Рабочая программа по истории. Публикация на сайте Инфоурок
учебно-методический материал

Ракшаева Цырма Жамсарановна

Рабочая программа по истории для профессии 23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин (ссылка https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-istorii-6717559.html)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_sdm-622.doc563 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Техникум строительства и городского хозяйства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.04 ИСТОРИЯ

по профессии

23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин

Улан-Удэ

2022

Одобрено:

Предметно-цикловая комиссия ООД Председатель _________/___________

  «_____» ___________ 20_____г.

Утверждаю

Зам. директора по УР

_____________/ _____________

«____» _____________20_____г

Рабочая программа учебной дисциплины «ИСТОРИЯ» разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2013 г. N 466 Федерального государственного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по профессии  23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин  в соответствии с требованиями  ФГОС СПО.

23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин

Организация-разработчик: ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»

г. Улан-Удэ

Автор: Ракшаева Цырма Жамсарановна, преподаватель истории

Рецензенты: Гомбожапов А.Г. к.и.н. научный сотрудник  СО РАН

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

6.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

12

13

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) ГАПОУ  «ТСиГХ» по  профессии 23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин  , входящей в состав укрупненной группы  23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО и  федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования  (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа составлена для очной и  очно - заочной формам  обучения, с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии СПО.

Учебная дисциплина «История» является базовым учебным предметом из обязательной предметной области «Общественные науки».  

2.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

      2.1.  Планируемые результаты освоения дисциплин:

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Формы аудиторной работы могут включать лекции, семинары, практикумы, коллоквиумы, консультации, проведение оценочных работ, зачетов и экзаменов, мастер-классов, моделирование исторических ситуаций, создание игровых ситуаций, образовательных мероприятий, дебатов, различных видов дискуссий (в т.ч. фасилитированных), круглых столов, конференций, факультативов, клуба, кружка, выездных и виртуальных экскурсий, образовательных путешествий, в том числе по профессиональной направленности программы подготовки обучающихся, и иные формы, которые соответствуют образовательным стандартам, психолого-педагогическому уровню и познавательным способностям обучающихся.

Формы самостоятельной работы могут включать выполнение учебных заданий, работу с текстовыми материалами, аудио- и видеоматериалами, различными средствами наглядности, написание эссе, проектно-исследовательских работ, составление рефератов и иные формы, которые соответствуют образовательным стандартам и рабочим программам, психолого-педагогическому уровню и познавательным способностям обучающихся.

Совершенствование преподавания общеобразовательной общеобразовательной дисциплины «История» на базовом и углубленном уровне осуществляется с учетом профессиональной направленности в общеобразовательной подготовке. На занятиях следует создавать условия для освоения не только содержания курса истории, но и профессионально актуального содержания. Тематические разделы общеобразовательной общеобразовательной дисциплины «История» могут быть дополнены профессионально направленным содержанием в соответствии со спецификой образовательной организации, профессионально актуальная историческая информация может быть интегрирована в учебные занятия. Это позволяет сформировать у обучающихся видение того, что исторические знания можно применять в жизни и будущей профессиональной деятельности. Профессионально ориентированное содержание может быть также выделено в отдельные прикладные модули.

Модели включения профессионально направленного содержания в тематику занятий или организации прикладных модулей:

  • выполнение практико-ориентированных заданий (работа с различными видами исторических источников, содержащих информацию по специальности/профессии);
  • подготовка мини-проектов о деятельности организаций, предприятий, учреждений профессиональной направленности в изучаемый исторический период;
  • различные формы представления деятельности ученых, общественных и государственных деятелей, связанной с профессиональной направленностью обучающихся (дискуссии, круглые столы, проектно-исследовательские работы и т.п.);
  • экскурсии и музейно-педагогические занятия;
  • занятия с использованием ресурсов образовательной организации и культурно-исторического пространства региона.

При проектировании учебных занятий по истории, содержащих профессионально актуальный материал для обучающихся, необходимо осуществить подбор в содержании материала, имеющего прикладной характер для обучающихся, будущих специалистов; планировать учебные занятия с использованием современных методов и приемов обучения, направленных на активизацию продуктивной деятельности обучающихся.

2.3. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 255 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 171 час;

самостоятельной работы обучающегося 84 часов

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

255

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

50

контрольные работы

4

        (индивидуальный проект) (если предусмотрено)

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

84

в том числе:

самостоятельная работа (над индивидуальным проектом и др.), консультации (если предусмотрено)

84

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии:

Рефераты

сообщения

презентации

20

30

20

Итоговая аттестация в форме (указать)                                     дифференцированный зачет

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

  1. Содержание учебной дисциплины

        Новейшая история

Мир накануне и в годы Первой мировой войны. Первая мировая война. Межвоенный период (1918–1939). Вторая мировая война. «Холодная война». «Разрядка». Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века. Достижения и кризисы социалистического мира. Латинская Америка в 1950–1990-е гг. Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг. Современный мир.

История России

Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921 Россия в Первой мировой войне. Великая российская революция 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков. Гражданская война и ее последствия.

Советский Союз в 1920–1930-е гг. СССР в годы нэпа. 1921–1928 гг. Советский Союз  в 1929–1941 гг. Великая Отечественная война. 1941–1945. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945–1953). «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991). Российская Федерация в 1992–2012 гг. Становление новой России (1992–1999). Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации.

