Региональный компонент в современном образовании
материал

Хаданович Алина Евгеньевна

Региональный компонент  в современном  образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent_v_sovremennom_obrazovanii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        

Значение регионального  компонента в системе образования

        Внедрение  регионального  компонента в общую  систему воспитательного  процесса,   является, на наш    взгляд, необходимым. Особенно  это  касается педагогического  учебного  заведения, в котором обучают  будущих  специалистов в области образования.  

        Каждый регион  имеет  свое лицо, а Дальневосточный регион, особенный.  Безусловно, знакомство  с особенностями  этого  региона может  осуществляться и через  литературу.

        Не случайно  в нашем учебном заведении проходят  занятия  в рамках  курса «Литература Камчатки», на которых  студенты имеют  возможность  познакомиться с именами  творцов и  хранителей  культуры нашего  края, с историей развития камчатской писательской организации. Учащимся интересен и фольклор  коренных  народов Севера, их  материальная, духовная культура, поэтому студенты с удовольствием принимают  участие в мероприятиях, которые посвящены региональному вопросу.  

        Не оставляем мы без  внимания и вопросы лингвистики. Как  шло  формирование  языков на Камчатке? Какие словари уже  созданы на Камчатке, какие только  готовятся к печати? Как протекает  работа по  сбору диалектного  материла в настоящее время? Занимаясь  этими  и др.  проблемами  и выступая на  студенческих  конференциях,  студенты получали заслуженные  грамоты и дипломы.

        Ну и конечно, не остается без  внимания и творчество  самих  учащихся. Но  прежде, чем писать  самим, нужно  хорошо  знать  литературу родного  края.  

        Иными словами, внедрение регионального компонента в систему образования (обучение и воспитание), наряду с другими  направлениями, является одним  из  актуальнейших  вопросов на современном этапе.

        


Следует  отметить, что  на уровне  правительства РФ решаются проблемы, связанные с судьбой   малочисленных  народов Севера и Дальнего  Востока. Создана Российская Ассоциация коренных  народов Севера и Дальнего  Востока в целях расширения региональной работы, принято  решение о  создании информационных  центров по защите окружающей среды и прав коренных народов. Девятого  августа отмечается Международный день  коренных  народов Камчатки и др.  регионов, к которому приурочены грандиозные  мероприятия в Быстринском районе, конференции, международные семинары с участием исследователей из  Японии, Аляски, Германии и  т. д.   Проходят  чудесные  концерты, на которых  выступают  национальные  хореографические коллективы, ансамбли Камчатки. Проводятся мастер-классы под  руководством заслуженных  артистов России (например, Екатериной Гиль). А сколько  художников, музыкантов, поэтов и писателей взрастила камчатская земля? Сколько  талантливых творческих  деятелей раскрыли свои таланты именно  здесь, на Камчатке. В 1974 г.  была создана Камчатская писательская организация Союза  писателей России.  В 1989г.  был  образован Фонд  компенсации в пользу народов Севера, в рамках  деятельности которого  были  утверждены премии  в различных  областях  культуры: литературная – имени Георгия Поротова; сценическая -  имени Александра Гиля; художественная  - имени Кирилла Килпалина. Затем была учреждена портретная галерея подвижников возрождения и  развития культуры  аборигенного  населения.  Обо всем  нужно  знать студентам, людям, проживающим в стране над океаном, чтобы чувствовать  гордость  за свой край.   Каждый  должен  понимать то, что  нужно  «любить и славить  эту землю» (В. Науменков).

        Целью  нашего  исследования является представление и  обобщение  программы воспитательной работы в группе профильного  отделения, направленной на формирование  познавательного интереса  к языку,  культуре, истории, традициям и обычаям  малочисленных народов Севера и  жителей Камчатки; развитие  творческих  способностей.

        Реализация этой программы должна проходить  по  следующим направлениям.

1.  Знакомство  с историей народов Камчатки, этапами заселения полуострова.  

2.    Знакомство с материальной  духовной культурой коренных  народов Севера.

