Методические указания по родной литературе для обучающихся 1 курса для специальности 21.02.02
методическая разработка

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Методические указания по выполнению самостоятельной работы (далее – методические указания) разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины

 « Родная литература».Содержание методических указаний соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования специальности

     21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин».

Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся на основе организации ее выполнения.

Задачами методических указаний по организации самостоятельной работы являются

- управление познавательной деятельностью обучающихся;

- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;

- повышение качества подготовки к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_ukazaniya_po_rodnoy_literature.docx230.79 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

     федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

     высшего образования «Югорский государственный университет»

     (ИндИ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)

Методические указания по родной литературе

для обучающихся 1 курса

по специальности

21.02.02.Бурение нефтяных и газовых скважин.

Нефтеюганск

2021

12

Разработчик: Тухтахулова Ф.Т.. – преподаватель русского языка и литературы

 НИК (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ»


СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

4

2.Карта самостоятельной работы обучающегося

5

3.Порядок выполнения самостоятельной работы обучающимся

8

4.Инструкции по овладению навыками самостоятельной учебной работы

8

5.Инструкции по выполнению самостоятельной учебной работы

18

6.Список рекомендованной литературы

28


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнению самостоятельной работы (далее – методические указания) разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины

 « Родная литература».  

Содержание методических указаний соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования специальности

                   21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин».

Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся на основе организации ее выполнения.

Задачами методических указаний по организации самостоятельной работы являются:

- активизация самостоятельной работы  обучающихся;

- управление познавательной деятельностью обучающихся;

- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;

- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;

- повышение качества подготовки к занятиям.

Функциями методических указаний являются:        

- определение содержания работы обучающихся по овладению программным материалом;

- установление требований к различным формам самостоятельной работы;

- формулирование рекомендаций для выполнения работы;

- оказание помощи в качественной подготовке к предстоящим занятиям;

- закрепление полученных знаний и навыков.

      Методические указания состоят из карты самостоятельной работы обучающегося, порядка выполнения самостоятельной работы и списка рекомендуемой литературы.

В карте самостоятельной работы указаны наименования работ, тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, задания для самостоятельного выполнения, формы контроля.

      Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволят обучающемуся самостоятельно систематизировать и углубить теоретические знания, закрепить умения и навыки его при разрешении практических ситуаций, способствуют развитию умения пользоваться научной и учебной литературой.

     Основными видами самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине являются:

  • чтение текстов художественной литературы и просмотр художественных фильмов;
  • анализ поэтических, прозаических и драматургических текстов (эпизодов, сцен, действий);
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • разработка компьютерных презентаций;                                                          
  • написание докладов, рефератов;
  • написание мини - сочинений (эссе);                                                              
  • разработка схем, таблиц;                                                              
  • работа с Интернет – ресурсами.                                                                          

Результаты выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине обучающиеся оформляют в следующих формах:

  • написание  докладов, сообщений, рефератов;
  • тезирование;
  • обзор литературы;
  • создание компьютерных презентаций;
  • составление плана – конспекта;

-   обобщающая таблица;

- характеристика героев произведения (сочинение).

2.КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.

работы 

темы

Наименование  самостоятельной работы

Форма контроля

Кол-час

1.

2.2.1

Чтение и анализ  «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина.  Драмы « Борис Годунов», «Моцарт и Сальери» (по выбору).

Проверка письменной работы

1

2.

2.2.2

Подготовка к выразительному  чтению драмы « Маскарад»  М.Ю. Лермонтова

Чтение по ролям

1

3.

2.2.3

Чтение и анализ главы «Нужно любить Россию»  из книги «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя.

Составление тезисов главы

1

4.

2.2.4.

Составление сравнительной  характеристики женских образов: Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой (драмы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»).

Обобщающая таблица

1

5.

2.2.5.

Обзор идейного содержания романов  «Рудин», «Накануне» И.С.Тургенева (по выбору преподавателя и обучающихся).

 

Проверка письменной работы

1

6.

2.2.6

Чтение и анализ рассказа «Маленькая ошибка» Н.С.Лескова: смысл названия.

Устные высказывания обучающихся

1

7.

2.2.7.

Анализ произведения  и характеристика  героев семейного романа «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина

Характеристика героев романа

1

8.

2.2.8

Анализ эпизодов романа «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского: образ маленького человека в повествовании (по выбору обучающихся).

 

Чтение эпизода и его анализ

1

9.

2.2.9.

Характеристика исторических персонажей в повести «Хаджи-Мурат» Л.Н.Толстого.

Обобщающая таблица

1

10.

2.2.10.

Анализ пьесы «Чайка» А.П.Чехова, проблематика произведения.

Устные  высказывания

1

11.

2.2.11

Чтение  и анализ стихотворений К.Л. Хетагурова (по выбору обучающихся).

Выразительное чтение  стих.

1

12.

3.1.

Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений К.Д.Бальмонта (по выбору обучающихся).

Выразительное чтение стих. наизусть

1

13.

3.2.

Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений Н.С.Гумилева  (по выбору обучающихся).

Выразительное чтение стих. наизусть

1

14.

3.3

Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений  И.Северянина

(по выбору обучающихся).

Выразительное чтение стих. наизусть

1

15.

3.4.

 Анализ и подготовка к выразительному чтению  стихотворений Н.А.Клюева

(по выбору обучающихся: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья.», «Из подвалов, из темных углов.» (возможен выбор трех других стихотворений).

Выразительное чтение стих. наизусть

1

16.

3.5.

Подготовка презентаций по роману «Белая гвардия»,  пьесе «Дни Турбиных».

Презентация

1

17.

4.1.

Подготовка сообщений по роману «Дети Арбата» А.Рыбакова .

Сообщения

1

18.

4.2.

Подготовка сообщений по роману В.Астафьева «Прокляты и убиты». 

Сообщения

1

3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМСЯ

4. Инструкции по овладению навыками самостоятельной учебной работы.

4.1.Чтение и  анализ драматических произведений А.С. Пушкина.

     Драматический цикл  «Маленькие трагедии» составляют 4 одноактные пьесы.

   «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»  были написаны за две недели в Болдино, именно в них воплотились пушкинские замыслы и наброски  многолетней давности о создании особого  жанр драматических произведений.

