«Формирование общих компетенций обучающихся СПО на уроках русского языка и литературы в контексте будущей профессии»
статья

Панина Алла Борисовна

Актуальность преподавания русского языка и литературы с профессиональной направленностью обусловлена тем, что эти предметы в системе СПО являются не только объектом усвоения, но и средством развития профессиональных умений будущих специалистов, формирования навыков общения в конкретных профессиональных, деловых сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. Профессиональная направленность на занятиях русского языка и литературы в системе СПО способствует становлению будущего специалиста, способного адаптироваться в современных рыночных условиях. Значение русского языка и литературы как учебных предметов для будущих специалистов определяется, прежде всего, необходимостью формирования у обучающихся навыков свободного владения устной и письменной речью, профессиональной и коммуникативной компетентности.

Таким образом, в процессе обучения наблюдается интеграция русского языка и литературы с предметами специальных дисциплин, что убеждает обучающихся в том, что знание предметов гуманитарного цикла имеет прямое отношение к выбранной специальности и способствует качественной подготовке будущего выпускника. 

Преподавание учебных предметов с профессиональной направленностью создает все условия для подготовки квалифицированных специалистов, способных составить конкуренцию на современном рынке труда.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_statya.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование общих компетенций обучающихся СПО

на уроках русского языка и литературы

в контексте будущей профессии»

Автор: Панина Алла Борисовна,

преподаватель русского языка и литературы,

ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»,

Белгородская область

У знаменитого древнего мыслителя и философа Конфуция есть одно мудрое высказывание:

«Если ваш план на год – сажайте рис,

Если ваш план на десятилетие – сажайте деревья,

Если ваш план на всю жизнь, учите детей!»

Это, действительно, так. Выбрав профессию педагога, мы всю свою жизнь и душу вкладываем воспитанию и обучению детей, на которых потом возлагаем свои надежды. Нам хочется, чтобы наши студенты освоили профессиональные навыки, приобрели необходимые для последующей самостоятельной работы компетенции и стали высококвалифицированными специалистами, востребованными на рынке труда. Может быть, некоторые думают, что от преподавателей общеобразовательных дисциплин не так уж много и зависит, главное для студента – это спецдисциплины. Но ведь студенты в первую очередь попадают к нам. Значит, и от нас многое зависит. Кто-то скажет, что мы должны дать знания за  среднюю школу и трава не расти. Нет, задача преподавателя общеобразовательных дисциплин, на мой взгляд, мотивировать студентов на обучение и стремление учиться дальше.

Казалось бы, к нам пришли студенты, сделавшие осознанный выбор будущей специальности, но часто мы сталкиваемся в процессе обучения с такими проблемами, как: неумение организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею, отклонения в социальном поведении, привычный статус «слабого ученика», а отсюда и отсутствие мотивации в обучении. Но мы все понимаем, что в силу разных обстоятельств часть обучающихся приходит  в техникумы по причине как раз неосознанного выбора будущей специальности. Каждый педагог неоднократно задавал себе вопросы: чему учить? и ради чего учить? как обновить содержание учебного предмета, чтобы оно было значимым для студента, имело для него смысл, максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности.

Для решения данных проблем определяю цели, помогающие сформировать мотивацию к обучению:

  • развитие индивидуальности обучающегося;
  • самореализация личности;
  • умение использовать знания на разных уровнях: житейских, нравственных, профессиональных;
  • формирование коммуникативных умений и навыков. 

Актуальность преподавания русского языка и литературы с профессиональной направленностью обусловлена тем, что эти предметы в системе СПО являются не только объектом усвоения, но и средством развития профессиональных умений будущих специалистов, формирования навыков общения в конкретных профессиональных, деловых сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. Профессиональная направленность на занятиях русского языка и литературы в системе СПО способствует становлению будущего специалиста, способного адаптироваться в современных рыночных условиях. Значение русского языка и литературы как учебных предметов для будущих специалистов определяется, прежде всего, необходимостью формирования у обучающихся навыков свободного владения устной и письменной речью, профессиональной и коммуникативной компетентности.

Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес помогает профессиональная лексика, которая может эффективно использоваться, например, в словарных диктантах, а также тексты, несущие информацию о профессиях, которые вызывают повышенный интерес к будущей специальности и стремление к улучшению результатов обучения.

