Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»
методическая разработка по теме

 

В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей  форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между  конкретным художественным образом и средством его воплощения. Передача впечатлений от музыкальных произведений осуществляется средствами живописи, речи, пластики, музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc911.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дошкольного образования детей

«Детская школа искусств №1»

     

Методическая разработка

на тему

«Творческие задания на уроках

Фортепиано (начальные классы)»

Подготовила:

преподаватель фортепиано

                                                                         Колобова Светлана Алексеевна

Балаково

2011 г.

  Содержание  

Пояснительная записка…………………………………………3 стр.

Содержательная часть…………………………………………   4 -11 стр.

Заключение………………………………………………………11 стр.

Список литературы……………………………………………    12 стр.

Сведения об авторе……………………………………………     13 стр.

Приложение ………………………………………………………14 – 16 стр.

                                     

Пояснительная записка

В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей  форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между  конкретным художественным образом и средством его воплощения. Передача впечатлений от музыкальных произведений осуществляется средствами живописи, речи, пластики, музицирования.

Цель – знакомство преподавателей с видами творческих заданий для учащихся начальных классов в ДШИ и ДМШ.

Задача  - систематизация творческих заданий для работы с учащимися на уроках фортепиано в начальных классах.

Творческие задания включают в себя  представления о различной высоте и продолжительности звучания музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонации, о понятиях лада, темпа, ритма, штрихов, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох.

Работа преподавателя  направлена на то, чтобы способствовать общему эстетическому развитию учащихся, что в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, развивает ритм, слух, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

                                       Содержательная часть

Детям изначально присуща талантливость. Они любопытны, экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом. Для них не существует правильной и неправильно работы в красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.

В музыкальной школе все чаще появляются дети - малыши, что и    диктует введение в учебный процесс творческих заданий.

Существует множество типов творческих заданий:

1. Цветовое, графическое моделирование музыки, то есть передача впечатлений от прослушанного произведения средствами живописи.

Здесь выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Пример: П.Чайковский «Сладкая греза» (I и  III части – розовый,  II часть – фиолетовый).

На уроках можно применять словесное рисование общего настроения произведения, описание природы, внешнего облика персонажа в программных произведениях, тех или иных черт его характера, сравнение, противопоставление настроений или персонажей.  Пример: Д. Кабалевский «Клоуны», П.Чайковский «Старинная французская песенка».

2. Следующие творческие задания направлены на звуковысотное и тембровое восприятие музыки.

На уроках музыкального инструмента можно дать следующие творческие задания:

- «расселить» в нижнем, среднем и высоком регистрах животных (медведь, кошка, мышка, птичка). Нарисовать рисунок с этими животными.

-  «расселить» животных и их детенышей в разных октавах:

Медведь (субконтроктава) – медвежонок (контроктава);

Волк (большая октава) – волчонок (малая октава);

Кошка (первая октава) – котенок (вторая октава);

Мышка (третья октава) – мышонок (четвертая октава).

В более старших классах в этих заданиях проводится параллель с инструментами симфонического оркестра (контрабас, виолончель, скрипка -  струнные; (туба, тромбон, флейта – духовые и т.д.).

- Исполнение простейших песенок голосами разных персонажей. Пример: «Лепешки» (пекарь, бабушка, мама, сестренка).

3. Пластические  интонирование – одна из возможностей «проживания образов», когда любой жест, движение становится формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

На уроках можно поиграть в дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным «инструментом», как оркестр.

Исполнение музыки движением раскрепощает детей и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь».

Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловил эти изменения ребенок, а значит, настолько он был внимателен. Очень удобным для музыкального сопровождения музыкальное произведение Л.Бетховена «К Элизе». Кроме того,  на уроках мы танцуем: вальс, польку, калинку, марш.

4. Инструментальное музицирование – творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах (барабан, бубуен, маракас, треугольник, металлофон и т.д). Инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокальным исполнением и импровизацией.

Приобщая детей к музыке через музицирование необходимо помнить следующее:

  1. ученик действует так, как подсказывает его музыкальная интуиция;
  2. преподаватель помогает выбрать инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
  3. преподаватель помогает найти ученику прием исполнения.

Игра на инструментах – интересная, полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его, и вызвать стремление к собственному творчеству. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у ребенка, желание попробовать свои силы, потому что эта деятельность важна для творческого развития.

        5. Создание «звуковой картины».

Во время творческого процесса преподаватель и ученик сидят за инструментом. Преподаватель  комментирует историю «Дождь и гроза»:

 -  Светит солнце – звучит мажорное трезвучие;

 -  Вдруг набегают тучи – звучит минорное трезвучие;

-   Капает легкий грибной дождь – преподаватель исполняет разные звуки на staccato в верхнем регистре;

-  Дождь усиливается – музыка звучит громче, быстрее;

-  Вдруг пошел град –  в исполнении изменяется регистр;

-  Гром – преподаватель или ученик ударяет  кулачком в нижнем регистре;

-  Дождь постепенно стихает и заканчивается.

Все игровые приемы повторяются в обратном порядке.

- На небе появляется радуга – звучит мажорное трезвучие.

Подобным образом можно озвучить картину ночного неба.

     

  6. Знакомство с направлением мелодии.

        На уроках можно пользоваться «волшебной» лесенкой и игрушками. Порядок заданий должен быть построен от простого к сложному в пределах октавы. Задания сопровождаются стихотворным текстом.

 Примеры: 

         а)        «Девочка и песик»

                   Я шагаю вверх,                               Я шагаю вниз,

                  Я иду домой,                                   Я иду домой,

                  Дом мой наверху                             Домик мой внизу,

                 Здесь я отдохну.                              Здесь я отдохну.

         б)        «Наша горка»

                   Наша горка высока,

                  Наша речка глубока.

                  На горе стоит дубок,

                  По реке плывет челнок.

                  Сели птицы на дубок,

                  А мишутка в челнок,

                  Стали птицы песни петь,

                  А мишутка реветь.

в)        «***»

                   Я гуляю во дворе

        Вижу домик на горе.

        Я по лесенке взберусь

        И в окошко постучусь.

        7. Работа над ритмом. 

Ритм рассматривается, как один из основных элементов выразительности мелодии, заключающийся в закономерном чередовании звуков различной длительности.

                Пользуясь ритмизацией стиха и лесенкой, даже самый скромный по своим возможностям ученик способен выучить любую одноголосную песенку. Разучивание песенки начинается с ритмизации стиха. Можно выделить два этапа данной формы работы:

  1. Проговаривание стихов с выделением ударных слогов.
  2. Прохлопывание  ритмического рисунка «умными» ладошками.  

                              Короткие длительности - хлопаем;

                              Долгие - тянем;

                              Очень долгие - руки на пояс.

            Далее на нотоносце можно расположить пуговицами ноты, а затем карточками ритмический рисунок.

                 Первым творческим заданием по освоению ритма предлагается игра «Имена». Ребенок должен хлопками изобразить ритмические рисунки своего имени, имен родителей, друзей.

                Ударный слог – самый протяжный, поэтому от учеников  пропевать его голосом и тянуть ладошками:

            О – ля

                  ма – РИ – на

  Ка – те - РИ – на

 НАС – тень – ка

По той же схеме выполняются игры «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Сказочные герои», «Транспорт» и т.д.

Знакомясь с длительностями  нот преподаватель просит помочь ученика пропульсировать на ноте соль второй октавы восьмыми, четвертными, половинными и целыми отрывок из пьесы П.Чайковского «Старинная французская песенка».

Более сложные творческие задания предполагают знание длительностей нот. (Приложение № 1. Задания № 1, 2)

8. Знакомство с динамическими оттенками.

На примере «Сказки о коте Василии» происходит знакомство с динамическими оттенками. (Приложение № 2)

На уроках музыкального инструмента можно использовать следующие творческие задания:

-  заменить динамические оттенки на обычные слова, выразительно читая сказку и изображая пластикой действия персонажей;

- спеть громкую и тихую песенки – «Веселые путешественники», «Колыбельная».

Играя пьесы по специальности, «раскрасить» их динамическими оттенками с помощью карточек.  Читать стихотворение «Арбуз» с крещендо и диминуэндо:

а) crescendo к концу; б) diminuendo к концу; в) crescendo к середине.

Кроме того, детям нравится игра «Прятки», где преподаватель прячет в классе игрушку, а ученик ищет ее, внимательно прислушиваясь к громкости музыкального произведения: громко – тихо (горячо – холодно).

9. Знакомство со штрихами.

Творческие задания:

- Ребенку предлагается пофантазировать и вспомнить примеры из жизни, когда какие-то действия или явления природы похожие на штрихи legato, non legato, staccato (тиканье часов, дождик, поступь солдат, катание на лыжах и т.д., можно нарисовать).

- Яркими примерами творческих заданий является стихотворная загадка:

Зайчик прыгает легато,

Лодка плавает стаккато,

Верно говорю, ребята?

Дятел долбит сук легато,

Самолет летит стаккато,

Нон легато плывет рыбка,

Здесь, по-моему, ошибка?

Ребенок активно «разоблачает» ошибки и телодвижением пытается доказать абсурдность текста. При повторном прочтении ошибки исправляются и предлагается движениями рук изобразить действия по тексту.

10. Знакомство с мажорным и минорным ладом.

С понятием лад мы знакомимся на материале сказки «Два брата». Один из братьев  окрашивает произведение в грустные, печальные тона (минор), другой - любит яркие, веселые, жизнерадостные краски (мажор).

Познакомившись со сказкой, дети легче отличают мажорное по настроению звучание музыкальное произведение от минорного.

На уроках детям предлагается выполнить следующие творческие задания:

- спеть веселую и грустную песенки или прочесть стихи по своему желанию;

- нарисовать иллюстрацию к песенке «Два кота» Тургеневой и подобрать на  фортепиано песенку от ноты «соль» и «фа»

Вот забавный рыжий кот

Тот, что весело живёт. (maj)

Вот печальный чёрный кот

Грустно он, лентяй, живёт. (min);

- определить лад в песенке «Про Лизу»  и нарисовать рисунок.

11. Знакомство с нотами.

Для лучшего запоминания детьми  нот, преподаватель  может предложить им разгадывать ребусы. Можно начинать с простых:

-  найти спрятанные в словах названия нот и записать их: лисица, художник, земляника, алфавит, осьминог, стрекоза, сольфеджио, фасоль, берег.

-  разгадать слова, зашифрованные с помощью нот. (Приложение № 3)

- прочитать стихи, используя названия нот, выделенные слоги заменить при написании нотами в разных ключах и октавах:

Шарик, жучка и Трезор

Съели вмиг из миски.

Репу, редьку, помидор,

Огурец, сосиски.

На полях не маленький и красивый домик,

А живет забавный в нем очень добрый гномик.

Медом лечит доктор мишку,

Травку он дает зайчишке,

А лисичка всех хитрей –

Ей цыпленочка скорей!

Постепенно творческие  задания можно усложнять.

12. Знакомство со знаками альтерации.

Изучая знаки альтерации на уроках музыкального инструмента, преподаватель предварительно  знакомит  учащихся с понятием – тон и полутон на примерах детских песенок.

Полутон, полутон,

Очень грустный перезвон.

Целый тон, целый тон,

Стал смелее наш трезвон!

Ой, как больно мне,

Я пожалуюсь тебе,(полутон)

А теперь совсем здоров,

Мне не надо докторов.(тон)

Преподаватель предлагает учащимся следующие творческие задания:

- подобрать эту песенку от белых клавиш, петь по ролям;

- спеть песенки про знаки альтерации:

Знак диез, знак диез,

Что он означает?

Этот знак, этот знак

Ноту повышает.

Знак бемоль,

Знак бемоль,

Что он означает?

Этот знак, этот знак

Ноту понижает.

Знак бекар, знак бекар,

Что он означает?

И диез, и бемоль – всё он отменяет.

- исполнить песенку по ролям: преподаватель – вопрос, ученик – ответ, жестами показывая направление мелодии (диез – подняться на цыпочки, бемоль – присесть, слегка согнув колени).

13. Сочинение мелодии.

В начальных классах сочинять мелодии  можно начинать с простых попевок  на двух, трех, четырех звуках. Преподаватель предлагает учащимся следующие творческие задания:

- сочинить мелодию на заданный текст и ритм:

Он как елочка

Весь в иголочках.

Покружу над цветком,

Угощу ребят медком.

Строит мишка новый дом,

Много места в доме том,

В этом доме до весны,

Мишка спит и видит сны.

- сочинить слова к разучиваемым произведениям, для усвоения ритмического рисунка.

 С помощью преподавателя учащиеся сочиняют слова к пьесам. Пример: «Украинская народная песня»

Мы сегодня гулять пойдем/ 2 раза

Я иду – ты идешь,

Я пою – ты поешь,
Все мы идем, все мы поём.

Пример: «Колыбельная» И.Филипп.

Баю – баю куколку качаю,

Баю – баю, кукла засыпай.

Сладкий сон придет сегодня пусть к тебе,

Завтра снова будет новый день.

Баю – баю, куколку качаю,

Баю – бай, поскорее засыпай.

В старших классах ритмические группы можно  усложнять.

Пьеса «Мороженое» Э  Градески.

