Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа

Людмила Панфилова

  Программа учебной дисциплины БД. 08  Обществознание (включая экономику и право) разработана    на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)», рекомендованная Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), по профессии 10.02.01. Организация и технология защиты информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obshchestvoznanie_otzi_191.docx85.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Приложение 8

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД. 08  Обществознание (включая экономику и право)

2019 г.


  Программа учебной дисциплины БД. 08  Обществознание (включая экономику и право) разработана    на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)», рекомендованная Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), по профессии 10.02.01. Организация и технология защиты информации

Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) Алданский политехнический техникум,

г. Алдан, Республика Саха (Якутия), ул. Ленина, 36, тел./факс (41145) 35789, 33109,

e-mail aldan_politehnikum@rambler.ru,  http: aldan-politehnikum.ru

Составитель:

Панфилова Л.Н., преподаватель

ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум»

                                                           

Рассмотрено  на заседании кафедры

Протокол № ___от «___» ___________ 2019 г.

Зав. кафедрой______  ______________                        

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24


 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины БД. 08 Обществознание (включая экономику и право),  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 10.02.01. Организация и технология защиты информации

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общепрофессиональные дисциплины

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания; Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) компетенциями:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часа;

практической работы обучающегося 38 часа; самостоятельная работа студентов 54  часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

     лекции

70

     практические  занятия

38

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

Итоговая аттестация в форме диф.зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины БД.08 «Обществознание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

3

4

 Социальные науки.  Специфика объекта их изучения.

Методы исследования. Значимость социального знания.

1

Раздел № 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

30

1

Тема 1.1.  Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Содержание учебного материала

13

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Виды деятельности. Творчество.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.

    Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение.

5

2

Самостоятельные (внеаудиторная) работа:

2

Самостоятельная  работа № 1 «Деятельность и мышление».

Практическая работа № 2 «Проблема познаваемости мира».

Практическая работа № 3,4,5 «Человек в группе. Многообразие мира общения».

Практическая работа № 6 «Выбор профессии».

2

Тема 1.2. Общество как сложная система.

 

Содержание учебного материала

17

3

Представление об обществе как сложной динамической системе. Специфика общественных отношений.  Основные институты общества, их функции.  Общество и природа. Цивилизация и общество. Многовариантность общественного развития.  Модернизация. Понятие общественного прогресса.  Общество. Особенности современного мира, его противоречия. Процессы глобализации.  Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Человек. Общество. Познание.

5

Практические занятия:

2

2

Практическая работа № 7 -8  «Общество      и природа. Значение техногенных революций».

Практическая работа № 9-10  «Смысл и цель истории. Цивилизация и формация».

Самостоятельная работа за  раздел № 1

Тематика внеаудиторной (самостоятельной) работы:

Сообщения по теме «Формирование характера», «Конфликт  и пути разрешения», «Ненаучное познание – что это?», презентации к урокам «Познание», «Основные виды профессиональной деятельности».  

 Анализ документа при подготовке к практическому занятию.

поиск  и обзор литературы по изучаемым темам в разных источниках.

Подготовить сообщения по темам: «Общество», «Общественный прогресс», «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века».

Дифференцированные задания на индивидуальных листах.

Тематика домашней работы:

СР № 11: Составить опорный конспект.

СР № 12: Составить план (сложный).

СР № 13, СР № 14  Составить таблицу.

СР № 15: Анализ газетной публикации.  

2

Раздел № 2  Основы знаний о духовной культуре человека и общества

21

Тема 2.1.   Духовная культура личности и общества.

Содержание учебного материала

3

2

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

1

Практические занятия:

2

3

Практическая работа № 11 -12  «Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет».

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала

3

2

Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

1

Практические занятия:

2

2

Практическая работа № 13-14 « Наука. Естественные и социально – гуманитарные науки».

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Содержание учебного материала

15

1

Мораль в жизни людей. Основные принципы и нормы морали. Религия как феномен культуры. Мировые религии.  Буддизм. Христианство. Мусульманство. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.  Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусства.                                                                                                                Тенденции духовной жизни в современной России. Духовная  культура человека и общества.

