Литературно-музыкальная композиция ''Образ матери в русской литературе''
презентация к уроку
Литературный текст, иллюстрации, музыкальные произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya_obraz_materi.s_muz_1.docx | 51.12 КБ |
prezentatsiya_obraz_materi.nov_.pptx | 2.39 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЮГО-ЗАПАД»
Литературно-музыкальная композиция
«Образ матери в русской литературе»
Цели работы:
- развивать интерес к русской классической литературе;
- воспитывать у обучающихся уважительное отношение к женщине-матери;
- воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет.
Сфера применения работы:
- занятия в рамках дополнительного литературного образования;
- внеклассные мероприятия.
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он тебе все объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет тебя охранять от всех бед. Если понадобится, он отдаст за тебя жизнь.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно, как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его - МАМА...
Звучит музыка «Аве! Мария» Шуберта
Дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Каждый из нас ценит мать.
Так было и тысячу лет назад и сейчас. Пословиц о матери придумано немало. Язык пословиц богат художественными образами, сочен, разнообразен.
Мать праведна – ограда каменная.
Материнским словам Бог правит.
Нет лучше дружка, чем родимая матушка.
При солнце тепло, а при матери добро.
Мать всякому делу голова.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине.
Каждая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в произведениях отечественных мастеров.
Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, это - произведения о матери.
В печатной литературе образ матери долгое время оставался в тени.
Причина такого явления более проста и естественна: ведь дворянским детям брали не только гувернёров, но и кормилиц. Дети дворянского сословия в грудном возрасте были отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин.
Позже детям нанимали няню.
Поэтому в стихах А.Пушкина мы видим образ бабушки или няни.
Звучит мелодия из фильма «Тарас Бульба» «Разлучённые сердца»
В повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» образ матери занимает второстепенное место. Жена казака Тараса Бульбы - это добрая старушка, несчастная, робкая и кроткая женщина.
"...Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у неё в одно материнское чувство. Она с жаром, страстью, слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда!.."
"...Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою..."
По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова.
Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях. «В полном разгаре страда деревенская…», «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны».
. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновней привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)
Тема нелёгкой женской судьбы проходит через многие произведения Н.А.Некрасова.
В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» реальный эпизод из жизни простой крестьянки.
«Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать…»
Образ «величавой славянки»,
которая «Коня на скаку остановит,
в горящую избу войдёт!» мы видим в поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»
Идёт эта баба к обедне
Пред всею семьёй впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
ребёнок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведёт…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Звучит «Нежность» С.Рахманинова»
Мать…
Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.
«Матери»
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
И.А.Бунин 1870-1953г.г.
«Когда человек может назвать свою мать и по духу родной – это редкое счастье!»
Роман «Мать» 1906г.
Героиня романа «Мать», Ниловна, постепенно из темного, забитого, безмолвного существа превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям.
Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына.
Велика заслуга Горького, создавшего в романе "Мать" образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния.
М.И.Цветаева 1892-1941г.г.
В автобиографических очерках и письмах, стихотворениях М.И. Цветаевой можно найти много упоминаний о ее матери, Марии Александровне.
Образы Матери и Музыки, как образа, сливались в один — Лирику. То, чем поили Марину Цветаеву, чем заклинали, чем привораживали, чтобы стал — вышел из Лирики - поэт, поэт со своей неповторимой, со своей непостижимой Душой. Не просто душой, а раз великий поэт — то и с Душой тоже — великой.
Стихи о матери звучат немного грустно, со щемящей тоской и безмерной любовью
Звучит «Медленный вальс» Штрауса
В старом вальсе Штрауса впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.
К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров — детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках.
Эти строки из «Реквиема» А.А. Ахматовой наиболее ярко характеризуют психологическое состояние матери, сын которой заточен в тюрьму.
Льва Гумилёва, единственного сына Анны Ахматовой, арестовывали трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Всё перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями жестоких репрессий.
Звучит «Реквием» Моцарта «Лакримоза».
Мать проходит круги ада.
