Урок мужества
классный час

Растить патриотов в наше время непросто. Среди наиболее действенных средств подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания ее в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают уроки мужества. Использование новых информационных технологий в ходе проведения мероприятия позволило мне вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_dekabrya_urok_muzhestva.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  мужества:

«Место подвигу в наше время»

Липецкая область

Долгоруковский район

с. Большая Боевка

МБОУ ООШ с. Большая Боевка

                                             Учитель иностранных языков: Лужных Анастасия Анатольевна

                                                               

2020

Цель:

  • приобщать учащихся к историческому прошлому нашей страны,
  • познакомить с историей праздника;
  • воспитать чувство гордости за историю своей страны, уважения к людям,
  • совершивших героический поступок.

Задачи:

  • суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;
  • формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме, патриотизме;
  • вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Ход урока «Урок Мужества»

“Надо жить во имя жизни,

за живущих жизнь отдать”.

Ш.Руставели

В календаре России есть праздник - памятный день – День Героя Отечества.

- А откуда эта дата – 9 декабря, как вообще назначается праздничная дата?

Определить помогла наиболее ранняя дата российской истории.

9 декабря по новому календарю, а по старому- 26 ноября - с этой датой связано очень много в истории событий. В этот день Святой Георгий Победоносец, всегда почитаемый на Руси как покровитель русского воинства, победил того самого змия. Именно 26 ноября в 1036 г. Ярослав Мудрый в честь окончательной победы над печенегами повелел по всей Руси в этот день “творити праздник” в честь святого Георгия.

В 1769 г. 26 ноября Екатерина II учредила военный орден Святого Георгия, который стал высшей военной наградой в Российской империи. С этого времени и до 1914 г. 26 ноября праздновался как День георгиевских кавалеров, а с начала Первой мировой войны и опять до революции – уже как День Героев.

Полное название ордена – Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия

Девиз ордена: «За службу и Храбрость»

Орден состоит из знаков: золотого креста, ленты и четырёхконечной звезды.

Орден Святого Георгия имел 4 степени отличия, из которых первая была наивысшей. Известно, что кавалерами всех четырех степеней стали 4 человека, среди которых великие русские полководцы М. И. Кутузов и М. Б. Барклай-де-Толли.

Екатерина II Великая удостоила и себя этой награды в честь учреждения ордена .

Первыми звания Героя Советского Союза 20 апреля 1934 года были удостоены семь летчиков (Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Сигизмунд Леваневский, Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев), спасших с льдины в Чукотском море членов арктической экспедиции и экипаж ледокола «Челюскин».

В Советском Союзе это звание было присвоено почти тринадцати тысячам человек. 154 человека стали дважды героями, три – трижды и два – четырежды. Большая часть орденов была присвоена во время и после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Главная награда современной России – звание Герой Российской  Федерации – было установлено Законом РФ от 20 марта 1992 года. Этим же Законом был учрежден знак особого отличия медаль «Золотая Звезда».

Когда праздник становится народным, он имеет свои традиции, свои ритуалы. А каким станет День Героев Отечества?

- Если вновь обратиться к историческим традициям, в XIX веке, например, день 26 ноября отмечался торжественным выходом императора в Зимнем дворце, который принимал парад георгиевских кавалеров. Потом следовал обед, устраиваемый для них во дворце, - как символ единения главы государства с Героями Отечества, как знак признательности России за совершенные ими ради нее подвиги. В церквях проходили торжественные молебны. В газетах рассказывались истории о подвигах тех, кого страна чествует в этот день. У XXI века, конечно, могут быть другие ритуалы. Главное, чтобы вся атмосфера праздника вызвала у взрослых чувство национальной гордости, а у наших мальчишек – мечту стать героем своей страны.

Но кто такой герой?

Давайте попытаемся поразмышлять о том:

1. Кто такой герой?

2. Можно ли сейчас в XXI веке стать героем?

3. Какой человек может совершить подвиг?

- Давайте попробуем дать определение слову герой?

(слушаем высказывания учеников, и на экране появляется слайд)

- Если обратимся к толковому словарю:

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

(обратите внимание на взаимосвязь слов - герой, подвиг)

- А как вы объясните значение слова подвиг?

Подвиг - это самоотверженно героический поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли войны нашей стране и нашему народу.

Люди жертвуют  жизнью ради защиты своей Родины.

Учитель: Но герои есть и в нашей районе. Нельзя обойти вниманием подвиг в годы ВОВ наших земляков.(Ученики встают по очереди и называют героев своего края)

В одном из залов школьного музея центральное место отводится жителям села Б. Боевка, которые отдали свою жизнь ради Победы – 291 человек, а также и тем, кто вернулся с войны, с честью выполнив свой ратный долг – 86 человек. Здесь представлена экспозиция «Служили два товарища», в которой прослеживается боевой путь 215-й стрелковой дивизии, где служили Боев М.Я. и 65-го ГвардейскогоМиномётного полка – Боев Н.С. Микромемориал, посвящённый учителям, сражавшимся на фронтах войны, женщинам в солдатских шинелях, председателю колхоза «Красная Заря» Горностаеву И.Ф, заживо сожженному немцами в 1941 году за содействие Советской разведке.

