Педагогические образовательные технологии
методическая разработка

Дамбаева Лариса Данзановна

Коуч-технологии в образовании. Уроки русского языка и литературы - территория личностного роста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коучинговый подход на уроках русского языка с целью формирования регулятивных УУД

Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью

максимального повышения его эффективности.

Коучинг не учит, а помогает учиться.

Тимоти Голви

1. Актуальность

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.   Поэтому без системы мотивации к познанию и волевой саморегуляции обучение не будет результативным. Это и обусловило актуальность выбранной мной темы «Коучинговый подход на уроках русского языка с целью формирования регулятивных УУД».

 Представленный педагогический опыт призван показать целесообразность и эффективность применения нестандартных коуч - техник на уроках русского  языка с целью формирования регулятивных УУД в воспитании успешного ученика. Изучив передовой педагогический опыт в данной области, я пришла к выводу, что в методике преподавания русского языка технология коучингового подхода находится в процессе становления. Поэтому считаю, что дальнейшее его развитие и совершенствование даст возможность повысить мотивацию, а следовательно, и качество обучения русскому языку и сформировать на высоком уровне регулятивные УУД.  Этим и определяется новизна педагогического опыта.

2. Условия возникновения проблемы, становление опыта

ФГОС определяет в качестве приоритетных личностные и метапредметные универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

ФГОС - это новые цели, новое содержание, новые технологии и новые критерии профессионализма педагога.

У учителя, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся», но зачастую учитель–предметник обладает недостаточной компетентностью в выборе мотивирующей технологии.

От выпускника требуются «умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения», но обучающийся остается пассивным участником образовательного процесса, не достигает успешности.

Таким образом, назревшие противоречия обусловили естественную потребность в изменениях собственной профессиональной парадигмы. Поиск образовательных технологий, форм работы и методических приемов, которые бы обеспечивали мотивацию и формировали метапредметные (регулятивные) УУД на уроках русского языка, привел меня к технологии коучингового подхода. Она основана на принципах партнерства, вдохновляет на раскрытие познавательной активности, творческих способностей, нестандартного мышления, ответственности за достигнутые результаты. Все это способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

3. Цель и задачи педагогической деятельности

Цель моей педагогической деятельности – внедрение и использование технологии коучингового подхода для эффективного формирования регулятивных УУД на уроках русского языка

Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить передовой педагогический опыт по использованию технологии коучингового подхода на уроках

2. Адаптировать коучинговый подход к условиям своей практической деятельности.

3. Разработать технологическую карту урока с использованием коучингового подхода

4. Оценить результаты собственного педагогического опыта

4. Технология реализации ведущей педагогической идеи

По замыслу авторов стандарта выпускник должен овладеть такими видами регулятивных УУД как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Для эффективного решения проблемы, связанной с такой формой организации урока, которая бы обеспечивала  формирование у учащихся регулятивных УУД на уроках  русского языка, я обратилась к популярному и новому на сегодняшний день направлению в сфере образования – технологии коучинга.

Фундаментом для применения коуч-подхода в школе стали принципы коучингового подхода, сформулированные Милтоном Эриксоном.

Особенностью  коучингового подхода является диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока.

1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).

2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.

3. Этап реализации плана (приверженность цели).

4. Этап завершения (рефлексия).

Какие же инструменты учителю дает технология коучинга для формирования регулятивных учебных действий  на уроке русского языка?

Инструменты коуч-техник достаточно многообразны

Я использую на своих уроках открытые вопросы, коуч-технику «Звезда», «Колесо развития», шкалирование, «Линия времени», считаю, что данные техники, позволяют выстроить урок так, чтобы он был нацелен на формирование метапредметных УУД.

Для формирования регулятивных УУД как нельзя лучше подходит коуч-техника «Звезда». Данную технику можно использовать как на отдельном этапе урока, так и на ее основе построить весь урок.

Коуч-техника позволяет поэтапно выстроить «дорожную карту» учащегося, который  определяет для себя  план своего урока, где прописывает цели, результат, оценивает ресурсы, возможности, технологии и приходит к ценностям, т.е. по сути выходит на личностное открытие. При этом от учителя-коуча требуется только умение задавать открытые вопросы и обеспечить оптимальную  психологическую среду, при необходимость оказать педагогическую поддержку.

Преимущества данной техники очевидны:

• у учащихся  свой «Маршрутный лист» прохождения программного материала;

• выход на регулятивные УУД;

• опыт использования лингвистических терминов, понятий, определений, их грамотного устного и письменного изложения;

• возможность в перспективе использования ребенком данного алгоритма для решения жизненных задач, воплощения планов и достижения заветных целей.

При помощи таких техник коучингового подхода, как «Колесо развития» и «Шаги успеха», учащиеся сначала определяют степень познания предложенного материала, а потом разрабатывают для себя маршрут продвижения в цели, осознанно анализируя свои действия.   

Чтобы четко спланировать свою работу, я пользуюсь  «Шкалой удовлетворенности» продвижением к цели от 1 до 10, которая позволяет выявить пробелы  и сформированность универсальных учебных действий (УУД) по определенной теме.

Такой инструмент коучинга, как «Линия времени», оказался очень продуктивным для учащихся в достижении желаемого ими результата обучения. В зависимости от способностей и возможностей каждый учащийся выстраивает индивидуальную траекторию, планируя свой процесс обучения. Эта техника помогает расставить приоритеты и распределить время работы над блоком тем.

Что касается форм организации учебной деятельности, то мною применяются:

- групповое обучение с использованием дифференцированного или фронтального подходов;

- индивидуальные сессии при работе со слабоуспевающими детьми или одаренными учащимися

Понятно, что метапредметные ууд посредством коуч-техник реализуются не только в урочной форме организации учебной деятельности, но и находят свое воплощение и в воспитательной работе с учащимися и их родителями. При этом большое значение придаю интерактивности процесса. Свой учительский блог позиционирую как методическую площадку для самообразования и саморазвития, а блог класса как интерактивную для работы с учащимися и их родителями.

5. Результативность и перспективность представленного педагогического опыта.

На сегодняшний день можно  констатировать  промежуточные результаты работы над обозначенной методической проблемой. К наиболее значимым из них относятся:

1.      Повышение уровня обученности моих учащихся

2.      Наблюдается положительная динамика  сформированности регулятивных УУД

3.      Учащиеся имеют  навыки  самостоятельной  познавательной  активности;

4.      Учащиеся демонстрируют  способность    самостоятельно принимать  решения

Работа по внедрению коучингового подхода в преподавание русского языка как условие   формирования  метапредметных результатов учащихся, безусловно, будет продолжена. Дальнейшие перспективы по данному направлению следующие:

-  продолжить работу по созданию системы использования коучингового подхода на уроках русского языка

-  подготовка учащихся к участию  в  различных конкурсах интеллектуальной, творческой направленности  

Заключение

Коучинговый подход позволяет создать такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика, способностей, необходимых для нестандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; обеспечить ограждение от негативного влияния на ребенка с разнообразными задатками «обычных» реакций детей; постоянное стимулирование позитивного проявления способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Проблема сохранения и целенаправ­ленного формирования здоровья детей, подростков и молодежи в сложных совре­менных условиях развития России исклю­чительно значима и актуальна, поскольку напрямую связа...

Доклад к педагогическому совету «Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании»

В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хв...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОСВОЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье автор раскрывает вопросы организации и проведения обучения педагогических работников Хабаровского торгово-экономического техникума использованию в образовательном процессе современных образов...

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа дея...