     Долгое время А.С.Пушкин ищет жанровое определение для своих пьес: драматические сцены, опыты драматических изучений, драматические очерки. Но достоверно одно -каждая из маленьких трагедий – это законченное произведение, отражающее жизнь разных эпох, стран,  историю человеческих судеб.

     В ходе работы над маленькими трагедиями  важно  понимание обучающимися  природы страстей человека.    Автор обращается к вечным образам. Его героями стали скупец, завистник, жизнелюбец, а в финальной пьесе ситуация пира во время чумы, которая восходит к античности.

      Поэт показывает то, как чувствует себя личность,  находясь в потоке страсти. Меняются эпохи, уклады, мир, а вечным остается стремление человека определить ценность своего взгляда на мир, отстоять его. Психологию страсти Пушкин показывает на широком историческом фоне. Глубочайший психологический  анализ человеческой души в трагедиях  завораживает читателя и заставляет задуматься о смысле человеческого бытия.

 

План анализа драм:

 -история написания  одной из «маленьких  трагедий»;

 -сюжетная линия;

 -философская проблематика прочитанной трагедии;

- характеристика героев, авторская позиция в повествовании.

4.2.Подготовка к выразительному  чтению драмы « Маскарад»  М.Ю. Лермонтова

       После неудачной попытки в 1832году перевестись Петербургский университет

Михаил  Юрьевич Лермонтов  поступает  в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров. 22 ноября 1834г. произведён в офицеры. Поэт наконец вошёл в литературные круги, начал активно публиковать свои произведения, создавая новые.

        Пёстрая столичная жизнь, балы, игры, кутежи, вращение в светском обществе вызвали  творческий интерес поэта к образу современника.  Драма «Маскарад», написанная в1835 году, - приговор петербургскому свету.  Герой драмы – Арбенин - светский человек, в котором благородство, способность к глубоким чувствам сочетаются с разочарованностью и неверием, что приводит к его личной трагедии.

      Трижды переделывает М.Ю.Лермонтов свое произведение по настоянию цензуры, но при жизни  поэта  драма не увидела свет, хотя вызвала неподдельный интерес у близкого его окружения.

 «Не может быть напечатана по причине слишком резких страстей и характеров»,- таков был приговор тех, от кого зависела дальнейшая судьба  пьесы. Опубликована драма после смерти поэта, в 1842 году, поставлена в 1852 году в Александринском театре.

                                         

 В подготовке к выразительному чтению пьесы можно наметить три этапа:

  1) анализ произведения, уяснение намерений автора, определение своего отношения к описываемому и установление задачи чтения;

  2) поиски средств речевой выразительности для устной передачи мыслей и намерений автора, разметка текста;

  3) тренировочное чтение вслух.

       Анализ произведения дает возможность чтецу ясно представить (как бы увидеть) все то, о чем рассказывает автор, найти свое отношение к событиям и действующим лицам и наметить задачу чтения.

      Приступая к анализу, прежде всего следует определить идею произведения, дать характеристику действующих лиц, (рассмотреть сюжет и его построение).

Определение идеи необходимо для правильного понимания всего произведения в целом и для уяснения основной задачи чтения его.

    Идея произведения раскрывается через систему образов, среди которых особо важное значение имеют образы действующих лиц. Через них писатель передает свои мысли, чувства, свое миропонимание, отношение к действительности, людям, явлениям природы.        Поэтому к характеристике действующих лиц чтец должен подходить с особой ответственностью.

     Необходимо ясно представить себе каждое действующее лицо (его внешность, характер поведения, его взаимоотношения с другими действующими лицами, значение и место в произведении). Только после этого можно найти верные средства для его передачи.

     4. 3. Чтение и анализ главы «Нужно любить Россию»  из книги «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя.

       Книга Н. В. Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями" вышла в начале 1847 года. Сам Гоголь в 'Предисловии" писал о ее цели и о том, как она была написана: “Выбираю сам из моих последних писем, которые мне удалось получить назад, все, что более относится к вопросам, занимающим ныне общество…". (Гоголь, т. 6, с. 7).

       О ее замысле Гоголь писал в апреле 1845 года А. О. Смирновой: “Это будет небольшое произведение и не шумное по названию в отношении к нынешнему свету, но нужное для многих...”. Эта же мысль раскрывается в письме 1846 года И. М. Языкову: "Я как рассмотрел все то, что писал разным лицам в последнее время, особенно нуждавшимся и требовавшим от меня душевной помощи, вижу, что из этого может составиться книга, полезная людям, страждущим на разных поприщах".

     Письмо, названное Гоголем "Нужно любить Россию" и включенное в книгу "Выбранные места из переписки с друзьями", было запрещено цензурой и не печаталось при жизни автора. Выявить причины недоброжелательного отношения критиков к данной главе поможет самостоятельное знакомство с предложенной главой .

       Составление тезисного плана статьи предполагает понимание сути предложенной для анализа главы.

        Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Как правило, количество тезисов совпадает с количеством информативных центров текста.

         Пункты тезисного плана формулируются двусоставными предложениями, выражающими содержание микротемы.

 

                   

         

План  тезирования

1.Прочитайте и проанализируйте весь текст.

2.Найдите  завязку, кульминацию,  развязку.

3. Выделите доказываемую мысль, аргументы, предлагаемые автором.

4.Разбейте текст на отдельные абзацы, они и будут тезисами.

4.4. Составление сравнительной  характеристики женских образов: Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой (драмы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»).

        Одна из  основных тем русской литературы  2 половины 19 века - женская тема.  Она находит отражение и в творчестве А.Н. Островского. Драмы «Гроза» и «Бесприданница» являются вершиной разного периода творчества драматурга. Между ними почти два десятилетия: изменилось время, жизнь стала другой, но судьба Ларисы так же  трагична, как и Катерины. Вопрос: почему так происходит? -заставляет нас обратиться к сопоставительной характеристике героинь.

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме  -это вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • логичность структуры таблицы;
  •  правильный отбор информации;
  •  наличие    обобщающего    (систематизирующего,    структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
  •    соответствие оформления требованиям;
  • работа сдана в срок.

План.

1. Определите цель сопоставления героинь.

