Контрольная работа по истории
методическая разработка

Людмила Панфилова

Программа, контрольные задания и методические указания учебной дисциплины «История» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеРеспублики Саха (Якутия)

«Алданский политехнический техникум»

Контрольная работа

для студентов заочного отделения

по учебной дисциплине

«Истории»

Для всех специальностей

Алдан

2021

        

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования

Методические рекомендации рассмотрены на заседании

ПЦК профессиональных дисциплин

Протокол №___ от «____» июня 20     г


Председатель предметно цикловой комиссии _____________/Тарасевич О.А

Программа, контрольные задания и методические указания учебной дисциплины «История» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов

мирового и регионального значения;

  • назначение ООН, НАТО, ЕС, ОБСЕ, ВТО, БРИКС, Евро-Азиатского Союза и

других международных организаций и основные направления их деятельности;

  • причины и последствия распада СССР;
  • особенности экономического, политического и культурного развития

современной России;

  • сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных

конфликтов в конце 20-начале 21 веков;

  • сущность основных процессов (интеграционных, поликультурных,

миграционных и иных) политического и экономического развития ведущих стран и различных регионов мира;

  • значение науки, культуры и религии в сохранении и укреплении

национальных и государственных традиций.

уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических и культурных проблем;

- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество;

- свободно владеть современными информационными технологиями;

ВВЕДЕНИЕ

Учебнаядисциплина«История»относитсякобщемугуманитарному и социально-экономическому циклу.Еёизучение направленонаформированиесистемыбазовыхнациональныхценностейроссийскогообщества,воспитаниегражданинаРоссии,сознающегообъективнуюнеобходимостьвыстраиваниясобственнойобразовательнойтраектории,непрерывногопрофессиональногороста.

Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской историипредставленывконтекстевсемирно-историческогопроцесса,вегосоциально-экономическом,политическом,этнокультурномидуховномаспектах.Особоевниманиеуделеноисторическимреалиям,оказавшимсущественное влияние на «облик современности» как в России, так и во всеммире.

Для граждан любой страны очень важно не растерять связь поколений. История даёт возможность не потерять ту нить, что связывает прошлое с настоящим. Курс истории даёт необходимый минимум знаний об исторических событиях, исторических лицах, хронологии событий. Учит овладевать методологией анализа исторической жизни, вырабатывает необходимые мировоззренческие критерии оценки событий прошлого и настоящего. Важно научиться на основе анализа исторических событий применять знания в своей профессиональной деятельности и определять свою гражданскую позицию.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Контрольная работа содержит 10 вариантов. Последующие варианты повторяются с первого (например, 11 вариант – 1 вариант, 12 вариант – 2 вариант и т.д.).  Студенты выполняют работу согласно своему варианту.

Контрольную работу следует выполнять, чернилами синего или черного цвета, отставляя поля для замечаний рецензента. На обложке должен быть приклеен титульный лист утвержденного образца.

Работа должна быть выполнена аккуратно и разборчиво, без сокращений.

Каждый вопрос следует начинать с новой страницы. Необходимо сначала записать вопрос, подчеркнуть, а затем дать полный ответ.

При оформлении записей в тетради необходимо выполнять общие требования к культуре их ведения: необходимо соблюдать абзацы, всякую новую мысль следует начинать с новой строки; схемы, таблицы, рисунки следует выполнять карандашом с использованием чертежных инструментов.

Контрольную работу разрешается выполнятьв компьютерном варианте либо письменно. Объем должен составлять 5-10 страниц текста компьютерного набора формата А-4, текст работы должен быть подготовлен с использованием шрифта TimesNewRoman, кегель 14, межстрочный интервал 1,15. Заголовки выравниваются по центру, текст по ширине, курсив, подчеркивание, жирный шрифт используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков. Рисунки, диаграммы, таблицы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями.

В конце работы должна быть указана литература, дата выполнения работы и подпись.