X глава поэмы «Распятие» – это кульминация – прямое обращение к евангельской проблематике. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына - с муками Христа, распятого на кресте.
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А матери: "О, не рыдай Мене..."
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания
Сергей Есенин с матерью Татьяной Федоровной.
Сквозь творчество Сергея Есенина проходит светлый образ матери поэта.
Последняя пора жизни Есенина стала временем подлинного расцвета его лирического дарования.
В это время появилось и стихотворение «Письмо матери».
Мать становится символом детства, родного дома, очага, родной земли. И поэтому она становится похожей на всех матерей Русской земли, терпеливо ожидающих своих сыновей и горюющих об их бедах и неудачах.
Если иконописец, создавая образ Богоматери, величал Матерь Сына, который взял на себя грехи всего человечества, то Есенин, посвящая стихи матери, творил молитву сына о Матери:
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
И эти слова доходили до сердца, врезывались в память, навсегда становясь народной песней, В.Липатов написал одну единственную мелодию, которую народ принял как свою.
(Звучит песня «Письмо матери»)
Калмыцкая притча
Влюбился юноша в красавицу. Так влюбился, что высох весь, дошёл до безумия. А девушка была так холодна и строптива, что лишь насмехалась над его любовью.
Наконец она снизошла до объяснений:
— Все твердишь: люблю, люблю. Скажи, кого из нас больше любишь, свою мать или меня?
— Тебя, — отвечал юноша.
— Как любишь?
— Тело моё, душа моя — в твоей власти.
Усмехнулась холодная красавица и сказала:
— Не верю. Если любишь меня больше своей матери, поди сейчас же и принеси мне её сердце.
Остолбенел несчастный влюблённый, поражённый страшным капризом, потом бросился на колени:
— Сжалься надо мной!
Красавица надменно вскинула голову:
— Говорила же я, что любовь твоя — пустые слова! — и, громко захохотав, отвернулась.
Безумная любовь повлекла юношу к родному дому. Тёмной ночью переступил он его порог. А когда возвращался, сжимая в ладонях сердце матери, споткнулся и упал. Охнуть не успел, как услышал:
— Ты ушибся, сынок. Сильно болит?
Д.Б. Кедрин (1907 -1945) на сюжет «Калмыцкой притчи» написал стихотворение
«Сердце матери»
Дивчину пытает казак у плетня:
-Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!
Дивчина в ответ, заплетая косу:
-Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесёт.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце её на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Источник материнской любви неиссякаем. Он никогда не высохнет, не заилится и в любой момент утолит жажду. Образ матери воспевался поэтами всех времен и народов. О ней слагают поэмы и баллады.
Живописцы пишут ей картины, музыканты посвящают чарующие мелодии.
«Песня о женщине»
Сергей Григорьевич Островой
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
Нет, не богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках.
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках,
Все на свете метится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Звучит «Аве, Мария» Шуберта.
Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны.
Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).
Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.
Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.
Мария просила у бога смерти, говорила, что больше так жить она не может. Почему же решилась на такой отчаянный шаг будущая матерь человеческая? эпизода книги поможет Раньше у женщины была семья – любимый муж и сын Васятка, но немцы повесили обоих, а без них Мария не знала, как жить.
От отчаянного шага ее спасало то, что она ждала ребенка и не могла лишить его жизни.
Очень важным эпизодом становится в повести встреча героини с раненым немцем, Вернером Брехтом. Она не смогла убить его, испытывая чувство жалости и сострадания. Убить раненого, юного, беззащитного мальчишку — значит стать вровень с фашистами, убившими ее семью. Это шло против природы, против высшей справедливости. Этот немецкий мальчик увидел в ней мать, и героиня стала названой матерью своего врага, вступила на путь утешительницы, заступницы, а когда он умер - схоронила его.
Важным этапом в жизни героини становится ее встреча с детьми, которых она нашла в копне сена на хуторском поле. Дети были эвакуированы из Ленинградского детского дома.
.Настоящим счастьем становится для нее рождение собственного ребенка.
Трогателен и символичен заключительный эпизод повести.
Героиня Закруткина совершила великий подвиг — подвиг материнства. Истоки ее подвига заключались в ее великой душе, в любви, в милосердии, в вере в людей.
