Методическая разработка "Построение урока литературы на основе сцепления учебных ситуаций "( по произведению И. С. Тургенева « Отцы и дети»).
методическая разработка

Серова Ирина Ивановна

Представлена методическая разработка  урока, построенного на сцеплении учебных ситуаций. ( по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

        

Методическая разработка

«Построение урока литературы на основе сцепления учебных ситуаций ( по произведению И. С. Тургенева « Отцы и дети»).

Выполнена преподавателем

Русского языка и литературы

Серовой И. И.

Шарья, 2020 г.

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

  1. Введение.
  2. Цели и задачи урока.
  3. Методические рекомендации.
  4. Конспект урока.
  5. Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

    Литература - пожалуй, единственный учебный предмет, который имеет дело со сферой чувств и мыслей человека, помогает формировать самостоятельную личность, со своим взглядом на мир. Поэтому при подготовке к уроку учитель литературы размышляет не только над тем, какие знания донести до студента, какие умения будут развиваться на данном уроке, но и на какие размышления натолкнёт урок, какие жизненные выводы сделает студент из встречи с произведением литературы. При таком подходе приоритет отдаётся развивающему обучению, в котором главным является личность самого студента.

    Одной из возможных форм проведения занятия при развивающем обучении может быть урок, построенный на сцеплении учебных ситуаций. Учебная  ситуация – это эмоциональная и логическая часть урока, его структурный элемент, где учитель чётко ставит проблемный вопрос, строит работу учеников таким образом, чтобы они самостоятельно, на основе предложенного материала искали ответ на этот вопрос. Несомненным преимуществом такой формы работы является то, что учитель при подготовке к уроку подбирает виды работы различной сложности, ориентируясь на разный уровень подготовленности учеников. Правильно составленный урок литературы, когда чётко продуманы цели, задачи. Материал каждой уч. ситуации, где один фрагмент вытекает из другого, даёт возможность учителю более свободно чувствовать себя на уроке, а значит, уделить большее внимание работе учеников.

    При изучении романа И. С. Тургенева « Отцы и дети» тема « Образ нигилиста Е. Базарова» имеет ключевое значение. Без чёткого представления о взглядах Е. Базарова, без знания, кто такой нигилист, невозможно понять произведение в целом. Кроме того, данная тема может натолкнуть учеников на философские, нравственные размышления, Задача учителя – построить урок таким образом, чтобы ученики составили представление о сущности мировоззрения Е. Базарова и получили возможность высказаться, поразмышлять над образом главного героя романа. Урок, построенный на основе сцепления учебных ситуаций, поможет выполнить все поставленные задачи.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  1. Привести студентов к пониманию значения и истории слова 2 нигилист».
  2. Определить сущность взглядов Е. Базарова на природу, искусство, любовь, познакомить с его общественно- политическими взглядами.

Развивающие:

  1. Развивать умение работать со словарными статьями.
  2. Развивать мышление учащихся.
  3. Развивать умение отстаивать свою точку зрения.
  4. Развивать умение составлять монологический ответ.

Воспитательные:

  1. Подвести к мысли о разрушительном воздействии « базарых» на характер личности и общества.
  2. Показать общечеловеческое значение литературы 19 века.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    Форма проведения урока - урок, построенный на сцеплении трёх учебных ситуаций:

  1. Работа с определением « Нигилизм».
  2. Обсуждение взглядов Е. Базарова, построенное в форме проверки домашнего задания.
  3. Работа с высказываниями писателей, критиков разных лет о Е. Базарове.

    Завершит урок дискуссия, направленная на формирование отношения ко взглядам главного героя романа и выводы учителя.

