Презентация к лекции для студентов специальности "Учитель начальных классов"
презентация к уроку

Нечепаева Светлана Анатольевна

Презентация к лекции по теме: "Звуковой анализ и синтез в период обучения грамоте". В презентации представлены основные исторические сведения о системе формирования методики обучения младших школьников Звуковому анализу и синтезу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуковой анализ и синтез в период обучения грамоте Преподаватель Нечепаева Светлана Анатольевна Губернский педагогический колледж г. Воронеж 2020 г.

Слайд 2

Метод обучения грамоте . План Классификация методов обучения Краткий исторический обзор Звуковой метод К. Ушинского

Слайд 3

Классификация методов обучения грамоте . Метод – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. ( Пед . энцик . С. 566) Принцип классификации методов ОГ Единица чтения Характер мыслительных операций Очерёдность чтения и письма

Слайд 4

Буквослагательный (синтетический) метод обучения грамоте. Метод чтения-письма Последовательность обучения: заучивание букв в порядке алфавита; складывание слогов; чтение слов по складам; чтение слогов и слов “по верхам” Слово, Зело Люди, И Он, Мыслите Наш Аз

Слайд 5

Буквослагательный (синтетический) метод обучения грамоте. Метод чтения-письма Недостатки: механическое усвоение элементов грамоты, букв, слогов; оторван от живой речи детей; сложное название букв затрудняло понимание; не требовалось слитного чтения слогов; письмо оторвано от чтения; не было системы в подборе слов и текстов для чтения; не учитывался возраст учащихся ; звуковым упражнениям отводилось незначительное место; навык грамотного письма приобретался благодаря списыванию с образцов; низкая эффективность метода.

Слайд 6

Слоговой (синтетический) Метод чтения-письма Последовательность обучения: 1) заучивание букв алфавита; 2) заучивание слогов; 3) упражнения в чтении двухсложных слов из знакомых слогов; 4) заучивание слогов в 3-4 буквы (кот, ты, мак, мама) 5) упражнение в чтении слов из заученных слогов; 6) упражнение в чтении текстов.

Слайд 7

Слоговой (синтетический) Положительные черты: 1) водится упрощенное название букв; 2) слоги заучиваются без названия букв; 3) для первых упражнений в чтении даются слова из знакомых слогов; 4) вводится система постепенного чтения более длинных слов Недостатки : 1)механическое усвоение элементов грамоты; 2)не знакомит учащихся со «строением» слов; 3)чтение и письмо в отрыве; 4)тексты без учета возрастных особенностей.

Слайд 8

Метод целых слов Последовательность обучения: 1) дети запоминают большое количество целых слов без знания их звукового и буквенного состава; 2) анализ изученных слов; 3) чтение предложений из знакомых слов. Недостатки : - не применялся звуковой анализ живой речи; - обучение основано на памяти; - низкая грамотность.

Слайд 9

Слого-слуховой метод ОГ Л.Н. Толстого. Аналитико-синтетический. Чтения-письма. Достоинства метода: 1) ввел термин звук и добуквенные упражнения в разложении слов на звуки; 2) складывание и разложение на слух слогов и слов помогало ученикам быстро усвоить анализ и синтез речи; 3) применил одновременное обучение чтению и письму; 4) ввел с первых уроков ОГ запись печатным шрифтом изучаемых букв и слов и запись их под диктовку; 5) добивался сознательного чтения: а) путем создания материала для чтения, который близок и понятен детям; б) путем постепенного усложнения текстов для чтения по принципу: от простого к сложному; 6) ввел новое положение в методику: постепенность усложнения упражнений в чтении.

Слайд 10

Звуковой аналитический метод чтения – письма Золотова ( Жакото ) направлен на стимулирование умственной деятельности обучаемого Последовательность обучения : 1) показ целого предложения, на наборном полотне 2) разбиение предложения на слова устно и с помощью набора слов из букв; 3) деление каждого слова на слоги и запоминание каждого слога; 4) разбиение каждого слога на звуки и буквы , запоминание каждой буквы и её звукового значения. Жозеф Жакото (1770 – 1840), фр. педагог

Слайд 11

Звуковой аналитический метод чтения – письма Золотова ( Жакото ) направлен на стимулирование умственной деятельности обучаемого Недостатки: 1) механическое запоминание слов, слогов без понимания их звукового состава; 2) недостаток звуковых упражнений. Положительные черты: 1) обращалось внимание на звук; 2) аналитический метод.

Слайд 12

Звуковой синтетический метод чтения – письма Н.А. Корфа . Последовательность обучения: 1) изучение отдельных звуков и букв; 2) синтетическая работа - соединение звуков и букв в слоги и слова; 3) изучение отдельных звуков и букв и т.д. Недостатки : - звуки, взятые отдельно, не всегда соответствовали звукам, входящим в слоги и слова; (например [ д ] сад) - напоминал буквослагательный метод. Аналитический или синтетический методы не решали проблему обучения чтению и письму эффективно

Слайд 13

Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского – чтения-письма ( позднее Тихомиров, Флеров, Вахтеров ) Положительное : 1) объединены анализ и синтез, как поддерживающие друг друга методы ( нельзя отделять чтение от письма ); 2) первый научно обоснованный метод; 3) параллельное обучение чтению и письму ( осы, усы. У осы усы.) 4) параллельное изучение письменного и печатного шрифта; Недостатки: 1) гласные звуки и буквы изучались подряд; 2) не было четкой последовательности в изучении согласных звуков; 3) йотированные гласные изучались как обозначающие один звук: 4) оглушение не учитывалось.

Слайд 14

Современный звуковой анализ и синтез. Научно разработан С.П. Редозубовым. Приёмы анализа и синтеза при обучении чтению Выделение слов из речевого потока (предложения); Выделение звука нового (этого урока) Перечисление звуков в слове, их последовательное называние; Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление из разрезной азбуки; Образование слоговых таблиц на базе согласного ( ма , мо, му, мы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕЧЕНЬ заданий для проведения экзамена по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Для студентов по специальности 050715 Корр

ПЕРЕЧЕНЬзаданий для проведения экзаменапо ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обр...

Лекция "Организация обучения математике в начальных классах"

Тема. Организация обучения математике в начальных классах.Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), 2 часа. Лекция носит ознакомительный характер.Задачи: обучающие должны знать:-  содержание...

Лекция по теме "Учебно – методический комплекспо учебным дисциплинам учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования"

Рассматриваются такие вопросы, как:1. Что такое методическая деятельность?2. Виды методической деятельности.3. Виды методических умений.4. И другое....

Развитие компетенций у студентов преподавание начальных классов

Развитие коммуникативных навыков. Ведущий. Доброго дня дорогие студенты! Цель  занятия научиться эффективно взаимодействовать с людьми.Как вы думаете, для профессии учитель начальных классов...

Лекции 1-5 по Психодиагностике в деятельности учителя начальных классов

Представлены первые 5 лекций по Психодиагностике...