Система мастер-классов, тренингов для повышения степени адаптации выпускников к региональному рынку труда
статья по теме

Проблема поиска работы, с которой сталкивается каждый человек, особенно актуальна для сегодняшнего выпускника, т.к. с каждым годом требования к выпускникам возрастают, ситуация трудоустройства усложняется тщательным критериальным отбором. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система мастер-классов, тренингов для повышения степени адаптации

выпускников к региональному рынку труда

Фурманенко О.Н. преподаватель экономических дисциплин

ГБОУ СПО РО «Константиновский сельскохозяйственный техникум»

«Требуются на работу» - пожалуй, это самая популярная рубрика в наших газетах. Проблема поиска работы, с которой сталкивается каждый человек, особенно актуальна для сегодняшнего выпускника, т.к. с каждым годом требования к выпускникам возрастают, ситуация трудоустройства усложняется тщательным критериальным отбором.

Молодым людям особенно трудно найти работу, ведь у них нет ни жизненного, ни трудового опыта. Но имея представления о том, какие требования предъявляет работодатель, они могут предпринять действенные меры для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. И еще, будучи студентом, заложить основу своих успехов.

В связи с этим службой содействия трудоустройства выпускников нашего техникума был проведен опрос руководителей различных предприятий Константиновского района, что именно играет решающую роль при принятии решения о приеме на работу.

Все работодатели отмечают особую важность собеседования, ведь большое значение имеет первое впечатление от общения с претендентом. Однако молодые люди, как правило, не умеют представлять себя, вести деловой разговор.

С целью исправления этих пробелов в образовании будущих соискателей вакантных мест на рынке труда в рамках дисциплины «Менеджмент» мною разработан факультативный курс "Самопрезентация личных и профессиональных качеств", в рамках которого проходит обучение студентов знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Задачами курса являются: обучение умениям и навыкам установления контактов; обучение этике делового взаимодействия; помощь в обретении собственного речевого стиля; обучение языку телодвижений.  E:\конференция\FH_8MnCelrc.jpg

Все занятия факультативного курса "Самопрезентация личных и профессиональных качеств" проходят в виде традиционного семинара-тренинга, то есть происходит чередование:

  • изложения проблемного материала и его обсуждения;
  • закрепления этого материала в виде разнообразных тренинговых мероприятий.E:\конференция\hog-a-0tU7I.jpg

К особенностям (то есть тому, что не является неспецифическим при проведении семинаров и тренингов) занятий по данному курсу можно отнести следующее:

  • использование видеоаппаратуры для записи эпизодов тренинга;
  • использование учебных видеоматериалов;
  • выдача вспомогательных печатных материалов (образцы листков самопрезентации, перечни необходимых упражнений и пр.) и материалов, репрезентирующих ситуацию семинара-тренинга.

Весь курс состоит из четырёх этапов, причем каждый из них обладает высокой степенью самостоятельности, направлен на решение независящих от содержания других этапов проблем. При желании студенты могут участвовать не во всем курсе, а только в некоторых этапах либо же в одном. Данные факультативные занятия проводятся на выпускных курсах по всем специальностям техникума.

На один этап отводится 5 часов времени. Каждое занятие (этап) состоит из четырех-пяти шагов. Продолжительность одного шага составляет около одного часа. Каждый шаг состоит из двух составляющих: просвещающей и реализационной - примерно по 30 минут каждая. В просвещающей части выдается определенная информация, закрепление которой происходит в реализационной части.

Первый этап посвящен изучению языка телодвижений: смысла отдельных жестов, смысла комбинаций жестов, контекстного смысла, а также того, как наилучшим образом располагать к себе людей.

Второй этап направлен на совершенствование вербальных возможностей студентов: развитие акустических характеристик речи, владение интонациями и риторическими оборотами.

Третий этап направлен на изменение стереотипа общения и установления социальных контактов, а именно на развитие умения и навыков самоотдачи в общении и вообще во взаимодействии с другими людьми, то есть на переход от своих проблем и потребностей к интересам партнера.

Четвертый этап полностью посвящен этике деятельности профессионального и организационного плана: тому, как наилучшим образом презентовать себя заочно, навыкам деловой этики, аксессуарам делового человека и пр.E:\конференция\KSxN1HcN9-4.jpg

Данный факультативный курс помогает выпускникам выработать собственный стиль самопрезентации, так как это тот ключ, который позволит получить человеческое признание. Ведь как сказал Оноре де Бальзак «Чтобы завоевать положение, мало одного ума... надо еще держать себя с умом!».

Однако не только на собеседовании определяется, насколько молодые люди являются подготовленными к работе. Во-первых, на предприятиях ведется профессиональный отбор претендентов с помощью психологических служб и специалистов, во-вторых, везде есть испытательный срок, что и позволяет работодателю выбрать наиболее подходящих кандидатов.

Руководители отмечают, что недостаточная профессиональная готовность – дело времени, обычно молодой специалист легко входит в работу, если он подготовлен в психологическом и социальном плане.

Установлено, что существует много причин, в результате которых сложно трудоустроиться выпускнику:

  • отсутствие стажа работы;
  • недостаток профессиональных умений;
  • неуверенность в себе;
  • неумение общаться;
  • моральные проблемы.

Основная проблема, среди вышеперечисленных причин, это активная позиция личности и осознание того, что работа необходима именно тому, кто ее ищет, и никто, кроме самой личности, ее поиск не организует.

Психологом техникума ежегодно проводятся тренинги-беседы с выпускниками техникума на тему «Психология новичка или как закрепиться на рабочем месте». Основными задачами этих занятий являются: приобретение психологической защищенности и устойчивости, будущих специалистов; предупреждение эффекта «растерянности», нестабильности при столкновении с реальными проблемами  в поисках рабочего места;  закрепление на предприятии, адаптация в новом коллективе.

В ходе беседы студенты с помощью психолога отвечают на вопросы:E:\психология новичка\15.04.2014\DSC_0744.JPG

  • Зачем живет человек? В чем Смысл жизни? (чтобы быть счастливым!)
  • Что дает ощущение счастья? (составление пирамиды потребностей)
  • Как, с помощью чего,  можно реализовать  духовные и материальные потребности?
  • Как и где искать работу?
  • Оценить себя как молодого специалиста с точки зрения работодателя.

В рамках тренинга вырабатываются правила поведения на рынке труда и при адаптации в новом коллективе:

Правило №1  «Пунктуальность». Новичок, получив   работу, испытывает массу противоречивых чувств, опасений. Но чтобы не случилось, не произошло в личной жизни, новичок обязан явиться на работу во время. Хорошо если и в дальнейшем вы будете пунктуальны, но первые дни – это святое.E:\психология новичка\15.04.2014\DSC_0749.JPG

   Правило №2 «Покровительственная окраска». Из песни слова не выкинешь.  И милого узнают по походке, а о характере человека судят зачастую по одежде, которую он носит. Шокирующей может стать и одежда, хотя при этом быть дорогой и модной. «По одежке встречают»,  одежда помогает определить статус человека, соотнести его с определенной профессией. Белый халат - доктор, медсестра; мундир, гимнастерка - военный и т.д.

 Правило №3 «Коммуникабельность». На рабочем месте обязательно вежливость. Что еще поможет установить коммуникации?  Известно, что первое время всех коллег зовут: - «Извините  меня, пожалуйста».  Но долго так продолжаться не может. Выясните, как обращаются сотрудники друг к другу, запишите и запомните. Американский психолог Дейл Карнеги утверждал: «Имя человека самый сладострастный звук для  него на любом языке».  Чаще называйте собеседника по имени - отчеству, этим вы продемонстрируете своё уважение, заинтересованность.

Еще один способ установить дружеские взаимоотношения - комплименты:- это лестное замечание в адрес кого - либо, похвала. Всегда можно найти доброе слово для сослуживцев. Один из французских писателей сказал: «Если одним словом, ты можешь осчастливить человека, какой же скотиной надо быть, чтобы этого слова не сказать!» Грубо, но верно! Итак, попробуем осчастливить друг друга. Произнесем сначала повседневные комплименты (внешность, одежда, психологическое состояние).E:\психология новичка\15.04.2014\DSC_0750.JPG

 Правило№4  «Первые  четыре  недели». Не привлекайте к себе слишком много внимания - его и так хватает. Любая инициатива новичка может рассматриваться «старослужащими» как покушение на их права. Поэтому первые 4 недели - не избавляйтесь от вещей своего предшественника, не назначайте  встреч со своими знакомыми, не разговаривайте  по телефону о личных  делах, не критикуйте  людей, проекты, не болейте. Все это сделаете  потом. Ни о ком не отзывайтесь  плохо. И хотя  немецкая  пословица гласит: «Самая чистая радость, радость - злорадства, не опускайтесь до неё, не сплетничайте».

Правило №5 «Проси  о  помощи!»        «Вы новичок, ваша эффективность значительно меньше, чем у опытного сотрудника, поэтому у вас масса проблем, вы плохо знаете свои обязанности, права, традиции и правила коллектива. Не стесняйтесь просить о помощи. Чем больше вложат в вас коллеги, тем «дороже» вы им обойдетесь, тем скорее они к вам привыкнут, научатся считать  своим. И тогда справившись с делами, вы сможете расслабиться, напевать знакомую мелодию. Вы свободны, вы беззаботны, вы парите над землей!E:\психология новичка\15.04.2014\DSC_0752.JPG

Правило №6 «Перетруждайся!». Мнение о тебе, как о специалисте формируется именно тогда, когда ты менее всего способен себя показать, в первые недели работы на новом месте. В это время выносится окончательный вердикт относительно твоих возможностей и способностей. А тебе не остается ничего другого, как обернуть это в свою пользу. А именно: первые недели лезь из кожи, доказывая, какой ты трудолюбивый и всезнающий. Займись самопродвижением, саморекламой: (Я умею, знаю, могу).

Правило №7 «Конфиденциальность». Конфиденциальность - что включает в себя это понятие? Будь патриотом своего предприятия,  не разглашай информацию!                                

     Правило №8 «Не падай  духом».  Возвратившись,  домой,  после работы, ты чувствуешь, что устал как психически, так и физически. Не зацикливайся на проблемах, встречайся с друзьями, ходи в гости, доставляй себе хотя бы маленькие радости и развлечения. Хвали себя за самые маленькие успехи, побалуй себя чем-либо вкусным, приятным. Люби себя, и тогда все вопросы тоже окажутся решаемыми, а окружающие хорошими людьми.

Огромную помощь службе содействия трудоустройства выпускников нашего техникума оказывает Государственное казенное учреждение Ростовской области «Центр занятости населения Константиновского района». Сотрудники центра постоянно встречаются со студентами разных курсов и проводят с ними деловые игры, тренинги, мастер-классы.

Психологи службы занятости оказывают нашим выпускникам содействие и помогают им:

  • составить  психологический портрет, оценить сильные и слабые стороны характера;
  • обучиться эффективным приемам самопрезентации в беседе с работодателем;
  • правильно составить анкету-резюме для банка «Профессионал»;
  • развить навыки планирования профессиональной карьеры.

Таким образом, представленные направления работы в рамках проводимых мероприятий, по моему мнению, способствуют психологической подготовке будущих выпускников к условиям рынка труда, формируют активную позицию личности, становятся одними из многочисленных факторов повышения качества их жизни.

Каждый выпускник – «это отдельный музыкальный инструмент в оркестре. И от того, насколько гибко он сможет подстраиваться к звучанию других инструментов, будет зависеть, состоится ли концерт или каждый инструмент будет работать только на себя, не создавая всеобщего благозвучия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетенции выпускников средних учебных заведений с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда

Область исследования: информационные технологии, социологияОсновные концептуальные идеи:Спрос рынка труда на специалистов с чётким перечнем компетенций должен формировать требования образовательных ст...

Иностранный язык как фактор повышения конкурентоспособности рабочих кадров на рынке труда

Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от знания молодым работником иностранного языка. Вхождение России во Всемирную Торговую организацию заставляет молодого специалиста по-другому вз...

МАСТЕР-КЛАСС Дисциплина «Маркетинговые исследования рынка» Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на основе группового взаимодействия

В методической разработке мастер-класса по дисциплине «Маркетинговые исследования рынка» на тему «Изучение и моделирование покупательского спроса»  рассмотрено применение технологии групповой раб...

Повышение востребованности выпускников учреждений профессионального образования субъекта Российской Федерации на региональном рынке труда

Повышение востребованности выпускников учреждений профессионального образования субъекта Российской Федерации на региональном рынке труда...

«Мастер - класс как современная форма повышения профессионального мастерства»

 Модернизация отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, предъявляет серьезные требования к педагогу, основной функцией которого является управление процессом образовани...

Методическая разработка Мастер-класс Посвященный празднованию 120-летия со дня основания лицея Для обучающихся первых и вторых курсов по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» Тема мастер-класса «Анимация как способ повышения продаж гостиничного пр

Повышение эффективности образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, зависит от степени активной позиции студентов в учебном процессе. Преобразования требуют существенных перемен...

Мастер-класс «Имитационный тренинг как основа формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Умение анализировать, оценивать ситуацию и на этой основе принимать решения – неотъемлемое качество высококвалифицированного специалиста современного производств...