3. Привлечение внимание к традициям, обычаям, религиозным  представлениям  народов Севера и Дальнего  Востока.

4.         Знакомство  с именами  творцов и хранителей культуры Камчатки.  

5.         Формирование и  развитие интереса к  камчатскому фольклору, литературе камчатских  писателей и поэтов; специальным периодическим изданиям.  

6.         Знакомство  с основными достижениями в области  этнолингвистики, формирование интереса к  особенностям  национального  языка коренных  народов Севера.

7.          Привлечение  к научной деятельности в рамках  регионального  вопроса.

8.        Привлечение внимания к работе творческих  коллективов Камчатки, художников, фотографов, мастеров.  

9.         Развитие  творческих  способностей учащихся.

10.        Формирование бережного  отношения к природе Камчатки.

         

        Как никогда прежде очевидной стала необходимость  изучать особенности культурных  накоплений каждой народности: как большого  государственного мегаполиса, так и крошечной народности в десятки  человек.

        Та, уникальная материальная, духовная культура, которая создавалась  тысячелетиями, нуждается в возрождении в начале  тысячелетия третьего.

        В педагогическом колледже уже несколько  лет  активно  осуществляется работа по  ознакомлению студентов с богатством камчатской литературы, традициями обычаями народов Севера, историей.  Мы считаем, что  эта работа особенно  необходима в данном учебном заведении, потому что  камчатский педагогический колледж готовит  будущих  учителей, воспитателей, то есть  специалистов, которые  в дальнейшем будут также воспитывать подрастающее поколение.  И как сказала Кузьмина М.В. в статье «Региональный компонент образовательного  стандарта – носитель национальной культуры региона», одним из  условий эффективности  региональной работы является социокультурная подготовка учителя и будущего  учителя. А так как настоящий учитель  - это носитель  культуры, то  в современных  условиях он «сам, овладевая основами национально-этнических жизни  народов, должен  осмыслить включение национальной культуры в содержание образовательных  программ, потому что одной из  актуальных  проблем  современной педагогики, является способность учителя органично  связать федеральный компонент содержания образования с особенностями региона». Таким образом, воспитательная и развивающая работа, которая уже несколько  лет  ведется  в данном направлении в камчатском педагогическом  колледже, является важной и нужной.

        Основными методами работы в данном русле являются: беседы на различные  темы,  проведение викторин, музыкально-поэтических  вечеров,  посещение концертных  залов города, музеев и выставок народного творчества, обсуждение мероприятий, которые  проходят  в камчатской области (например, национальных  праздников), знакомство  с поэтами  и писателями Камчатки, создание сборников стихотворений, выступление на творческих  вечерах и т.д.

        Содержание  работы по  некоторым  направлениям.

История

        На  уроках  истории  студенты изучают  прошлое нашего  Отечества и др.  стран, от  глубочайшей древности до  наших  дней. Но, на наш  взгляд, нужно  знать  историю  своего  края, знать  историю    народа, населяющего  полуостров. Нужно  знать происхождение названий населенных пунктов, судьбы  людей, имена  которых  носят  улицы нашего  города.    Об этом можно  говорить  и помимо  уроков, т. к.  знакомство  с историей поможет   по-настоящему полюбить  тот  край, в котором мы живем, учимся, работаем.         Мероприятия, классные  часы, касающиеся истории  можно  проводить по  самым разным  темам.  1. «Полуостров на краю света», 2. «Открывая Камчатку», 3. «В стране  огнедышащих  гор» (Экспедиция Витуса Беринга), 4.«Слава Российских  Колумбов», 5. «Камчатка в середине XIXв.»,  6. «История развития образования на Камчатке», 7. «Миссионерская деятельность  церкви», 8. «Декабристы и Камчатка»  и др.

