Технология коммуникативно ориентированного обучения на современном этапе.
статья

Баранова Татьяна Павловна

Современное коммуникативно ориентированное обучение готовит учищихся к использованию языка в реальной жизни. Учитель планирует на уроке как можно больше ситуаций общения и поощряет попытки учащихся принять в них участие с целью усвоения грамматики, лексики и фонетики изучаемого языка, а также формирования умений иноязычной коммуникации  через предлагаемые задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Технология  коммуникативно - ориентированного  обучения   на                   современном этапе

Современное коммуникативно ориентированное обучение готовит учащихся к использованию языка в реальной жизни. Учитель планирует на уроке как можно больше ситуаций общения и поощряет попытки учащихся принять в них участие.

 Цель:

Усвоение грамматики,  лексики и фонетики изучаемого языка, а также формирование умений  иноязычной коммуникации  через  предлагаемые задания, приближенные к реальной жизни,  в ходе выполнения которых систематически  развиваются  иноязычные  речевые  умения ( аудирование,  говорение, чтение и письмо) ,  а это  предполагат на уроке создание атмосферы сотруднисества,  когда учащиеся  оказываются вовлечены в процесс  обучения:

  • Учащиеся  принимают  участие в деятельности,  имитирующей  реальные ситуации.
  • Учащихся  просят  выразить  собственное  мнение, поделиться опытом ( для закрепления  лексико- грамматических структур)
  • Поощряется совместная работа  учеников.  Много устных и письменных заданий  для организаци  работы парами и в группах.
  • Учащиеся  несут  ответственность  за результаты  обучения  за результаты  обучения  и  развивают  у себя  умения учиться.
  • Роль учителя  различна в зависимости от задачи  на каждом  этапе  урока  - носитель  информации,  наблюдатель, консультант.

Учащиеся  знакомятся  с языковым материалом  в разных ситуациях:

Темы:  

  • Знакомство,
  • Команды
  • Как спросить дорогу
  • Как  заказать билеты в кино/театр
  • Как взять вещь на прокат

 Имеется  большой выбор  заданий на отработку  функциональных аспектов  языка.

Коммуникативно – ориентированные материалы:

  • Учебник
  • Рабочая тетрадь
  • Книга для  учителя
  • Аудио/ Видео  материалы

Коммуникативно – ориентированный  урок:

  • Использование невербальных средств ( мимики и жестов)
  • Соотношение  продолжительности  роли учителя и учащихся  _   30  :   70

Кроме того, речь учителя на АЯ полезна с разных точек зрения. Учащиеся слышат АЯ в реальной коммуникативной ситуации - получая необходимую информацию. Они не только слышат, но и видят учителя, что облегчает восприятие и понимание. Хорошая речь учителя является образцом для подражания.

  • Следует  регулярно  проводить  работу  в парах  или  группах, чтобы достичь  оптимальной продолжительности речи учителя и учащихся.  

Коммуникативно – ориентированное  обучение  грамматике:

  • Введение  нового грамматического  материала  на основе ранее  изученной лексики.
  • Закрепление  грамматического  материала  в  упражнениях
  • Контроль  понимания  изученного материала
  •  Повторение изученного материала

Развитие  коммуникативных  умений:

При реальном общении различные коммуникативные умения обычно неразделимы. Например, для ведения разговора требуются сформированные умения и аудирования и говорения. При заполнении бланков необходимо читать и писать. Это так называемые “интегративные, или комплексные умения”. На уроке развиваются различные коммуникативные умения, так как в жизни они объединены. Аудирование часто ведет к говорению, например, когда учитель задает вопросы на понимание и просит учащихся ответить. Введение нового языкового материала и работа над ним также включает умения аудирования и говорения, а в случае, когда при ознакомлении используется учебник, - также умения чтения.

Четыре вида коммуникативных умений обычно подразделяются на две основные группы:

  • рецептивные умения - аудирование и чтение;
  • продуктивные умения - говорение и письмо.

Аудирование

Когда учитель говорит на АЯ, у учащихся формируются умения аудирования. Поэтому следует как можно больше говорить по-английски на уроке. Кроме того, надо дать учащимся возможность слушать друг друга. Это поможет более слабым учащимся выучить материал, а сильные ученики смогут исправить ошибки других (про себя или вслух).

Каким образом  учитель должен готовить учащихся к аудированию?  Подготовка зависит от типа задания. Если цель - понять как можно больше (интенсивное аудирование), например, при введении нового языкового материала, то внимание учащихся сосредоточено на каждом слове учителя. В этом случае может понадобиться повторить и объяснить материал несколько раз. В случае, когда учитель читает вслух рассказ или дает прослушать его запись, учащимся не обязательно понимать каждое слово. Важно понять общий смысл  услышанного или определенную информацию, о чем учитель должен предупредить до начала прослушивания. Такое аудирование называется экстенсивным.

