Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности
рабочая программа

Гаращенко Ольга Анатольевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 «Адаптивные информационные технологии

в профессиональной деятельности»

1.1Область применения программы:         

Учебная дисциплина ОП.08 «Адаптивные информационные технологи в профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла рабочей основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы и  методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования", утв. Минобрнауки России 20.04.2015 N 06-830вн, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования. Программа является частью обеспечения адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Учебная дисциплина ОП.08 «Адаптивные информационные технологи в профессиональной деятельности» обеспечивает формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий; развитие умения работы с персональным компьютером на высоком пользовательском уровне, овладение методами и программными средствами обработки деловой информации, навыками работы со специализированными компьютерными программами.

Специфика курса учитывает особенности информационных технологий для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Преподавание данного курса происходит с использованием адаптированной компьютерной техники. Также используются в учебном процессе информационные и коммуникационные технологии как средства коммуникации, технологии работы с информацией, адаптивные технологии

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в адаптационный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целью курса является формирование у студентов компетенций, знаний, умений и навыков, необходимых для работы на персональном компьютере, самостоятельного изучения специальной литературы, а также формирование навыков самостоятельной работы.

Задачи дисциплины:

  • Изучение основ работы с операционной системой;
  • Изучение основ работы в офисных пакетах и пакетах прикладных программ специального назначения;
  • Изучение основ работы с мультимедийной информацией;
  • Использование ИТ в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» обучающийся инвалид или обучающийся с ОВЗ должен:

уметь:

− работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям;

− использовать индивидуальные слуховые аппараты и звукоусиливающую аппаратуру (студенты с нарушениями слуха);

− использовать брайлевскую технику, видеоувеличители, программы синтезаторы речи, программы невизуального доступа к информации (студенты с нарушениями зрения);

− использовать адаптированную компьютерную технику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

− осуществлять выбор способа предоставления информации в соответствии с учебными задачами;

− иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

− использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности;

− использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;

− использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства;

знать:

− основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;

− современное состояние уровня и направлений развития технических и программных средств универсального и специального назначения;

− приемы использования сурдотехнических средств реабилитации (студенты с нарушениями слуха);

− приемы использования тифлотехнических средств реабилитации (студенты с нарушениями зрения);

− приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода-вывода информации (студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

− приемы поиска информации и преобразования ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося − 51 час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

теоретическое обучение

11

практические занятия

40

самостоятельная работа

Промежуточная аттестация в форме зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Тема        1.        Особенности информационных технологий для  людей с                ограниченными возможностями

здоровья

Содержание учебного материала:

Современное состояние уровня и направлений развития технических и программных средств универсального и специального назначения. Современные информационные технологии переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации для людей с ОВЗ  и инвалидностью.

2

2

* Тема 2. Технические средства реабилитации

Содержание учебного материала:

Тифлотехнические средства реабилитации. Приемы использования        тифлотехнических        средств реабилитации (для студентов с нарушениями зрения). или

Сурдотехнические средства реабилитации. Приемы использования        сурдотехнических        средств реабилитации (для студентов с нарушениями слуха).

или

Специальные возможности ОС для пользователей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода- вывода информации.

10

2

Практическое занятие 1. Использование брайлевской техники, видеоувеличителей, программ синтезаторов речи, программ невизуального доступа к информации в профессиональной деятельности незрячих и слабовидящих людей.

или

Использование индивидуальных слуховых аппаратов и        звукоусиливающаей        аппаратуры        в профессиональной деятельности слабослышащих и глухих людей.

или

Использование Адаптированной компьютерной техники, альтернативных устройств ввода-вывода информации,        специального        программного

обеспечения в профессиональной деятельности людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

8

Тема 3. Дистанционные образовательные технологии

Содержание учебного материала:

Дистанционное обучение. Интернет курсы. Интернет олимпиады. Альтернативные средства коммуникации.

9

1

Практическое        занятие        2.        Использование альтернативных средств коммуникации в учебной и

профессиональной        деятельности        лиц        с инвалидностью и ОВЗ.

8

Тема        4.

Информационные        и

коммуникационные технологии        как средства коммуникации

Содержание учебного материала:

Программное        и        аппаратное        обеспечение.

Классификация ПО. Операционные системы и оболочки.        Технические        средства телекоммуникационных технологий. Программные

средства телекоммуникационных технологий.

10

2

Практическое занятие 3. Интернет-технологии в профессиональной деятельности:

Работа с браузером.

Работа с Интернет-библиотеками. Организация видео- и телеконференций. Создание почтового ящика.

8

Тема        5.        Технологии работы с информацией

Содержание учебного материала:

Поисковые        системы.        Поиск        информации        и

преобразование ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом ограничения здоровья.

10

2

Практическое занятие 4. Выбор способа поиска и предоставления информации в соответствии с особенностями здоровья и профессиональными

задачами.

8

Тема 6. Использование адаптивных технологий в учебном процессе

Содержание учебного материала:

Иллюстрация        учебных        работ        с        использованием средств информационных технологий.

