному эстетическому идеалу и содержит в себе скрытое требование или желание возрождения этого идеала. Безобразное тесно связано с другими эстетическими категориями. В форме уродливого безобразное присутствует в комическом (например, в карикатуре). В форме ужасного оно противостоит положительными ценностям в возвышенном или трагическом. Как и трагическое, безобразное воспринимается как воплощение зла, но в отличие от трагического гибель этого зла представляется заслуженной карой. В истории эстетики безобразное рассматривалось как категория соотносимая с прекрасным. А античности оно выступало чаще всего как простое противопоставление прекрасному, как его отрицание. В средние века она представляла соотношение прекрасного и безобразного, по аналогии с трактовкой соотношения добра и зла. В эпоху Возрождения безобразное часто использовалось для того чтобы по контрасту подчеркнуть красоту идеала. Эстетика эпохи классицизма отрицала эстетическую ценность безобразного. Реабилитировал безобразное Э. Бёрк, связав его с категорией возвышенного. В классической немецкой эстетике Шиллер обосновал право искусства на изображение безобразного. При этом он проводит четкое разграничение пошлого и низкого в искусстве.

Слайд 14

Вопросы Перечислите основные категории эстетики. Расскажите о категории прекрасного. Расскажите о категории возвышенного. Расскажите о категории трагического. Расскажите о категории комического. Расскажите о категории безобразного.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Италии XVII века. Архитектура барокко»

Презентация по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Италии 17 века. Архитектура барокко", выполненная преподавателем ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А., может ...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство барокко в творчестве Лоренцо Бернини»

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях в колледжах соответствующей направленности, уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах, в художественных ш...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История гримерного искусства» на тему: «Грим в опере»

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "История гримерного искусства" по теме: "Грим в опере"....

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История гримерного искусства» на тему: «Грим в оперетте»

Презентация по дисциплине "История гримерного искусства" преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А....

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История гримерного искусства» на тему: «Грим в мюзикле»

Презентация по дисциплине "История гримерного искусства" преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по материалу раздела: "Грим и жанр"....

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство Фландрии XVII века»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. на тему: "Искусство Фландрии XVII века" может использоваться преподавателями и обучающимися, как на занятиях по "Истории изобразительного искусств...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Голландии XVII века»

Презентация преподавателя Серовой Т.А. может использоваться, как на занятиях по "Истории изобразительного искусства", так и на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах, а также в художе...