рабочая программа по географии
рабочая программа

Постригань Ирина Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.8 География по профессии  среднего профессионального образования  технического профиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odb.8_geografiya_teh.profil_2020_1.docx124.46 КБ

Предварительный просмотр:

0Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

(ГБПОУ РО «ТПТ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.8 География

по профессии

среднего профессионального образования

технического профиля

на базе основного общего образования

форма обучения – очная

г. Зверево, 2020 г.

Одобрена:

П        седа        ль ПЦК

тепанова Н.A.


Утверждаю: Зам. директора по YПP

Скворцов        .Н.

от «        »        2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

  • примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины География для профессиональных образовательных организаций, Одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы CПO на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № 3 от 21.07.2015 г.
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 г. N 06-259 Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего oбщегo образования
  • ОБ УТОЧНЕНИИ Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего                профессионального        образования        (письмо                Департамента        государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 06-259)        и                Примерных        программ        общеобразовательных        учебных        дисциплин        для профессиональных        образовательных                организаций        (2015                г.)        (Одобрено        Научно- методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол Ч- 3 от 25 мая 2017 г.)

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего

образования» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017 г.)

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

Разработчик:

Постригань И.Н., преподаватель ГБПОУ РО «TПT»

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

Содержание

1

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

География

  1. Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Географии» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего

образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы CПO (OIIОП CПO) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессиям 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации», 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», 08.01.07 «Мастер общестроительных работ».

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структура, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Географии», и в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо   Департамента государственной политике в сфере подготовка рабочих кадров и ДПО Мин- обрнауки России от 17.03 .2015 N. 06-259).

  1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППKPC)

Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по

выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В учебных планах IDIKPC место учебной дисциплины «География» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий CПO соответствующего профиля профессионального образования.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения

Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и  хозяйства на всех территориальных уровнях;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических,    геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов ведущих стран;
  • воспитание уважения к другим пародам и культурам, бережного от-

ношения к окружающей. природной среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а тaкже географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы интернет, для правильной оценки важнейших социально- экономических вопросов международной жизни;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает

достижение студентам следующих результатов.

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе   мотивации к обучению и познанию;
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями п идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной

среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • креативность мышления, инициативность и находчивость; метапредметных:
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность    и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать п интерпретировать информацию, попу- чаемую от различных источников;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рас-суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связей географии;

предметные•

владение представлениями о современной географической пауке, её участии в решение важнейших проблем человечества;

владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

• сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия        природы        и        общества, о         природных        и        социально экономических аспектах экологических проблем.

  1. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

«География»

Максимальной учебной нагрузки -108 часов. В т.ч. обязательной аудиторной нагрузки 72 часа. Самостоятельной работы обучающихся - 36 часов.

  1. Структура и содержание учебной дисциплины «География»

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Технический профиль

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

108

Обязательная аудиторная учебная загрузка

72

В том числе:

лекции

48

практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося

25

В том числе:

Выполнение индивидуального проекта

11

Итоговая аттестация в форме диф.зачета

б

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.07. География

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ОДБ.07.

Тема 1. Источники географической информации

Содержание учебного материала

2

Географические карты - особый источник информации.

Практическое занятие

2

3

 Обозначение на контурной карте основных географических объектов

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся № 1

Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории.

Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.

4

Тема 2. Политическое устройство мира

Содержание учебного материала

4

Разнообразие стран современного мира, экономическая типология стран мира и государственное устройство.

2

2

Практическое занятие

2

3

Обозначение на контурных картах разнообразие стран современного мира

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся № 2

Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира;

географию международных конфликтов.

4

Тема 3. География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала

4

Природно-ресурсный потенциал различных территорий. Взаимодействия общества и природы. Загрязнение окружающей среды

2

2

Практическое занятие

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся № 3

подготовить презентацию «Загрязнение атмосферы», «Загрязнение литосферы», «Загрязнение гидросферы».

4

Тема 4. География населения

Содержание учебного материала

5

Численность и динамика населения крупных регионов и стран. Состав, структура населения. Демографическая политика.

2

2

3

Размещение населения, миграция, урбанизация.

2

Практическое занятие

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в различных странах и регионах мира

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся № 4

Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира.

Сопоставление культурных традиций разных народов.