        Если заглянуть  вглубь веков, то  мы увидим, что  у каждого  народа, населяющего  полуостров  Камчатка, своя история. Например, у ительменов говорит Петрашева В.В., «она насчитывает  не менее четырнадцати тысячелетий. Древним аборигенным  народом также являются коряки. Эвены  пришли на Камчатку около  трехсот  лет  назад, а алеуты появились  на Командорах  в XIX в.». Но  все эти  народы неизбежно соприкасались  друг  с другом, обмениваясь  в процессе развития достижениями  своей культуры.  Следы взаимодействия коряков и ительменов ярко  прослеживаются на материальной культуре. В связи  с этим интересна  будет  серия  классных  часов «Жизнь  и быт  народов Камчатки», «Традиции  и  обычаи народов Камчатки», «Искусство  национального  танца», «О разделении  мужского  и женского  труда» т.п.  

Лингвистика

На наш  взгляд, можно  включить лексику камчатского региона в общую  систему мероприятий, связанных  с жизнью  камчадалов. Учащиеся профильного  отделения по  специальности «Русский язык и литература», непременно, на наш  взгляд, должны быть  знакомы  с достижениями  в области  этнолингвистики.  Как  шло  формирование  языков на Камчатке? Есть  ли  единый язык-основа или прошла ассимиляция языков? А может, один  язык был  вытеснен  другим?  Какие словари уже  созданы на Камчатке, какие только  готовятся к печати? Как протекает  работа по  сбору диалектного  материла в настоящее время? Как возникли  камчатские  говоры?  Эти вопросы являются основой для разработки  классных часов, и мероприятий для студентов группы профильного  отделения, связанных  с проблемами  лингвистики.  Кроме того, многим интересно покажется то, что   внимание  к этим вопросам  приковано  не  только  со  стороны преподавателей, исследователей, проживающих  на Камчатке, но со  стороны иностранных специалистов. Так Минору Осима – профессор Центра лингвистических исследований университета коммерции Отару (Япония) выступал  на международном семинаре  в 2002 г. говорил  о  значении  изучения языков коренных  народов Северо-Тихоокеанского  региона.         Ежегодные  диалектологические экспедиции, организованные  лабораторией этнолингвистики  КамГУ, анализ  их результатов, описание  процесса сбора диалектного  материала - это  еще одно  направление работы в рамках  системы мероприятий, направленных  на развитие познавательного  интереса учащихся. Целый ряд классных  часов можно  предложить для проведения в этом русле: «Название растений и животных», «Наименований представителей коренных  народов севера», «Топонимика Камчатки», «Название  одежды в говорах  камчадалов», «Название кулинарных  блюд», «Название  предметов материальной культуры», «Рыболовецкая лексика в говорах  камчадалов», «Охотничья лексика в говорах  камчадалов» и  т.п. Многие вопросы уже были  затронуты  во  время работы с группой студентов. Некоторые материалы стали  основой для исследовательской  деятельности и превратились  научные статьи, с которыми учащиеся выступали  на студенческой конференции в КамГУ им. Витуса Беринга.

Литература  и  творческие работы

        Краеведческая линия особенно  важна сегодня, когда патриотизм, гражданственность обязаны не  просто  стать  словами. Каждый регион  имеет  свое лицо, а Дальневосточный регион, особенный.  Безусловно, знакомство  с особенностями  этого  региона может  осуществляться и через  литературу. Например,  помимо рассмотрения  произведений камчатских  авторов можно  обратиться к таким темам, как: «Мифы и  сказания народов Камчатки», «Образ  Кутха в фольклоре Камчатки» и др.    

        Все очевиднее  становится тот  факт, что  не  сама по  себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими  способностями является главным показателем всесторонне развитой личности. Развитие  творческих  способностей студентов можно  осуществлять при подготовке к различным  мероприятиям. Например, уже несколько  лет в  рамках предметно-цикловой комиссии проводят внеклассные  мероприятия по  литературе Камчатки, на которых  происходит знакомство студентов с произведениями известных  и начинающих  поэтов Дальнего  Востока. Учащиеся ежегодно принимают  активное участие  в музыкально-поэтических  вечерах, на которых  декламируют   собственные стихотворения и прозаические  миниатюры.  Эти тексты ежегодно  печатаются в сборниках «Паутина мыслей», выходящих  в свет  благодаря усилиям  самих  же студентов.  Такие поэтические вечера стали уже традиционными. Они  объединяют  учащихся разных  учебных  заведений, поскольку обращение к прекрасному и  возвышенному всегда привлекает  неравнодушных к миру искусства  людей.  А темы поэтических  вечеров («Природа Камчатки», «Времена года», «Уж  небо  осенью  дышало», «Камчатка - рыбацкая», «Камчатский край», «Мой дом  -  Петропавловск-Камчатский» и др.) вызывают  неподдельный интерес у молодежи к региональному аспекту.