Рассказ К.Паустовского «Телеграмма» - грустная история о черствости детей к единственному дорогому и бесконечно любящему нас человеку – матери.
Звучит «Октябрь» П.И.Чайковского.
К.Паустовский «Телеграмма»
Катерина Ивановна дожила свой век в Заборье, в старом доме… Настя – дочь и единственный родной человек – последний раз приехала три года назад, Писем от нее тоже не было…
«Ненаглядная моя! – писала Катерина Ивановна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Нынче осень плохая. Так тяжело… вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
Настя работала в Союзе художников. Письмо от матери она получила на службе и спрятала в сумочку, не читая и испытав облегчение: раз мать пишет, значит жива. Она прочла его вечером.
- Куда там ехать! – мелькнуло в голове – Разве вырвешься?
. Когда Насте подали телеграмму, она поняла не сразу: «Катя померла». Какая Катя? Она взглянула на адрес – «Заборье»… - и выбежала на улицу.
«Она села на мокрую скамейку и заплакала.
…вдруг поняла, что никто никогда не любил ее так, как эта дряхлая, брошенная ею старушка.
- Лишь бы успеть! Лишь бы она увидела меня – и простила.
До Заборья она добралась на другой день после похорон, застав лишь свежий могильный холм да холодную комнату Катерины Ивановны.
В этой комнате она проплакала всю ночь, а утром крадучись, стараясь, чтобы никто ее не увидел, уехала с невыразимой тяжестью непоправимой вины на сердце.
(К.Паустовский) «Телеграмма» 1946г.
Стихотворение киргизского поэта Аалы Токомбаева созвучно рассказу К.Паустовского. Последние строки звучат как набат.
Сердце матери
Аалы Токомбаев ( 1904 — 1988)
— киргизский писатель.
Слайд №28
Звучит песня Е.Мартынова «Баллада о матери»
Сергей Островой.
«Мать»
Первое слово ребёнок сказал:
- Мама!-
Вырос. Солдатом пришёл на вокзал:
- Мама!-
Вот он в атаке на дымную землю упал:
- Мама!-
Встал. И пошёл. И губами горячими к жизни припал:
- Мама!-
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ты седая совсем. Стала белой твоя голова,
Будто вьюги мели, а снежинки растаять забыли.
Муж без вести пропал. Ты с тех пор не жена, не вдова.
А потом сыновья от тебя на войну уходили.
От тебя? Нет, с тобой! Слышишь, мама, всё время с тобой!
Только в письмах своих очень редко писали об этом.
Больше жёнам писали. И шли по дороге рябой,
И на письма твои не всегда торопились с ответом.
Это только потом, через годы, я стал понимать,
Как казнят матерей безучастьем и чёрствостью дети.
Друг мой, брат мой, товарищ мой, если зовёт тебя мать -
Рвись к ней сердцем. Спеши. Мчись к ней в самой крылатой ракете.
Каждый миг на счету. Будь быстрее, чем звук и чем свет,
Опоздаешь в пути - не простишь себе этого вечно.
Ты звала меня, мать? Я пришёл. А тебя уже нет.
И дорога длинна. И разлука с тобой бесконечна.
Ты прости меня, мать, я при жизни твоей не сказал
Половины того, что теперь не дождётся ответа.
Жизнь - не холмик пологий, не картинками убранный зал,
Жизнь - вершина, огонь! Праздник мысли и яркого света.
Вот за это за всё - я твой сын! И пока я живу,
Мама, имя твоё я несу через жизнь, как святыню.
Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.
Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.
Будут плыть корабли в белизну марсианских морей,
Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.
А тебя уже нет. Ты уже не откроешь дверей.
Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!
Настоящая мать человеку даётся однажды!
Звучит песня «Та весна, казалось, будет вечной….»
(И. Шаферан , Э.Колмановский)
Слайд №31
В своей работе на примере отдельных произведений мы попытались раскрыть образ матери в русской литературе
«Мать – это словно бы вся прошлая жизнь, постепенно отделяющаяся от человека, туманная память, золотая дымка. Это кровная связь, ничего не требующая, кроме памяти, начисто лишённая эгоистической энергии».
«Материнская точка зрения» всегда звучала в русском слове. Она - свет во мраке отчаяния. Тема «Матери» живет в заново открываемом романе А.М.Горького «Мать», и в «Тихом Доне» М.А. Шолохова, в бессмертном послании А.Фадеева, в «письмах к матери» С.А. Есенина, в «Белой гвардии» М.А. Булгакова, в «Последнем сроке» В.Г. Распутина, в «Последнем поклоне» В.П.Астафьева, в «Калине красной» В. Шукшина и во многих других литературных произведениях.
.
В наше суетное время мы забываем говорить добрые, ласковые слова самому родному и близкому человеку – Матери. Просто призываем всех: берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем и теплотой! Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
Образ Матери в русской литературе XX века – это не только воплощение любви, добра, самопожертвования, счастья, но и вдохновения. Мать – продолжение рода человеческого и русских традиций.
Образ Матери вечен, как сама жизнь.
Литература:
1.Мать: Стихотворения русских и советских поэтов о матери / сост. В. Коротаева. – М.: Мол. гвардия, 1979.
2.Русская литература XX века, 11 кл.: Учебник – практикум для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Мнемозина, 2000.
3.Цветаева М.И. Избранные стихотворения. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
4.Цветаева М.И.Лирика: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт. – сост. Т.Ю.Максимова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
5.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. Ч.2.- 4-е изд. – М.: ООО «ТИД « Русское слово – РС», 2005.
6.Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха/М., 1989
7.Захаров А.Н. Поэтика Есенина.- М.,1995
8. К.И.Чуковский. Две души Максима Горького// Собрание сочинений.- М.,1990
9.Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. М..1989
10. Ю. Кублановский. О Реквиеме А.Ахматовой. 1992
11.. М.М. Голубков. Литература 11класс. Мнемозина. Московский учебник. М., 2005
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели работы: Развивать у обучающихся интерес к русской классической литературе; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к женщине-матери; воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет. Сфера применения работы : занятия в рамках дополнительного образования; внеклассные мероприятия.
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: - Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он тебе все объяснит. - Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык? - Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет тебя охранять от всех бед. Если понадобится, он отдаст за тебя жизнь. - А как зовут моего ангела? - Неважно, как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его - МАМА...
Дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Каждый из нас ценит мать. Так было и тысячу лет назад; и сейчас. Пословиц о матери придумано немало. Язык пословиц богат художественными образами, сочен, разнообразен. Мать праведна – ограда каменная. Материнским словом Бог правит. Нет лучше дружка, чем родимая матушка. При солнце тепло, а при матери добро. Мать всякому делу голова. Материнская молитва со дна моря вынимает.
В печатной литературе образ матери долгое время оставался в тени. Причина такого явления более проста и естественна: ведь дворянским детям брали не только гувернёров, но и кормилиц. Поэтому в стихах А.Пушкина мы видим образ бабушки или няни .
В повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба » образ матери занимает второстепенное место. Жена казака Тараса Бульбы - это добрая старушка, несчастная, робкая и кроткая женщина. "...Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у неё в одно материнское чувство. Она с жаром, страстью, слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда!.." "...Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она взрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою..."
По-настоящему, глубоко, тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Н.А.Некрасов 1821-1878г.г. И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей всё разумное ногами Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты – О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты! (Из стихотворения «Мать»)
Тема нелёгкой женской судьбы проходит через многие произведения Н.А.Некрасова. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» реальный эпизод из жизни простой крестьянки. «Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать…»
Образ «величавой славянки», которая «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!» мы видим в поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» Идёт эта баба к обедне Пред всею семьёй впереди: Сидит, как на стуле, двухлетний ребёнок у ней на груди, Рядком шестилетнего сына Нарядная матка ведёт… И по сердцу эта картина Всем любящим русский народ!
Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. «Матери» Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!» Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит. Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой! Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки… Не ты ли ангелом была? И.А.Бунин 1870-1953г.г.
Роман «Мать» 1906г. Героиня романа «Мать», Ниловна, постепенно из темного, забитого, безмолвного существа превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала его сподвижницей. « Когда человек может назвать свою мать и по духу родной – это редкое счастье! » - с гордостью произносит Павел Власов.
М.И.Цветаева 1892-1941г.г. В автобиографических очерках, письмах и стихотворениях М.И. Цветаевой можно найти много упоминаний о ее матери, Марии Александровне. Образы Матери и Музыки, как образа, сливались в один — Лирику. То, чем поили Марину Цветаеву, чем заклинали, чем привораживали, чтобы стал — вышел из Лирики — поэт, поэт со своей неповторимой, со своей непостижимой Душой. Не просто душой, а раз великий поэт — то и с Душой тоже — великой.
Стихи о матери звучат немного грустно, со щемящей тоской и безмерной любовью В старом вальсе Штрауса впервые Мы услышали твой тихий зов, С той поры нам чужды все живые И отраден беглый бой часов. Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца. К детским снам клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел. С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров... Наш корабль не в добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров! Все бледней лазурный остров — детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!
Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках. Эти строки из «Реквиема» А.А. Ахматовой наиболее ярко характеризуют психологическое состояние матери, сын которой заточен в тюрьму. Льва Гумилёва, единственного сына Анны Ахматовой, арестовывали трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах. Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Всё перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями жестоких репрессий.
Мать проходит круги ада. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына - с муками Христа, распятого на кресте. Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: "Почто Меня оставил!" А матери: "О, не рыдай Мене..." Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания
Сергей Есенин с матерью Татьяной Федоровной. Сквозь творчество Сергея Есенина проходит светлый образ матери поэта. Последняя пора жизни Есенина стала временем подлинного расцвета его лирического дарования. В это время появилось и стихотворение «Письмо матери». Если иконописец, создавая образ Богоматери, величал Матерь Сына, который взял на себя грехи всего человечества, то Есенин, посвящая стихи матери, творил молитву сына о Матери: Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. И эти слова доходили до сердца, врезывались в память, навсегда становясь народной песней, В.Липатов написал одну единственную мелодию, которую народ принял как свою.
Калмыцкая притча Влюбился юноша в красавицу. Так влюбился, что высох весь, дошёл до безумия. А девушка была так холодна и строптива, что лишь насмехалась над его любовью. Наконец она снизошла до объяснений: — Все твердишь: люблю, люблю. Скажи, кого из нас больше любишь, свою мать или меня? — Тебя, — отвечал юноша. — Как любишь? — Тело моё, душа моя — в твоей власти. Усмехнулась холодная красавица и сказала: — Не верю. Если любишь меня больше своей матери, поди сейчас же и принеси мне её сердце. Остолбенел несчастный влюблённый, поражённый страшным капризом, потом бросился на колени: — Сжалься надо мной! Красавица надменно вскинула голову: — Говорила же я, что любовь твоя — пустые слова! — и, громко захохотав, отвернулась. Безумная любовь повлекла юношу к родному дому. Тёмной ночью переступил он его порог. А когда возвращался, сжимая в ладонях сердце матери, споткнулся и упал. Охнуть не успел, как услышал: — Ты ушибся, сынок. Сильно болит?
Д.Б. Кедрин (1907 -1945) на сюжет «Калмыцкой притчи» написал стихотворение «Сердце матери» Дивчину пытает казак у плетня: -Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня? Я саблей добуду для крали своей И светлых цехинов, и звонких рублей! Дивчина в ответ, заплетая косу: -Про то мне ворожка гадала в лесу. Пророчит она: мне полюбится тот, Кто матери сердце мне в дар принесёт. Не надо цехинов, не надо рублей, Дай сердце мне матери старой твоей. Я пепел его настою на хмелю, Настоя напьюсь – и тебя полюблю! Казак с того дня замолчал, захмурел , Борща не хлебал, саламаты не ел. Клинком разрубил он у матери грудь И с ношей заветной отправился в путь. Он сердце её на цветном рушнике Коханой приносит в косматой руке. В пути у него помутилось в глазах, Всходя на крылечко, споткнулся казак. И матери сердце, упав на порог, Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Источник материнской любви неиссякаем. Он никогда не высохнет, не заилится и в любой момент утолит жажду. Образ матери воспевался поэтами всех времен и народов. О ней слагают поэмы и баллады. Живописцы пишут ей картины, музыканты посвящают чарующие мелодии.
«Песня о женщине» Сергей Григорьевич Островой Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках! Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках. От любой напасти заклиная Нет, не богоматерь, а земная, Гордая, возвышенная мать. Свет любви издревле ей завещан, Так вот и стоит она в веках. Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках, Все на свете метится следами, Сколько б ты ни вышагал путей, Яблоня – украшена плодами, Женщина – судьбой своих детей. Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках. Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках!
Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны.
«Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери. Мария просила у бога смерти, говорила, что больше так жить она не может. От отчаянного шага ее спасало то, что она ждала ребенка и не могла лишить его жизни.
Мария не смогла убить ранен0го немецкого солдата. Этот немецкий мальчик увидел в ней мать, и героиня стала названой матерью своего врага, вступила на путь утешительницы, заступницы, а когда он умер - схоронила его.
Важным этапом в жизни героини становится ее встреча с детьми, которых она нашла в копне сена на хуторском поле. Дети были эвакуированы из Ленинградского детского дома. Настоящим счастьем становится для нее рождение собственного ребенка.
Трогателен и символичен заключительный эпизод повести. Героиня Закруткина совершила великий подвиг — подвиг материнства. Истоки ее подвига заключались в ее великой душе, в любви, в милосердии, в вере в людей.
К.Паустовский «Телеграмма» Катерина Ивановна доживала свой век в Заборье, в старом доме… Настя – дочь и единственный родной человек – последний раз приехала три года назад, Писем от нее тоже не было… «Ненаглядная моя! – писала Катерина Ивановна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Нынче осень плохая. Так тяжело… вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Настя работала в Союзе художников. Письмо от матери она получила на службе… - Куда там ехать! – мелькнуло в голове – Разве вырвешься? . Когда Насте подали телеграмму, она поняла не сразу: «Катя померла». Какая Катя? Она взглянула на адрес – «Заборье»… - и выбежала на улицу. «Она села на мокрую скамейку и заплакала. …вдруг поняла, что никто никогда не любил ее так, как эта дряхлая, брошенная ею старушка. - Лишь бы успеть! Лишь бы она увидела меня – и простила. До Заборья она добралась на другой день после похорон, застав лишь свежий могильный холм да холодную комнату Катерины Ивановны. В этой комнате она проплакала всю ночь, а утром крадучись, стараясь, чтобы никто ее не увидел, уехала с невыразимой тяжестью непоправимой вины на сердце. (К.Паустовский) «Телеграмма» 1946г.
Сердце матери Аалы Токомбаев ( 1904 — 1988) — киргизский писатель. По ночам звучит надрывный кашель… Старенькая женщина слегла!!!! Много лет, она в квартире нашей - Одиноко в комнате жила…. ПИСЬМА??? БЫЛИ!!! Только очень редко… И, тогда, не замечая нас, Всё ходила и шептала: «Детки! Вам ко мне собраться, Хоть бы раз…. Вы – под этот стол – пешком ходили…. В праздник – песни пели до зори… А , потом – УЕХАЛИ…. УПЛЫЛИ…. УЛЕТЕЛИ…. Вот и собери!!!». ЗАБОЛЕЛА МАТЬ!!!!! И той же ночью, Телеграф не успевал стучать: «ДЕТИ – СРОЧНО!! ДЕТИ – ОЧЕНЬ СРОЧНО!!! ПРИЕЗЖАЙТЕ!!!! ЗАБОЛЕЛА – МАТЬ!!!!!!!» Из – Одессы, Таллинна, Игарки - Отложив до времени дела, Дети собрались… Но, только жалко, У – постели, А, не у стола….. Гладили – морщинистую руку….. Мягкую, серебряную прядь…… ПОЧЕМУ ЖЕ дали ВЫ разлуке, Так надолго между Вами встать???? Мать, ждала Вас - в дождь и непогоду… В тягостной бессоннице ночей….. РАЗВЕ – ГОРЯ ДОЖИДАТЬCЯ НАДО, ЧТОБ ПРИЕХАТЬ К МАТЕРИ СВОЕЙ??? НЕУЖЕЛИ – ТОЛЬКО ТЕЛЕГРАММЫ ПРИВЕЛИ, ВАС, К СКОРЫМ ПОЕЗДАМ??? СЛУШАЙТЕ!!! ПОКА У ВАС – ЕСТЬ МАМЫ – ПРИЕЗЖАЙТЕ К НИМ – БЕЗ ТЕЛЕГРАММ!!!
Понятия Родина» и «Мать» давно слились воедино: Встаньте все и выслушайте стоя Сохраненное во всей красе Слово это - древнее, святое! Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все! Как леса встают с зарею новой, Как травинки рвутся к солнцу ввысь, Встаньте все, заслышав это слово, Потому что в слове этом – жизнь. Слово это – зов и заклинанье, В этом слове – сущего душа, Это – искра первая сознанья, Первая улыбка малыша. Слово это пусть всегда пребудет И, пробившись сквозь любой затор, Даже в сердце каменном пробудит Заглушенной совести укор. Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо, В нем – исток всего. Ему конца нет. Встаньте!.. Я произношу его: «Мама!»
«Баллада о матери» Андрея Дементьева - драматическая история о незаживающих ранах давно отгремевшей войны, крик женщины, увидевшей на миг оживлённого киноэкраном своего навеки потерянного сына.
Как заклинание ко всем живущим звучат пронзительные строки из стихотворения Сергея Острового «Мать» Люди! Братья мои! Берегите своих МАТЕРЕЙ! Настоящая мать человеку даётся однажды!
В своей работе на примере отдельных произведений мы попытались раскрыть образ матери в русской литературе «Мать – это словно бы вся прошлая жизнь, постепенно отделяющаяся от человека, туманная память, золотая дымка. Это кровная связь, ничего не требующая, кроме памяти, начисто лишённая эгоистической энергии». «Материнская точка зрения» всегда звучала в русском слове. Она - свет во мраке отчаяния. Тема «Матери» живет в заново открываемом романе А.М.Горького «Мать», и в «Тихом Доне» М.А. Шолохова, в бессмертном послании А.Фадеева, в «письмах к матери» С.А. Есенина, в «Белой гвардии» М.А. Булгакова, в «Последнем сроке» В.Г. Распутина, в «Последнем поклоне» В.П.Астафьева, в «Калине красной» В. Шукшина и во многих других литературных произведениях. В наше суетное время мы забываем говорить добрые, ласковые слова самому родному и близкому человеку – Матери. Просто призываем всех: берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем и теплотой! Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. Образ Матери в русской литературе XX века – это не только воплощение любви, добра, самопожертвования, счастья, но и вдохновения. Мать – продолжение рода человеческого и русских традиций. Образ Матери вечен, как сама жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Замоскворечье".
Литературно-музыкальная композиция «Замоскворечье» Цель: способствовать изучению истории столицы нашей Родины – города Москвы, традиций, обычаев русского народа, формированию толерантной тво...
ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ЖИВЫ!»
Классный часЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ЖИВЫ!»...
"О Боге, вере и христианстве". Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 1025-летию принятия христианства
2013 год в Русской православной церкви объявлен юбилейным. 1025 назад, в далеком 10-м веке, Русь трудами святого равноапостольного князя Владимира приняла христианскую веру и культуру. В этом году мы ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой Дню славянской письменности "Мы - славяне"
Сценарий и презентация к нему....
Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.»
Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.» В соавторстве с Рубцовой Т.А. Основные цели данного вечера:1. Актив...
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Ода чувашской женщине - матери"
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции: «Ода чувашской женщине – матери» - составлена с целью развития уважения, толерантного отношения к женскому полу и предназначена для нравстве...
Литературно-музыкальная композиция "Времена года в литературе, живописи и музыке"
Композиция представляет собой литературный текст со стихами русских классиков о времена года, иллюстрации художников и музыкальные произведения....