Список используемой литературы должен иметь четкое подразделение на основную и дополнительную литературу. В списке основной литературы указываются федеральные законы, постановления Правительства, другие нормативные документы, а также учебники и учебные пособия.

В список дополнительной литературы включаются вспомогательные источники: справочники, учебные пособия, публикации в периодической печати, стандарты, ведомственные нормативные документы. В списке должно быть не более 10-12 источников. В списке литературы указывается ФИО авторов в алфавитном порядке, полное название работы, место издательства, год издания, количество страниц или их диапазоны.

В работу должны быть включены все задания, указанные в варианте, строго по положенному варианту. Контрольные работы, содержащие не все задания, а также содержащие задания не своего варианта, не засчитываются.


ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Введение в курс истории

Периодизация (основные этапы новейшей истории). Основные особенности новейшего времени.

Послевоенное устройство мира. Раздел территории Германии на оккупационные зоны. Рост влияния СССР в мире. Нарастание противоречий между бывшими союзниками. Фултонская речь У. Черчилля как начало холодной войны.

Сущность холодной войны, её проявления в политической, экономической и культурно-идеологической сфере. Формирование двуполярного мира. Гонка вооружений. Ядерная монополия США и её ликвидация СССР. Формирование противоборствующих блоков. Возникновение НАТО и ОВД. План Маршалла для восстановления Европы. Установление просоветских режимов в странах центральной и восточной Европы. Роль ООН в международной политике послевоенного периода. Раскол Германии: образование ГДР и ФРГ. Приход к власти в Китае коммунистов. Основные конфликты периода холодной войны: Корейская война, Берлинские кризисы, Карибский кризис, Вьетнамская война и др. Договоры о нераспространении и ограничении вооружений между СССР и США. Чередование периодов разрядки и нагнетания напряженности в отношениях СССР и США.

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».

Международные отношения. Международные конфликты и кризисы в 1950 — 1960-е годы. Борьба сверхдержав — СССР и США.

СССР в послевоенные годы. Противоречия социально-политического развития.

СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение.

СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С. Хрущева. Л. И. Брежнев. Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 года. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Инакомыслие, диссиденты.

СССР в годы перестройки. Предпосылки перемен. М. С. Горбачев. Политика ускорения и ее неудача. Экономические реформы, их результаты. Реформы политической системы. Политика гласности и ее последствия. Августовские события 1991 года. Распад СССР.  Образование СНГ.  Причиныи последствия кризиса советской системы и распада СССР. Развитие советской культуры (1945 — 1991 годы).

Основные даты

март 1985 г. – избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева.

июнь 1987 г. – закон «О государственном предприятии (объединении)».

май 1988 г. – принятие закона «О кооперации в СССР».

июнь 1988 г. – XIX Всесоюзная партийная конференция; начало реформы политической системы (перестройки).

1988–1989        гг.        –        падение        социалистических        режимов        в

Восточной        Европе («бархатные революции»).

май–июнь1989 г. – I Съезд народных депутатов СССР.

12 июня 1990 г. – принятие Декларации о суверенитете РСФСР.

весна 1991 г. – роспуск СЭВ и ОВД.

июль 1991 г. – подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1).

19–21 августа 1991 г. – путч в Москве.

8 декабря 1991 г. – Беловежское соглашение, роспуск СССР и создание СНГ.

Основные понятия

Гласность – основной компонент «перестройки» второй половины 1980-х гг., заключавшийся в существенном ослаблении цензуры, снятии многочисленных информационных барьеров, существовавших прежде в СССР.

Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) – чрезвычайный высший орган власти в СССР, созданный 18 августа 1991 г. во время попытки государственного переворота. В состав ГКЧП вошли в основном представители силовых структур: В.А. Крючков, В.С. Павлов, Б.К. Пуго, Д.Т. Язов, Г.И. Янаев и другие.

Новое политическое мышление – философская и внешнеполитическая концепция, выдвинутая М.С. Горбачёвым во второй половине 1980-х годов, предусматривавшая отказ от принципа пролетарского интернационализма, признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными, отход от силового решения международных проблем.

Организация Варшавского договора (ОВД) – военно-политический блок европейских социалистических государств при ведущей роли СССР, созданный на основе Варшавского договора 14 мая 1955 г. и просуществовавший до весны 1991 г. В организацию входили Албания (до 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

Перестройка – название идеологического курса и преобразований советского руководства, инициированных командой М.С. Горбачева в экономической и политической жизни СССР в 1987–1991 гг.

Совет Экономической взаимопомощи (СЭВ) – организация со штаб-квартирой в Москве, существовавшая с 1949 по 1991 гг. и регулировавшая экономические взаимоотношения социалистических стран.

Теневая экономика – сфера производства и распределения материальных ценностей, находящаяся вне действующих законов и по этой причине имеющая криминальный характер.

Ускорение – лозунг и политический курс генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва, провозглашённый в апреле 1985 г. и направленный на повышение эффективности народного хозяйства страны. Курс вылился в ряд крупномасштабных кампаний и серьезную ломку системы органов управления народным хозяйством в 1985–1986 гг., что привело к заметному ухудшению экономического развития страны.

Холодная война – глобальное геополитическое, военно-политическое, экономическое и информационное противостояние социалистического лагеря во главе с СССР и капиталистического блока, возглавляемого США, длившееся с 1946 по 1991 гг. и, по мнению многих политиков и учёных, продолжающееся до сих пор.

        Соревнование социальных систем. Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла».
  2. Разрядка международной напряженности в 1970-е годы.
  3. Послевоенное советское общество, духовный подъем людей.
  4. XX съезд КПСС и его значение.
  5. Конституция 1977 года.
  6. Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и   результаты.
  7. Политика гласности в СССР и ее последствия.

Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков.

Виды мировых и региональных надгосударственных структур. Военные, политические и экономические организации. Образование ООН. Деятельность ООН на современном этапе развития. НАТО как ведущая политическая организация современного мира. Расширение НАТО на Восток. Евросоюз и СНГ как примеры конфедераций.

Религия в современном мире. Религия в секулярном обществе. Христианские конфессии в начале 21 в. Ислам в современном мире. Исламский фундаментализм. Связь радикального ислама с террористическим подпольем. Буддизм и национальные религии в современном мире. Нетрадиционные культы и секты, отношение к ним со стороны государства и общества. Диалог верующих и неверующих. Реализация принципа свободы совести. Религии в современной России.

Понятие «глобализация». Экономический уклад современного общества. Соотношение традиционного (доиндустриального), индустриального и постиндустриального типов общества в современном мире. Экономическая специализация регионов мира, её противоречия. Наиболее динамично развивающиеся отрасли экономики. Борьба с монополизацией. Малый бизнес в современном мире. Деятельность МВФ и других финансовых структур. Экономические кризисы 1990 – 2000-х годов, их причины, ход и последствия.

Изменения в социальной структуре общества. Основные черты общества потребления. Рост численности среднего класса. Критерии принадлежности к среднему классу в современном обществе. Образ жизни среднего класса. «Белые воротнички», «Синие воротнички». Андерклассы современного общества. Особенности маргинализации в современном обществе. Методы социальной защиты, дискуссии вокруг правомерности чрезмерной социальной защиты. Элита, её состав и методы формирования в различных регионах.  

Понятие глобальных проблем. Причины их обострения в современном мире. Классификация глобальных проблем. Доклады «Римского клуба», их роль в анализе глобальных проблем и средств их решения. Экологические проблемы как результат чрезмерного антропогенного воздействия на природу. Основные экологические проблемы. Киотские соглашения 1997 г., их выполнение различными странами. Сокращение биоразнообразия растительных и животных видов. Проблема исчерпания невозобновимых природных ресурсов. Конференция в Рио-де-Жанейро 1992 г. Выработка стратегии устойчивого развития, её основные черты.