Как же я морожено люблю,

Это вкуснятина!

И сегодня я его куплю,

Будет вкуснятина!

В магазинах много продают,

Вот где вкуснятина!

Эскимо тут и пломбир тут,

Ну и вкуснятина!

Папочка, купи еще мне,

Мамочка, купи еще мне,

Папочка, купи ещё, мне мало,

Хватит! Мало… Хватит!

В. Лессер «Выходной день»

Воскресенье выходной, выходной, выходной,        

И суббота тоже выходной.        2 раза

Мы в субботу в парк пойдём, и в кино пойдём,

В воскресенье мы друзей в гости ждём.

Воскресенье выходной, выходной, выходной,        

И суббота выходной.

14. Подбор по слуху.

Подбор по слуху на уроках музыкального инструмента можно начинать с первых занятий.  Подбирая  по слуху, преподаватель может учащимся предложить  подбор простых мелодий, используя   при этом 2, 3,4 звука.

 - подобрать мелодию к стихотворению «Прогулка», используя  два звука;

- подобрать мелодию к стихотворению «Котя – коток», используя три звука;

- подобрать мелодию к стихотворению «Василек» , используя  четыре звука.

Для развития ладового слуха преподаватель может предложить ученику выполнить следующие творческие  задания:

-  подобрать по слуху одну мелодию в мажоре, другую – в миноре:

С неба солнышко глядит,                 Ночь на землю к нам сошла,

Встань, дружок, мне говорит!          Ясный месяц нам зажгла.

-  подобрать аккомпанемент, используя тоническую квинту.

- подобрать аккомпанемент к песенке «В траве сидел кузнечик», используя трезвучия.

Заключение

Для педагога важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно проживал свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога.

Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ученик внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях.

                                         

Список литературы

  1. Е.А. Королева. Музыка в сказках, стихах и картинках: книга для учащихся и учителей. / Королева Е. А. – М.: Просвещение, 1994– с. 79.

  1. Т. Бырченко. С песенкой по лесенке. Пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ. М.: Всесоюзное издательство советских композиторов, 1984 – с 111.

  1. Ж.  Металиди, А. Перцовская. Мы сочиняем и поем. Сольфеджио для 2 класса музыкальной школы. Учебное пособие. С.-Петербург, 1992, - с 78.
  2. Л.  Чустова. «Гимнастика музыкального слуха». М.: ООО «Издательство научно – популярной литературы «Химия и жизнь», 2000 -  с. 76.

                                                  Сведения об авторе  

 

                                         

Фамилия, имя, отчество

Колобова Светлана Алексеевна

Дата рождения

18.10.1974

Контактные телефоны

Домашний адрес

Балаково, ул. Ленина, 84 – 62

Образование

Среднее профессиональное образование

Музыкальное училище г.Вольск

(фортепианное отделение)

Место работы

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1»

Должность

Преподаватель фортепиано

Квалификационная категория

Первая

Стаж работы

19 лет

Задание № 1.

Решить примеры, заполнив пустые клеточки, руководствуясь логикой метроритмической структуры:

Задание № 2.

Прочитать стихотворение в нескольких ритмических вариантах.

Стихотворение «Арбуз»

Вот какой  у нас  арбуз –

Замечательный на вкус!

Даже нос и щеки

Все в арбузном соке!

Задание № 3.

Придумать слова, в которых встречаются названия нот.

Разгадать слова, зашифрованные с помощью нот:

Волшебная лесенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Взаимосвязь движения, речи и метроритмических упражнений на начальном этапе обучения в классе домры"

На основе выявленных особенностей восприятия и мышления в детском возрасте разрабатывается методика развития взаимосвязи движения, речи и метроритмических упражнений на начальном этапе обучения в клас...

Методическая разработка по теме"Исследовательская деятельность на уроках математики в группах подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих"

Методическая разработка по теме"Исследовательская деятельность на уроках математики в группах  подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих"....

статья на тему: "Разноуровневые задания на уроках в начальной школе".

Нас, учителей, не могут не волновать вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации усп...

Методическая разработка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения"

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных каче...

Методическая разработка на тему: "Работа над звуком и артикулляцией в классе фортепиано"

Методическая разработка на тему: "Работа над звуком и артикулляцией в классе фортепиано"...

Методическая разработка на тему: "Формирование музыкально-ритмических способностей учащихся в классе специального фортепиано"

Методическая разработка на тему: "Формирование музыкально-ритмических способностей учащихся в классе специального фортепиано"...