Учебно-методическая разработка к уроку литературы на тему "А.А.Ахматова."Реквием" - Я была тогда с моим народом
методическая разработка

Колосова Светлана Викторовна

Данная разработка предназначена для проведения урока литературы в соответствии с календарно-тематическим планом для студентов 1 и 2 курса. Данная методическая разработка предлагает опыт проведения урока при помощи эвристического метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_togda_byla_s_svoim_narodom._rekviem.docx96.55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Краснозаводский коллеж»    

(ГБПОУ МО «Краснозаводский колледж»)

Новый логотип 2.png

СМК-М-ОП. 2020

Редакция: 01

Методическая разработка

 урока литературы на тему: «Я была тогда с моим народом» (по поэме А.А. Ахматовой «Реквием»)

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока литературы на тему: «Я была тогда с моим народом» (по поэме А.А. Ахматовой «Реквием»)

Краснозаводск

  2020

Колосова С.В.  Методическая разработка к уроку литературы по теме «Я была тогда с моим народом» (по поэме А.А. Ахматовой «Реквием» для обучающихся 1 и 2 курса ГБПОУ МО «Краснозаводский колледж», 2020г., стр. 16

Аннотация

Данная разработка предназначена для проведения урока литературы в соответствии с календарно-тематическим планом для студентов 1 и 2 курса. Данная методическая разработка предлагает опыт проведения урока при помощи эвристического метода.

Пояснительная записка.

Урок проводится в соответствии с календарно-тематическим планом для студентов 1 и 2 курса колледжа (в зависимости от учебного плана).

Тема: «Я была тогда с моим народом. (по поэме А.А. Ахматовой «Реквием».)

Цель урока:

показать, как история страны преломляется и отражается в творчестве Ахматовой

Задачи:

1.Познакомиться с поэмой «Реквием».

2.Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа текста.

3. Понять, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта.

Оборудование: портрет А. Ахматовой (работы художника Ю.П. Анненкова, 1921 г.), Аудиозапись: «Реквием» Моцарта, аудиозапись поэмы «Реквием» в чтении автора.

Введение.

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Свое произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым была уготована смерть правящей властью. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.                        

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, чему учит Ахматова в своей поэме.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

-Вспомним годы жизни А.А. Ахматовой. (1889- 1966г.г.)

- Её мы знаем, как очень известную поэтессу Серебряного века. К какому литературному течению она принадлежала?

(Акмеизм)

Кто еще из поэтов стоял у истоков этого течения? (Николай Гумилёв, который впоследствии стал её мужем)

-Какие исторические события произошли в стране в это время? (Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война, коллективизация, массовые репрессии, которые начались в 1937г., Великая Отечественная война).

-Как вы считаете, нашли ли отражение эти события в литературе той эпохи? (Да, нашло. Но каждый литератор по-своему отреагировал на те исторические события.

-Анна Андреевна Ахматова – великая русская поэтесса, совесть русской интеллигенции; у нее не было восторженных стихов о революции 1917 года, о строительстве социализма, о пятилетках и коллективизации, и нет ничего удивительного в том, что ее творчество, официально не запрещенное, всегда находилось под бдительным оком партийно – литературной номенклатуры.

В своих дневниковых записях Ахматова писала: «После моих вечеров в Москве (весна 1924 года) состоялось постановление о прекращение моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском Марию Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК: не арестовывать, но и не печатать».)

- После постановления ЦК Анну Андреевну лишили продовольственных карточек. В 35 лет Ахматовой определили нищенскую пенсию… по старости, которой хватало, как писала Надежда Яковлевна Мандельштам, на спички и папиросы. Поэтесса, скажет кто-то, могла жить на гонорары за книги. Какие книги?! До 1921 года вышло пять стихотворных сборников. После этого, в течение 19-ти лет, - ни одной новой книги, пока ею в конце 1939 года – и почему-то с благосклонностью?! – заинтересовался Сталин.

В 1940 году вышел сборник «Из шести книг», но через полтора месяца книжка была запрещена к продаже и выброшена во всех библиотеках страны: Сталин принял «Клевету» (1922) за современное произведение (автор не поставил под стихотворением дату).

Трижды арестовывали единственного сына (многие годы он проведет в советском ГУЛАГе), такая же участь постигнет и мужа.

Ответом поэтессы на ужасы Большого террора (Ахматова называла это время только «террор») стала поэма «Реквием».

3. Определение темы урока

-Итак, мы подошли к определению темы урока А.А.Ахматовой – «Я всегда была с своим народом…Анализ поэмы «Реквием»)

4. Целеполагание

Какие цели вы поставите каждый для себя на сегодняшний урок?

5. Открытие «нового» знания

- Выясним, что значит слово «реквием» по словарю?

Кто автор самого знаменитого музыкального «Реквиема»?

Слово преподавателя

Анна Андреевна Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам будет легче воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта. Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.

- Какое настроение рождает это музыка? (Торжественное, скорбное, печальное.)

- Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само название предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено трагическим событиям. Таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, поминовения.)

- Мы начнём знакомство с «Реквиемом» с сообщения о непростой истории его создания и публикаций.

Но сначала обратимся к проблемному вопросу, на который мы с вами должны будем ответить в конце урока. Для этого запишем слова Солженицына в тетрадь.

А.И. Солженицын так сказал о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына». Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына:

Поэма «Реквием» – трагедия народа или трагедия матери и сына?

- Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был бы переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938-1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла. Поэма существовала лишь в памяти самых близких лиц, заучивавших строфы из нее наизусть.

- Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия».

Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»).

После этого идёт основная часть, состоящая из 10 небольших глав, три из которых имеют название – это седьмая: «Приговор», восьмая: «К смерти», десятая: «Распятие», состоящая из двух частей. Остальные главы идут по названию первой строки. Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей.

- «Вместо предисловия» написано прозой.

- Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? (Это ключ к пониманию поэмы. Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг. Женщина, стоящая с Ахматовой в тюремной очереди, просит «это… описать». Ахматова воспринимает это как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях. В этой части поэмы Ахматова впервые заявляет позицию поэта.)

- Какая лексика помогает представить то время? (Ахматову не узнали, а как тогда чаще говорили «опознали». Все говорят только шёпотом и только «на ухо»; свойственное всем оцепенение. В этом маленьком отрывке зримо вырисовывается эпоха.)

6. Анализ глав поэмы

- Сейчас вы услышите голос А. Ахматовой, читающей начало «Реквиема». Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого. Глава называется «Посвящение».

- Кому же посвящает Ахматова поэму? (Женщинам, матерям, «подругам двух осатанелых лет», с которыми 17 месяцев стояла в тюремных очередях.)

- Как Ахматова описывает материнское горе? (Вся жизнь людей теперь зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.)

- Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте. Какова их роль?

- Почему сочетание «каторжные норы» Ахматова берет с кавычки? Из какого произведения цитата? (А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд») С какой целью Ахматова включили в свой текст цитату из Пушкина? (Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель.)

- А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? (Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске» Присутствие здесь пушкинской строки из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» раздвигает пространство, даёт выход в историю.)

- Какое местоимение использует Ахматова в Посвящении? Почему? (Местоимением «я» обозначила бы только личное горе, местоимением «мы» подчёркивает общую боль и беду. Её горе неразрывно сливается с горем каждой женщины. Великая река людского горя, захлёстывая своей болью, уничтожает границы между « я» и «мы». Это наше горе, это мы «повсюду те же», это мы слышим «тяжёлые шаги солдат», это мы идём по одичалой столице.)

- С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.

Читаем Вступление. 

- Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?