Внутрисоциальные глобальные проблемы. Недопущение распространения и применения оружия массового уничтожения. Международные договоры по ограничению ОМУ. Проблема распространения наркомании и социально значимых заболеваний. Борьба с распространением СПИДа. Международный терроризм как глобальная проблема современного общества. Средства борьбы против терроризма. Глобальные демографические проблемы современного общества. Особенности воспроизводства населения в различных регионах. Перенаселённость в бедных странах как фактор миграции. Низкая рождаемость в развитых странах, средства минимизации её отрицательных последствий. Социальные последствия увеличения сроков жизни.

Постмодернизм как тип культуры. Его отличие от модернизма. Эклектический и вторичный характер постмодернистской культуры. Синкретизм культурных принципов. Размывание чёткой системы норм и правил в культуре. Дозволенное и запретное в современной культуре. Взаимовлияние культуры и политики, культуры и религии, культуры и бизнеса. Средства влияния на ход развития культуры. Спорт в культуре современности. Реализация принципов толерантности в культуре.

Влияние технических достижений на развитие культуры. Применение компьютерных технологий в науке и искусстве. Виртуализация реальности в современной культуре. Проблема защиты авторского права.

Основные черты науки современности. Интернационализация науки. Источники финансирования научных исследований. Развитие науки и военно-промышленный комплекс. Достижения в области физики и химии. Нанотехнологии как результат более глубокого изучения структур материи. Синтезирование новых веществ. Развитие астрономии и космонавтики. Биология и медицина на рубеже тысячелетий. Достижения в генетике. Расшифровка геномов живых существ. Генные технологии. Изготовление генно-модифицированных продуктов. Клонирование животных.. Состояние медицины в современный период. Проблема оправданности эвтаназии и применения стволовых клеток. Социально-гуманитарное знание в современный период. Развитие техники на рубеже тысячелетий, её взаимосвязь с научным познанием мира. Основные достижения техники в сфере повседневного быта, транспорта, информационной технологии, военной сфере.

Этические вопросы деятельности учёных. Ответственность учёных перед обществом. Демаркация науки и паранауки в современной культуре.

Традиционализм, модернизм и постмодернизм в современном искусстве и литературе. Визуализация современного искусства. Коммерческое и некоммерческое искусство. Основные тенденции развития градостроительства и архитектуры. Дизайн и декоративно-прикладное искусство. Развитие изобразительного искусства в современной России.

Тенденции в развитии театра и кинематографа. Выдающиеся режиссёры театра и кино. Массовое и авторское кино.

Классическая и неклассическая музыка в современном мире. Выдающиеся композиторы и исполнители современности. Основные виды неклассической музыки: поп, рок, джаз, рэп и др.

Основные направления и авторы в современной литературе. Традиционные и нетрадиционные формы литературных произведений. Развитие литературы в России.

Футурология как попытки научного предсказания развития общества. Разработка концепций совершенствования постиндустриального общества (Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Д. Белл и др.). Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы. Теория конфликта цивилизаций Р. Хантингтона. Оптимистические и пессимистические прогнозы развития общества.

Формирование российской государственности. Б. Н. Ельцин.  Политический кризис осени 1993 года.  Принятие Конституции России 1993 года. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты.

Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты.
  2. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ВАРИАНТАМ:

Вариант 1

  1. ВнутренняяполитикагосударственнойвластивСССРкначалу1980-х гг.Особенностиидеологии,национальнойисоциально-экономическойполитики.
  2. РаспадСССР:причиныигеополитическиепоследствия.

Вариант 2

  1. ВнешняяполитикаСССР.Отношенияссопредельнымигосударствами,Евросоюзом,США,странами«третьегомира».
  2. Начало нового этапа Истории России. Государственный переворот 1993 г.ОбразованиеРоссийскойФедерации.

Вариант 3

  1. КультурноеразвитиенародовСоветскогоСоюзаирусскаякультура.
  2. Россиявсистемемеждународныхотношенийв90-егодыXXвека.

Вариант 4

  1. ПерестройкавСССР.
  2. ПолитическиесобытиявВосточнойЕвропевовторойполовине80-хгг.