2.Обратите внимание на предыдущие  общие характеристики героев: описание внешности, манеру поведения, взаимоотношения с окружающими.

3.Читая анализируемый  эпизод, в котором представлена та или иная героиня,  разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли.

4.Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть  отношений героинь  к основным пунктам спора.

5.При  заполнении таблицы сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить  в нее.

4.5.Обзор идейного содержания романов  «Рудин», «Накануне» И.С.Тургенева (по выбору преподавателя и обучающихся).

      При всем разнообразии тем, поднимаемых Тургеневым в его романах, а также проблем, на которых концентрируется внимание автора, исследователи-литературоведы говорят о возможности и целесообразности рассматривать романы писателя как цикл. Причем в этом цикле можно выявить три группы: «Рудин» и «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети», «Дым» и «Новь». Однако все романы объединяет одно - тема России. «Образ времени, его давление и русский человек в соотнесенности с этим временем - вот задача, решение которой было важно для Тургенева в его работе от романа к роману» ( Иссова Л.Н. Романы И.С. Тургенева).

       Для расширения представления обучающихся о социальном романе 19 века предлагается самостоятельное знакомство обучающихся с романами И.С.Тургенева, итог которого - библиографический обзор его произведений.

План  библиографического обзора.

1.Библиографический обзор обладает трехчастной структурой: вступление — основная часть — заключение.

     Во вступлении обосновывается выбранная тема, описываются ее особенности. Очень важно связать тему обзора с интересами слушателей и читателей.
   
В основной части приводится характеристика подобранных книг и документов. Важно сделать именно обзор, а не пересказ текста: ведь ваша цель — заинтересовать читателя. Для этого можно привести сведения об авторе, кратко охарактеризовать историю создания текста, указать на сюжетный поворот или новизну содержания..
2.Характеристика каждого произведения составляется по определенному плану. Она содержит сведения об авторе, выходных данных, о рассматриваемых вопросах. Главная трудность заключается в умении выбрать самые яркие, существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания для конкретного читателя.
     3.В заключении важно дать читателям возможность развить свой интерес и найти нужные им книги.

   

4.6. Чтение и анализ рассказа «Маленькая ошибка» Н.С.Лескова: смысл названия.

         Для творчества Н.С.Лескова  характерен оригинальный, самобытный взгляд на русскую действительность. В самых обыденных вещах и отношениях писатель сумел увидеть много удивительного и необыкновенного.

  Он воссоздает  в своем произведении вереницу  социальных типов, человеческих характеров, способность человека совершить благородный поступок, прийти на помощь в любой жизненной ситуации.

    Рассказ «Маленькая ошибка» напечатан был в журнале «Осколки» ( 1883, № 43). Вошел в сборник «Святочные рассказы» с измененным началом.

 Многие воспринимают это произведение как повествование «про чудо, которые нас окружают в жизни, только надо их замечать, потому что любой человек способен сделать маленькое чудо для своих близких, надо только приложить немного усилий». Написан рассказ легко, с юмором.  

          При чтении и анализе рассказов Н.С.Лескова следует обратить внимание на

1)тематику его произведения,

2)связь с другими святочными рассказами,

3) композицию рассказа,

4) систему образов,

5.) смысл заглавия.

4.7. Анализ и характеристика  героев семейного романа «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина

     Год написания романа «Господа Головлевы» – 1875-1880- говорит о многом: уходит в небытие дворянство как высший цвет общества.  Герои  М.Е.Салтыкова-Щедрина –порождение феодально- крепостнического строя-поражают своей подлостью и уродством.

      Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

    Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых» показывает полнейшую безнадежность и вымирание рода на всем протяжении повествования. Ему удалось воплотить это в конкретных поступках, фразах и облике своих героев. Их слова не призывают к какому-то действию, красота, молодость персонажей быстротечны, их поместья разоряются.

       Говорящие фамилии персонажей как будто сами провоцируют на не менее чудовищные поступки, а их уменьшительно-ласкательная форма является ничем иным, как язвительным сарказмом. Автор создает  роман о развращающем действии паразитизма на человека, когда никто не заботится о его внутреннем состоянии и среда поглощает его жизнь.

План анализа романа:

При чтении романа следует руководствоваться общей схемой  анализа   художественного текста при самостоятельном чтении художественного произведения.

  3.Составить характеристику героя согласно плану:

- внешность героя, 

- поведение, 

- речевая характеристика : содержание речи (о чём?), манера (как?), словарь,

 - самохарактеристика, взаимные характеристики героев,

 -  авторская позиция.

  4.8.   Анализ эпизодов романа «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского: образ маленького человека в повествовании (по выбору обучающихся).

      Роман «Униженные и оскорблённые» был написан Ф.М.Достоевским после  ссылки,

в 1861 году.

      Действия происходили в Петербурге, где писатель по имени Иван Петрович рассказывает о событиях, в которые он вовлечён, добавляя в  повествование отражения личной жизни, а также части биографии самого Достоевского.

    В произведении подняты вопросы человеческой этики, индивидуализма, многогранность судеб, а также расстояние между нищетой и роскошью, где действуют схожие традиции, радости и проблемы.

      В произведении противопоставлены  эгоизм и дух всепрощения. Причём эти черты могут присущи одному человеку. Эгоизм  разобщает  человека . Преодолевая его, люди приходят к прощению.

       Роман представляет культуру, быт и обыденную жизнь людей начиная с 1830 до 1850 года, обогащая историческими и общественными фактами той эпохи.

     Во всем романе чувствуется дух капиталистической темы, судьбы людей описываются с позиции гуманности и человечности.

     Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы.

Бедные, не знающие, как свести концы с концами, и с трудом добывающие себе пропитание, – вот главные герои первого большого романа Федора Михайловича Достоевского.

План анализа эпизода.

1.Определить границы эпизода, дать ему название.

2.Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

3.Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

- кто они?

- каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

 4.Охарактеризовать героев - участников эпизода:

- их отношение к событию;

 - к проблеме;

 - друг к другу.

4.9. Характеристика исторических персонажей в повести «Хаджи-Мурат» Л.Н

     Многие герои в повести «Хаджи-Мурат» Л.Н.Толстого, такие как Николай, Шамиль, Воронцов— реальные исторические лица.