     Перед уроком даётся задание по группам: прочитать соответствующие главы произведения 9 для каждой группы – свои), и составить ответ на вопросы:

  1. Дать характеристику образа Е. Базарова ( внешность, происхождение, род занятий, черты характера)
  2. Рассказать об отношении Е. Базарова к науке и искусству, привести цитаты из текста.
  3. Рассказать об отношении Е. Базарова к любви. Привести соответствующие цитаты и текста.
  4. Рассказать об отношении Е. Базарова к природе, подтвердить цитатами из текста.
  5. Рассказать об общественно- политических взглядах Е. Базарова.

     На уроке предлагается организовать работу студентов по группам ( 5 групп по 5 студентов), что позволит облегчить задачу студентам при подготовке к уроку, а также будет дополнительным стимулом к работе. В начале урока  учитель даёт установку, что лучшей группе будут поставлены оценки в журнал при условии участия в работе каждого. После выполнения каждого задания будут проставляться соответствующие баллы за работу групп на каждом этапе урока.

      Начать урок необходимо с отрывка из произведения И. С. Тургенева, где Аркадий Кирсанов пытается определить, что такое « нигилист» .

      После этого необходимо поставить проблемный вопрос, который будет разрешаться на протяжении всего занятия: Что такое нигилизм? К каким последствиям может привести подобный образ мыслей человека и общество? После постановки цели занятия необходимо записать в тетрадях тему урока.

      Для того, чтобы сэкономить  время урока. Необходимо подготовить раздаточный материал для групп с напечатанным заданием к каждому фрагменту урока. Для первого фрагмента это будет карточка со словарными статьями на тему « Нигилизм», а также вопросами, на которые должны ответить студенты, чтобы  составить своё определение. Для второго фрагмента, когда будет проверяться домашнее задание, необходимо подготовить образец таблицы, которую на уроке будут заполнять студенты. Для третьего фрагмента предлагается подготовить текст цитат (по 2-3 экземпляра на каждую группу), а также на доске перечислить в свободном порядке имена авторов и название произведений, из которых приведены отрывки.

      Каждый фрагмент предлагается завершить финальным аккордом, одновременно подготавливающим к следующей работе. В конце первой уч. ситуации это будет обобщение преподавателя и предложение посмотреть, каким Тургенев нарисовал образ нигилиста; в конце второй уч. ситуации это будет небольшая дискуссия по вопросу: « Согласны вы или нет с тургеневским героем?»: третью уч. ситуацию завершит также небольшая дискуссия и выводы по уроку учителя.

       В конце урока будет целесообразно дать домашнее задание, подводящее итог уроку- составить письмо-ответ Е. Базарову, в котором ребята смогут высказать своё мнение по затронувшим вопросам. Задание по тексту к следующему уроку можно отпечатать заранее и раздать по группам чтобы сэкономить время.

Конспект урока.

  1. Оргмомент.
  2. Постановка цели урока.

-Что такое Базаров?- аркадий усмехнулся.- Хотите , дядя, я вам скажу, что это такое? Он- нигилист.

- Нигилист? Это от латинского nihil, ничего, насколько я могу судить? Стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признаёт?

- Нигилист- это человек, который ко всему относится с критической точки зрения.

Такое определение даёт Аркадий Кирсанов Е. Базарову. Что такое нигилизм? Что отрицает Е. Базаров? Как далеко могут зайти люди, подобные Базарову? На эти вопросы мы и попытаемся вместе дать ответ на уроке- размышлении.

1 учебная ситуация. Знакомство со словарными статьями, дающими определение слову нигилизм. Составление своего определения на основе данных по следующим вопросам:

-Когда появилось это направление общественной мысли?

-Какова его история в России?

-В какие эпохи появляется подобный образ мыслей?

-Что составляет суть этого явления? Как оно характеризуется? ( выберите одно, понравившееся вам определение)

Проверка определений, их краткий анализ. В зависимости от полноты определений начисляются баллы ( максимальный балл-5)

Нигилизм- это жесткие убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государства.

Эти убеждения становятся популярными в переломные эпохи: 60-70 гг. 19 века, начало 20 века. Но, к сожалению, новых ценностей эта философия не предлагает.

