Место и роль общих компетенций на занятиях по дисциплине «Иностранный язык»
статья

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранно го языка как  предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Место и роль   общих компетенций на занятиях по дисциплине

«Иностранный язык»

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранно го языка как  предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей учащихся, их общеобразовательного потенциала.

 Для реализации профессиональных образовательных программ ФГОС необходим определённый уровень сформированности учебных компетенций.

Компетентностный подход к обучению выступает мощным ресурсом для формирования общих компетенций, так как предполагает организацию самостоятельной работы студентов, их творческую деятельность, самостоятельность мышления.

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Большим потенциалом для формирования ключевых компетенций обладает иностранный язык, так как в его основе преобладает деятельностное содержание. На учебных занятиях иностранного языка основной упор делается на формирование коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

- речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

-языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

-социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

 - компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений объясняться в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

-учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными обучащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

      Одна из особенностей программы, по которой мы работаем, состоит в том, что в ее основании лежит обобщающе-развивающий подход к построению курса иностранного языка, который реализуется в структурировании учебного материала, в определении последовательности изучения этого материала, а также в разработке путей формирования системы знаний, навыков и умений обучающихся. Такой подход позволяет, с одной стороны, с учетом полученной в основной школе подготовки обобщать материал предыдущих лет, а с другой – развивать навыки и умения у обучающихся на новом, более высоком уровне. Главная структурная особенность содержания обучения заключается в его делении на два модуля: основной, который осваивается всеми обучающимися независимо от профиля профессионального образования, и профессионально направленный (вариативный). Изучение содержания основного модуля направлено на коррекцию и совершенствование навыков и умений, сформированных в основной школе. В ходе освоения профессионально направленного модуля проводится изучение языка с учетом профиля профессионального образования. При освоении профессионально ориентированного содержания обучающийся погружается в ситуации профессиональной деятельности, межпредметных связей, что создает условия для дополнительной мотивации как изучения иностранного языка, так и освоения выбранной профессии. В соответствии с функционально-содержательным подходом основной модуль выстраивается на изученном материале предыдущих лет, однако обобщение полученных знаний и умений осуществляется на основе сравнения и сопоставления различных видовременных форм глагола, контрастивного анализа повторяемых явлений и использования их в естественно-коммуникативных ситуациях общения. Языковой материал профессионально направленного модуля предполагает введение нового, более сложного и одновременно профессионально ориентированного материала, формирующего более высокий уровень коммуникативных навыков и умений.

Ресурсы интернета содержат много аутентичных текстов из немецких изданий, в том числе из журналов „Vitamin De“, в которых присутствует интеркультурный компонент. На протяжении ряда лет я работаю с аутентичными материалами на учебных занятиях, использую их во внеклассной работе по предмету.

Воспитать интерес к изучению немецкого языка можно путем повышения мотивации к изучению этого языка, через совершенствование методов и форм работы со студентами, используя современные технологии обучения, формируя ключевые компетенции в обучении и воспитании студентов. При проведении занятий я использую несколько видов учебников и учебных пособий, аудио-визуальные средства обучения, мультимедийные технологии, так как невозможно научить иностранному языку, не давая студентам возможность слышать речь носителей языка и видеть их стиль поведения в той или иной ситуации общения.

Формирование и развитие коммуникативных умений тесно связано с развитием социальной и познавательной активности студентов. И эта деятельность должна быть творческой. С точки зрения социокультурной компетенции необходимо усвоение знаний основ культуры, традиций, обычаев других национальностей, формирование способностей к общению с учётом социокультурных различий. Развитию социокультурной компетентности будущих специалистов способствует использование на занятиях иностранного языка элементов современных образовательных технологий:

- технологии проблемного обучения,

- технологии интегрированного обучения,

- игровых технологий,

- информационных технологий.

Студенты определяют социальные роли, ведут диалоги по различным темам, практикуют устную речь и речевые клише социокультурной направленности, что позволяет проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции.

Развитие учебно-познавательной компетенции — это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность, ознакомление с доступными обучащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Навыки систематизации можно формировать путем составления опорных схем, алгоритмов деятельности (алгоритм перевода прямой речи в косвенную, активного залога в пассивный). Для формирования данной компетенции активно использую самоконтроль и взаимоконтроль на занятиях.

Итак, формирование ОК является многогранным процессом, важной особенностью которого является то, что этот результат формирования ОК проявляется и может быть оценен только в процессе деятельности.

В связи с этим основными механизмами, способствующими формированию общих компетенций, являются педагогические технологии, методы, формы деятельности, виды деятельности, используемые педагогом в учебно-воспитательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Роль компьютера и интернета в жизни человека» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Пояснительная записка Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государствен...

План-конспект открытого занятия по дисциплине иностранный язык (английский) по теме «Магазин. Покупки».

Представлена разработка открытого занятия по английскому языку по теме «Магазин. Покупки»....

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Иностранный язык» Тема «Здоровый образ жизни»

               Методическая разработка учебного занятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и прошла  апробацию на открытом уроке 29 н...

Методическая разработка к внеклассному занятию по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Guided tour through the largest automobile companies»

Методическая разработка к внеклассному занятию по дисциплине «Иностранный язык»на тему: «Guided tour through the largest automobile companies»...

План открытого практического занятия по дисциплине «Иностранный язык» Тема: Types of Vessels/ Типы судов

Предназначен для закрепления и углубления знаний по теме; развитие видов речевой деятельности (говорение, чтение); создание и содействие реализации модели социального поведения и коммуникативной практ...

Сборник текстов и упражнений для практических занятий учебной дисциплины Иностранный язык (Английский язык) в профессиональной деятельности по профессии 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ

В сборнике собраны тексты и задания к ним для практических занятийдля практических занятий по теме: "Великие историические события и личености стран изучаемого языка" для  сту...