       Однако об этих людях рассказано во много раз интересней, чем в любых исторических документах, которым тем не менее повесть не противоречит. Толстой восстанавливает, возвращает из небытия те факты из жизни исторических лиц, которые нельзя было зафиксировать или передать потомкам. Мастерство заключается в том, что благодаря этому герои становятся частью современной читателю жизни — благодаря животворящей деятельности образа.

План анализа

1. Социальный статус

2.Внешность исторического лица

3.Личные качества персонажа

4.Их образ мыслей

5.Поступки героев

6.Авторское отношение к героям

   4.10. Анализ проблематики пьесы   «Чайка» А.П.Чехова.

     Известно, что  А.П.Чехов создал свой театр, со своим драматургическим языком, особенностью настроения, который не сразу был понят современниками писателя. Многим его пьесы казались неумело сделанными, не сценичными, растянутыми, с беспорядочными диалогами, недостатком действия, нечеткостью авторского замысла.

     Чехов выработал особую концепцию изображения жизни и человека — принципиально будничную, «негероическую»: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». 

      Литературные критики считают, что произведения Чехова движутся не от события к событию (мы не имеем возможности следить за развитием сюжета — за отсутствием такового), а, скорее, от настроения к настроению. Пьесы строятся не на противопоставлении, а на единстве, общности всех персонажей — единстве перед общей неустроенностью жизни.  Доказательство тому- пьеса А.П.Чехова «Чайка».

Анализ проблематики пьесы помогает вникнуть в суть размышлений драматурга о жизни и искусстве.

План анализа.

1.Особенности конфликта

2.Особенности изображения характеров

3.Авторская позиция

4.»Подводное течение» в повествовании.

4.11. Чтение и анализ стихотворений К.Л. Хетагурова (по выбору обучающихся).

        У истоков осетинской литературы возвышается могучая фигура её родоначальника, первого классика, Коста Левановича, чья литературная и общественная деятельность составила целую эпоху в истории культуры Осетии.

             Создавая стихи на русском языке, часто подражательные, Хетагуров сумел отточить свое мастерство как национальный поэт, которой в полной мере вылилось в единственной его книге «Осетинская лира», составившая славу, признание и память потомков.

                 При жизни мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Анализ  выбранного обучающимся стихотворения  выполнить  по плану:

1.Какова композиция стихотворения? Какова ее роль в раскрытии стремлений лирического героя?

2.Что является главным для поэта и где он может это найти?

3. Какие чувства вызывает стихотворение?        

4. Средства художественной выразительности (в том числе фонетические).

 

4.12. Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений К.Д.Бальмонта (по выбору обучающихся).

     Серебряный век - это и философия, и искусство во всех его видах. Именно в этот период создаются  многие поэтические шедевры,  написанные  творцами различных литературных направлений. К старшим символистам относится  поэзия К.Д.Бальмонта.

В  творчестве символистов можно было выделить 3 основных критерия:

  1. стремление видеть не только внешнюю сторону жизни, но и их  глубину;
  2. отражать не только отдельные,  разрозненные факты, но и мир в целом;
  3. углублять,  расширять значение художественного слова, наполнять его новыми смыслами.

  С этой точки можно рассмотреть и стихотворений К.Д.Бальмонта, что поможет сделать правильный выбор при подготовке к к выразительному чтению наизусть.

Требования к выразительному  чтению стихотворения

1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.

2. Знание текста. Безошибочность чтения.

3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.) Умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса.

4. Проникновение в идейно-художественное содержание произведения (в чем состоит идея и замысел произведения). Четкая передача мыслей автора (что хотел автор выразить данным произведением?).

5. Выявление своего отношения к читаемому.

6. Паузы: психологические, начальные, финальные.

7. Передача специфики жанра и стиля произведения (баллада, басня, лирическое стихотворение, патриотическая лирика, песня и т.д.).

8. Эффективное использование мимики и жестов.

9. Четкое и правильное произношение.

10. Простота и естественность чтения.

4.13.Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений Н.С.Гумилева  (по выбору обучающихся).

     Среди мастеров серебряного века есть поэты, творчество которых будет актуальным во все времена. Это  Н.С.Гумилев, основатель литературного течения   « акмеизм»,  создатель поэтической школы, «Цеха поэтов», романтик, путешественник, рыцарь.

      Воля рыцаря и целеустремленность  к победе  - духовный стержень его лирического героя.   Да и сам Гумилев  близок нашим современникам  внутренним состоянием души, ведь  главная цель  его -  поиск прекрасного в человеке, узнавание нового мира.

       Тема странствий в стихах Гумилёва имеет философское звучание.   Часто   в его произведениях мотив обычного путешествия перерастает в тему непрерывного жизненного поиска, духовного роста человека, душа которого проделывает сложный путь от простейшего существа  к Солнцу и прозревает. Об этом удивительные сборники его стихотворений «Колчан», «Жемчуга», «Чужое небо», «Романтические цветы» и другие.

Требования к выразительному  чтению наизусть стихотворения

1.Название, автор (что вы знаете о нем, время создания, жанр.)

2.Биографический и исторический комментарий

- где и при каких обстоятельствах написано?

- отражение времени эпохи, истории страны, явлений литературы. Объяснение исторических событий, имен, названий, явлений общественной жизни;

- отражение личности автора (конкретные события, факты биографии)

3.Раскрытие авторской позиции, замысла автора.

      4.Идейно-эстетическое содержание текста:

- разъяснение непонятных, устаревших выражений и слов.

- раскрытие контекстуального смысла слов и словосочетаний.

5.Тема произведения, вопросы, волнующие автора.

     6.Идея, основные мысли, их общее значение.

7.Воплощение идеи в образах:

- композиционный план стихотворения (его построение)

-анализ особенностей языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория и т.д.)

8.Общий тон стихотворения.

9.Характерные особенности стиля (ведущие, доминирующие признаки стиля).

10.Значение произведения в годы создания и в наше время.

4.14. Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений И.Северянина

       И.Северянину,  как представителю эгофутуризма,  принадлежит целый ряд произведений, для которых характерны красочность, выразительность и мелодичность поэтической речи, сложная рифмовка, наличие оригинальных стихотворных форм.

