ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
учебно-методический материал

В процессе освоения программы предмета «физическая культура» необходима сознательная и актив­ная деятельность самих учащихся. Успешность данного процесса отмечается только тогда, когда в процессе участвуют как обучающие, так и обучаемые, где преподаватель прила­гает усилия, чтобы научить, а занимающиеся стремятся научиться, овладеть новыми, теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, новыми двигательными действиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Учебные вопросы:

  1. Основные аспекты  понятия «физическая культура».
  2. Некоторые смежные и частично совпадающие понятия.
  3. Формы и функции физической культуры.
  4. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

                               РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Боксер О.Я., Димова А.Л. Психорегулирующие оздоровительные технологии и тренажеры в физической культуре. - М.-Шуя: ШГПУ, «Весть», 2002.
  2. Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 №80 - ФЗ // Российская газета. - 1999. - 6 мая.
  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. - 3-е изд. - СПб.: Лань, 2003.
  4. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие / В.Ю. Волков, Ю.С. Ланев, В.П. Петленко и др. Под общ. ред. Д.Н. Давиденко; СПбГТУ, БПА. -  СПб., 2001.
  5. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения / Сост. В.И. Ильинич, Ю.И. Кислицын. - М.: Министерство образования Российской Федерации. - М., 2000.
  6. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001.
  7. Физическая культура и здоровье: Учебник / Под ред. В.В. Пономаревой. — М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001.
  8. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000.
  9. Физическая подготовка: Учебное пособие / Под ред. В.С. Кшевина. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

ВВЕДЕНИЕ

В учебных планах высших учебных заведений России физическая культура - обязательный предмет. Он отличается от ряда других дисциплин спецификой задач, средств и форм организации учебных занятий. В процессе физической культуры требуется не только усваивать разнообразные сведения, но и овладевать новыми практическими умениями, совершенствовать ранее приобретенные двигательные навыки. При этом в процессе физ. культуры недостаточно услышать - увидеть - понять - запомнить. В данном случае необходимо действовать физически, многократно и настойчиво выполнять специальные двигательные задания. При этом очень важно осознать, что овладение новыми умениями и навыками, их совершенствование идет успешнее тогда, когда базируется на хорошо усвоенных теоретических знаниях об основах техники движений, о физиологических закономерностях развития и деятельности человеческого организма, о содержании и методах обучения, о правилах спортивных соревнований и др.

В процессе освоения программы предмета «физическая культура» необходима сознательная и активная деятельность самих учащихся. Успешность данного процесса отмечается только тогда, когда в процессе участвуют как обучающие, так и обучаемые, где преподаватель прилагает усилия, чтобы научить, а занимающиеся стремятся научиться, овладеть новыми, теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, новыми двигательными действиями.

В данной лекции мы рассмотрим, что же такое физическая культура, ее формы и функции, место и роль в современном обществе.

  1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».

«Физическая культура», равно как и термин «культура» (латинское слово CULTURA), связывается с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «развитие» и т.п.

В современной специальной литературе культурой называют как определенные виды деятельности человека (общества), так и ее средства и методы, созданные в обществе, а так же ее результаты, представляющие ценность для личности и общества.

При объяснении общего понятия «культура» его обычно сопоставляют с понятием «природа». К природе относится все, что существует по естественным законам, не зависящим от человека, и не является результатом его деятельности. К явлениям культуры принадлежат способы и результаты преобразовательной деятельности человека (общества), т.е. деятельности, направленной на преобразование природы для удовлетворения человеческих потребностей. В процессе развития культуры ее составляющими стали и такие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком самого себя, к этому относится физическая культура.

Физическая культура воздействует не на предметы внешней природы, а на жизненно важные качества, возможности и способности человека, которые получены в виде задатков от природы, передаются по наследству и развиваются в течение всей жизни поколений под влиянием условий жизни, деятельности и воспитания.

