ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
статья

Статья об игровых технологиях при обучении иностранному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.

Э.А.Карташова.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

E-mail: vgpgk@comch.ru   WWW: http://www.vgpgk.vrn.ru

Несомненно, одним из важных условий успешной реализации в профессии в наши дни является умение общаться как с коллегами, как  в профессиональной среде, так и вне этой среды. Современный специалист, в процессе реализации своей профессиональной деятельности, испытывает потребность в получении актуальной информации, которую в наше время, к сожалению, все еще часто можно получить лишь из зарубежных источников. Умение искать информацию в различных изданиях, сайтах, оформление презентаций, заявок на участие в конференциях, пользование базами данных. Так что владение иностранными языками в наше время это обязательная составляющая технологической подготовки студентов. Так как же в действительности обстоит дело у нас в стране с подготовкой по столь важной учебной дисциплине?

Иностранный язык – одна из самых распространенных учебных дисциплин, преподаваемых на сегодняшний день в цивилизованном мире. По статистике 2007 года в Европе и России иностранный язык изучают или когда-либо изучал более 95% населения. Конечно, столь высокие статистические показатели в действительности объясняются обязательным наличием иностранного языка в программах средних и высших учебных заведений. Однако, данные, отражающие реальное владение языком среди людей среднего возраста, значительно скромнее. В России они составляют не более 35% (те, кто может читать и переводить со словарем) и менее 10% (те, кто в той или иной степени может говорить на иностранном языке). В европейских странах способных говорить на иностранном языке в два раза меньше, чем людей, умеющих читать и переводить со словарем. Также следует отметить, что время изучения иностранного языка в программах средних и высших учебных заведениях в сумме превышает 1000 академических часов. Таким образом, подавляющее большинство людей тратят на изучение иностранного языка больше времени, чем на многие другие дисциплина. Результат (10% умеющих хоть на общие темы говорить на иностранном языке) можно признать плачевным. Впрочем, и эта оценка эффективности обучения в действительности скорее всего завышена. Большая часть тех, кто все-таки начал говорить на иностранном языке, обучалась еще и дополнительно - на курсах или с частным педагогом. Стало быть, общее время, затраченное ими на освоение иностранного языка, значительно превышает 1000 академических часов. Так что, суммарная длительность обучения на специализированных курсах, необходимая для достижения так называемого «средне-высокого» уровня владения иностранным языком при «нулевом» или низком исходном уровне, составляет от 600 до 1000 часов. И даже после столь продолжительного обучения лишь незначительная часть студентов обладает умением свободно изъясняться на английском языке. Если в иных дисциплинах можно сослаться на недостаточную базу методов обучения, то в области обучения иностранным языкам таковых достаточно. За всю историю педагогической науки было разработано великое множество различных образовательных методик. В конце XVIII века все способы обучения иностранным языкам заимствовались из программ, разработанных для обучения так называемым «мертвым языкам», тогда, практически, весь образовательный процесс сводился к чтению и переводу. Преподаватель сначала думал о том, какие грамматические схемы он хочет осветить. Затем под эти темы подбирались тексты, из которых выделись отдельные предложения, и заканчивалось все переводом. Сначала с иностранного языка на родной, затем наоборот. Данный способ изучения иностранных языков господствовал до конца 50-х годов и был практически единственным, с помощью которого учили всех. В середине 50-х стало очевидно, что метод не отвечал сформировавшимся к тому времени требованиям лингвистики. Результатом стало зарождение огромного количества различных обучающих технологий. Все они, включая самую первую, используются до сих пор в той или иной степени,

Одна из этих технологий, испытанная временем, давно интересует как ученых-лингвистов, так и преподавателей практиков. Это технология активно игрового обучения. В чем же ее преимущество? При применении этой технологии создаются ситуации, при которых студент вынужден применять практически те знания, которые он получает в учебном процессе, ведь известно, что знания без практического применения не что иное, как мертвый груз. А возможность применить их на практике, к сожалению, может быть не всегда реализована. Не у каждого студента есть возможность пообщаться с носителем английского или немецкого языка. А тренировка умений и навыков общения необходима. Недостаточно знать основы грамматики, необходимо научиться строить грамматически правильные фразы и упражнения по грамматике в этой ситуации помогают лишь на начальном этапе. То же самое и с лексикой. Недостаточно знать, как переводится то или иное слово, нужно уметь правильно и во время использовать его в живой спонтанной речи, но спонтанность достигается постоянной практикой, а практика речи реализуется в жизненной, реальной  ситуации. Что же, замкнутый круг? Моделирование реальной ситуации это выход из затруднительного положения. А где лучше всего ее смоделировать? Конечно же, в игре.

Помните знаменитую фразу Германа из оперы «Пиковая дама»? «Что наша жизнь? - Игра». Интересно, что данный феномен свойственен не только нам людям, но и многим представителям животного мира. Вспомните, как котята или щенята самозабвенно играют с себе подобными. Мудрая природа позаботилась о том, что бы слабые, неокрепшие детёныши в этой модели жизни получили те умения и навыки, которые им пригодятся., когда будут действительно необходимы.