       Так же, как и другие футуристы, Северянин в своих стихах отдал дань техническим достижениям нового века, ориентировался на быстрые темпы жизни. Отсюда  эпатажность, нигилизм,  стремление поразить читателя, самоутвердиться.

     Это особенно ярко проявилось в его стихотворении "Эпилог».

Я, гений Игорь - Северянин ,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!.. (1912)

     «Незабываемое впечатление произвела на него природа северной России, постоянное посещение Мариинской оперы.  «Удивительно ли, что стихи мои стали музыкальными, и сам я читаю речитативом…, и стихи мои всегда были склоны к мелодии», -писал И.Северянин.

     Таким образом, славе поэта способствовал и исполнительский дар поэта, не случайно  на одном из знаменитых поединков он был признан королём поэтов.

 

Требования к выразительному  чтению стихотворения

1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.

2. Знание текста. Безошибочность чтения.

3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено ли логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.) Умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса.

4. Проникновение в идейно-художественное содержание произведения (в чем состоит идея и замысел произведения). Четкая передача мыслей автора (что хотел автор выразить данным произведением?).

5. Выявление своего отношения к читаемому.

6. Паузы: психологические, начальные, финальные.

7. Передача специфики жанра и стиля произведения (баллада, басня, лирическое стихотворение, патриотическая лирика, песня и т.д.).

8. Эффективное использование мимики и жестов.

9. Четкое и правильное произношение.

10. Простота и естественность чтения.

4. 15.Анализ и подготовка к выразительному чтению  стихотворений Н.А.Клюева

(по выбору обучающегося).

      «Роль Клюева в русской лирике XX века не разобрана, не оценена, не отмечена даже.
Клюев был великий знаток людей, великий искатель талантов. Ни Горький, ни Блок талантом этим не обладали. Клюев ввёл последовательно в русскую поэзию Есенина, Клычкова, Васильева, Прокофьева. Именно Клюев дал им знамя и вывел на крестный путь поэзии, научил жить стихом», - писал один современников поэта после его расстрела,  Варлам Шал
амов. Постичь особенности лирики поэта, творчество которого относится к «Новокрестьянской поэзии» поможет анализ и подготовка к выразительному чтению  стихотворений Н.А.Клюева.

Анализ стихотворения  выполнить  по плану:

1. Тема и идея произведения.

2. Система образов.        

3. Средства художественной выразительности (в том числе фонетические).

 4.  Личностное восприятие стихотворения

Требования к выразительному  чтению стихотворения

1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.

2. Знание текста. Безошибочность чтения.

3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.) Умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса.

4. Проникновение в идейно-художественное содержание произведения (в чем состоит идея и замысел произведения). Четкая передача мыслей автора (что хотел автор выразить данным произведением?).

4.16.Подготовка презентаций по роману «Белая гвардия»,  пьесе «Дни Турбиных».

        В 1925 году М.А.Булагаков напечатал роман под названием «Белая гвардия»,  публикация которого вызвало желание Художественного театра поставить пьесу. Так родились  «Дни Турбиных», произведение  для постановки на сцене театра.

         О чём оно? О  военных событиях 1918-1919 годов в Киеве,  свидетелем которых довелось быть самому писателю. В образе Дома Булгаков запечатлел свой родной дом на Андреевском спуске.

       Образ родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны стал лейтмотивом  романа.

          По мнению критиков, сильной стороной романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» следует отметить и  точное изображение революционных событий того времени: конфликт крестьянства (петлюровщины)и офицерства ( белых).

         Это произведение, сделавшее М.А. Булгакова   знаменитым, побудило его вплоть до 20-х годов основное внимание уделить драматургии. С успехом шли ещё две пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров».

Рекомендации по подготовке к презентации по содержанию романа «Белая гвардия»

1. Подумай, о чем ты хочешь рассказать в своей презентации. Составь план презентации.

2. Проанализируй необходимую литературу. Подбери цитаты, иллюстративный материал.

3. Повтори слова, необходимые для составления комментария к презентации.

 4. Текст слайда должен состоять из кратких и простых по грамматической структуре предложений.

5. Иллюстрации должны отражать содержащуюся на слайде информацию.

6. Слайды должны быть логически последовательными.

 7. Не забывай, что при представлении презентации комментарии к слайдам должны содержать больший объем информации, чем отражено на самом слайде.

 8. Дизайн слайдов должен быть выдержан в едином стиле и не мешать восприятию содержащейся на нем

  4.17.Подготовка сообщений по  роману  А.Рыбакова «Дети Арбата».

           В 1988 году  для многочисленных почитателей творчества  А.Рыбакова стало событием появление на полках книжных магазинов  романа «Дети Арбата». 

          Это произведение, написанное на основе  жизненных драм человека эпохи сталинизма, не могло не взволновать поколение советских людей, чья сознательная жизнь началась уже после революции и гражданской войны, а юность проходила в годы становления тоталитарной сталинской системы.
          Соратники по перу прежде всего обратили внимание на   автобиографичность романа.

         Так,  в письме А.Т.Твардовского , поэта и редактора журнала «Новый мир»,  мы отмечаем: «Каждый писатель мечтает о своей главной книге, но не всякий, даже очень талантливый, ее создает, потому что не находит того, что должно послужить для нее материалом. Вы нашли свой золотой клад. Этот клад – ваша собственная жизнь…»

       Писателю удается  в своём романе передать  атмосферу того времени, когда люди одного социального статуса оказывались по разные стороны баррикады:  с одной стороны, колесо репрессий ломало судьбы одних, подобных Саше Панкратову,   с другой стороны,  их однокашники попадают во властные структуры.

      Временные рамки романа «Дети Арбата» – трагические в истории страны 1933 – 1934 годы.

     Герои романа – молодые люди с Арбата, вступившие в конфликт  со временем. Об их судьбах, характерах, мироощущениях рассказывает этот роман, который  не может не  заинтересовать молодого читателя, нашего современника.

       Для обучающихся предлагается подготовка сообщения по содержанию   и идейно- художественному своеобразию романа.

Сообщение - это информация, часто краткая, переданная от одного лица другому.

Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.

Этапы работы над сообщением.