Так же, как и культуру общества в целом, физическую культуру можно рассматривать с разных сторон, в различных аспектах. Для ее относительно полной характеристики необходимо иметь в виду три аспекта:

  1. Физическая культура как род деятельности. Это физические упражнения, которые позволяют наилучшим образом сформировать нужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.
  1. Физическая культура как совокупность предметных ценностей представлена материальными и духовными ценностями, созданными обществом в результате обеспечения необходимой эффективности физкультурной деятельности. Речь идет о широко распространенных в настоящее время видах гимнастики, спорта, активно-подвижных игр, о многочисленных разновидностях и комплексах физ. упражнений, вошедших в прикладные и другие разделы физической культуры. Большую ценность представляют и возникшие на основе физкультурной практики комплексные явления культуры: принципы, правила и методика использования физических упражнений; программно-нормативные основы и эстетические нормы, регулирующие поведение и межчеловеческие отношения в процессе физкультурной деятельности; спортивные и другие наглядно воспринимаемые достижения, к которым она приводит; организационные, материально-технические и другие условия, специально создаваемые для эффективного функционирования физической культуры в обществе (физкультурно-медицинское обеспечение, физкультурно-спортивная информация, произведения искусства, отображающие физическую культуру, спортивные сооружения, специальное оборудование, инвентарь и т.п.)
  2. Физическая культура как результат деятельности характеризуется совокупностью полезных результатов ее использования и культивирования предметных ценностей в обществе. Ими являются: физическая подготовленность, приобретаемая в результате физкультурной деятельности, достигнутые на ее основе степень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уровень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие, полезные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре. Физическая культура существует не только в форме деятельности как нечто внешнее по отношению к человеку, но и в качестве внутреннего его достояния, воплощенного в его умениях, навыках, способностях (персонифицированная форма).

РЕЗЮМЕ. Физическая культура - органичная часть культуры общества и личности. Основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. Вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. Физическая культура является одним из эффективных средств всестороннего и гармоничного развития личности.

                   

  1. НЕКОТОРЫЕ СМЕЖНЫЕ И ЧАСТИЧНО СОВПАДАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ.

С категорией  «физическая культура» тесно связаны такие понятия, как «физкультурное движение», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «спорт» и некоторые другие.

Физкультурное движение - социальное течение, в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры. Прогресс физической культуры не возможен без взаимодействия людей, объединенных стремлением к ее развитию. Формой такого взаимодействия и является физкультурное движение. В современном мире оно стало одним из наиболее широких общественных течений.          Физическое воспитание. Это понятие входит в общее понятие «воспитание» в его широком смысле этого слова. Физическое воспитание - это педагогический процесс со всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога - специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с педагогическими принципами). Это процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. Соответственно этому в физическом воспитании различают две специфические стороны:                                                

I.Обучение движениям (двигательным действиям);                      

II.Воспитание физических качеств (двигательных способностей и лежащих в их основе природных свойств организма).

Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование - системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Суть второй стороны физического воспитания состоит в целесообразном воздействии на физические качества, обеспечивающем направленное развитие двигательных способностей (силовых, скоростных, координационных, выносливости и т.д.).

Таким образом, физическое воспитание есть такой вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям и воспитание (управление развитием) физических качеств человека.

Зачастую в одном ряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка». Эти термины имеют аналогичный смысл, но термином «физическая подготовка» пользуются преимущественно тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей конкретной физической подготовленности. Физическая подготовленность - результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности и в сформированных прикладных двигательных умениях и навыках.

Возвращаясь к соотношению понятий «физическое воспитание» и «физическая культура», нетрудно сделать вывод об их глубоком взаимопроникновении. Однако было бы неправомерным полностью отождествлять их или рассматривать одно лишь как часть другого. Физическая культура может рассматриваться как средство и фактор физического воспитания, но этим не исчерпывается ее суть. По отношению же к физической культуре физическое воспитание, как говорилось, представляет собой одну из основных форм ее направленного функционирования в обществе. Социальная практика физического воспитания предстает в этом отношении как бы каналом, по которому идет целенаправленная передача ценностей физической культуры от старших поколений к младшим. Это и один из путей приумножение культурных ценностей, поскольку новые поколения не просто воспринимают достигнутый до них уровень культуры, но, поднявшись на него, идут дальше и выше.

Спорт. Термин «спорт» связывается в современном международном лексиконе с весьма неравнозначными понятиями. В английском и немецком языках он нередко распространяется на преобладающую часть физической культуры, а подчас чуть ли не на все ее компоненты. Столь широкое применение термина наряду с использованием его в гораздо более узком и определенном значении отнюдь не способствует четкости понятий и едва ли может быть оправдано в системе специальной терминологии, относящейся к физической культуре и спорту.

В специальной научной терминологии различают узкое и широкое значение спорта. В узком  смысле этого слова спортом называют собственно - соревновательную деятельность, которая сложилась преимущественно в сфере физической культуры в виде состязаний, направленных непосредственно на демонстрацию высоких достижений в самой этой деятельности, и специально приспособлена для объективного сравнения и оценки определенных человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользоваться ими).