Работа с конспектом лекций, подготовка к контрольной работе

5

Тема 5. Мировое хозяйство 

Содержание учебного материала

2

Современные особенности развития мирового хозяйства

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся № 5

Подготовить сообщение с презентацией: «Страны экспортеры»,  

4

Тема 6. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

4

Промышленность – ведущая отрасль материального производства

Топливно-энергетическая промышленность. Три этапа развития

2

2

Практическое занятие

География горнодобывающей промышленности, мировой черной и цветной металлургии

2

3

Тема 7. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

8

География машиностроения

2

2

Химическая, лесная промышленность

2

Практическое занятие

География сельского хозяйства

2

3

География транспорта

2

Тема 8. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

4

Мировая непроизводственная сфера

2

2

География международного разделения труда. География международного туризма

2

2

Урок закрепления знаний и умений

Контрольная работа

2

3

Тема 9. География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Содержание учебного материала

6

Европа, общая характеристика, история освоения региона. Население: демографическая ситуация

2

2

Хозяйство Европы, место в мире

2

Практическое занятие

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий

2

3

Тема 10. География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Содержание учебного материала

8

Экономико-географическое положение и история освоения региона. Население региона. Демографический взрыв

2

2

Субрегионы и страны. Нефтедобывающие страны Персидского залива. Страны Южной Азии. Индия. Страны Восточной Азии. Китай.

2

Практические занятия

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий»

2

3

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов

2

Тема 11. География населения и хозяйства Африки

Содержание учебного материала

4

Африка, общая характеристика и история освоения региона. Население и хозяйство.

2

2

Практическое занятие

Сравнительная характеристика стран северная Африки и Тропической Африки ЮАР.

2

3

Тема 12. География населения и хозяйства Северной Америки

Содержание учебного материала

3

Северная Америка, общая характеристика и история освоения региона. Население региона. Хозяйство: место в мире, различие между странами

2

2

Практическое занятие

Объяснение различий между странами.

2

3

Тема 13. География населения и хозяйства Латинской Америки

Содержание учебного материала

4

Латинская Америка, общая характеристика и история освоения региона. Хозяйство: место в мире, различие между странами

2

2

Практическое занятие

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий

2

3

Тема 14. География населения и хозяйства Австралии и Океании

Содержание учебного материала

2

Австралия. История освоения, хозяйственное развитие. Океания

2

2

Тема 15. Россия в современном мире

Содержание учебного материала

4

Россия на политической карте мира. Изменение геополитического и геоэкономического положения России

2

2

Роль России, и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Внешние экономические связи со странами Ближнего Зарубежья и дальнего Зарубежья

2

2

Тема 16. Географические аспекты современных глобальных проблем

Содержание учебного материала

4

Глобальные проблемы современности, пути их решения

2

2

Практическое занятие

Выявление по картам регионов, с неблагоприятной экологической ситуацией. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся № 6

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в русле решения глобальных проблем человечества.

4

Урок подведения итогов курса «География»

Дифференцированный зачет

2

Для характеристики уровня освоения материала используются следующие обозначения:

 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств,

  1. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством;
  2. продуктивный планирование и самостоятельное выполнение деятельности решение проблемных задач

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.07. География

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ОДБ.07.

Тема 1. Источники географической информации

Содержание учебного материала

2

Географические карты - особый источник информации.

Практическое занятие

2

3

Географические карты- особый источник информации. «Обозначение на контурной карте основных географических объектов»

Тема 2. Политическое устройство мира

Содержание учебного материала

4

Разнообразие стран современного мира, экономическая типология стран мира и государственное устройство

2

2

Практическое занятие

2

3

Обозначение на контурных картах разнообразие стран современного мира

Тема 3. География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала

4

Природно-ресурсный потенциал различных территорий. Взаимодействия общества и природы. Загрязнение окружающей среды

2

2

Практическое занятие

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний

2

3

Тема 4. География населения

Содержание учебного материала

5

Численность и динамика населения крупных регионов и стран. Состав, структура населения. Демографическая политика.