1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.

2. Составление списка используемой литературы.

3. Обработка и систематизация информации.

4. Написание сообщения.

5. Публичное выступление и защита сообщения.

Требования к оформлению и защите сообщения.

Типовая структура сообщения.

1. Титульный лист.

2. План

3. Основная часть.

4. Список литературы.

3. Требования к оформлению разделов доклада.

Защита продолжается в течение 3 минут, при этом коротко сообщаются выводы по проведенной работе, указывается краткое содержание сообщения.

5. Автору сообщения по окончании защиты экзаменаторами могут быть заданы вопросы по теме сообщения.

4.18.Подготовка сообщений по роману «Прокляты и убиты» В.Астафьева.

       В постперестроечное время широкий резонанс вызвал   и роман «Прокляты и убиты» В.Астафьева.

       Первая книга романа «Чёртова яма» написана в 1990—1992 годах, вторая книга в 1992—1994 годах. Роман не окончен, в марте 2000 года писатель заявил о прекращении работы над романом,   потому что получился он « не просто тяжёлый и страшный, поражающий правдой жизни,   о которой не принято было говорить», но и отличающийся от других произведений о войне прямотой суждения автора, категоричностью.

      В.Астафьев, участник боевых сражений, неоднократно создававший лирические произведения  о пережитом, в  романе «Прокляты и убиты»  вновь возвращается    к теме  Великой  Отечественной  войны  и историческим  событиям того времени.          Красной нитью через роман проходит идея Божьего наказания советских людей посредством войны.

    Роман «Прокляты и убиты» В.Астафьева – роман – обвинение тех, кто развязал войну  и позволил убивать невинных, «стараясь мясом завалить, кровью затопить громаду наступающего противника».

     Писатель  в произведении поднимает сложные нравственные проблемы:  

   1) взаимоотношений между людьми в условиях войны,

   2) конфликта между христианской моралью и патриотизмом,

   3) маленького человека,  столкнувшегося   с системой тоталитарного государства.  

    Не менее важна для подрастающего поколения проблема становления людей, чья юность выпала на тяжелейшие годы.

  План написания доклада.

1.Выбор темы.

2.Выбор источников

3.План действий.

 Для того чтобы грамотно написать доклад, необходимо составить план. Таким образом, весь текст делится на подзаголовки. Глядя на план, докладчик сразу будет понимать, о чем ему необходимо говорить. Как правило, доклад имеет приблизительно 5-6 пунктов.

4.Подготовка речи защиты.

 Зачастую на защиту докладчику выделяется 4-5 минут. Необходимо выбрать самое главное из общего текста. Информация должна быть изложена четко и ясно, чтобы слушатели сразу вас поняли.

 5.Подготовка к вопросам.

      После защиты докладчику, как правило, задают вопросы по работе. Именно поэтому он должен быть готов ко всему.

5.  Инструкции по выполнению самостоятельной учебной работы

Тема 5.1.Чтение и анализ  «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина.  Драмы « Борис Годунов», «Моцарт и Сальери» ( по выбору преподавателя).

Методические указания:

  1. Самостоятельно прочитать трагедию А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

Дать   характеристику  персонажам  «маленькой трагедии».

  1. Проанализируйте причины преступления Сальери. Почему отказался А.С.Пушкин  от первоначального названия произведения  «Зависть»?

Выпишите из текста цитаты, которые стали крылатыми выражениями.

Задание выполняется в соответствии с п.п.1 п.2.2.1.

Критерии оценок:

оценка «5»

- правильно подобраны  цитаты, характеризующие персонажей драмы;

обучающийся верно  аргументирует свой выбор при выполнении заданий.

оценка «4»

- ошибся при подборе 1цитаты;

- не сумел аргументировать выбор одной из  цитат;

оценка «3»

- ошибся при подборе 2-3 цитат;

- не сумел аргументировать выбор 2-3 цитат.

оценка «2»

- обучающийся демонстрирует полное непонимание жанровых особенностей текста.

Тема 5.2. Подготовка к выразительному  чтению драмы « Маскарад»  М.Ю. Лермонтова

 

Методические указания

1.Прочитайте драму « Маскарад»  М.Ю. Лермонтова. Узнайте историю постановки драмы на русской сцене.

2.Посмотрите  экранизацию драмы, подготовьте фрагмент для выразительного чтения,

определив  для себя нравственные и идейные позиции героев произведения.   

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.2.2.2.

Критерии оценивания выразительного чтения:

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает текст, выразительно  его читает.

                    Оценка  "4"  - знает текст,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, отсутствует выразительность.

Тема 5. 3 . Чтение и анализ главы «Нужно любить Россию»  из книги «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя.

       

Методические указания

  1. Прочитайте главу «Нужно любить Россию»  из книги «Выбранные места из переписки с друзьями 
  2. Составьте тезисный план, выделив основные мысли этой главы.
  3. В чём видит Н.В.Гоголь выражение истинной любви к России?
  4. Что Гоголь называет «страшными врагами душевными»? Почему?
  5. Как вы понимаете фразу Гоголя «Сострадание есть уже начало  любви»?

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.2.2.3

Критерии оценок подготовленных тезисов:

оценка «5»

-основные мысли определены верно, в заданном объеме;

-ответ аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

оценка «4»

- основные мысли определены  не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе слов.

оценка «3»

-тема высказывания раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный.

 оценка «2»

-тема главы  не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен.

Тема 5.4. Составить  характеристику героинь драмы, сопоставив  Ларису Огудалову, героиню драмы «Бесприданница»  с Катериной Кабановой, героиней драмы «Гроза».

Методические указания:

1.Самостоятельно прочитать драму «Бесприданница» А.Н.Островского, определить проблематику драмы.

2. Сопоставить   Ларису Огудалову, героиню драмы «Бесприданница»,  с Катериной Кабановой, героиней драмы «Гроза»: что подчёркивает автор в своих персонажах?

Катерина

Лариса

 Общее: романтические образы, любовь- главное в их жизни…

Душа Катерины вырастает из народных песен, сказок и легенд, …

«Какая у неё улыбка ангельская…» (Борис)

Лариса Огудалова – девушка …хрупкая и незащитная…

«Ведь в Ларисе Дмитриевне   земного, этого житейского нет… (Кнуров)

….