2

Практические занятия:

6

2

Практическая работа № 15 «Гуманизм. Добро и зло»

Практическая работа № 16-17«Моральный выбор. Моральный самоконтроль»

Практическая работа № 18-19«Моральный идеал»

Практическая работа № 20-21 «Мировые религии»

Практическая работа № 22-23 «Свобода совести»

Практическая работа № 24-25  «Искусство и его роль  жизни человека и общества

Самостоятельная работа за раздел № 2

Тематика внеаудиторной (самостоятельной) работы:

Составить кроссворд по теме «Духовная культура личности».

Обзор литературы и электронных источников информации.

Проанализировать документ.

Подготовить сообщение по теме «Патриотизм».

Подготовить сообщение по теме: «Религия как феномен культуры».

2

Раздел  № 3 Экономика

20

Тема 3.1.  Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.

Содержание учебного материала

5

2

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

1

Практические занятия:

4

2

Практическая работа № 26-27 «Ограниченность ресурсов. Факторы производства»

Практическая работа № 28-29 «Типы экономических систем»

Практическая работа № 30-31 «Основные доходы и расходы семьи»

Контрольная работа.

1

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

Содержание учебного материала

5

2

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

1

2

Практические занятия:

5

2

Практическая работа № 32-33 Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.

Практическая работа № 34-35 Основы менеджмента.

Практическая работа № 36-37 Виды налогов. Государственные расходы.

Практическая работа № 38-39 Денежно-кредитная политика.

Тема 3. 3.  ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.

Содержание учебного материала

10

2

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

2

Практические занятия:

5

2,3

Практическая работа № 40-41 « Экономический рост и развитие. Экономические циклы»

Практическая работа  № 42-43 «Предложения труда. Факторы предложения».

Практическая работа  № 44-45« Понятие безработица».

Практическая работа  № 46-47 «Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции».

2

Раздел № 4. Социальные отношения

 

17

2

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.

Содержание учебного материала

6

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2

Практические занятия:

6

2

Практическая работа  № 49-50 Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Практическая работа  № 51-52 Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Тема 4. 2. Социальные нормы и конфликты.

Содержание учебного материала

11

2

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

7

3

Практические занятия:

8

2

Практическая работа   №53-54 «Социальная и личностная значимость здорового образа жизни»

Практическая работа  № 55-56  «Пути разрешения социальных конфликтов»

Контрольная работа.

1

Раздел № 5  Политика как общественное  явление.

 

27

1

Тема 5.1.  Политика и власть.  Государство в политической системе

Содержание учебного материала

10

1

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

Правовое государство, понятие и признаки.

2

1

Практические занятия:

10

2

Практическая работа  № 59-60 «Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты»

Практическая работа  № 61-62 «Государственный суверенитет»

Практическая работа  № 63-64 «Политическая идеология»

Практическая работа  № 65-66«Формы государства, формы правления»

Практическая работа  № 67-68 « Признаки демократии. Демократия, ее основные ценности»

Практическая работа  № 69-70«Правовое государство, понятие и признаки».

2

Тема 5.2. Участники политического процесса

Содержание учебного материала

17

2

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

4

Практические занятия:

6

2

Практическая работа  № 71-72 « Гражданское общество и государство».

Практическая работа  № 73-74 «Политические партии и движения, их классификация».

Самостоятельная (внеаудиторная) работа за раздел № 5

Поиск и обзор литературы по индивидуально заданной теме.

Тестовые задания на индивидуальных  листах.

Составление схемы по теме: «Политическое лидерство».

Тестовые задания на индивидуальных  листах.

Подготовить вопросы для взаимоопроса по теме: «Избирательная компания в Российской Федерации».

 Подготовить сообщение по теме: «Местное самоуправление».

Подготовить вопросы для взаимоопроса по теме: «Политика как общественное явление».

Терминологическая работа по теме: «Политическая система. Политические институты».

4

Раздел  № 6

 Право

11

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений.

Содержание учебного материала

5

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

1

Практические занятия:

4

2,3

Практическая работа  № 75  «Цели и  задачи изучения права».

Практическая работа  № 76-77 «Система права. Частное и публичное право».

Практическая работа  № 78 «Система права. Частное и публичное право».

Практическая работа  № 79  «Правомерное и противоправное поведение».

Практическая работа  № 80«Юридическая  ответственность и ее задачи».

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации.

Содержание учебного материала

6

1

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

Права и обязанности налогоплательщика.

2

Практические занятия:

4

2

Практическая работа  № 81  «Законодательная власть. Институт президентства».