- Каким рисует она Ленинград? Какие художественные средства для этого использует? Найдите их в тексте. Сделаем вывод об их роли в этой части поэмы. (Эти художественные средства очень точно характеризуют то время, позволяют добиться удивительной краткости и выразительности: В любимом городе Ахматовой нет не только пушкинского великолепия, он даже мрачнее того Петербурга, который описан в романе Достоевского. Перед нами город, привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои корпуса над помертвевшей и неподвижной Невой. Символом времени здесь является тюрьма, полки осуждённых, уходящих в ссылку, кровавые сапоги и чёрные маруси. И от всего этого «корчилась безвинная Русь».) 

Читаем первую главу.

- Какое событие описано в первой главе? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? (На выносе, плакали дети, свеча оплыла, смертный пот на челе Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего «Шла как на выносе»-это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома. За ним идут близкие, родственники, плачущие дети; оплыла свеча- все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.)

- От чьего лица ведётся повествование в поэме? (От лица «я», т.е. лица лирической героини.) (Слайд)

- Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Давайте вспомним, что такое плач, как жанр УНТ.

Плач – это лирический жанр фольклора, художественное воплощение скорби с каким-либо трагическим событием; сохраняет в себе элементы магического ритуала; может существовать как в стихотворной, так и в прозаической форме.

- Почему Ахматова использует здесь образ «стрелецкой женки»? (Сообщение о стрельцах с опорой на картину). (Слайд)

«Буду я, как стрелецкие жёнки, под Кремлёвскими башнями выть» – эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками, и сотни стрельцов были казнены и сосланы. Это историческое событие стало основой сюжета картины Сурикова «Утро стрелецкой казни». (Картина «Утро стрелецкой казни»)

- Как эти исторические события связаны с сюжетом поэмы и ее темой? (Обращение к образу «стрелецкой женки» помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания, а также жесточайшее подавлении стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. Лирическая героиня как бы олицетворяет себя с образом русской женщины времен варварства, которое вновь вернулось в Россию. Смысл сравнения в том, что пролитую кровь оправдать ничем нельзя.)

- Сразу же за сценой ареста сына, которая завершается материнским «воем», начинается тема болезни матери.

Читаем вторую главу. 

- Ребята, вам что-то напоминают эти строки из детства?

- Давайте посмотрим, как связан плач матери в этой главе с фольклором.

- Какой цвет дан во второй главе? С чем традиционно связывается желтый цвет в русской литературе? Что обозначает этот цвет у Ахматовой? (Сопутствует болезни, смерти, усиливает ощущение трагичности.)

Обратимся к 3 главе.

Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? (Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания л.г. такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.)

- Что происходит с героиней? (Происходит раздвоение личности.)

-Лирический герой раздваивается: с одной стороны, сознание страдающее и не выдерживающее страдания, с другой стороны, сознание, наблюдающее за этим страданием как бы со стороны. «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла.» Выразить невыразимое горе с помощью простых и сдержанных слов невозможно. Ясная логика и стройный стих прерывается – л.г. не может говорить, спазм перехватил горло. Стих заканчивается на полуслове, на многоточии.

Откроем 4 главу. 

- К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе.)

- Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?

-По контрасту память возвращает её в своё беззаботное прошлое. Л.г.пробует взглянуть на свою жизнь со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под Крестами, где столько невинных жизней кончается. Разве когда-нибудь она могла подумать, что будет стоять трёхсотой в тюремной очереди. Но если хватает силы вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому, может, в нём она найдёт силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.

Читаем 5 главу.

- Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)

- Что передают глаголы? (Отчаяние матери, Л.Г. поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Л.Г. находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)

Читаем седьмую главу.

Приговор кому? Каким контекстным синонимом оно заменено в 7 главе? (Слайд)

- 7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос л.г. срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало л.г. жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчёркнуто спокойная манера рассуждения.

- Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына.)

Первый – всё забыть и жить дальше («Надо память …») Вслушайтесь в лирическое раздумье-распутье: «Надо снова научиться жить, а не то…». Многоточие – фигура умолчания.