Охрана природы.

        Уникальна природа камчатского  края. Так много стихов и песен посвящено красоте Камчатки, так много выпущено  красочных  изданий с чудесными фотографиями, множество  документальных фильмов снято о  чудесах  камчатской природы – все это  может  стать  материалом для  воспитательной работы. О том, что  нужно  сохранять  природные  богатства, следует  говорить  и в учебном заведении, тем более, что  это  актуальная проблема в настоящее время.  

В связи  с рассмотрением  данных  вопросов были  подготовлены выступления  на семинарах  и конференциях и написаны статьи.

1. Международный научно-практический семинар в Эссо «Дети  Севера -  уроки  культуры».

Тема доклада «Не вдруг  школа строилась»

2. «Бушелевские чтения»

Руководство секцией «Воспитание у школьников ценностного  отношения к Малой Родине».

Тема доклада «Значение внедрения регионального  компонента» в литературное образование».

3. Санеевские чтения

4. Выступления на заседаниях  ПЦК.

5.. Публикация статей по диалектологии, этнолингвистике, литературе Камчатки в научных сборниках  и периодических  изданиях.

6. Открытые уроки.

        

                                                                


        Хаданович  А.Е.

                                                                Педагогический колледж.  

        

Все очевиднее  становится тот  факт, что  не  сама по  себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими  способностями является главным показателем всесторонне развитой личности. Развитие  творческих  способностей студентов можно  осуществлять при подготовке к различным  мероприятиям. Например, уже несколько  лет в  рамках предметно-цикловой комиссии проводят внеклассные  мероприятия по  литературе Камчатки, на которых  происходит знакомство студентов с произведениями известных  и начинающих  поэтов Дальнего  Востока. Учащиеся ежегодно принимают  активное участие  в музыкально-поэтических  вечерах, на которых  декламируют   собственные стихотворения и прозаические  миниатюры.  Эти тексты ежегодно  печатаются в сборниках «Паутина мыслей», выходящих  в свет  благодаря усилиям  самих  же студентов.  Такие поэтические вечера стали уже традиционными. Они  объединяют  учащихся разных  учебных  заведений, поскольку обращение к прекрасному и  возвышенному всегда привлекает  неравнодушных к миру искусства  людей.  А темы поэтических  вечеров («Природа Камчатки», «Времена года», «Уж  небо  осенью  дышало», «Камчатка - рыбацкая», «Камчатский край», «Мой дом  -  Петропавловск-Камчатский» и др.) вызывают  неподдельный интерес у молодежи к региональному аспекту.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетенции выпускников средних учебных заведений с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда

Область исследования: информационные технологии, социологияОсновные концептуальные идеи:Спрос рынка труда на специалистов с чётким перечнем компетенций должен формировать требования образовательных ст...

Подросток и социальная сеть Мастер – класс на региональный конкурс "Год учителя закончился, век учителя настал"

    В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». При подготовке к конкурсному испытанию я опиралась на определение  М. М. Поташни...

Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"

Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...

Разработка региональной олимпиады по химии для учащихся СПО И НПО (2012-2013 уч.г.)

Материал включает в себя задания и ответы к ним олимпиады по химии...

Система мастер-классов, тренингов для повышения степени адаптации выпускников к региональному рынку труда

Проблема поиска работы, с которой сталкивается каждый человек, особенно актуальна для сегодняшнего выпускника, т.к. с каждым годом требования к выпускникам возрастают, ситуация трудоустройства усложня...

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

30 октября 2013 г. на заседании Президиума Российского исторического общества принята  Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.  Среди задач, которые с...

Региональная география

БразилияМексика...