Вместе с тем суть спорта в целом никогда не сводится лишь к достижению чисто соревновательных целей. Как деятельность, разносторонне воздействующая на самого человека, и как сфера многообразных межчеловеческих контактов, связанных с общесоциальными отношениями, спорт имеет и более глубокий смысл. В широком понимании спорт охватывает собственно - соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом. В своем жизненном воплощении  спорт - это и неуклонное стремление человека раздвинуть видимые границы своих возможностей, и целый мир эмоций, порождаемых  успехами и неудачами на этом пути, и одно из наиболее действенных средств воспитания и самовоспитания личности, и сложный комплекс межчеловеческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из самых видных международных движений, и многое другое. Не случайно спорт играет ведущую роль как в физической, так и в духовной культуре современного общества, и его социальная значимость неуклонно возрастает.

Резюме.  В изложенном понимании спорт - частичный синоним понятия «физическая культура». Физическая культура в определенном отношении шире спорта. Она включает в себя не только большую (преобладающую) часть спорта, но и ряд других, явно отличающихся от него компонентов (значительная часть школьной физической культуры, входящая в содержание общего физического образования; производственная физическая культура, включенная в систему научной организации труда; лечебная физическая культура; гигиеническая гимнастика и др.).

С другой стороны, спорт относится не только к физической культуре. И хотя большинство современных видов спорта входит в содержание физической культуры, давно существуют и становятся многочисленнее виды спорта, не имеющие ее специфических признаков, либо имеющие лишь весьма косвенное к ней отношение (шахматный и шашечный спорт, спортивное авиа-, авто- и судомоделирование и т.д.), - одним словом, все виды спорта, достижения в которых не определяются непосредственно физической активностью спортсмена.

Таким образом, соотношение физической культуры и спорта характеризуется большим, но далеко не полным совпадением. Отсюда справедливо широко распространенное выражение: «физкультура и спорт».  

  1. ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

         

Функции физической культуры. Под функциями физической культуры принято понимать объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. При выделении функций физической культуры определяющее значение придается следующим значениям:                                                                                                

1. В качестве признаков выделения (определения) тех или иных функций и форм физической культуры могут служить лишь свойства, объективно присущие ей в действительности и основанные на них объективные отношения к другим явлениям, сторонам и процессам действительности.

2. Специфическими функциями физической культуры правомерно считать лишь такие, в которых выражаются ее особенности, отсутствующие у других сторон культуры.

3. Функции физической культуры необходимо рассматривать в единстве с ее формами, ибо функция и форма не существуют независимо друг от друга, а постоянно определенным образом взаимообусловливают  друг друга.

4. При характеристике функций физической культуры важно исходить из того, что ее формирование и развитие зависят от общей системы социальных отношений, структуры образа жизни и особенностей тех сфер жизнедеятельности человека и общества, в которые она органически включена.

5. Физическая культура в процессе исторического развития закономерно изменяется в зависимости от изменения коренных условий жизни общества. Вместе с тем между различными ступенями (этапами) ее развития существует закономерная преемственность.

Опираясь на эти положения и руководствуясь общими принципами философской и общенаучной методологии, рассмотрим функции и формы физической культуры в современном обществе.

Специфические функции физической культуры. Под специфическими функциями физической культуры правомерно понимать лишь те ее функциональные свойства, которые присущи в полной мере только ей, как особой стороне культуры. Ни одна другая сторона культуры не в состоянии заменить физическую культуру в ее специфических функциях.

Специфические функции физической культуры в целом заключаются в ее свойствах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни.

В качестве специфических функций физической культуры в зависимости от ее компонентов, видов и разновидностей можно выделить следующие:

  • специфические образовательные функции, которые наиболее выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний;
  • специфические прикладные функции, которые выражены при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности (профессионально - прикладная физическая подготовка);
  • специфические «спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека;
  • специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены при использовании физической культуры в сфере организации содержательного досуга или в системе специальных восстановительных мер, где она применяется как фактор противодействия утомлению и одновременно удовлетворения эмоциональных запросов или восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.            

На практике реализация всех этих функций объективно связана с воздействием не только на физические, но и на психические личностные качества человека. Специфические функции физической культуры поэтому практически неотделимы от ее общекультурных функций.

Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные функции физической культуры. На основе органических связей физ. культуры с другими сторонами культуры в ее сфере реализуется ряд таких общекультурных функций, как коммуникативная, информационно-трансляционная, нормативная и эстетическая.

