МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа На тему: «ПОГОВОРИМ О ТОЛЕРАНТНОСТИ»
классный час

Нижегородов Роман Владимирович

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства - своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости.

Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность - ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_pogovorim_o_tolerantnosti.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Усманский промышленно – технологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

классного часа

На тему:

«ПОГОВОРИМ О ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Усмань,2019 г.

Утверждаю

Зам. директора по ВР

__________ Кочетова О.В.

«__» ____________2019 г.

Организация разработчик: ГОБПОУ «Усманский промышленно- технологический колледж»

Разработчик:

Нижегородов Роман Владимирович, классный руководитель.

«РАССМОТРЕНА»

на заседании ЦМК строительных

и землеустроительных дисциплин

Протокол № 2 от «23» октября 2019 г.

Председатель  ____________ Нижегородов Р.В.


СОДЕРЖАНИЕ

стр

Введение

4

  1. Классный час. Тема: «Поговорим о толерантности»

5

  1. Методика проведения классного часа

6

  1. Сценарий проведения внеклассного мероприятия

7

Заключение

14


Введение

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства - своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости.

Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность - ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Задача преподавателя - отобрать из массы впечатлений, получаемых студентом, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.


Классный час

Тему: «Поговорим о толерантности»

Цели внеклассного мероприятия: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Образовательная:

  1.  помочь студентам понять, почему так важно уважать окружающих;
  2.  объяснить студентам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём;
  3. формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Развивающая:

  1.  развивать речь, обогащать словарный запас студентов.
  2.  развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение студентов к себе, друзьям, одногруппникам, желание и умение прощать.

Вид занятия: - «классный час»

Место проведения: - кабинет № 22

Время проведения: - 1 академический час

Оборудование и материалы: - экран, мультимедийный проектор, персональный компьютер.


2. Методика проведения

  1. Организационная часть - включает: подготовку аудитории, проверку готовности участников к проведению классного часа.
  2. Вступительная часть – классный руководитель знакомит студентов с темой, целью, задачами классного часа, создает определенную атмосферу и настрой аудитории.
  3. Основная часть – в основной части студенты и классный руководитель в своих выступлениях знакомят аудиторию с основными вопросами темы мероприятия.
  4. Заключительная часть – итоги внеклассного мероприятия подводят студенты и классный руководитель.

Сценарий проведения внеклассного мероприятия

Ход мероприятия:

Классный руководитель: 

Сохранение единства многонационального народа России сегодня – является одной из главных задач государственной политики.

С 2005 года в нашей стране отмечается праздник «День народного единства», хотя история его уходит в прошлые века.

Несокрушимая сила Единства и Патриотизма стала непобедимым оружием, позволившим нашим предкам отстоять независимость Родины и заложить основу для её возрождения и становления как мощного и сплоченного государства.

День народного единства - это не только призыв отдать дань героизму предшествующих поколений. Это возможность напомнить нам всем о наших общих корнях, сказать друг другу: «Мы сильны, когда мы вместе!». В полной мере осознать, что единство народов во все времена было и остаётся главной национальной идеей России, залогом её достойного будущего.

4 ноября - праздник взаимопомощи и единения. Этот день связан с событиями 1612 года - подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. 4 ноября 1612 года ополченцы Кузьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. И победили! Победить врага можно было только, объединив народ России.

Сегодня особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. Термин «толерантность» определяется от латинского tolerantia - терпение (снисходительность к чему-либо).

Основой толерантности является признание права на отличие. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

Толерантное отношение к другому - это путь удивительных открытий для самого себя. Путь подлинного духовного роста.

Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире друг с другом.

В Гимне России есть такие слова: «Славься, Отечество наше свободное – братских народов союз вековой». Нам нужно как зеницу ока беречь братство и дружбу наших народов. Говорят, друг познается в беде. И когда где-то в нашей стране случается беда: наводнение в Крымске, или же разбушевавшаяся стихия на Дальнем Востоке все помочь, совсем не задумываясь, какой национальности человек, которому мы помогаем.

Все это – яркое проявление глубокого единства народов нашей многонациональной страны, их готовности незамедлительно протянуть друг другу руку братства и помощи.

Дом крепок дружбой людей, в нем живущих. Идейное родство, общность целей – основа этой дружбы. Мир для всех народов.

Студент 1:

(Чтение стихотворения В. Степанов «Российская семья»)

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина - Россия

У нас у всех одна!

Классный руководитель: 

- Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны?

Ответы студентов (Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду).

- Какие национальности, проживающие в России, вы знаете?

Ответы студентов (татары, русские, казахи, чеченцы, чуваши, мордва, ненцы, чукчи и др.)

- А как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране?

Ответы студентов (да)

А знаете ли вы пословицы о дружбе? ( на слайд вывести пословицы)

Ответы студентов (Старый друг лучше новых двух. Нет друга, так ищи, а нашёл - береги. Дружба - великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друг за друга держаться - ничего не бояться.)

- Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба - это великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг другу, не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить?

А если вдруг поссоритесь? Что сделаете?

- Молодцы. А вы знаете, что длится дружба всех народов России уже много столетий. Хотите узнать, почему народы России так крепки и едины?

Просмотр видеоролика «О единстве России».

Студент 2:

(Чтение стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства»)

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Классный руководитель: 

В нашем учебном заведении, как и везде, есть маленькие, большие, худые и полные, инвалиды, девочки и мальчики - все разные. Почему мы иногда отвергаем тех, кто в чем-то от нас отличается? Конечно, мы не обязаны всех любить. Однако все люди, даже если они бедные, больные или старые, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к роду человеческому, и каждый из нас неповторим и значим.

- Что значит быть толерантным? На этот вопрос ответит нам студент…

Студент 3:

Толерантность в обобщающем варианте:

- сотрудничество, дух партнёрства;

- готовность мириться с чужим мнением;

- уважение человеческого достоинства;

- принятие другого таким, какой он есть;

- способность поставить себя на место другого;

- уважение права быть другим;

- признание многообразия;

- признание равенства других;

- терпимость чужим мнениям, верованиям и поведению;

- отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.

Черты толерантной личности:

- расположение к другим;

- снисходительность;

- терпение;

- чувство юмора;

- чуткость;

- доверие;

- альтруизм;

- терпимость к различиям;

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не обсуждать других;

- гуманизм;

- умение слушать и слышать;

- способность к сопереживанию.

Правила толерантного общения:

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

А теперь ребята давайте посмотрим видеоролик, что такое толерантность, когда и зачем оно возникло?

Просмотр видеоролика «Толерантность».

Студент 4:

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу – это все земное,

То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы.

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды,

Опасаться что тебя обидят

Люди цвета крови не твоей,

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас, белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая,

Толерантность – слово для живых.

Просмотр видеоролика «Мы все такие разные».

Классный руководитель: 

Ребята, как вы думаете, можно ли определить музыку какого народа звучит? (звучат 3-4 мелодии, по звучанию студенты узнают народ, в чьей культуре эта мелодия)

- русская плясовая

- украинский Гопак

- Лезгинка

- «Бурановские бабушки» - удмуртская

- Это говорит том, что культуры наших народов имеют много общего.

Я предлагаю вам игру, которая называется «Волшебная рука». Ваша задача обвести контур вашей руки на листе бумаги и на пальцах написать ваши хорошие качества, а на ладони то, что вам хотелось бы изменить в себе. (После вывесить свои листы на доску).

Просмотр видеоролика «Не дождетесь».

Заключительное слово классного руководителя:

В конце нашего классного часа, мне хочется сказать вам следующее, что группа - это маленькое сообщество и чтобы в этом сообществе всегда царил мир доброта, радость, уважение, взаимопонимание. Живите дружно, помогайте друг другу.


Заключение

Данное внеклассное мероприятие посвященное празднованию Дня народного единства, в разработке затронуты вопросы о толерантности российских граждан, о русском мире, патриотизме и т.д.

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Поговорим о толерантности» способствует расширению кругозора у студентов в историческом и правовом аспекте, показывает большую роль толерантсности народов России в единстве и вере в свою страну, воспитывает патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Призывает студентов жить дружно, уважать друг друга, помогать друг другу и быть толерантными по отношению к другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа, тема: "Правда и мифы о курении"

Настоящее положение разработано в помощь кураторам учебных групп для планирования и проведения мероприятий, приуроченных Международному дню отказа от курения в последний четверг ноября. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ТЕМА «ПРЕДМЕТ ПОВЫШННОЙ ОПАСНОСТИ – ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ (ПЕРОЧИННЫЕ НОЖИ, КУХОННЫЕ НОЖИ, ЭЛЕКТРОШОКЕРЫ И Т.П.)

Познакомится, какие посторонние предметы могут причинить вред здоровью участников образовательной деятельности.Ознакомить студентов с отдельными пунктами ПРАВИЛ внутреннего распорядка обучающихся ГАПО...

Методическая разработка классного часа на тему: "Поговорим об алкоголе"

Вред алкоголя для организма человека. Поведение подростков в компании сверстников....

Методическая разработка классного часа Тема «Диагностика буллинга на раннем этапе развития и методы его коррекции»

В современном обществе подростки все чаще сталкиваются с проблемой жестокости и не всегда знают, как вести себя в таких ситуациях, к кому обращаться и как избежать негативных последствий травли. Поэто...

Методическая разработка классного часа Тема «Толерантность - путь к миру и взаимопониманию»

Сейчас тема межнациональной терпимости, дружбы народов, добрососедства и взаимного уважения очень актуальна.  Наша страна встала на защиту двух соседних республик, нуждающихся в защите своего нас...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...

Методическая разработка классного часа Тема: "Вредные привычки"

Методическая разработка: «Вредные привычки» предназначена для организации классного часа, направленного на формирование общей культуры здоровья и ведения здорового образа жизни среди обуча...