Отличие:...

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.2.2.4

Критерии оценок:

оценка «5»

- правильно подобраны  цитаты, характеризующие героинь драм А.Н.Островского;

обучающийся верно  аргументирует свой выбор при выполнении заданий.

оценка «4»

- ошибся при подборе 1цитаты;

- не сумел аргументировать выбор одной из  цитат;

оценка «3»

- ошибся при подборе 2-3 цитат;

- не сумел аргументировать выбор 2-3 цитат.

оценка «2»

- обучающийся демонстрирует полное непонимание текста, характера героинь.

  Тема 5.5. Обзор идейного содержания романов  «Рудин», «Накануне» И.С.Тургенева (по выбору преподавателя и обучающихся).

Методические указания:

1.Используя дополнительную литературу и материалы Интернета,  выполнить библиографический обзор романов И.С.Тургенева.

2. Как меняется социальная тема в романах И.С.Тургенева в разные периоды его творчества?

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.2.2.5.

Критерии оценок:

оценка «5»

- обучающийся  рассказывает, а не читает сообщение;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

оценка «4»

- обучающийся  рассказывает, заглядывая в текст сообщения;

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе слов.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- -студент  демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный.

 оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен.

Тема 5.6. Чтение и анализ рассказа «Маленькая ошибка» Н.С.Лескова: смысл названия.

Методические указания:

1.Самостоятельно прочитать рассказ «Маленькая ошибка» Н.С.Лескова, определить  его проблематику.

2.Каков смысл названия рассказа?

Критерии оценок

оценка «5»

обучающийся верно определил основные  эпизоды, характеризующие героя;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий.

оценка «4»

- обучающийся  выделил не все эпизоды, характеризующие героя;  

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе примеров из текста.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся  демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный.

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен.

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.2.2.6.

Тема 5. 7. Анализ и характеристика  героев семейного романа «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина

Методические указания:

1.Самостоятельно выбрать персонажа романа, определив  его место в развитии сюжета произведения.

2.Ответить на вопрос: возможно ли духовное возрождение Иудушки?

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.2.2.7.

Критерии оценок

оценка «5»

обучающийся верно определил основные  эпизоды, характеризующие героя;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий.

оценка «4»

- обучающийся  выделил не все эпизоды, характеризующие героя;  

-словарный  запас достаточный, но наблюдается   некоторое затруднение при подборе примеров из текста.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся  демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный.

оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен.

  Тема 5.8.   Анализ эпизодов романа «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского: образ маленького человека в повествовании (по выбору обучающихся).

Методические указания:

1.Самостоятельно прочитать один из предложенных эпизодов романа, определив  его место в развитии сюжета произведения и  характеристике героев.(часть 1, гл.1, ч.4 гл.8-9, эпилог и послесловие)

2.Каков  образ маленького человека в повествовании?

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.2.2.8.

Тема 5.9.Характеристика исторических персонажей в повести «Хаджи-Мурат» Л.Н.Толстого.

Методические указания:

1.Самостоятельно найти эпизоды  повести, в которых дается характеристика того или иного исторического персонажа повести «Хаджи-Мурат» Л.Н.Толстого .

2. Заполнить таблицу.

Параметры сопоставления

Хаджи Мурат

Шамиль

Граф Воронцов

Николай 1

1.Социальный статус

2.  Портрет

3.Личные качества

4. Образ мыслей

5.Поступки героев

6.Авторское отношение

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.2.2.9.

Тема 5.10.Анализ проблематики пьесы   «Чайка» А.П.Чехова.

Методические указания:

1.Самостоятельно прочитать пьесу «Чайка» А.П.Чехова , определить проблематику драмы.

2. В чём вы видите новизну драматического искусства в чеховской «Чайке»?

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.2.2.10.

Критерии оценок  подготовленного сообщения:

оценка «5»

- обучающийся рассказывает, а не читает сообщение;  

-тема раскрыта  в заданном объеме;

-рассказ аргументированный, четкий;

-словарный запас адекватен поставленной задаче;

оценка «4»

- обучающийся рассказывает, заглядывая в текст сообщения;

-тема раскрыта не в полном объеме;

-словарный  запас достаточный, но наблюдается  затруднение при подборе слов.

оценка «3»

-тема раскрыта в ограниченном объеме;

- обучающийся демонстрирует  неспособность   логично и связно высказываться;

-словарный запас ограниченный.

 оценка «2»

-тема не раскрыта;

-словарный   запас недостаточен

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.2.2.10.

             

Тема  5.11. Чтение  и анализ стихотворений К.Л. Хетагурова (по выбору обучающихся).

Методические указания

  1. Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворения К.Л. Хетагурова (по выбору обучающихся).
  2. При анализе лирического произведения  опираться на план анализа

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.2.2.8.

 Тема 5.12. Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений К.Д.Бальмонта (по выбору обучающихся).

Методические указания

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворения К.Д. Бальмонта (по выбору обучающихся).
  2. Выполнить анализ  стихотвореният«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»

 Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под названием «Четверогласие стихий». В него вошло стихотворение «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…», в котором автор дает ответ на вопрос, что именно является для него важным и первостепенным.

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.3.1.

Критерии оценивания выразительного чтения:

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

                    Оценка  "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

 Тема 5.13.Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений Н.С.Гумилёва

Методические указания

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворения  Н.С.Гумилёва (по выбору обучающихся).
  2. Подготовить и анализ стихотворения  Н.С.Гумилёва (по выбору обучающихся).

 «Каким предстает лирический герой Гумилева?

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.3.2.

Критерии оценок

Оценка "5" - выполнены правильно все требования к чтению

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

                    Оценка  "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

   Тема 5.14. Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений

И .Северянина.

Методические указания

  1. Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворения И.Северянина (по выбору обучающихся).
  2. При анализе лирического произведения  опираться на план анализа
  3.  Какие чувства вызывает стихотворение?

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.3.3.

Критерии оценок

Оценка "5" - выполнены правильно все требования к чтению

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

                    Оценка  "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Тема 5.15.Чтение и анализ Н.А.Клюева (по выбору обучающегося).

