«Мастер - класс как современная форма повышения профессионального мастерства»
учебно-методический материал

Чоймболова Ольга Александровна

   Модернизация отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, предъявляет серьезные требования к педагогу, основной функцией которого является управление процессом образования.

Концепция непрерывного образования педагога новой формации, разработанная Министерством образования и науки РФ, предполагает, что в современной образовательной структуре должен работать педагог нового типа – профессионал, исследователь, творец.

        Это возможно только в условиях систематического, непрерывного повышения профессионального мастерства, саморазвития, самосовершенствования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»

«Мастер - класс как современная форма повышения профессионального мастерства»

Выполнила: воспитатель

Чоймболова Ольга Александровна

Тема. Мастер-класс как современная форма повышения   квалификации педагогов.

   Модернизация отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, предъявляет серьезные требования к педагогу, основной функцией которого является управление процессом образования.

Концепция непрерывного образования педагога новой формации, разработанная Министерством образования и науки РФ, предполагает, что в современной образовательной структуре должен работать педагог нового типа – профессионал, исследователь, творец.

        Это возможно только в условиях систематического, непрерывного повышения профессионального мастерства, саморазвития, самосовершенствования.

        Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного педагога признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта предполагает, что приоритетным признаком в оценке качества работы педагога и образовательного учреждения становится совокупность, включающая в себя инновационность, наличие в опыте современных технологических подходов, научно-объективную оценку процесса и результата деятельности.

           Воспитателю необходимо постоянно учиться, друг у друга. И лучше побудителям для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и образовательной деятельности. Воспитателям есть чем поделиться, но вопрос состоит в том, как это лучше сделать. Воспитателю важно уметь эффектно представлять свой опыт. Транслировать его, как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь. Одной из форм трансляции педагогического опыта все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы. Но как обеспечить проведение мастер – класса на качественно высоком уровне?

 Что такое Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом.

     Мастера своего дела делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.

       Мастер – класс — это уникальная форма наращивание профессионализма воспитателя в той или иной сфере «педагогического воспроизводства», передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоение определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

По сути дела, мастер-класс – это передача действующей технологии.

3 слайд. Основной принцип мастер – класса – Я знаю, как это делать, и я научу вас.

     Следует обратить внимание при подготовки мастер – класса на то, что в технологии проведение мастер – класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важных задач для Мастера.

4 слайд. На мастер-классе….
    мастер делится уникальной методикой, которую он применяет и успешно внедряет; мастер делится профессиональными секретами и может указать начинающим на ряд недостатков; передаёт опыт, мастерство путем прямого и комментированного показа приемов работы.
 

Занятие, даваемое мастером, на котором опыт и мастерство передается участникам путем прямого и комментируемого показа приемов работы. 

Мастер-класс отличается от семинара тем, что во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. мастер-классы не показывают, а проводят.

5 слайд.  Педагогическое мастерство.

  • Степень готовности к распространению педагогического опыта
  • Глубина и оригинальность содержания, их социальная значимость
  • Использование авторских находок, идей
  • Умение взаимодействовать с аудиторией
  • Знание и навык применения современных технологий обучения

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий

исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности

экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные

педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике,

умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать

методические рекомендации.

 Цель МК

Цель мастер-класса: знакомство с авторскими наработками педагога-мастера, освоение и отработка практических умений по различным методикам и технологиям обучения и воспитания. Мастера своего дела делятся со слушателями какой- либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими, при котором формируется индивидуальный стиль педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

 

Задачи МК

Задачи мастер-класса: 

  • передача мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместная отработка методических приемов;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития. 

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

 Методические принципы МК

Тематика мастер-классов включает в себя:

  • обзор актуальных проблем и технологий,
  • различные аспекты и приемы использования технологий,
  • авторские методы применения технологий на практике и др.

     Педагог, собирающийся проводить мастер-класс в детском саду, должен определиться с темой.

1. Тема должна отражать суть проблемы, над которой вы работаете. Ваши слушатели должны знать заранее то, что вы им покажете. В принципе, с выбором темы мастер-класса для педагогов детского сада не должно возникнуть проблем, она может быть любой – прогрессивная методика, современный подход к личности ребенка и подаче нового материала, необычное применение технических средств обучения, нетрадиционные педагогические приемы. Даже если ваш мастер-класс для педагогов детского сада будет рассчитан на новичков в какой-то сфере и содержать азы по выбранной теме, попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.

2.Выбрав тему, соберите максимум информации по ней. Поинтересуйтесь теоретической стороной вопроса. Это поможет вам не попасть впросак, не зная, что ответить на неожиданный вопрос вашего ученика.

3.Задайтесь вопросом самому себе, какого результата вы хотите достичь. Если вы проводите мастер-класс для дошкольников, поставьте перед собой две основные цели – что должны узнать взрослые и что получат дети в результате этого мероприятия. Целей для каждой аудитории может быть и несколько.

4.Определите цель и задачи мастер-класса для педагогов детского сада 5.Выделите проблему (вопрос, парадокс) вводящую в тему мастер–класса и представляющую интерес для аудитории.

Требования к организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания.

 Мастер-класс должен……

  • состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
  • всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

 В ходе мастер-класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;
  •  участвуют в обсуждении полученных результатов;
  • задают вопросы, получают консультации;
  •  предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

 Позиция педагога-мастера 

    Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
     Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
     Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.  Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.

Алгоритм технологии мастер-класса.

  1. Презентация педагогического опыта мастера:
  • кратко характеризуются основные идеи технологии;
  • описываются достижения в работе;
  • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
  • определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

      Продумайте форму, в которой вы будете проводить мероприятие Аудиторию нужно заинтересовать. Подумайте, какой прием вы сможете для этого использовать. Тема и способы подачи материала помимо безусловной актуальности, должны опираться на интересы и мотивацию слушателей, основываться на наилучших качествах вашей личности. Помните, что возможности современной педагогики позволяют использовать массу увлекательных приемов, начиная с игровой презентации и заканчивая компьютерным моделированием и созданием виртуальной реальности. Во время проведения мастер-класса для педагогов детского сада не стоит ограничивать себя в приемах.  Вы скорее сможете прийти к поставленной цели, если будете применять яркие, неожиданные методы. Однако, не стоит забывать, что мастер-класс в первую очередь должен быть методически грамотным. Вы должны уметь разъяснить аудитории, зачем вы применяете конкретно этот прием.

  1. Представление системы учебных занятий:
  • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
  • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

     Напишите план (конспект) проведения мастер–класса для педагогов детского сада. Он вам понадобится, поскольку без него вы что-нибудь непременно забудете или пропустите. Есть вероятность пойти вообще по другому пути, зайти "в дебри" и потерять нужное. Постройте план таким образом, чтобы в первой части показать свои результаты, то, чего вы уже добились вместе с дошкольниками (дети здесь демонстрируют свои знания), а во второй части поделиться с аудиторией новым интересным материалом. Основываясь на собранных сведениях, составьте структуру мастер-класса для педагогов детского сада. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы.

    Напишите примерный текст, который вы будете произносить, проводя мастер-класс для педагогов детского сада. Безусловно, зазубривать его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед друзьями можно – это позволит вам чувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в структуре и содержании выступления. Главные тезисы запишите на листочек и возьмите с собой.

  1. Проведение имитационной игры:
  • учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
  • слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

      Подготовьте заранее наглядные пособия. Они должны предназначаться как для взрослого коллектива, так и для детишек. Пособия для детей должны быть самыми обычными, такими, какими вы бы пользовались, проводя образовательную работу по данной теме без всякого мастер-класса для дошкольников. Пособия для взрослых должны наглядно демонстрировать основные направления вашей деятельности, характерные этапы и важные пункты разработанной методики. Отличным решением будет подготовка выставки с несколькими пособиями, отражающими процесс на различных стадиях. Это может быть видеофильм или презентация на компьютере. Определите, какие расходные материалы участники мастер-класса для педагогов детского сада должны принести с собой.

  1. Моделирование:
  • педагоги-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
  • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
  • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

                 Все задания мастера и его действия
направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Он работает вместе со всеми, равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

        Очень большую роль играет общая культура преподавателя, организующего мастер-класс для педагогов детского сада, и стиль его общения с аудиторией. За несколько дней подготовки, конечно, всю мировую культуру не освоить. Но если слово «культура» для вас что-то значит – особых проблем с подготовкой у вас не будет. Стиль общения должен отвечать поставленным задачам и особенностям аудитории. Чем свободнее вы будете себя чувствовать – тем лучше, но свобода не должна переходить в развязность.

  1. Рефлексия:
  • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

          В конце мастер-класса для педагогов детского сада похвалите всех и обсудите результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите, о вариантах использования «продукта» мастер–класса.

 Не волнуйтесь. К вам придут ваши коллеги, которые очень хотят научиться тому, что уже умеете Вы. И Ваша задача – дать им общее направление. После мастер-класса для педагогов детского сада вам непременно зададут вопросы. Будьте готовы на них ответить.

     Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

 Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

    Из выше сказанного можно выделить критерии качества подготовки и проведения МК.

1. Презентативность -выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

2. Эксклюзивность - ярко-выраженная индивидуальность масштаб и уровень реализации идей. Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

 3.Прогрессивность - актуальность и научность содержания и приёмов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандартов и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

4.Оптимальность-  достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом.

5.Мотивированность - наличие приемов, включающих каждого участника в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

6.Технологичность - четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры) наличие оригинальных приемов, актуальных приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексия.

7.Эффективность -  получения результатов каждым участником МК Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

8.Артистичность - педагогическая харизма, эмоциональная выразительность, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

9.Общая культура - эрудиция, обращение к другим областям знаний, коммуникативная культура, стиль общения нестандартность мышления.

 Рекомендации по подготовке мастер-класса.

  • Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите

          проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.

  • Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите

          достигнуть на мастер-классе.

  • Придумайте проблему, вопрос, парадокс, которые введут в вашу   тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».
  • Подберите технические средства (минимально) и различные формы

          работы к данным целям и задачам.

  • Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном -  

          удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.

  • Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
  • Составьте подробный план занятия.
  • Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом

          мастер-класса.

  • Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
  • Когда все готово — дайте команду организаторам, что можно

          начинать.

 Несколько добрых советов

     Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

В мастер-классе должно четко прослеживаться, что именно представляет педагог – прием, метод или технологию. Логично упомянуть, дать комментарий, где используется, какие результаты дает.

 Отметим, что мастер-класс не должен сводиться к лекции, но и играть в течение всего мастер-класса тоже не стоит.

 Во время мастер-класса старайтесь показывать не только себя, но и участников вашего мастер-класса, аудиторию.

 Не бойтесь задавать трудные вопросы. Не стоит долго добиваться того ответа на поставленный вопрос, который нужен вам.

 Почти всегда приветствуется юмор, возможно привлечение членов жюри в происходящее.

 В качестве рефлексии можно попросить коллег – педагогов – ответить на вопрос, что они могли бы взять для осуществления собственной педагогической деятельности из проведенного мастер-класса.

     Инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.

Особо следует обратить внимание на:

  • речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи)
  • мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
  • пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
  • умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
  • искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
  • педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

  • коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

чувство времени.

     Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить эффективное проведение мастер – классов в рамках распространение педагогического опыта работников воспитательно-образовательной системы.  

20 слайд. Примерный вариант описания мастер-класса

  • Тема:
  • Автор мастер-класса:
  • Участники:
  • Лейтмотив:
  • Идея мастер-класса:
  • Демонстрация приемов:
  • Содержание мастер-класса:

Предлагаю вам взять памятки и брошюрки по проведению мастер – класс.

21 слайд. Желаю удачи!

«Всякий вправе творить по-своему…» Гораций

Прилагается презентация «Мастер - класс как современная форма повышения профессионального мастерства педагогов». Презентация подготовлена к выступлению на районное методическое объединения.

Памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса

  1. Приглашение на мастер-класс в различных формах:

- Интернет-объявление на сайте, рассылка по электронной почте;

- текстовые формы – листовки, буклеты, объявления, афиши;

- личные контакты – устная информация по телефону, на мероприятии и т.д.

        1.2. Структура объявления о мастер-классе:

- Ф.И.О. автора;

- сведения об авторе;

- тема мастер-класса;

- аннотация мастер-класса;

- кому адресован, на какой возраст детей рассчитан;

- дата проведения мероприятия;

- примерная продолжительность;

        1.3. Подготовка помещения:

- посадочные места, а также столы и планшеты;

- ковер (в случае ролевых игр, специальных упражнений и т.п.);

- технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т.п.);

- оборудование в зависимости от профиля – станки, мольберты, плита, спортивные снаряды и т.п.;

- канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры

          1.4. Регистрация участников:

- лист регистрации участников;

        1.5. Раздаточный материал для участников мастер-класса:

- информационная справка о мастер-классе;

- методические рекомендации по применению представляемой технологии;

- дидактические материалы – схемы, выкройки, чертежи, фотографии

        1.6. План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога-мастера, а также по окончании мастер-класса он может быть передан в соответствующие организации для последующей публикации). План – конспект имеет следующую структуру:

  • Тема:
  • Автор мастер-класса:
  • Участники:
  • Лейтмотив:
  • Идея мастер-класса:
  • Демонстрация приемов:
  • Содержание мастер-класса:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого квалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педаго...

Мастер-класс по вопросу экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с инвалидностью

Выписка из протокола заседания методической комиссии (кафедры) математики и информатики о проведении мастер-класса для преподавателей методической комиссии (кафедры) математики и информ...

Статья "САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА – ГЛАВНЫЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА"

Важность самообразования педагога в его педагогической деятельности. Роль самообразования в повышении професионального мастерства педагогов...

Мастер-класс как современная форма методической работы преподавателя

Мастер-класс начинается с подготовительного организационного этапа, затем происходит презентация опыта преподавателя и выполнение заданий в соответствии с обозначенной задачей. На заключительном этапе...

Методическая разработка Мастер-класс Посвященный празднованию 120-летия со дня основания лицея Для обучающихся первых и вторых курсов по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» Тема мастер-класса «Анимация как способ повышения продаж гостиничного пр

Повышение эффективности образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, зависит от степени активной позиции студентов в учебном процессе. Преобразования требуют существенных перемен...