10

2

Практическое        занятие        5.        Организация

индивидуального информационного пространства с учетом ограничения здоровья

8

Зачет

1

* Тема 2 может модифицироваться в зависимости от типа нарушений здоровья студента. Если у студента с инвалидностью одновременно несколько нарушений здоровья, то преподаватель дисциплины знакомит обучающегося со всеми необходимыми техническими средствами реабилитации в объеме 2 лекционных часов и 4 практических часов.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика и ИКТ» или «Компьютерные технологии».

Оборудование учебного кабинета:

  • настольные персональные компьютеры;
  • комплекты специализированной компьютерной мебели;
  • рабочее место преподавателя;
  • интерактивная доска;
  • экран;

Технические средства обучения:

  • лицензионное программное обеспечение;
  • проектор;
  • акустическая система;
  • информационная индукционная система;
  • дисплей с использованием системы Брайля;
  • программа экранного доступа с синтезом речи;
  • программа экранного увеличения;
  • программы синтеза речи TTS;
  • специальная клавиатура;
  • виртуальная экранная клавиатура;
  • головная компьютерная мышь;
  • ножная компьютерная мышь;
  • выносные компьютерные кнопки;
  • компьютерный джойстик.

  1. Информационное обеспечение обучения.

Перечень        рекомендуемых        учебных        изданий,        Интернет-ресурсов,        дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник для СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
  2. Михеева Е.В. Практикум по информатике: учебное пособие для студентов СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
  3. Новожилов О.П. Информатика. – М.: Издательство «Юрайт-М», 2016. – 620 с.
  4. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для СПО. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.

Дополнительные источники:

  1. Информатика и ИКТ.  Учебник.  11  класс.  Базовый  уровень/  под  ред.  проф.  Н.В. Макаровой. − СПб.: Питер, 2008., 224 с.
  2. Кузнецов С.М. Информационные технологии. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Кузнецов С. М.. − Новосибирск: НГТУ, 2011. − 144 с. Полный текст находится в ЭБС "Университетская библиотека онлайн".
  3. Практикум по информатике: учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В.Михеева. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.
  4. Технические средства в обучении и воспитании детей: учеб. пособие для средних учебных заведений / А.В. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

Интернет-ресурсы:

https://otr-online.ru/programmi/ot-prav-k-24630/raspahni-okno-v-35676.html - интервью с Сергеем Ваньшиным, Генеральным директором института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС.

http://social-tech.ru/support/members/info-tex/        -        информационные        технологии        

для инвалидов

https://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnyh-tehnologiy-kak-sredstv-sotsialnoy- podderzhki-detey-invalidov - Попов А.Н. Роль информационных технологий как средств социальной поддержки детей-инвалидов // Вестник ТГУ, выпуск 11 (127), 2013.

http://i-t-technology.ru/ - Новости IT-технологий. http://www.itstan.ru/ - Информация. Сборник новостей и статей.

http://www.itru.info/ - Информационные технологии. Сборник статей.

http://biznit.ru/ - Информационные технологии. Сайт о применении информационных технологий в различных областях.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки и результатов обучения

Умения:

Выполнение аудиторных практических работ

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

- работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими        современным требованиям;

- использовать         индивидуальные слуховые аппараты и звукоусиливающую  аппаратуру (студенты с нарушениями слуха);

- использовать брайлевскую технику, видеоувеличители,        программы синтезаторы речи, программы невизуального доступа к информации (студенты с нарушениями зрения);

- использовать адаптированную

компьютерную технику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

- осуществлять        выбор        способа предоставления информации в соответствии с учебными задачами;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

- использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности;

- использовать        специальные информационные и коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;

- использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной        организации индивидуального информационного пространства;

Знания:

Выполнение аудиторных практических работ

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

- основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;

- современное состояние уровня и направлений развития  технических и программных        средств универсального и специального назначения;

- приемы использования сурдотехнических средств реабилитации (студенты с нарушениями слуха);

- приемы использования тифлотехнических средств реабилитации (студенты с нарушениями зрения);

- приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода-вывода  информации (студенты с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

- приемы поиска информации и преобразования ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме: "Информационная культура"

Презентация к уроку по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме "Интернет и информационная культура"...

Методические указания по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 260502 "Технология продукции общественного питания"

Методические указания включают в себя тематический план, темы изучаемого материала; приведены требования к формируемым представлениям, знаниям, умениям, вопросы для самопроверки. Темы п...

План проведения открытого урока "Технология обработки текстовой и графической информации" по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

План проведения открытого урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»  Тема: "Технология обработки текстовой и графической информации" ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Операционная деятельность в логистике"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Интегрированное занятие по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельности по теме: «Создание презентации с помощью программы «Microsoft Power Point» по теме: «Программное обеспечение в профессиональной деятельности».

Интегрированное занятие по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельностипо теме: «Создание презентации с помощью программы «Microsoft Power Point» по...

Комплект оценочных средств по учебной дисциплине ОП.08 Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности

Комплект оценочных  средств по учебной дисциплине ОП.08 Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности позволит подготовится обучающимся к дифференцированному зачету....

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование...