ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского»
ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»
Преподаватель русского языка и литературы Горяинова Г. Г.
Апрель 2020
Цели игры:
- повторение, закрепление, углубление материала по темам: Фонетика, Фразеология, Лексика, Литературные нормы, Морфология, Этимология, Грамматика, Морфемика
- стимулирование познавательного интереса к дисциплине Русский язык
- формирование чувства коллективизма и соперничества
Технология: групповая
Оборудование: компьютер, проектор, экран, канцелярские принадлежности для финального раунда
Участники: 2 команды по 6 человек
План игры:
- Организационный момент (4 мин)
- Основная часть: «Своя игра» (40 мин)
- Подведение итогов (1 мин)
Ход игры:
- Организационный момент
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Автор: И. Бунин Слово. 1915.
Добрый день, гости и участники игры! Я приветствую Вас на викторине «Своя игра». В этой игре участие принимают две команды.
- Основная часть: «Своя игра»
Правила игры:
«Своя игра» состоит из трёх раундов и финала. Каждый раунд включает в себя 3 категории по 4 вопроса (12 вопросов). Вопросы располагаются слева направо по степени сложности. Каждый вопрос имеет свою стоимость (от 10 до 40 баллов).
Начинает игру команды по жребию. Выбор темы и стоимость вопроса определяет капитан. Ведущий зачитывает вопрос. Даётся время на обсуждение (не более 1 минуты), затем капитан даёт ответ. Правильный ответ прибавляет стоимость вопроса к имеющимся очкам, неправильный – отнимает. При неверном ответе право ответа переходит к команде-сопернику без предоставления времени на обсуждение.
Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: «кот в мешке» и «вопрос-аукцион». Вопрос «кот в мешке» автоматически переходит к команде-сопернику. «Вопрос-аукцион» даёт командам право повысить его стоимость. Отвечает на «Вопрос-аукцион» та команда, которая назначила большую стоимость. Верные ответы на «кота в мешке» и «аукцион» добавляют баллы, неверные – снимают.
Каждый последующий раунд начинает команда, имеющая меньшее количество очков.
Финальный раунд представляет собой 7 категорий. Капитаны команд поочерёдно вычёркивают те категории, которые им не нравятся. Оставшаяся категория разыгрывается. Даётся время на обсуждение ответа и запись его на листах. Затем капитаны зачитывают свой ответ (сдают ведущему). Правильный ответ увеличивает общую сумму очков на сделанную ставку, неправильный – уменьшает.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
ПЕРВЫЙ РАУНД
Фонетика
10 – Прочитайте слово лён по звукам справа налево ( 100 очков).
Ответ: ноль.
20 – Сколько звуков [o]в слове молокозавод (200 очков)?
Ответ: один (последний ударный)
30 – Решите шараду и назовите слова (300 очков):
С глухим траву она срезает, Со звонким – листья объедает.
Ответ: коса – коза.
40 – Во времена Пушкина ударение некоторых слов отличалось от современного образца. Найдите эти слова и назовите их в соответствии с современной нормой.
Ответ: СчастлИвый, ЭпИграфы, мУзыка.
Фразеология
10 – Назовите русские фразеологизмы, которые синонимичны европейским: английский: похожи как две горошины в стручке; немецкий: похожи как одно яйцо на другое.
Ответ: похожи как две капли воды.
20 – Этот головной убор опасен для здоровья человека, нечистого на руку. Назовите его.
Ответ: Шапка (фразеологизм: на воре и шапка горит)
30 – В русском языке есть фразеологизмы начать с азов, аза в глаза не видал.Что же такое аз?
Ответ: аз – первая буква кириллицы.
40 – Вопрос-аукцион.
Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому хорошему коту – хорошую крысу.
Ответ: Большому кораблю – большое плаванье.
Лексика
10 – «Кот в мешке»
Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. Назовите ее.
Ответ: памятник букве Ё был поставлен на родине ее автора Н.М. Карамзина
20 – Можно ли сказать: Я взял тост?
Ответ: можно, если тост -кусочек жареного хлеба.
30 – Сапфирный, индиго, васильковый, маренго. Какое из этих слов лишнее?
Ответ: маренго — оттенок черного цвета, все остальные оттенки синего.
40 – В 19 веке один английский граф нанял для своего имения в Ирландии управляющего. Он был суровым человеком, часто наказывал крестьян и фермеров, а если у них не было денег, чтобы оплатить аренду, без жалости выгонял их. Люди, наслышанные о его жестокости, отказывались иметь с ним какие – либо дела. Соседи перестали с ним разговаривать, магазины перестали его обслуживать, а в церкви не садились рядом и не разговаривали с ним. С тех пор наказание человека полной изоляцией именуется фамилией управляющего. Назовите фамилию управляющего.
Ответ: Чарльз Канингэм Бойкотт.
ВТОРОЙ РАУНД
Все мы ошибаемся.
10 - Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё. Казалось бы, эти словосочетания ошибочны – нелогичны. Почему стали возможны подобные словосочетания?
Ответ: в связи с утратой исторического значения имен существительных: Новгород новый город, бельё – белое, некрашеное полотно, чернила – от глагола чернить – «делать черным»
20 – В стихотворении В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:
Этот, вот кричит:
«Не трожь тех, кто меньше ростом!»
Этот мальчик так хорош – Загляденье просто!
В каком слове нарушена литературная норма?
Ответ: для придания детскости речи героя автор вместо литературной формы повелительного наклонения глагола (не тронь) употребляет просторечную (не трожь).
30 – Перед вами строки из известной песни к кинофильму «Москва слезам не верит»:
Москву рябины красили,
Дубы стояли князями,
Но не они, а ясени
Без спросу наросли.
(Д.Сухарев, Ю.Визбор)
В каком слове нарушена литературная норма?
Ответ: авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями, для того чтобы подчеркнуть древность Москвы
40 – В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:
И со всей округи люди приходили к нам,
И со всех окрестных крыш слетались птицы,
Танцовщице золотой захлопав крыльями,
Как давно, как давно звучала музыка там.
В каком слове нарушена литературная норма?
Ответ: для сохранения размера стихотворения автор ставит ударение в слове танцовщИца на предпоследний слог (литературная норма - танцОвщица).
Части речи
10 – Какая змея может быть наречием?
Ответ: УЖ.
20 – Мыло, печь, плачь. Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи?
Ответ: одно (плачь - глагол, существительное плач пишется без мягкого знака).
30 - Перед вами строки из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час»:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.
Сколько существительных в этом фрагменте?
Ответ: девять существительных (ликующие, болтающие, обагряющие, погибающие – причастия, перешедшие в существительные + руки, кровь, стан, дело, любовь).
40 – Подберите к словам антонимы так, чтобы первые буквы составили слово, имеющее отношение ко всем в этом зале:
широкий
твёрдый
старый
скучный
дробный
неряшливый
Ответ:
Узкий
Мягкий
Новый
Интересный
Целый
Аккуратный УМНИЦА
Полиглоты
10 - Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк».
Ответ: Копилка
20 - Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей – «мужественный», Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его - это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо.
Ответ: Макароны
30 – «Кот в мешке».
Решите шараду и назовите слова: С глухим шипящим я числительное,
Со звонким – имя существительное.
Ответ: шесть – жесть
40 - Вопрос-аукцион.
Очень часто мы употребляем выражение баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение
Ответ: голова за голову (просторечное слово башка имеет этот же корень). Вероятно, этим выражением пользовались при обмене пленными
ТРЕТИЙ РАУНД
Этимология
10 - Как зовут костлявого персонажа русских сказок?
Ответ: Кощей (в корне мы наблюдаем чередование согласных ст/щ, ср. гостъ – угощение, тесть – теща).
20 – В какой день недели человек идет на шабашку?
Ответ: в субботу (идти на шабашку, пошабашить — поработать в выходные; слово шабаш в русский язык попало из идиша — еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало «Суббота». На древнееврейском это слово звучит похоже — шаббат)
30 – Название этого любимого нами фрукта в переводе с голландского означает «китайское яблоко». Что это?
Ответ: Апельсин
40 - «Тут ходили по струнке,
Мчался рыжий рысак,
Тут еще до чугунки
Был знаменитый кабак»
(Анна Андреевна Ахматова, «Царскосельская ода»)
Что раньше называли «чугункой»?
Ответ: Железную дорогу
Грамматика
10 - Угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа?
Ответ: Победить
20 – Бежать, ругать, пугать, ломать. Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные?
Ответ: Бежать
30 – Мертвец, покойник, кукла, дерево. Какие из этих существительных являются неодушевленными?