2

2

3

Рзмещение населения, миграция, урбанизация

2

Практическое занятие

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в различных странах и регионах мира

2

Тема 5. Мировое хозяйство 

Содержание учебного материала

2

Современные особенности развития мирового хозяйства

2

2

Тема 6. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

4

Промышленность – ведущая отрасль материального производства

Топливно-энергетическая промышленность. Три этапа развития

2

2

Практическое занятие

География горнодобывающей промышленности, мировой черной и цветной металлургии

2

3

Тема 7. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

8

География машиностроения

2

2

Химическая, лесная промышленность

2

Практическое занятие

География сельского хозяйства

2

3

География транспорта

2

Тема 8. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

4

Мировая непроизводственная сфера

2

2

География международного разделения труда. География международного туризма

2

2

Урок закрепления знаний и умений

Контрольная работа

2

3

Тема 9. География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Содержание учебного материала

6

Европа, общая характеристика, история освоения региона. Население: демографическая ситуация

2

2

Хозяйство Европы, место в мире

2

Практическое занятие

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий

2

3

Тема 10. География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Содержание учебного материала

8

Экономико-географическое положение и история освоения региона. Население региона. Демографический взрыв

2

2

Субрегионы и страны. Нефтедобывающие страны Персидского залива. Страны Южной Азии. Индия. Страны Восточной Азии. Китай.

2

Практические занятия

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий»

2

3

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов

2

Тема 11. География населения и хозяйства Африки

Содержание учебного материала

4

Африка, общая характеристика и история освоения региона. Население и хозяйство.

2

2

Практическое занятие

Сравнительная характеристика стран северная Африки и Тропической Африки ЮАР.

2

3

Тема 12. География населения и хозяйства Северной Америки

Содержание учебного материала

3

Северная Америка, общая характеристика и история освоения региона. Население региона. Хозяйство: место в мире, различие между странами

2

2

Практическое занятие

Объяснение различий между странами.

2

3

Тема 13. География населения и хозяйства Латинской Америки

Содержание учебного материала

4

Латинская Америка, общая характеристика и история освоения региона. Хозяйство: место в мире, различие между странами

2

2

Практическое занятие

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий

2

3

Тема 14. География населения и хозяйства Австралии и Океании

Содержание учебного материала

2

Австралия. История освоения, хозяйственное развитие. Океания

2

2

Тема 15. Россия в современном мире

Содержание учебного материала

4

Россия на политической карте мира. Изменение геополитического и геоэкономического положения России

2

2

Роль России, и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Внешние экономические связи со странами Ближнего Зарубежья и дальнего Зарубежья

2

2

Тема 16. Географические аспекты современных глобальных проблем

Содержание учебного материала

4

Глобальные проблемы современности, пути их решения

2

2

Практическое занятие

Выявление по картам регионов, с неблагоприятной экологической ситуацией. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни.

2

3

Урок подведения итогов курса «География»

Дифференцированный зачет

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов , свойств);

2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных зада

Характеристика основных видов деятельности студентов

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающегося на уровне учебных действий)

Введение.

  1. Источники географической информации
  • Объяснять междисциплинарные связи географии.
  • Называть традиционные и новые источники географической информации.
  • Демонстрировать роль Интернет и геоинформационных систем в изучения географии.

2. Политическое устройство мира.

  • Показывать на карте различные страны мира.
  • Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.
  • Выделять страны с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира.
  • Объяснять различия развитых и развивающихся стран по уровню социально-экономического развития.
  • Приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития

3.География мировых природных ресурсов

  • Объяснять основные направления экологизации хозяйственной деятельности человека.
  • природных ресурсов
  • Выделить различные типы природопользования.
  • Определять обеспеченность различными        видами        природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.
  • Показывать не карте основные мировые районы добычи различных' видов минеральных ресурсов.
  • Называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.

4. География населения мира

  • Называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.
  • Выделять различные типы воспроизводства населения и приводить примеры стран, для которых они характерны.
  • Называть основные показатели качества жизни населения.
  • Приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.
  • Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью население.
  • Объяснять основные направления и причины

5.Мировое хозяйство

Современные особенности развития мирового хозяйства

  • Давать определение понятий «Международное географическое разделение труда», «Международная специализация» и «Международное кооперирование»
  • Выявлять характерные черты современной научно- технической революции.
  • Называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
  • Приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.
  • Называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню экономического развития

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

  • Выделять характерные черты «зеленой революции».
  • Приводить        примеры        стран, являющихся        ведущими
  • мировыми        производителями        различных         видов        продукции растениеводства и животноводства.
  • Называть        страны,         являющиеся        ведущими        мировыми производителями различных видов минерального сырья.
  • Показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира.

Географии отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

  • Приводить пример стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.
  • Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.
  • Выделять страны с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.
  • Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического ‹каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей.

