Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"
методическая разработка

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19»

Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе

Выступление на методическом объединении начальных классов

Составитель:

Сидорова Карина Рустемовна,

студентка 742 группы

Нижнекамск, 2022

Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе

Федеральный государственный стандарт определил цель образования — общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться, и базируется на системно-деятельностном подходе в обучении. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В связи с этим для меня актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода. Ведущая идея опыта: сформировать у младших школьников универсальные учебные действия, которые обеспечат достижение новых образовательных результатов.

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов) группой авторов.

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…», поэтому деятельность обучающихся целесообразно моделировать в исследовательской технологии.

Любая деятельность должна начинаться с постановки цели, личностно значимой для каждого ученика. Только тогда, когда цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у обучающихся возник познавательный интерес, их нужно столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию, а чтобы решить ее, нужно выполнить определенные учебные действия… И уже на этом этапе создать для каждого ситуацию успеха. Создание психологического комфорта на уроке, вера в силы каждого ребенка, ориентация на творческое начало, мотивирование к деятельности – все это стороны системно-деятельностного подхода.

ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации.

Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.

Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.

Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться проверять безударные гласные », но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?

Какие же способы мотивации деятельности детей я применяю? Вот наиболее распространённые: вопросы, суждения, задания, для выполнения которых недостаёт знаний; заголовки-вопросы; приемы «ситуация неожиданности», «прогнозирование», проблемная ситуация.

Педагог должен утратить функцию простого «транслятора знаний», а приобрести способность проектировать совместную деятельность с учащимися, готовность к сотрудничеству, открытость для общения, умение анализировать свою и чужую практическую деятельность, осмысливать существующие и формулировать новые проблемы. Только тогда педагог сможет воспитать достойного гражданина России, способного использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основное средство в руках учителя – учебная ситуация, учебное задание.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его.

Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка), специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений), меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Приведу примеры ситуаций, которые можно использовать на уроках русского языка:

1. Ситуация выбор:

(про) читал (про) город, (до) ехал (до) б...рёзы,

(по) бежал (по) д...ревне, (на) кричал (на) с...баку

2. Ситуация неопределенность:

Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске, запишите их. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось в виду? (из предложения)

3. Ситуация несоответствие:

Помогите проверить орфограмму в слове хв _ стуны.

Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться. Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слово, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.

4. Ситуация неожиданность:

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.

Приемы создания проблемной ситуации

1. Предъявить противоречивые факты:

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? Какой вопрос возникает?

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием:

Сколько мнений? Какова будет задача урока?

3. Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»:

Что вы предполагали сначала? Что получилось? Сформулируйте проблему.

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще:

Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим:

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?

6. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний:

Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова будет тема урока?

Под учебным заданием (УЗ) понимается требование, которое надлежит выполнить ученику для достижения учебной цели. Оно рассматривается как средство, способствующее развитию личности, повышению качества знаний, а также повышению эффективности педагогического труда.

Операции при формулировании учебных заданий:

  • определение цели задания;
  • отбор учебного текста в соответствии с целью задания;
  • выделение проблемы (недостающей информации) с точки зрения цели задания;
  • формулирование задания с учетом критериев логико-информационной корректности;
  • оформление заданий.

Учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Список используемых источников

1. Асмолов А.Т. Системно - деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения./ А.Т. Асмолов. – М.: Педагогика, 2009.

2. Асмолов А.Т. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ А.Т. Асмолов. - М.: Просвещение, 2008.

3. Баев Л. Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах. / Л. Э. Баев.  - «ИДР», 2012.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании./ О.Е. Лебедев. - Школьные технологии. 2004.

5. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии./ Е. В. Советова. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»

В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей  форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между  конкретным худо...

Формирование универасльных учебных действий на уроках в начальной школе.

В презентации представлены: понятие УУД, функции, виды, критерии сформированности УУД, связь с содержанием учебных предметов, условия, список технологий, преемственность и планируемые результаты....

Выступление на методическом объединении на тему: "Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗ"

Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗДиалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называю...

Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...

Учебное пособие «Современный урок в начальной школе»

Учебное пособие «Современный урок в начальной школе» разработано в соответствии с требованиями ФГОС и предназначено для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.Уч...

Выступление учителя начальных классов на тему: "решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления"

Выступление учителя начальных классов на тему: "решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления"...