Для того, чтобы мотивировать студентов на учебную деятельность, повысить уровень их грамотности, необходимо показать, как знания по русскому языку помогают овладевать профессией. Сделать это можно только в ходе совместной работы с преподавателями специальных дисциплин. Эффективность обучения русскому языку с учётом их будущей специальности находится в прямой зависимости от использования в учебном процессе текстов по специальности.

С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций?

При формировании ОК 1 (понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес) – Это относится ко всем специальностям и профессиям.

на занятиях по русскому языку использую следующие приёмы: решение практических ситуационных задач с целью понимания значимости избранной профессии и привития к ней интереса;

Например, изучая тему «Словари русского языка», проводится практическая  работа с заданиями:1.Провести этимологический разбор слов производство, автомобиль, кондитер и др.  2. Найти в толковом словаре определение слов, связанных с избранной профессией.  При изучении темы «Функциональные стили» даётся задание:

1. Выписать профессиональные слова, относящиеся к вашей специальности, объяснить их значение.

2. Написать рекламу своей профессии, используя публицистический или официально-деловой стили речи.

При формировании ОК 2 (организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы, способы выполнения профессиональных задач и оценивать их эффективность). При анализе произведения традиционным видом работы является аналитическое чтение ключевых эпизодов. Хорошие результаты дают различные виды групповых работ, при которых активно формируется коммуникативная компетенция, создаётся ситуация успеха и взаимовыручки на уроке. Такую работу можно предложить провести на занятиях роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Вопросы: охарактеризуйте мысли Раскольникова по поводу назначения человека, авторскую позицию и способы её выражения, выскажите свою позицию. В ходе обсуждений происходит процесс формирования собственной жизненной позиции обучающихся, общечеловеческих ценностей.

При формировании ОК 4 (осуществлять поиск, использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития) готовлю задания с использованием библиографических справочников, энциклопедий, словарей. При подготовке к уроку «Литературы» по теме «Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Замысел, тематика. Образ народа» предлагаю следующие индивидуальные задания. 1.Пользуясь словарём литературоведческих терминов, найдите определение термину роман-эпопея. 2.  Докажите, что произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» – роман-эпопея. В процессе подготовки к занятию развивается познавательный интерес учащихся, активизируется творческий потенциал, формируются информационные компетенции.

При формировании ОК 5 (владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий) использую следующие задания: подготовка презентаций, выполнение терминологических кроссвордов, прохождение онлайн-тестов. Так на этапе знакомства с биографией практикую индивидуальную работу студентов в виде сообщений в форме презентаций. Предлагаю выполнить следующие задания: 1. Составить библиографические карточки по творчеству Л.Н.Толстого. 2.Составить краткую «Хронику жизни и творчества Л.Н.Толстого» в виде презентации. Важным элементом в данной работе является анализ и оценивание, рецензирование сообщений, творческих работ других студентов.

При формировании ОК 6 (работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством) На каждом уроке русского языка и литературы, культуры речи я ставлю своей целью развивать коммуникативные способности студентов, расширять их общелингвистический и культуроведческий кругозоры. Работа с профессионально-ориентированными текстами на уроках по русскому языку способствует активному включению студентов в учебно-профессиональную деятельность, знакомству с лексико-грамматическим и понятийным аппаратом языка их будущей специальности.

Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес помогает профессиональная лексика, которая может эффективно использоваться, например, в словарных диктантах, а также тексты, несущие информацию о профессиях, которые вызывают повышенный интерес к будущей специальности и стремление к улучшению результатов обучения.

На своих уроках, в зависимости от специальности, подбираю определённый текст, к которому задаются вопросы. Так, обучающимся по специальности «Сварочное производство» были предложены следующие вопросы и задания: 1. Прочитайте текст, найдите в нём профессиональную лексику и термины, выпишите, определите способы образования слов; 2. разберите по составу слова электрод, электродержатель, жаропрочность, деформация; составьте с ними словосочетания или предложения; 3. выполните фонетический разбор слов сварщик, резка, надёжный; 4. используя информацию из текста, ответьте на вопрос: какой должна быть температура плавления чугуна и температура плавления алюминия;  5. перечислите индивидуальные средства  защиты сварщика. В процессе профессионально направленного обучения обучающиеся учатся орфографически грамотно писать, воспринимать смысловую информацию текста профессионального содержания, использовать в речи специальные слова и термины, которыми придётся пользоваться во время   теоретического и производственного обучения. Данный принцип может быть применён как во время аудиторной, внеаудиторной или самостоятельной работы студентов.