Географии отраслей третичной сферы мирового хозяйства

  • Объяснять роль различных видов транспорта при перевозке, грузов и пассажиров.
  • Проводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.
  • Называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам› мира.
  • Показывать не карте и характеризовать основные районы
  • международного туризма.
  • Объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.
  • Назвать страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами.

6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

  • Показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.
  • Сопоставлять страны Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
  • Приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.
  • Назвать страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения
  • Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.
  • Объяснять особенности территориальной структуры
  • хозяйства Германии и Великобритании.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

  • Показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставлять страны Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
  • Определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.
  • Называть страны Зарубежной -Азии с наибольшими и наименьшими- значениями естественного прироста населения, средней плотность населения и доли городского населения.
  • Приводить примеры стран Зарубежной Азии однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.
  • Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.
  • Объяснять особенности территориальной структуры
  • хозяйства Японии, Китая, Индии.

География населения и

хозяйства Африки

  • Показывать на карте разлапые страны Африки.
  • хозяйства Африки
  • Назвать страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.
  • Объяснить причины экономической отсталости стран   Африки
  • Показывать на карте и характеризовать круп-
  • несшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки.

Географии населения и хозяйства Северной Америки.

  • Объяснять природные, исторические
  • особенности развития Северовой Америки.
  • И экономические
  • Америки
  • Выделить отрасли международной специализации Канады
  • Покатывать на         карте промышленные центры,
  • И характеризовать ее крупнейшие| основные горнопромышленные
  • сельскохозяйственные районы.
  • Объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.
  • Показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные примышленье' п сельскохозяйственные районы CШA.

География поселения и

хозяйства Латинской Америки

  • Показывать на карте различные страны Латинской Америке
  • Сопоставлять страны Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
  • Выделять страны Латинской Америки, наиболее
  • обеспеченные различными видами природных ресурсов.
  • Приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.
  • Сопоставлять страны Латинской Америки по расовому
  • составу населения.
  • Объяснять особенности урбанизации стран Латинской
  • Америке.
  • Показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.
  • Выделять отрасли международной специализации Бразилии Мексики.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

  • Объяснять природные и исторические особенности развития'
  • Австралии и Океании.
  • Выделять отрасли международной специализации Австралии, показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные сельскохозяйственные районы.

7. Россия в

ссовременном мире

  • Объяснять современные особенности экономико- географического положения России.
  • Выделять основные товарные статьи экспорта и империи России.
  • Называть ведущих внешнеторговых партнеров России

8. Географические аспекты современных глобальных проблем

  • Выделять глобальные проблемы человечества.
  • Приводить примеры проявления сырьевой, энергетической демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.

14

Темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов

  • Новейшие изменения политической карты мира;
  • Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира;
  • Типы природопользования в различных регионах и странах мира;
  • Особенности современного воспроизводства мирового населения;
  • Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, резуль-

тaты;


  • Качество жизни населения в различных странах и регионах мира;
  • Языки народов мира;
  • Современные международные миграции населения;
  • Особенности урбанизации в развивающихся странах;
  • Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира;
  • Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные

группировки;

  • «Мировые города» и их роль в современном мировом развитии;
  • Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства;
  • Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа;
  • Крупнейшие автомобилестроительные компании мира;
  • Современный географический рисунок мирового морского портового   хозяйства;
  • Международный туризм в различных странах и регионах мира;
  • «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы;
  • Запад и Восток Германии сегодня;
  • Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии;
  • Экономические реформы в Японии, Южной Kopee и Китае;
  • Особенности политической карты Африки;
  • Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки;
  • Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»;
  • Географический рисунок хозяйства CIIIA;
  • Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки;
  • Отрасли международной хозяйственной специализация Австралии;
  • Особенности современного экономико-географического положения России;
  • Внешняя торговля товарами России;

17

  1. Условия реализации учебной дисциплины «География»

  1. Требование к минимальному материально-техническому обеспечению

Освоение программы учебной дисциплины «География» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей

образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП CПO на базе ocнoвнoгo общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнению требований к ypoвню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы. иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География», входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты наглядных таблиц, плакатов, настенных  географических карт, портретов выдающихся ученых- географов и др.).
  • информационно-коммуникативные средства;
  • экранно-звуковые пособия;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике без- опасности;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Географии», рекомендованные или допущенные для. использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения OПOП CПO на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и др. по географии.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты дoлжны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты).

Для выполнения практических заданий студентам необходимо иметь простой и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.