А что же мы люди? Как представители животного мира, мы, и дети и взрослые, с удовольствием играем.

Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажая свои психофизические, интеллектуальные способности, как в игре. Учебные игры можно рассматривать и как особым образом организованное упражнение, предоставляющее возможность более глубокого и детального изучения конкретного иноязычного материала. В большинстве своем учебные игры вводятся в обучающий процесс через установку, предполагающую дальнейшую творческую деятельность обучаемых, то есть учебная игра способствует формированию и развитию интеллектуальных способностей студентов средствами иностранного языка. Она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных студентов, что положительно сказывается на их успеваемости.

Игра существует столько, сколько существует общество. В игре все равны. Она посильно любому студенту, даже тому, который не имеет достаточных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке студент может стать первым и игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - всё это дает возможность студенту преодолеть стеснительность, снижается боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения; студент может уже говорить наравне со всеми.

Какие же функции выполняют игровые технологии в процессе обучения иностранным языкам? Все, которые нам в данном процессе необходимы, а именно коммуникативную, воспитательную, обучающую и развивающую. Не будем уточнять значения всех этих функций, они известны каждому педагогу.

Так же преподавателями иностранных языков разработаны и предоставлены для всеобщего пользования много вариантов игр, например, на различных интернет сайтах.

Хотелось бы выделить один тип игры - ролевую. Почему? Да потому, что именно этот вид игры наиболее соответствует требованиям подготовки будущих молодых  специалистов. Пройдет немного времени, и они буду использовать навыки, полученные при помощи ролевой игры в своей будущей трудовой деятельности.

Основные требования к ролевой игре

Игра должна вызывать у студентов интерес и желание добиться поставленных целей

Ролевая игра должна быть хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована

Она должна быть принята всей студенческой группой

Игра непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере. Чем свободнее чувствует себя студент в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может использовать разные роли

Ролевая игра организуется так, чтобы учащиеся могли в активном ролевом общении максимально использовать отрабатываемый речевой материал.

Игру стоит строить на основе ситуации адекватной реальной ситуации общения

Ролевая игра хороша и тем, что в ее процессе студенты не только произносят слова роли, но и выполняют соответствующее действие, которое своей естественностью помогает снять напряжение, которое обычно наступает в момент речи. Ролевая игра построена на диалогической речи учащихся. Овладение диалогической речью осуществляется в три этапа:

Овладение диалогическими единицами

Овладение микродиалогами

Создание собственных диалогов различных функциональных типов.

В каждой группе используется ролевая игра.

У нас, в  промышленно-гуманитарном колледже, использование игровых технологий применяется довольно часто. Приведу примеры некоторых из ролевых игр, направленных на усвоение профессиональной лексики и необходимых грамматических конструкций:

«Банк». Студенты делятся на «банкиров» и «клиентов». «Клиенты» должны изложить свои пожелания при «открытии счета», а «банкиры», используя профессиональную лексику, объяснить «клиентам» все тонкости данного процесса. Игра проходит в аудитории 417, в которой оборудованы специальные кабинки, как в настоящем банке. Используется, обычно для студентов, обучающихся по специальности «Банковское дело».

«Туристическое агентство». Похожа на предыдущую, только «клиенты» должны изложить свои пожелания при покупке «туристического продукта», направление время поездки, пожелания по отелю, экскурсиям и т.д. Используется, обычно для студентов, обучающихся по специальности «Туризм».

«Мастерская по ремонту». «Мастер по ремонту бытовой техники» должен объяснить «посетителям мастерской» в чем заключается поломка и как, в какие сроки и по какой цене «их телевизор» будет отремонтирован. Используется, обычно для студентов, обучающихся по различным специальностям на отделении Радиоэлектроники».

Так же мы часто используем игровые ситуации, направленные на усвоение общей бытовой лексики.

Таким образом, игровые технологии – один из самых эффективных и доступных инструментов, которые мы можем применить при формировании профессиональных компетенций современного специалиста в профессиональном образовании.

Литература.

Гез Н.И. Предисловие // Ливингстон К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. М., 1988.

Игры для интенсивного обучения. / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Прометей, 1999.

Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1982.

Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке // Преподавание иностранных языков в школе. 1987. № 3.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., Просвещение, 1985.

Пассов Е.И. Урок иностранного языка. М., Просвещение, 1988.

Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение. 1999.

Филиппов В.Н. Английский язык: Пробное учебное пособие для 5 класса средней школы. М., Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в форми...

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....

Использование игровых приемов на уроках английского языка.

Игра – это «уникальный феномен общечеловеческой культуры, которая обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, сохраняя при этом свою самоценность»....

«Использование игрового материала на уроках иностранного языка»

В данной статье предложены лексические, грамматические и ролевые игры на занятиях английского языка.Предложенные игры можно использовать при изучении разных тем. Игры для тем "Путешествие", ...

Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению иностранного языка.

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она   делает уроки радостными, творческими и коллективными. При использовании игр на уроке появ...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...