Физическая культура занимает все расширяющееся место в системе непосредственных межчеловеческих контактов, включая интернациональные связи. Общение на основе физкультурной деятельности стало одной из самых распространенных форм межличностных, межколлективных и международных контактов, охвативших многие миллионы людей.

Информационно-трансляционная функция физической культуры связана с ее ценностным содержанием, т. к. физическая культура служит носителем информации, полезной для человечества, и передатчиком ее от поколения к поколению. Ценности, накапливаемые в сфере физической культуры, несут информацию о достижении человека в совершенствовании своих собственных  качеств. Вместе с этим здесь накапливаются и получают развитие другие социальные ценности, включая и научные. Физкультурная информация составляет быстро возрастающую часть содержания радио- и теле- передач, газетных сообщений и других каналов массовой информации.

Одна из общекультурных функций физической культуры - нормативная - состоит в том, что в процессе физкультурной практики и в связи с ней вырабатываются, конкретизируются и закрепляются определенные нормы, имеющие оценочное и регулирующее значение. К ним относятся нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила нормирования физических нагрузок и т.п. Такие нормы являются эталонами для оценки достигнутого уровня физической дееспособности, эффективности усилий затраченных на пути к физическому совершенству, а также ориентирами на этом пути. К ним относятся разрядные нормативы «Единой Всероссийской спортивной классификации».

Эстетические функции физической культуры рассматриваются как производные от зрелищной привлекательности физкультурных, особенно спортивных явлений. Физическая культура стала одним из популярнейших зрелищ, но зрелищность не основа ее эстетической ценности. Эстетическую ценность имеют гармония телесного и духовного развития, совершенство движений, красота телосложения, благородное поведение в предельно напряженных ситуациях спортивного единоборства и многое другое, что дает приобщение к физической культуре. Поэтому неслучайно она получила широкое отображение в различных видах искусства и  приобрела ряд его признаков (особенно в сфере спорта).

Исходя из того, что структура физической культуры как многокомпонентного общественного явления социально обусловлена общей структурой образа жизни людей, аналитическое выделение самых крупных ее разделов логично вести применительно к особенностям тех сфер жизнедеятельности, в которых закономерно представлены ее основные компоненты. Соответственно в общей структуре физической культуры разделяется ряд крупных разделов, которые мы попытаемся охарактеризовать.

Базовая физическая культура. Эта фундаментальная  часть физической культуры, которая включена в систему образования - воспитания подрастающих поколений в качестве одной из основных школьных дисциплин. Основную форму базовой физической культуры называют «школьная физическая культура». Она является обязательным учебным предметом общеобразовательной школы и других учебно-воспитательных учреждений и направлена на то, чтобы заложить основы общего физического образования (сформировать широкий фонд жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных сними знаний), обеспечить разностороннее развитие физических и непосредственно связанных сними способностей, оптимизировать состояние здоровья, гарантировать базовый уровень общей физической подготовленности как фундаментальную предпосылку последующей жизнедеятельности и, в частности, «базу» спортивной специализации.

Важными элементами базовой физической культуры в ее школьных формах являются:

  •  аналитическая  «школа движений» как система элементарных гимнастических упражнений и способов их взаимосвязанного выполнения, с помощью которых формируют умение дифференцированно управлять отдельными движениями и развивают способность координировать их в различных сочетаниях;
  • система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования своих сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования с предметами (основные способы ходьбы, бега, плавания, перелезания, прыжки, метания, поднимание и переноска тяжестей и т.д.);
  • «школа» единоборства, против воздействия и взаимодействия в условиях сложных форм двигательной деятельности, включающих межличностные контакты (в спортиграх, спортивной борьбе).

Базовая физическая культура не ограничивается школьными формами. Ее направленность, содержание и способы использования изменяются в зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни.

Различают пролонгирующие разновидности базовой физической культуры (от пролонгировать - продлевать действие), на основе использования которых обеспечивается дальнейшее повышение уровня базовой физической подготовленности и возможно длительное сохранение достигнутой общей физической дееспособности, в том числе тогда, когда начинает сказываться влияние возрастной инволюции организма. Они широко представлены в системе секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке, общекондиционной тренировке или фитнесс-трейнингу различных контингентов населения. В состав базовой физической культуры входит частично и спорт, если спортивные занятия ориентированы преимущественно на достижение базовой физической подготовленности и оптимизируют общую физическую дееспособность, что характерно для массовой практики базового спорта.