  1. Информационное обеспечение обучения

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Лукьянова, Н.С. География : учебник / Лукьянова Н.С. — Москва : КноРус, 2021. — 233 с. — ISBN 978-5-406-08203-4. — URL: https://book.ru/book/939363 (дата обращения: 13.11.2021). — Текст : электронный.

Баранчиков Е.В., Горохов С.А. Географии для профессий и специальностей социально - экономического профиля: учебник для студентов сред. проф. образования. —9-е изд., переработанное и дополненное. — М.: издательский центр «Академия 2011.-480 с.

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. Географии. Современный мир. 10-11 классы. — М.: 2012

Кузнецов А.П., Ким Э.Е. География. Базовый уровень. 10-11 классов.

— М.: 2011

Максаковский В.П. Географии. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. — М.: 201?

Холина В.Н. География. Профильный уровень. В 2 кн. 10-11 классы.

— М.: 2011, 2013

,Для преподавателей

Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N-• 273-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. 413

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N. 1645 «О внесении изменений я приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. 3c 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовка рабочих кадров и ДГІО Минобрнауки России от 17.03.2015 06-259)

Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. — 5-е изд., переработанное и дополненное. — М.: 2015

Географии: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».

География        в        школе:        Научно-методический        журнал.        /Издательство

«Школьная пpecca»

География и экология в школе ЮО века: Научно-методический журнал.

/Издательский дом «Шкoлa—Пpecc 1»

Гладкий Ю.H., Николина В.В. География. Современный мир. 10-11

9

классы. — М.: 2012

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. — М.: 2011

Справочники, энциклопедии

Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко.

— М.: 1987

Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Осипов (пред.), C.Л. Кравец (отв. секретарь), A.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и др. - М.: 2011

Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. — М.: 2003

Энциклопедия для детей. Культуры мире: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004

Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред.

M.Q. Аксёнова. - М.: 2001

Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. MaкapoR, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004

Интернет-ресурсы

www.wikipedia.org — сайт общедоступной мультиязычной универсальной и  интернет-энциклопедии

www.faostat3.fao% — сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (OAO)

www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county/ - сайт Геологической службы CIIIA

www.schoo!-Go1lection.cctu.i u — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов

http://simvolika.rsl.ru Гербы городов Российской Федерации

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторно- практических работ, тестированию, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий и проектов.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Введение.

1. Источники географической информации

  • Объяснять междисциплинарные связи географии.
  • Называть традиционные и новые источники географической информации.
  • Демонстрировать роль Интернет и геоинформационных систем в изучения географии.

Фронтальный устный oпpoc.

Лабораторно- практическая работу №1

2. Политическое устройство мира.

  • Показывать на карте различные страны мира.
  • Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.
  • Выделять страны с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира.
  • Объяснять различия развитых и развивающихся стран по уровню социально-экономического развития.
  • Приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития

Фронтальный и индивидуальный oпpoc. Лaбopaтopнo-практическая работа №2.

Внеаудиторная самостоятельная работа №1.

3.География мировых природных ресурсов

  • Объяснять основные направления экологизации хозяйственной деятельности человека.
  • природных ресурсов
  • Выделить различные типы природопользования.
  • Определять обеспеченность различными        видами        природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.
  • Показывать не карте основные мировые районы добычи различных' видов минеральных ресурсов.
  • Называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.

Фронтальный и

индивидуальный опрос. Лабораторно-практическая

работа N°З

4. География населения мира

  • Называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.
  • Выделять различные типы воспроизводства населения и приводить примеры стран, для которых они характерны.
  • Называть основные показатели качества жизни населения.
  • Приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.
  • Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью население.
  • Объяснять основные направления и причины

Фронтальный индивидуальный oпpoc.

Лабораторно-практическая работа №4. Тестирование.

5.Мировое хозяйство

Современные особенности развития мирового хозяйства

  • Давать определение понятий «Международное географическое разделение труда», «Международная специализация» и «Международное кооперирование»
  • Выявлять характерные черты современной научно- технической революции.
  • Называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
  • Приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.
  • Называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню экономического развития

Фронтальный индивидуальный oпpoc.

Внеаудиторная самостоятельная работа №2.

Подготовка индивидуальных проектов.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

  • Выделять характерные черты «зеленой революции».
  • Приводить        примеры        стран, являющихся        ведущими
  • мировыми        производителями        различных         видов        продукции растениеводства и животноводства.
  • Называть        страны,         являющиеся        ведущими        мировыми производителями различных видов минерального сырья.
  • Показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Практическая работа №5

Внеаудиторная самостоятельная работа №3.