Ответ: дерево (винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья)
40 - Перед вами пары слов: песня и стих, гол и пас, два и три. Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство.
Ответ: Вторые слова могут пониматься как глагольные формы
Морфемика
10 - Мячик, лучик, огурчик, стульчик. В каком слове суффикс не такой, как в остальных?
Ответ: в слове стульчик суффикс -чик-, в остальных –ик
20 – Вопрос-аукцион.
Сколько приставок в слове недопонимать?
Ответ: две: недо- и по-
30 – «Кот в мешке».
Вам предложили поставить ва-банк. Сколько очков вы поставите?
Ответ: Все очки
40 – Сколько корневых групп в словах: горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.
Ответ: Три группы.
I группа: горе, горюшко, горевать;
II группа: гореть, пригореть, выгореть;
III группа: пригорок, горный, гористый, горец
ФИНАЛЬНЫЙ РАУНД
Категории:
1. Имена.
2. Города и горожане.
3. Молодежный жаргон.
4. Женский род.
5. Ударение.
6. Афоризмы.
7. Другие языки.
ВОПРОСЫ
1. Имена
Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».
Ответ: Варвара.
2. Города и горожане
На конкурсе молодых исполнителей мы услышали такой диалог:
- Я здесь с одним вяткинцем познакомился — отлично играет!
- Понимаю, о ком ты говоришь... Этот вятич и с прошлого конкурса увез гран-при...
- А мне кажется, что у этого вятчанина слишком агрессивная манера исполнения...
Так как же правильно назвать исполнителя из Вятки?
Ответ: вятич.
3. Молодежный жаргон
В песне «Тачанка» на стихи М.Рудермана есть такие строки:
Ты лети с дороги, птица,
Зверь, с дороги уходи,
Видишь, облако клубится,
Кони мчатся впереди.
И с налета, с поворота
По цепи врагов густой
Застрочит из пулемета
Пулеметчик молодой.
Какое из слов этой строфы на современном молодежном жаргоне означает «весело проводить время»?
Ответ: клубиться - веселиться в ночном клубе.
4. Женский род
Тюль, толь, мозоль, аэрозоль. Какие из этих слов относятся к женскому роду?
Ответ: мозоль.
5. Ударение
Решите шарады и назовите слова:
Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами
Ответ: козлы – козлы.
6. Афоризмы...
Продолжите знаменитый пушкинский афоризм: Чем меньше женщину мы любим...
Ответ: ...тем легче нравимся мы ей.
7. Другие языки
Название этого цветка в переводе с греческого означает «звезда». О каком цветке идет речь?
Ответ: астра (этот же корень находим в словах астрономия, астрология, астронавт).
- Подведение итогов игры.
Вот и подошла к завершению наша викторина.
Нам с вами, уважаемые участники, удалось повторить, закрепить, и углубить материал по темам: Фонетика, Фразеология, Лексика, Литературные нормы, Морфология, Этимология, грамматика, Морфемика; вы показали прекрасную работу в коллективе, не забывая при этом о здоровом соперничестве.
Надеюсь, игра вам понравилась, вы узнали для себя что-то новое и интересное.
Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/12/picture-611319-1631453653.jpg)
Открытый урок/внеклассное мероприятие по русскому языку "О скверном и святом"
Данная разработка направлена на развитие культуры речи студентов средних профессиональных учреждений и недопустимости употребления ненормативной лексики....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/19/picture-868237-1482126172.jpg)
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Пословица в труде задорница"
Данное мероприятие развивает познавательный интерес обучающихся. Филолог выполняет главную задачу по развитие речи, чтобы речь студентов была богатой, выразительной и разнообразной....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-959305-1508072986.jpg)
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» Литературно - краеведческая игра "Славим тебя, соловьиный наш край!"
Литературно- краеведческая игра "Славим тебяЮ соловьиный наш край!"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-959305-1508072986.jpg)
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» Квест-игра «Великая Победа»
Внеклассное мероприятие квест-игра "Великая Победа"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-959305-1508072986.jpg)
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
Литературная гостиная...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-959305-1508072986.jpg)
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» Викторина «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Викторина "Знатоки русского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/23/picture-956018-1706031914.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Знатоки русского языка"
Методическая разработка «Знатоки русского языка» содержит большой занимательный материал по основным разделам курса русского языка: лексике, фразеологии, фонетике, орфоэпии, этимологии, гр...