- Поступок имеет большое значение в жизни человека, он может в какой то мере определить человека в целом: его отношение к окружающим людям, к друзьям, самому себе.

- Давайте вместе подумаем над тем, что же такое поступок? (ответы учеников)

- А как вы думаете, действия и поступки одно и тоже, или разное? (разное)

Действия и поступки – разные вещи. Действия происходят постоянно, а иногда даже мы их не замечаем. А поступок – это как решающий шаг, это своеобразный выбор, который человек делает наедине с собой. Такой шаг бывает разным по своему значению, он всегда характеризует человека, говорит о его качествах характера. Не зря народная мудрость гласит: “Завтрашний характер в сегодняшнем поступке”. И хотелось бы, чтобы вы, ребята, приняли близко к сердцу, что именно в каждом сегодняшнем поступке, вашем сознательном выборе решения, как поступить – закладывается завтрашний характер, а значит частичка героического самоотверженного поступка. Но совершить любой поступок, а тем более подвиг непросто, нужна воля, упорство человека, совесть.

- Давай те послушаем о героических поступках, которые совершили люди, обладающие такими чертами.

https://youtu.be/6SiuJ4KqkPI?t=175

- Эти люди совершили поступки, подвиги, стали героями.

- Вот и пришло время к рассуждению о том, кого можно назвать героем?

- Как вы считаете?

- А Юлиус Фучик считает, что “Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества”.

- Я думаю и вы согласны с его словами. Ведь героями не рождаются. В повседневной работе, в борьбе за достижение поставленной цели, в каждой большой и маленькой победе над своими привычками, природой рождаются качества, без которых не может быть настоящего героизма. Именно в преодолении трудностей рождаются мужество, куётся характер. Но настоящее мужество, героизм не могут быть самоцелью, и люди, совершающие подвиг, вовсе не думают о себе.

Почти каждый день страна рождает героев. Все они совершенно разных профессий, это простые рабочие и творческие специалисты. Жизнь показала, что истинными героями подчас становятся представители мирных профессий.

- Все, о ком вспомнили сегодня мы, и другие люди совершили подвиги в разное время. Все они не задумывались над тем, как будут переносить трудности. Все они хотели жить и хотят жить светло и радостно. И не случайно эпиграфом нашего урока я взяла слова: “Надо жить во имя жизни, за живущих жизнь отдать”

- И вот после всего сказанного я хотела бы услышать мнение о месте подвига в наше время (мнения ребят)

- Да, есть в наше время, в XXI веке, в жизни человека, молодежи, место подвигу, героическим самоотверженным поступкам

“...когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам”. М.Горький

- И в заключение урока, подводя итог сказанному, необходимо понять, раз есть место подвигу в жизни человека, значит были, есть и будут герои, а значит не случайно отмечается – День Героя Отечества. В России учреждено почетное звание - Герой Российской Федерации - высшее почетное звание в Российской Федерации, знак особого отличия; присваивается за услуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.

Учитель: /организует с учащимся дискуссию/

- Ребята, вам знакомы такие понятия как милосердие, долг, честь, совесть?

- Как вы понимаете слова – «В жизни всегда есть место подвигу»?

- А смогли бы вы прийти на помощь человеку, попавшему в беду?

- Ребята, какое сердце мы называем горячим?/ Правильно! Сердце, открытое, доброе, любящее, готовое прийти на помощь людям/.

Я хочу вам всем пожелать, чтобы у вас в груди билось настоящее горячее сердце, чтобы вы всегда спешили на помощь людям, не оставались равнодушными к чужой беде.

Учитель: /подводит итоги мероприятия/

Сегодня в нашем образовательном учреждении прошёл единый  Урок Мужества.

Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с ленью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества

Данное мероприятие посвящено биографии Белова Г.А., воина-интернационалиста. Развивает творческие способности обучающихся, воспитывает интерес к героическому прошлому страны. Содержит презентацию....

Урок мужества, посвященный Дню героев Отечества "Перекличка героев"

9 ноября в России отмечается День героев Отечества. Данное мероприятие посвящается этому событию....

Урок Мужества. Этот День Победы. Презентация к уроку

Внеклассное мероприятие (тематический классный час). Урок мужества: Этот День Победы.... Презентация к уроку. Мероприятие направлено на формирование и развитие знаний о Великой Отечественной  и В...

Урок Мужества. Этот День Победы. Презентация к уроку

Внеклассное мероприятие (тематический классный час). Урок мужества: Этот День Победы.... Презентация к уроку. Мероприятие направлено на формирование и развитие знаний о Великой Отечественной  и В...

Урок МУЖЕСТВА 1812 год

Отечественная война  1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту напад...

Урок мужества «Равнение на подвиг. Битва на Курской дуге»

Внеклассное мероприятие - Урок мужества "Равнение на подвиг. Битва на Курской дуге" для обучающихся 7-9 классов посвящено 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Урок мужества "Великая Победа"

Цель - воспитание любви к Родине, ее защитникам....