Практическая работа  № 82 «Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства».

Всего: максимальная нагрузка

обязательная часть

лекции

практические  занятия

СРС

162

108

70

38

54

                        

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории и обществознания».

Оборудование учебного кабинета:                                                                                                       - посадочные места по количеству  обучающихся;                                                                                    - рабочее место преподавателя;                                                                                                                  - комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание».

Технические средства обучения:

 компьютер с выходом в сеть Интернет;

- видеопроектор;

- презентации;

 видеофильмы;

- электронные пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:

  1. Важенин А.Г.  Обществознание. Учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. - М.:  Издательский центр «Академия», 2014.
  2. Важенин А.Г.  Практикум по обществознанию. Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  3. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Методические рекомендации. –  М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  4. Горелов А.А.  Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. Учебное пособие для начального и среднего профессионального образования. - М.:  Издательский центр «Академия», 2016.

Дополнительная литература:

  1. Боголюбов Л. Н.Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов. – М., 2014.
  2. Автономов В.С.  Экономика. Учебник для 10, 11 кл. начального профессионального образования. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
  2. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
  3. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2016.

Интернет-ресурсы:

  1. http://fp.edu.ru/p1.html (Интернет-справочник «Все об учебниках»).
  2. www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений).
  3. http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования).
  4. http://www.drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа»).
  5. http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml 

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине БД. 08 Обществознание (включая экономику и право), обеспечивает организацию и проведение итоговой аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме других форм контроля. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

        Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

Формы контроля обучения:

домашние задания проблемного характера;

практические задания по работе с информацией, документами, литературой;

подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера.

Формы оценки результативности обучения:

накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

отбирать и оценивать исторические факты, процессы развития общества, явления;

выполнять условия здания на творческом уровне с представлением собственной позиции;

делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

работать в группе и представлять как свою позицию, так и группы;

Методы оценки результатов обучения:

мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся

формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

 совершенствования собственной познавательной деятельности;

 критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

 решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

 предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

 осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

устный контроль в форме дискуссии, дебатов;

письменная работа в форме тестирования;

устный опрос – индивидуальный и фронтальный;

письменная контрольная работа;

индивидуальный и фронтальный опрос в форме зачета

Знания:

 

биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

особенности социально-гуманитарного познания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Понимает сущность и значимость своей профессии

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Диагностика действий обучающегося

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств

анализирует и контролирует ситуации, связанные с решением профессиональных задач, - выбирает соответствующие методы их решения в зависимости от ситуации, - оценивает эффективность и качество принятых решений

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Демонстрация обратной связи (анализ и обсуждение результатов деятельности с целью выявления сильных / слабых компетенций обучающегося)

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- умеет ориентироваться в стандартных и сложных нестандартных ситуациях, - умеет принимать решение и нести ответственность за результат принятого решения

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Диагностика действий обучающегося

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

умеет извлекать и анализировать информацию из различных источников, - использовать различные способы её поиска, - применять найденную информацию для решения профессиональной задачи и для личного развития

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Количественная и качественная оценка практической деятельности

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационные технологий

применяет компьютерные навыки в профессиональной деятельности, - использует программное обеспечение для решения профессиональных задач

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

понимает общую цель, - применяет навыки командной работы, - использует конструктивные способы общения с коллегами, руководством, потребителями

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Взаимооценка индивидуальных и 20 групповых результатов

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Понимает ответственность за свою работу

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Определяет задачи профессионального и личностного развития

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Диагностика действий обучающегося

Составитель:

Преподаватель ГАПОУ РС (Я)

«Алданский политехнический техникум»               _________ Панфилова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (в рамках реализации ФГОС ООО)

Программа по обществознанию 5-9 классы разработана творческой группой учителей о.Муром в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре учебной программы. Рабочая программа по обществознанию разрабо...

Рабочая программа по обществознанию

Программа учебной дисциплины «Обществознание »  предназначена  для  изучения обществознания   в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих об...

Рабочая программа дисциплины «Обществознание»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального образования в...

рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию 171 час, ФГОС2 с УУД....

рабочая программа по обществознанию

Рабочая  программа  учебной  дисциплины  является  частью  основной профессиональной  образовательной  программы  специальности социально-экономического пр...

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию...