ИКТ - компетентность как средство повышения профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения» январь 2018
статья на тему

Абаева Елена Федоровна

Доклад на Республиканский семинар преподавателей спецдисциплин и мастеров п/о

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_abaeva_e.f_rzhpt.dos_.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ИКТ - компетентность как средство повышения профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин  

и мастеров производственного обучения»

Абаева Е.Ф.,

мастер производственного обучения,

преподаватель спецдисциплин

ГБУ ПО РМ

«Рузаевский железнодорожно-промышленный

 техникум имени А.П. Байкузова»

Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Сегодня владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения, преподаватель  мог подготовить и провести теоретический урок или урок  производственного обучения с использованием ИКТ.  

 И это неслучайно, ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности человека, сформировать конкурентоспособного специалиста, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникационные технологии не только дают студентам возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным.

На сегодняшний день у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения  в процессе обучения разнообразных средств ИКТ.  Это базы данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактический материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные с помощью языков программирования, MS Excel, MS PowerPoint др.), форумы для общения и многое другое.

Исключением не является и наша образовательная организация.  Например, по профессии «Оператор электронного набора и верстки» параллельно с производственным обучением изучаются дисциплины «Программное обеспечение электронного набора и правки текста» и «Программное обеспечение электронной верстки текста», закладывающие основу теоретических знаний по основным разделам программы обучения. Изучаются:

  • Основные программы, входящие в состав пакета MS Office (MS Word, MS Excel, MS PowerPoint)
  • Специальные программы  (НИС, программы растровой и векторной графики).
  • Возможности операционных систем,
  • Системные программы (программы обслуживания дисков, антивирусы, программы – архиваторы)
  • Тренажеры

Исходя из квалификационных требований к навыкам студентов, указанные темы изучаются практически, т.е. студенты на уроках производственного обучения учатся работать в операционной системе, со сложными текстовыми, табличными документами, НИС,  а также дополнительно -  базами данных, системными программами, различными программами для построения графиков, схем.

Студенты профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» активно работают с программой  SPlan,  составляют чертежи и схемы, как на уроках теоретического обучения, так и производственного обучения.

 Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией с партнерами извне.

При этом преподаватель, мастер п/о не только образовывает, воспитывает и развивает студента, но с внедрением новых ИКТ он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея ИКТ, внедряя их в учебный процесс при подготовке будущих специалистов, которым предстоит реализоваться в новом, информационном обществе, преподаватель специальных дисциплин и мастер п/о  повышает качество образования, уровень подготовки специалистов, умножая при этом и свое профессиональное мастерство.

Обладая ИКТ-компетентностью, преподаватель и мастер производственного обучения должны  не только стремиться к использованию ИКТ в своей работе, но и моделировать и конструировать информационно-образовательную деятельность.

Преподавателю специальных дисциплин и мастеру производственного обучения необходимо обладать предметно-углубленной ИКТ-компетентностью, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета. Так как современные требования производственной сферы общества  диктуют переход к информационному обществу, преподавателям специальных дисциплин и мастерам п/о  необходимо подготовить специалиста, готового войти в это общество.

В настоящее время в нашем техникуме ведется активная работа по формированию ИКТ-компетентности преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.  Эта работа   у нас постепенно систематизируется и вырабатывается определенная система формирования ИКТ-компетентности.

Для решения поставленной задачи используются различные формы работы: работа методических объединений, методические педагогические советы, мастер-классы, индивидуальное консультирование, проведение интегрированных занятий (специальных дисциплин и информатики и общеобразовательных предметов и производственного обучения по профессии «Оператор электронного набора и верстки»), сотрудничество со студентами, разработка методической документации с применением ИКТ и др.

Нынешнее развитие информационных технологий позволяют преподавателю использовать в процессе обучения не только печатные издания – книги, журналы, но и – мультимедиа ресурсы - электронные учебники и энциклопедии. В  нашем техникуме активно ведется работа по созданию  и использованию электронных учебников.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что конкурентоспособность на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, или компетенции, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Образование, ориентированное исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда сегодня устарело. Поэтому с введением новых стандартов образования оно должно быть нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Нет никакого сомнения в том, что уроки с использованием ИКТ призваны влиять на формирование и развитие информационно-коммуникативной  и профессиональной компетенции студентов.


ЛИТЕРАТУРА

1. Кулик Е. Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения. Дис. канд. пед.наук: – М.: РГБ, 2005

2. Куликова Н.Ю. Формирование информационной компетентности преподавателей спецдисциплин в техникуме // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы XII научно-методической конференции – Новосибирск, 2007. С. 15-16

3. Лопанова Е.В. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации, Омск; 2007;

4. Работа по применению информационно-коммуникационным технологиям в образовании, М; - Информационное общество, 2008;

5. Работа по использованию информационно-коммуникационных технологий как средства развития мотивации учебной деятельности подростков, - М; Психологический институт РАО, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему "Организация работы методического объединения преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения"

В данной статье раскрыты общие понятия о методической работе образовательного учреждения. Представлен опыт методической работы образовательного учреждения по повышению профессианализма педагогов и мас...

План проведения студенческой конференции предметной (цикловой) комиссии преподавателей МДК и мастеров производственного обучения по профессиям и специальности автомобильного профиля за 2017-2018 уч. год

Планпроведения студенческой конференциипредметной (цикловой) комиссии преподавателей МДК и мастеров производственного обучения по профессиям и специальности автомобильного профиляза 2017-2018 уч. год...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня преподавателя специальных дисциплин

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровняпреподавателя специальных дисциплин Содержание 1. Пояснительная записка 2. Программа професси...

Индивидуальная траектория профессионального становления преподавателя специальных дисциплин по профессии «Повар, кондитер»

Индивидуальная траектория профессионального становления преподавателя специальных дисциплин по профессии «Повар, кондитер»...

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения профессионального мастерства преподавателей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладаютсегодня колоссальными возможностями по использованию их вобразовательном процессе. Со всеми своими ресурсами ИКТ являются однимиз существенных с...