Географии отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

  • Приводить пример стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.
  • Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.
  • Выделять страны с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.
  • Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического ‹каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Практическая работа №6,7

Написание рефератов.

Подготовка индивидуальных проектов

Географии отраслей третичной сферы мирового хозяйства

  • Объяснять роль различных видов транспорта при перевозке, грузов и пассажиров.
  • Проводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.
  • Называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам› мира.
  • Показывать не карте и характеризовать основные районы
  • международного туризма.
  • Объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.
  • Назвать страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Тестирование.

Практическая работа №8

6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

  • Показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.
  • Сопоставлять страны Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
  • Приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.
  • Назвать страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения
  • Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.
  • Объяснять особенности территориальной структуры
  • хозяйства Германии и Великобритании.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Практическая работа №9

Внеаудиторная самостоятельная работа №4.

Подготовка индивидуальных проектов.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

  • Показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставлять страны Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
  • Определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.
  • Называть страны Зарубежной -Азии с наибольшими и наименьшими- значениями естественного прироста населения, средней плотность населения и доли городского населения.
  • Приводить примеры стран Зарубежной Азии однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.
  • Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.
  • Объяснять особенности территориальной структуры
  • хозяйства Японии, Китая, Индии.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Практическая работа №10,11

Внеаудиторная самостоятельная работа №5.

Подготовка индивидуальных проектов.

География населения и

хозяйства Африки

  • Показывать на карте разлапые страны Африки.
  • хозяйства Африки
  • Назвать страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.
  • Объяснить причины экономической отсталости стран   Африки
  • Показывать на карте и характеризовать круп-
  • несшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Практическая работа №12

Географии населения и хозяйства Северной Америки.

  • Объяснять природные, исторические
  • особенности развития Северовой Америки.
  • И экономические
  • Америки
  • Выделить отрасли международной специализации Канады
  • Покатывать на         карте промышленные центры,
  • И характеризовать ее крупнейшие| основные горнопромышленные
  • сельскохозяйственные районы.
  • Объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.
  • Показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные примышленье' п сельскохозяйственные районы CШA.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Практическая работа №13

География поселения и

хозяйства Латинской Америки

  • Показывать на карте различные страны Латинской Америке
  • Сопоставлять страны Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
  • Выделять страны Латинской Америки, наиболее
  • обеспеченные различными видами природных ресурсов.
  • Приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.
  • Сопоставлять страны Латинской Америки по расовому
  • составу населения.
  • Объяснять особенности урбанизации стран Латинской
  • Америке.
  • Показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.
  • Выделять отрасли международной специализации Бразилии Мексики.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Тестирование.

Практическая работа №14

География населения и хозяйства Австралии и Океании

  • Объяснять природные и исторические особенности развития'
  • Австралии и Океании.
  • Выделять отрасли международной специализации Австралии, показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные сельскохозяйственные районы.

7. Россия в

ссовременном мире

  • Объяснять современные особенности экономико- географического положения России.
  • Выделять основные товарные статьи экспорта и империи России.
  • Называть ведущих внешнеторговых партнеров России

Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование.

Практическая работа №15

Внеаудиторная самостоятельная работа №6.

Подготовка индивидуальных проектов.

8. Географические аспекты современных глобальных проблем

  • Выделять глобальные проблемы человечества.
  • Приводить примеры проявления сырьевой, энергетической демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Тестирование.

Практическая работа №16

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения: Фронтальный и индивидуальный устный (письменный) oпpoc, тестирование, лабораторно-практические работы.

Итоговая аттестация дифференцированный зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии ФГОС-3

Программа по географии ФГОС-3...

Рабочая программа по географии 6 класс УМК "Сферы"

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 клас­сс) для основной школы составлена на основе Федерального го­сударственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результата...

Рабочая программа Естествознание, География для групп СПО

Рабочая программа предназначена для изучения курса Естествознание , География для СПО по специальностям социально-экономического профиля....

рабочая программа по географии

рабочая программа по географии на 57...

Рабочая программа по географии 11 класс

Основная цель курса – продолжить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мир...

Рабочая программа по Географии ОДб.06

Авторская Рабочая программа по ОДб. 06 Георгафия по специальности Право и организация социального обеспечения.Преднаначена для обучающихся СПО....

Рабочая программа по географии 8 класс

        Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования утверж...