Методические указания

  1. Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворения  Н.А. Клюева (по выбору обучающихся).
  2. При анализе лирического произведения  опираться на план анализа
  3.  Какие чувства вызывает стихотворение?

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.3.4.

Критерии оценок

Оценка "5" - выполнены правильно все требования к чтению

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

                    Оценка  "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

  Тема 5.16. Подготовка презентаций по роману «Белая гвардия» или   пьесе «Дни Турбиных».

Методические указания

  1. Подготовить презентаций по роману «Белая гвардия» или   пьесе «Дни Турбиных».
  2. Можно ли назвать Турбиных, главных героев романа «Белая гвардия» или   пьесы «Дни Турбиных», побеждёнными?

 Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.5.3.

Критерии оценок

«5» - полнота использования учебного материала.

 Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта.

Грамотность (терминологическая и орфографическая).

. Самостоятельность при составлении.

«4» - использование учебного материала неполное.

 Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями)

Самостоятельность при составлении.

 «3» - использование учебного материала неполное.

Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта.

 «2» - использование учебного материала неполное.

   Отсутствует наглядность . Несамостоятельность при составлении.

Тема 5.17.Подготовка сообщений по  роману  А.Рыбакова «Дети Арбата».

Методические указания

  1. Подготовить сообщения по  роману  А.Рыбакова «Дети Арбата»  (по выбору обучающихся).
  2. Подготовить ответ на вопрос: каковы уроки истории и уроки нравственности а романе

«Дети Арбата».

Критерии оценок

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий понимание изучаемого текста;

       Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает умение объяснять взаимосвязь событий, однако могут быть допущены неточности

        Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании  текста, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при устном ответе; о\

Допускается не более двух- трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке

        Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания текста в целом, слабое владение литературным языком.

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.4.1

  Тема 5.18. Подготовка  сообщений по  роману  В.Астафьева «Прокляты и убиты».

Методические указания

  1. Подготовить сообщения по  роману  В.Астафьева «Прокляты и убиты».
  2. В  чём заключается резкость и категоричность авторской позиции   по отношению к проблемам Великой Отечественной  войны в романе «Прокляты и убиты?»

Задание выполняется в соответствии с п.п.2 п.4.2

Критерии оценок

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий понимание изучаемого текста;

       Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает умение объяснять взаимосвязь событий, однако могут быть допущены неточности

        Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании  текста, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при устном ответе; о\

Допускается не более двух- трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке

        Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания текста в целом, слабое владение литературным языком.

6.Список рекомендованной литературы

Основные источники

  1. Красовский, В. Е.  Литература: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 650 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11359-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467570   (дата обращения: 06.06.2021).
  2. Русская и зарубежная литература: учебник / под ред. проф. В.К. Сигова. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 512 с. - ISBN 978-5-16-010582-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/987475  (дата обращения: 06.06.2021).
  3. Русский язык и литература. Часть 2. Литература: учебник / В. К. Сигов, Е. В. Иванова, Т. М. Колядич, Е. Н. Чернозёмова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 491 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-013325-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1222620   (дата обращения: 06.06.2021). – Режим доступа: по подписке.

Дополнительные источники

  1. История русской литературы XX-XXI веков: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Мескин [и др.]; под общей редакцией В. А. Мескина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01425-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452679  (дата обращения: 06.06.2021).
  2. Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 1. XIX век: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Чернец [и др.]; под редакцией Л. В. Чернец. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 212 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07963-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470577  (дата обращения: 06.06.2021).
  3. Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Романова [и др.]; под редакцией Г. И. Романовой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 232 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07770-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470415  (дата обращения: 06.06.2021).
  4. Сафонов, А. А.  Литература. 10 класс. Хрестоматия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 211 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472376  (дата обращения: 06.06.2021).
  5. Сафонов, А. А.  Литература. 11 класс. Хрестоматия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472515  (дата обращения: 06.06.2021).
  6. Литература народов России : учебное пособие / под ред. Р. З. Хайруллина, Т. И. Зайцевой. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 395 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-014814-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1005807   

Интернет-ресурсы

  1. Культура письменной речи: сайт. -  URL: http://gramma.ru/ (дата обращения: 06.06.2021).-Текс: электронный
  2. Российская государственная детская библиотека: официальный сайт. - URL: www.rgdb.ru(дата обращения: 06.06.2021).-Текс: электронный
  3. Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ: русский язык для всех: сайт.-  URL: www.gramota.ru (дата обращения: 06.06.2021).-Текс: электронный
  4. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия: «Энциклопедия Кругосвет»: сайт. -  URL: www.krugosvet.ru(дата обращения: 06.06.2021).-Текс: электронный
  5. Электронная библиотечная система Znanium.com: сайт. -URL:  http://znanium.com(дата обращения: 06.06.2021).-Текс: электронный
  6. Электронная библиотечная система Юрайт: сайт. - URL:  https://urait.ru/  (дата обращения: 06.06.2021).-Текс: электронный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по учебной практике для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

В методические указаниях представлен план учебной практики комплект практических заданий и методических указаний к ним по темам, входящим в структуру двух профессиональных модулей, а именно ПМ.01 ...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность

Методические указания предназначены для  обеспечения эффективности организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность для специальности СПО 19.02....

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)

Методические указания по изучению темы «Осуществление сестринской помощи в трансфузиологии» предназначены для проведения практических занятий по МДК 02.01. Сестринский уход при различных з...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)Десмургия: мягкие повязки

Методические указания по изучению темы «Десмургия» разработано для проведения практических занятий по МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 2. Сестринс...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело. Сестринский уход: при механических травмах, травматическом шоке, синдроме длительного сдавливания

Травматизм делит 2-3 место в общей структуре летальности с онкологическими заболеваниями (на первом месте – смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы) и занимает 3 место среди причин...

Экономика: методические указания к выполнению практических работдля обучающихся по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)». Предназначены  для закреплениятеоретических знаний и прак...

Экономика: методические указания к выполнению практических работдля обучающихся по специальностям 43.02.15 Поварское и кондитерское дело; 43.02.14 Гостиничное дело

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностиДля обучающихся по специальностям43.02.15 Поварское и кондитерское дело43.02.14 Гостиничное делоПредназначены...