Начиная с первого курса, студенты пишут сочинения-миниатюры, эссе «Почему я выбрал эту специальность» или «Моя профессия и будущая карьера», работы студентов были представлены на научно-исследовательской конференции обучающихся, посвящённой 80-летию профтехобразования в России и 115-ой годовщине основания образовательного учреждения.  

В качестве домашней работы я предложила студентам следующие виды заданий: 1. составить словарь терминов по профессии, включая те, которые встретились в рассказах или кроссворд; 2.   выпишите из текстов рассказов слова-характеристики героев; 3. словарная работа: при помощи словаря дайте толкование следующим словам (полонез, крокет, скирда и т.д.).              

Связь текста с будущей специальностью повышает мотивацию к обучению русскому языку.

Раздел «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография» рассматривает произношение звуков, постановку ударения в словах, являющихся специальными терминами. Например, задание на определение орфоэпических норм в экономических терминах: средства, договор, обеспечение, ходатайство, документ, инженеры, шоферы.

В разделе «Морфемика, словообразование, орфография» предлагаются задания:

1). Определите, от каких слов и с помощью каких словообразовательных средств образованы данные слова: коммерсант, долларовый, бункер, компьютерщик, прогрессивный, моделировать.

2).  От данных глаголов образуйте отглагольные существительные и подчеркните словообразовательные суффиксы. Составьте словосочетания по образцу. Образец: отправить (что?) товар – отправка (чего?) товара. Страховать груз; поставить материалы; закупить продукты; перевозить товар.

В разделе «Морфология и орфография» ведется работа над грамматическими нормами в разных частях речи. Найдите грамматические ошибки в образовании формы слова: контейнера  на погрузке, пять килограмм, много народа, все шофера, две пары носков, несколько мандарин, много яблок, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды.

При формировании ОК 7 (способствует умению брать на себя ответственность за работу членов команды) При изучении темы «Функциональные стили речи», предлагаю работу с текстами в электронном формате разных стилей, типов, жанров. Студенты определяют стиль текста, его характерные черты, тему, составляют план, находят и подчеркивают изобразительно-выразительные средства языка и т. д.  Работу можно проводить как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Обучающиеся учатся свободно, правильно излагать свои мысли и соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному. Работа с текстом дает возможность научить студента всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, самостоятельно мыслить. Для развития связной монологической речи очень полезна практика работы с текстовыми редакторами, которая позволяет моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя целыми блоками.

При формировании ОК 8 (Формировать компетенцию личностного роста и самосовершенствования) позволяют элементы рефлексии и различные вопросы для обсуждения: «Что ты думаешь о жизненном пути автора? Какие качества личности ты бы хотел воспитать в себе? Как достойно прожить жизнь?». В качестве практической работы я предлагаю задание по составлению таблицы «Этапы жизни и творчества А.С.Пушкина», «Хроника жизни и творчества М.Булгакова», «Жизнь и творчество С.А.Есенина», «Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого».

Таким образом, в процессе обучения наблюдается интеграция русского языка и литературы с предметами специальных дисциплин, что убеждает обучающихся в том, что знание предметов гуманитарного цикла имеет прямое отношение к выбранной специальности и способствует качественной подготовке будущего выпускника.

Преподавание учебных предметов с профессиональной направленностью создает все условия для подготовки квалифицированных специалистов, способных составить конкуренцию на современном рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

Доклад на методобъединение "Формирование личностных качеств и нравственных ориентиров обучающихся на уроках русского языка и литературы."

Тема доклада актуальна в современных условиях, прелставлен личный опыт преподавания русского языка и литературы...

Формирование эмоционального интеллекта на уроках русского языка и литературы

В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили стать...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...