Тексты для аудирования включают диалоги, песни, рифмовки, рассказы, интервью и аутентичные материалы. Чтобы развить необходимые умения, в учебниках соблюдается определенная последовательность работы:

  • предтекстовые задания,
  • собственно аудирование
  • задания после прослушивания.

Чтение

Многое из того, что говорилось выше об аудировании, справедливо и для другого рецептивного умения - чтения. Чтение также может быть интенсивным (на понимание как можно большего количества сведений) и экстенсивным (на понимание главной мысли текста или определенной информации). Задания на развитие умений чтения подразделяются на предтекстовые, выполняемые во время чтения и после текстовые.

Несколько слов об экстенсивном чтении. Следует предоставить учащимся достаточно текстового материала и поощрять их стремление читать на АЯ. Как уже говорилось выше, существует большое число книг для домашнего чтения, адаптированных по степени сложности языкового материала и количеству слов. Тексты различны по тематике и жанрам и адаптированы для учащихся разного возраста. Было бы хорошо иметь в каждом классе библиотечку книг для домашнего чтения, чтобы учащиеся могли самостоятельно выбрать понравившееся наименование. Для учителя имеются дополнительные пособия с вопросами для проверки понимания и методическое руководство с указаниями, как последовательно обучать экстенсивному чтению.

Контроль понимания устных и письменных текстов

После того, как учащиеся прослушали или прочитали текст, учитель должен удостовериться, что они поняли его смысл. Современные УМК предлагают широкий выбор интересных заданий на проверку понимания.

    Множественный выбор (Multiple choice)

Учащиеся должны ответить на вопрос. Они выбирают из нескольких вариантов ответа, только один из которых является правильным.

    Верно или неверно утверждение?  (True/false)

Дано несколько утверждений по поводу текста. Учащиеся должны отобрать верные и неверные, а    последние - исправить.

Дополнение недостающей информации (Gap-fill)

Учащиеся должны дополнить предложения, заполнив оставленные промежутки словами и выражениями из текста.

Письмо

Программа в области письма охватывает следующие аспекты письменной речи: почерк, орфография, пунктуация, синтаксис и стиль.

Как и в случае обучения чтению, сначала ставится задача научить распознавать и писать буквы латинского алфавита. Важно использовать  прописи, в которых учащиеся последовательно учатся писать буквы и цифры, одновременно выполняя задания на различение буквы и звука.

После изучения букв алфавита учащиеся регулярно отрабатывают их написание уже на уровне предложений. Существуют также специальные упражнения на развитие умений письма. Письмо и говорение взаимосвязаны, поэтому некоторые задания включают два этапа. Сначала учащиеся устно планируют, собирают и располагают определенным образом информацию. Затем в соответствии с планом они выполняют письменное задание. Для помощи учащимся даются модели, которые должны быть сначала отработаны под руководством учителя.

Существуют  и более творческие задания, включающие проектную работу. По мере дальнейшего развития умений письма учащиеся уже могут писать на АЯ различные типы текстов. Так, для продвинутого этапа обучения  есть такие типы письменных работ, как диалог, отчет, выражение своего мнения, рекомендация, описание места, письмо-запрос, ведение дневника, рекламное объявление, эссе (короткое сочинение на свободную тему), рассказ и газетная статья.

Введение новой лексики

Учитель должен как можно быстрее вводить и закреплять основную лексику, данную в УМК. В процессе изучения языка учащиеся встретят гораздо больше слов, чем им необходимо для общения или чем они могут запомнить. В ряде УМК лексика подразделяется на активную и пассивную (активный и пассивный словарь). Активный словарь - это базовый набор лексических единиц, которые учащиеся должны знать и уметь воспроизводить в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письме). Пассивный словарь - это лексика, которые учащиеся должны понимать в ходе рецепции (при аудировании и чтении), но не всегда использовать в речи на данном этапе обучения.

Заключение

Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (т.е. грамматику, лексику и произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка

Рассмотрены воросы проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка...

Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка

Рассмотрены воросы проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка...

Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.

Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном  обучении иностранному языку....

Открытый урок с применением технологии личностно-ориентированного обучения

технологическая карта урока по теме "Принципы кредитования"...

Открытый урок с применением технологии личностно-ориентированного обучения

Технологическая карта урока по теме "особенности розничного кредитования"...

План урока с применением технологии личностно-ориентированного обучения по профессиональному модулю ПМ. 01. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению

План урока с использованием кластеров во время дистационного обучения по МДК.01.01 Лесоразведение и воспроизводство лесов по теме: "Организация лесных питомников"...

«Применение элементов технологии практико-ориентированного обучения на уроках биологии в 6 классе, используя материал учебника и ресурсы Интернет»

laquo;Применение элементов технологии практико-ориентированного обучения на уроках биологии в 6 классе, используя материал учебника и ресурсы Интернет» Добрый день, уважаемые участники онл...