Почти во всех определениях отмечается, что нигилизм получает наиболее яркое описание в романе Тургенева « Отцы и дети». А в одной словарной статье отмечается, что в России этот термин получает широкое распространение после выхода в свет романа Тургенева. Очевидно, что созданный Тургеневым образ был очень ярок. Что же представляет собой Базаров в романе И. С. Тургенева?

На этот вопрос мы и попытаемся ответить при проверке вашего домашнего задания.

2 учебная ситуация. Характеристика Е. Базарова: внешность, происхождение, род занятий, черты характера, отношение к науке, искусству, любви, общественно- политические взгляды. Составление таблицы. Оценивается каждый ответ.

Дискуссия по следующим вопросам:

- Докажите, что Е. Базарова можно назвать нигилистом

- Согласны ли вы с его взглядами?

- О силе или слабости героя говорит его отрицание?

3 учебная ситуация. На карточках приведены цитаты из разных источников разных лет: отрывок из ст. Писарева « Е. Базаров», отрывок из сочинений французской и русской школьницы 80 –х гг. и отрывки из произведений русских писателей нач. 20 века. ( Отрывки перечислены на доске).

Ваша задача- попытаться определить, как относятся к Базарову авторы высказываний, кому принадлежит данное высказывание.

Проверка ответов.

Дискуссия по следующим вопросам:

- Были ли у Е. Базарова последователи в истории человечества?

- Есть ли будущее у подобных Базарову людей?

- Нужны ли истории Е. Базаровы?

Вывод по уроку:

Образ Е. Базарова, созданный И. С. Тургеневым, несомненно, притягивает к себе читателей, никого не оставляя равнодушным. Это человек, который видит недостатки в современном ему обществе, где « многое прогнило» и стремится их исправить, по крайней мере, пытается найти необходимый для этого путь. Критикуя современное общество, он обрекает себя на одиночество, непонимание со стороны большинства людей, но ради России он добровольно идёт на это. Подобное самоотречение заслуживает уважения. Не будь таких людей - история замерла бы на месте. Но смущает в Базарове то, что у него нет представления о том, как изменить жизнь к лучшему. Он считает, что задача его современников - разрушить старое до основания, а следующие поколения будут строить счастливую жизнь. Но разрушить значительно проще, нежели строить, в этом себе отчёта тургеневский герой, к сожалению, не отдаёт. Не задумывается Базаров и о том, что придется что-то делать с людьми, которые не захотят ломать свою жизнь. Этот вопрос поднимается в литературе позднее, в конце 19- нач. 20 века, и отрывок из пьесы Б. Зайцева- яркое тому подтверждение.

Домашнее задание- написать письмо- ответ Е. Базарову после знакомства с его мировоззрением.

Список литературы

  1. И Станчек. « Построение урока литературы и развивающее обучение»
  2. Батюто А.И. И.С. Тургенев - романист. – Л.: 1999
  3. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. – М., 1991
  4. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.: 2003.
  5.  Жизнь и творчество Тургенева : лит. биогр. / А.Н. Редькина. – М.: Дружба народов, 2000.
  6.  И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова « Поурочные разработки по русской литературе.- М.; « ВАКО»,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...

Методическая разработка урока литературы "Романтизм в ранних произведениях М.Горького"

Цель методической разработки - показать возможности использования компьютерных, информационных мультимедиа технологийна уроке литературы при изучении и углублении понятия романтизм для усиления познав...

Методическая разработка открытого занятия на тему "Испытание любовью" (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Испытание любовью»  (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).В процессе ...

Презентация к уроку по литературе 10 класс. Тема: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Тема: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети".Смерть Базарова...

Электронный образовательный ресурс по литературе "роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Электронный образовательный ресурс по теме: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" разработан в формате MyTest. данный образовательный ресурс позволит проверить уровень знаний обучающихся ...

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"....