  Спорт как компонент физической культуры. В сфере физической культуры встречаются различные определения понятия спорт. Например, спорт высших достижений ориентирован непосредственно на абсолютные параметры спортивных результатов, включая достижения международного, всечеловеческого масштаба. При фактическом воплощении такой установки спортивная деятельность становится во многом подобной предельно напряженному творческому труду. Она занимает в определенный период жизни спортсмена доминирующее положение в общем режиме его жизнедеятельности и требует особой его организации в соответствии с закономерностями достижениями высших спортивных результатов.

В отличие от этого базовый спорт обеспечивает достижения массового уровня. Он используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. Спортивные занятия при этом строятся в решающей зависимости от основной учебной или профессионально - трудовой деятельности. Затраты времени и сил на спорт лимитируются тем жестче, чем больше их требует основная деятельность. Этим сдерживается уровень спортивных достижений, хотя он может быть довольно высоким.

Профессионально - прикладная физическая культура. Она подразделяется на собственно профессионально-прикладную (производственную) и военно-прикладную. Особенности этих компонентов физической культуры определяются тем, что они включены в систему специальной подготовки человека к конкретной деятельности, являющейся основной или одной из основных на жизненном пути (как в случае срочной военной службы). Профессионально-прикладная физическая культура направлена на создание предпосылок для успешного освоения той или иной профессии, на оптимизацию профессиональной деятельности и ее воздействия на человека.

Процесс специально направленного использования физической культуры для формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и для развития профессионально важных способностей составляет профессионально-прикладную физическую подготовку.

Непосредственно в сфере туда, в зависимости от его характера, условий его производительности и особенностей его воздействия на человека, физическая культура приобретает специфические черты производственной физической культуры (вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, после рабочие реабилитационные упражнения и т.д.)

Профессионально-прикладная физическая культура тесно связана с базовой физической культурой. Их связь заключается в том, что профессионально- прикладная  физическая подготовка строится на базе предпосылок, создаваемых общей физической подготовкой, и в состав элементов производственной и военно-прикладной физической культуры входят соответственно преобразованные элементы базовой физической культуры и спорта (прикладные виды спорта).

Оздоровительно - реабилитационная физическая культура. Этот специфический раздел физической культуры выделился на основе специально направленного использования физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. В настоящее время в систему здравоохранения прочно вошла лечебная физическая культура (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие лечебно-восстановительные упражнения). К оздоровительно-реабилитационной физической культуре относятся, факторы восстановительной двигательной активности в системе мер спортивной реабилитации, которые входят в общую систему подготовки спортсменов. На производстве сложился специфический комплекс физкультурных оздоровительно-реабилитационных факторов (восстановительные упражнения после рабочего дня, направленные на устранение неблагоприятных последствий производственных нагрузок).

Значимость оздоровительно-реабилитационной физической культуры особенно возросла за последнее время в связи с обострившимися последствиями гиподинамии со стрессовыми факторами совершенных условий жизни, когда угрожающе велика доля взрослого населения, функциональное состояние организма которого находится на грани между нормой и патологией.

Фоновые виды физической культуры. Это так называемая гигиеническая физическая культура повседневно-бытового характера (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме рабочего дня, не связанные со значительными физическими нагрузками). Рекреативная физическая культура, которая представлена в режиме расширенного отдыха-развлечения (активный туризм и охота с не строго нормированными и нефорсированными физическими нагрузками). В этой связи фоновую физическую культуру правомерно рассматривать как компонент здорового образа жизни.

Данный обзор не дает исчерпывающей характеристики всех многообразных сторон физической культуры и ее отношений с другими сторонами культуры в целом. Приведенный материал характеризует физическую культуру как многогранное явление, неотделимое от культуры общества.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принят Государственной Думой 13 января 1999 года, одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года, подписан Президентом РФ 29 апреля 1999года и вступил в силу 6 мая 1999 года.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.

Цели и задачи Федерального закона:

1. Федеральный закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и  другими категориями населения.

2. Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и  спортом.

Согласно Федеральному закону государство организует, в первую очередь, базовый курс физического воспитания, который должен пройти каждый в основных звеньях системы образования (в дошкольных учреждениях, в общеобразовательной школе, в специальных учебных заведениях). На государственных началах обеспечивается и обязательная прикладная физическая подготовка (в учебных заведениях МВД РФ, армии и в других государственных учреждениях и организациях), а также использование физической культуры на производстве (производственная гимнастика в режиме туда), лечебной физической культуры (ЛФК в лечебных учреждениях, оздоровительно - восстановительные формы физической культуры в профилакториях и других государственных заведениях). Для организации физкультурных занятий по этой линии характерна особенно строгая регламентация в соответствии с официально санкционированной программой, графиком и расписанием занятий, а также гарантирование необходимого для них времени и других обеспечивающих условий на государственной основе. Официально предусмотрена и ответственность перед государством за выполнение программных норм и требований, ее несут как должностные лица (штатные преподаватели, инструкторы, руководители), так и все проходящие общий обязательный курс физического воспитания или прикладной физической подготовки (сдача практических нормативов, зачета и экзамена). Предметом заботы со стороны государства является совершенствование общей системы физического воспитания, которая призвана обеспечить такую степень физической подготовленности основных контингентов населения, какая необходима для успешного функционирования общественного производства и обороноспособности страны.

Физическая культура в Федеральном законе «О физической культуре и порте в Российской Федерации» представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Является составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. В соответствии с настоящим Федеральным законом руководители общеобразовательных учреждениях:                                                      

  • обеспечивают высокий уровень проведения в режиме учебного дня ежедневных учебных и внеучебных занятий, создают условия для того, чтобы каждый обучающийся научился плавать, мог выполнять установленные нормативы, изучил основы гигиены и поддерживал свой организм в хорошем состоянии;
  • проводят на основе нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье» многоразовые соревнования по циклам обучения, обеспечивают участие обучающихся в аналогичных ежегодных районных, городских, областных, краевых, республиканских соревнованиях;
  • по итогам учебного года каждому обучающемуся выставляется оценка его физической подготовленности, в выпускных курсах проводятся контрольные проверки.

Занятия по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведениях организуются и проводятся на протяжении всего периода обучения. Учебный материал Программы по физической культуре содержит следующие разделы: теоретический, практический и контрольный.

Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, общества и личности, умения их адаптивного использования для личности и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Практический раздел. Учебный материал направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на приобретение личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. В него входят отдельные виды легкой атлетики (бег на короткие и средние дистанции, кросс), плавание, спортивные игры (баскетбол, волейбол, мини-футбол по упрощенным правилам), лыжные гонки, профессионально-прикладная подготовка включающая раздел по самозащите без оружия, а также упражнения силовой направленности.

Контрольный раздел. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума, обязательных и дополнительных тестов.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических знаний и двигательных умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально- прикладной подготовленности студентов.

Согласно учебному плану БЮИ МВД России аттестация по дисциплине «Физическая культура» проводится в форме зачетов в 1-м; 2-м; 3-м; 4-м; 5-м; 6-м; 7-м; 8-м; 9-м семестрах...

К зачетам допускаются студенты, регулярно посещающие занятия и получившие необходимую подготовку. Зачетные требования включают в себя проверку знаний по теоретическому курсу, умений и навыков по практическим разделам и сдачу обязательных контрольных упражнений (тестов), установленных для соответствующих курсов обучения.

Резюме. Представленный материал дает представление о физической культуре, ее видах и разновидностях, о ее месте и роли в обществе, о ее влиянии на личность человека, его физическое и духовное развитие. Данные знания позволят понять и осознать ценность физической культуры в жизнедеятельности человека. Поможет приобщиться к занятиям физическими упражнениями, к здоровому образу жизни, к сохранению и поддержанию своего здоровья, выполнению своих профессиональных обязанностей, что так необходимо современному специалисту, особенно работнику внутренних дел, где физическая подготовка занимает одно из ведущих мест в профессиональной  деятельности. Создаст ценностную установку на здоровье, что самое главное в жизни, а жизнь - это движение и целеустремление, что не мыслимо без физической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа как составляющая профессиональной подготовки студентов

Исследовательская работа как составляющая профессиональной подготовки студентов...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины Физическая культура по специальности среднего профессионального образования (заочная форма обучения) 35.02.07. Механизация сельского хозяйства

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения профессиональной дисциплины Физическая культура по специальности среднего профессионального образования (заочная ...

Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека

В своей основе современная физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в виде разнообразных физических упражнений, способствующих биологическому развитию молодого организма, поз...

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов...

Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020

Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...

Физическая культура как средство повышения профессиональной устойчивости специалистов

Необходима ли современным специалистам с высшим образованием нетолько профессионально-специальная, но и психологическая и физическаяподготовка к нынешним профессиям? На сегодняшний день с развитием сф...