- Как вы думаете, о чём умалчивает л.г.? (Она видит ещё один выход – смерть.)

8 глава.

- В каком виде л.г. готова принять смерть? (Отравленный снаряд, гирьку бандита. Тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» – самое страшное в то время.)

9 глава

-Если альтернатива жизни – смерть, то что альтернатива смерти? Безумие. Безумие выступает как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, «безумие крылом души накрыло половину», «манит в чёрную долину. Ахматова подчёркивает эту мысль, используя повтор: не будет ничего, что поддерживало рассудок и жизнь матери.

-Почему безумие страшнее смерти? И это страшнее, потому что, сойдя с ума, человек забывает о том, что ему дорого («И не позволит ничего оно мне унести с собой… Ни сына страшные глаза… Ни часть тюремного свидания…». Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь. Но не его выбирает л.г. поэмы.

- Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.) 

Глава «Распятие»

-Кульминация страданий матери в поэме именно в этой главе раскрывается вся боль, матери, потерявшей сына.

- Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? (Прямое обращение к евангельской проблематике.)

- А как можно объяснить появление в поэме картины Распятия Христа? (Появление в поэме картины Распятия Христа вполне объяснимо. Она возникает в сознании героини, когда та находится на грани жизни и смерти, когда «безумие крылом души накрыло половину».)

- Каковы же библейские образы и мотивы в этой главе?

- В первой части описываются последние минуты Иисуса перед казнью, его обращение к матери и отцу. Его слова, обращенные к Богу, звучат как упрек, горькое сетование о своем одиночестве и покинутости. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению.

- С помощью какого художественного образа Ахматова показывает величайшую катастрофу, каковой является смерть Христа? (Плавящиеся в огне небеса.)

- Во второй части Иисус уже мертв. У подножия Распятия стоят трое: Магдалина, любимый ученик Иоанн и Дева Мария – мать Христа. В Реквиеме нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины. Даже Христос не назван. Мария – «Мать», Иоанн – «любимый ученик».

- В чем своеобразие трактовки Ахматовой евангельского сюжета? (Адресуя слова Сына непосредственно Матери, Ахматова тем самым переосмысливает Евангельский текст (переосмысливая евангельский текст, Ахматова основное внимание приковывает к Матери, ее страданиям. И смерть сына влечет за собой смерть Матери, а потому, созданное Ахматовой Распятие – это распятие не сына, а Матери, а вернее и Сына, и Матери)).

- Как раскрывается образ Матери в 10 главе? (Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина- мятежное страдание, когда л.г. «выла под кремлёвскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн- тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть. Горе матери беспредельно – в ее сторону даже невозможно смотреть, ее горе невозможно передать словами. Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом. Не только по своему сыну, но и по всем погубленным.)

- Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы.) 

Эпилог. 

- Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии? (Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу».)

- Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. В конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди.)

Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.

- Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)

- Это конкретный портрет или обобщенный? В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Лирическая героиня сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин. Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…»

-О ком она молится? (О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях, для кого она соткала «широкий покров».)

- Какое синтаксическое средства помогают создать эту молитву? (Анафора.) 

- Сделайте вывод, какую роль они играют? (Создают особую ритмику стиха. Придают речи трагизм, боль. Помогают выразить скорбь.)

- Какая тема звучит во второй части эпилога? В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему? (В творчестве Державина, Пушкина. У Пушкина есть стихотворение «Памятник», в котором он говорит, о том, что к «нерукотворному» памятнику не зарастёт «народная тропа», потому что, «чувства добрые я лирой пробуждал»; во-вторых, «в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал».)

- Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять.Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)

- Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? (Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг». Это памятник народному горю: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание чёрных Марусь».)

- А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.

- Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ? (Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где, это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Таким образом, Реквием – это не только личная трагедия, но и трагедия народная.)

- В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? (Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.)

- «Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.

7. Обобщение

- Вернемся к проблемному вопросу. Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы? Для этого используйте записи в тетради. А.И.Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».