Вариант 5

  1. Россиявсистемемеждународныхотношенийв90-егодыXXвека.
  2. Локальные,        национальныеирегиональныеконфликтынапространствебывшего СССРв 1990-егг.

Вариант 6

  1. Участиемеждународныхорганизаций(ООН,ЮНЕСКО)вразрешенииконфликтовнапостсоветскомпространстве.
  2. Проблема        экспансии        в        Россию        западной        системы        ценностей        иформирование«массовойкультуры».

Вариант 7

  1. Россия        на        постсоветском        пространстве:        договоры        с        Украиной,Белоруссией,Абхазией,ЮжнойОсетией идр.
  2. РасширениеЕвросоюза,формированиемирового«рынкатруда»,глобальнаяпрограмма НАТО и политические ориентирыРоссии.

Вариант 8

  1. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники,содержание,результатывооруженного конфликта вэтом регионе.
  2. Тенденциисохранениянациональных,религиозных,культурныхтрадиций и«свободасовести» в России.

Вариант 9

  1. СовременноегеополитическоеположениеРоссии.ИзменениевтерриториальномустройствеРоссийской Федерации.
  2. ПерспективныенаправленияиосновныепроблемыразвитияРФнасовременномэтапе.

Вариант 10

  1. Важнейшие правовые и законодательные акты мирового и региональногозначения.
  2. РоссийскаяФедерациявпланах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО вотношении России.

Критерии оценки выполнения контрольной работы:

Отметка «5» - работа выполнена в полном объеме, в полной мере раскрыта сущность темы, учтены все требования к данной работе, работа оформлена аккуратно и грамотно.

Отметка «4» - выполнены требования к отметке «5», но были допущены два-три недочета или одна содержательная ошибка и один недочет.

Отметка «3» - работа выполнена не в полном объеме, не в полной мере раскрыта сущность темы, были допущены три и более недочета или две содержательные ошибки, учтены все требования к данной работе, работа оформлена аккуратно и грамотно.

Отметка «2» - работа выполнена не полностью, не раскрыта сущность темы, были допущены три и более содержательные ошибки, не учтены требования к данной работе.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основныеисточники:

  1. АртёмовВ.В.,ЛубченковЮ.Н.История(длявсехспециальностейСПО).- М.:Академия,2019.
  2. Историяновейшеговремени:учебникипрактикумдлясреднегопрофессиональногообразования/подредакциейВ.Л.Хейфеца.–Москва:ИздательствоЮрайт,2020.– 345с.–(Профессиональноеобразование)

Дополнительныеисточники:

  1. Бершадская, О.В. Отечественная история в контексте мировой истории.ХХвек:учебноепособие/БершадскаяО.В.,ТиторенкоМ.Ф.—Москва:Русайнс,2020.—129с.
  2. Самыгин,П.С.История:учебник/СамыгинП.С.,ШевелевВ.Н.,СамыгинС.И.—Москва:КноРус,2020.—306с.

Информационныересурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru
  2. http://lesson-history.narod.ru
  3. http://www.istrodina.com
  4. http://www.hermitaje.ru
  5. http://www.history.yar.ru
  6. http://som.fio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 вариант контрольной работы по истории (2 курс)

контрольная работа- в виде тестовых заданий. Можно использовать для компьютерного тестирования...

Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (возраст слушателей 16+) в учреждении дополнительного профессионального образования гуманитарного направления

Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначена для промежуточного контроля знаний слушателей  на курсах  по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (...

Контрольная работа по истории России XIX в.

Контрольная работа по истории России включает в себя задания по XIX в. На все вопросы даны ответы....

Итоговая контрольная работа по истории философии

Задания для проведения итоговой контрольной работы по разделу "История философии"....

Контрольная работа по истории 25.09.19г.

Министерство образования Республики Мордовия ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П. Байкузова»            Контрольная (зачетная) работа...

Контрольная работа по истории 2 курс СПО Тема: Внутренняя политика в СССР к началу 1980-х гг.

Контрольная работа для студентов 2 курса СПО по дисциплине история....