Заключение.

Анна Ахматова вошла в историю отечественной литературы как удивительно талантливая поэтесса, способная проникать своим творчеством в самые потаенные уголки человеческой души. Не одно поколение почитателей поэзии Ахматовой с упоением читали ее стихи, плакали над ними, переосмысливали собственные жизни. Произведения Ахматовой – вне времени, поскольку затрагивают самые важные темы и проблемы, которые не утрачивают своей актуальности даже при смене эпох. Одним из самых эмоционально сильных произведений поэтессы является ее поэма «Реквием».

8. Рефлексия

Продолжить размышление: Перечитывая «Реквием»,

-я задумался ...

-я понял...

-я осознал...

-я пересмотрел...

Как вы считаете, достиг ли наш урок поставленных вами целей?

9. Итог урока. Д/З

1. Подготовить выразительное чтение глав поэмы

Литература

Тексты

1. Анна Ахматова. Реквием

Источники

2. Богуславский М.Б., Загидулина М.В., Иванова А.А., Крылов Ю.И., Лукина М.В., Лютов В.В., Сергеева О.В. Русские поэты XX века. Собр. Биографий. – Челябинск: Урал А.Т.Д., 2001. – 432с.

3. Виленкин В.Х. В сто первом зеркале (Анна Ахматова). – 2-ое изд., дополн. – М.: Советский писатель, 1990. – 336с.

4. Ерохина И. Гений и злодейство: пушкинский подтекст в ахматовстком «Реквиеме».//Вопросы литературы. Журнал критики и литературоведения. – июль-август 2006. – с. 198-219.

5. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой: в помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям. – 3-е изд. – М.: Издательство МГУ; Самара: Учебная литература, 2004. – 128 с.

6. Лейдерман Н. Время и величие скорби: «Реквием» в контексте творческого пути А. Ахматовой//Урал. Ежемесячный литературно-художественный журнал. – декабрь 1994 – № 12. – с. 217-219.

7. Музыкальная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1978. – 976 с., ил.

8. Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма/Сост.: Кралин М.М. – Л.: Лениздат, 1990. – 576 с., ил.

9. Шилов Л.А. Анна Ахматова (сто лет со дня рождения). – М.: Знание, 1989. – 64 с.

10. Энциклопедия мировой литературы. – М.: Вагриус, 2001. – 656 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок."Музыка моего народа"

-Может  ли народная и композиторская музыка выражать настроение человека, его мысли, характер?: да,  может......

Урок литературы с использованием компьютерной технологии и проблемного обучения Поэма А.Ахматовой "Реквием"

Урок литературы с использованием компьютерной технологиии проблемного обучения "Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица». Поэма А.Ахматовой "Реквием"Конспект учебного заняти...

внеклассное пероприятие "Митинг-реквием, посвященный памяти жертв депортации калмыцкого народа "

Данное внеклассное мероприятие  проводится ежегодно для студентов, преподавателей педагогического колледжа.  Основная цели  проведения митинга-реквиема - это  воспитание ...

Учебно-методический комплекс "Русский язык и литература. Литература"

Учебно-методический  комплекс по  Литературе создан в помощь для работы на занятиях,  при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему, промежуточному и итоговому контролю по ди...

Учебно-методический комплекс "Русский язык и литература. Русский язык"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык»  предназначен для студентов, осваивающих основные  профессиональные образовательные программы...

Учебно-методические материалы к открытому уроку "Альдегиды и кетоны"

Представлены учебно-методические материалы к открытому уроку: "Альдегиды и кетоны": информационная карта, тест, лист заданий, план-конспект урока, презентация....

Методическая разработка "Построение урока литературы на основе сцепления учебных ситуаций "( по произведению И. С. Тургенева « Отцы и дети»).

Представлена методическая разработка  урока, построенного на сцеплении учебных ситуаций. ( по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")...