3.3. Направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся:

- социальное;

информационное.

Примерные темы индивидуальных исследовательских проектов:

1. Легенды моей родословной

       2. Мой род — мой народ.

       3. Мои земляки-герои трудового фронта

       4. Геральдика: соцветие истории, знаний и искусства.

       5. Города России в легендах и преданиях.

       6. Женщины в истории нашей страны.

       7. Пакт Молотова-Риббентропа в современных оценках.

       8. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

       9. Русская православная церковь в эпоху войны.

      10. СССР и международные конференции в период II мировой войны.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Новейшая история

58

Тема 1.1.

Мир в начале века. Первая мировая война: причины и итоги.

Содержание учебного материала

2

1

1

Мир накануне Первой мировой войны

Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал- демократия, анархизм. Рабочее и      социалистическое движение. Профсоюзы. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Причины Первой мировой войны

Содержание учебного материала

2

1

2

Первая мировая война

Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции.

Практическое занятие

3

  1. Первая мировая война

2

Самостоятельная работа №1

  1. Сообщение: Основные сражения Первой  мировой войны  4 ч.
  2. Сообщение: Итоги Первой мировой войны 4  ч

8

Содержание учебного материала

2

1

4

Революционная волна после Первой мировой войны

Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм

Содержание учебного материала

2

2

5

Версальско-вашингтонская система 

Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры. Формирование новых военно-политических блоков – Малая Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Пацифистское движение. Пакт Бриана- Келлога.

Тема 1.2. Межвоенный период

Содержание учебного материала

2

1

6

Страны Запада в 1920-е гг.

Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии

Практическое занятие

2

 7

2. Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии 

Содержание учебного материала

2

2

8

Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США 

Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики.

Самостоятельная работа  №2

  1. Реферат: Мировой экономический кризис.
  2. Презентация: Новый курс Рузвельта

8

Практическое занятие

6

9

10

11

  1. Нарастание агрессии. Германский нацизм

  2. «Народный фронт» и Гражданская война в Испании

  3. Развитие культуры в первой трети XX века

Содержание учебного материала

2

2

12

Политика «умиротворения» агрессора

Создание оси Берлин–Рим–Токио. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско- японские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР

Самостоятельная работа №3

  1. Сообщение. Презентация: Деятели науки и культуры 4 ч
  2. Сообщение: Гражданская война в Испании  4ч

8

Тема 1.3 Вторая  мировая война

Содержание учебного материала

2

2

13

Начало Второй мировой войны

Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско- финляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию.

Содержание учебного материала

2

2

      14

Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане 

Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Пёрл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской Германии. Планы Германии в отношении СССР. План «Ост». Планы союзников Германии и позиция нейтральных государств.

Содержание учебного материала

2

2

 

15

Коренной перелом в войне

Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна

Содержание учебного материала

2

2

16

Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам

Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах.

Содержание учебного материала

2

2

17

Разгром Германии, Японии и их союзников

Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло- Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистско Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии. Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны.

Самостоятельная работа №4

  1. Реферат. Сообщение: Основные сражения Втрой мировой войны.   4 ч
  2. Сообщение: Итоги Втрой мировой войны. 4ч

8

Тема 1.4 Мир во второй половине XX века

Содержание учебного материала

2

2

18

Начало «холодной войны»

Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США.

Содержание учебного материала

2

1

19

Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы 

Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Организация Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Самостоятельная работа №5

  1. Сообщение. Презентация: Карибский кризис.
  2. Сообщение. Презентация. Мао Цзедун

8

Практическое занятие

2

20

  1. Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции

Содержание учебного материала

2

2

21

«Разрядка»

Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны»

Содержание учебного материала

2

1

 22

Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века

 «Общество потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское «экономическое чудо». Возникновение V республики во Франции. «Скандинавская модель» общественно-политического и социально-экономического развития.

Проблема прав человека. «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Внутренняя политика Р. Рейгана.

Содержание учебного материала

2

1

23

Достижения и кризисы социалистического мира

«Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ съезд КПСС. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР. Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае. Коммунистический режим в Северной Корее. Полпотовский режим в Камбодже.

Практическое занятие

2

24

  1. Латинская Америка в 1950–1990-е гг

Содержание учебного материала

2

1

25

Латинская Америка в 1950–1990-е гг 

«Аргентинский парадокс». Экономические успехи и неудачи латиноамериканских стран. Диктатуры и демократизация в Южной Америке. Революции и гражданские войны в Центральной Америке.

Практическое занятие

4

26

27

  1. Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг
  2. Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг.

Содержание учебного материала

2

2

28

Современный мир 

Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности интеграционных процессов в Европе, Евразии, Тихоокеанском и  Атлантическом регионах. Изменение системы международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и ее последствия. Постсоветское пространство.

29

Повторительно-обобщающий урок

2

Раздел 2.

История России

I половина XX века

42 ч

Тема 2.1 Россия 1914-1917

 Практическое занятие

2

30

10.Россия в Первой мировой войне

Содержание учебного материала

2

2

31

Великая российская революция 1917 г

Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория

Содержание учебного материала

2

2

32

Великая российская революция 1917 г 

Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.

Содержание учебного материала

2

2

33

Первые революционные преобразования большевиков 

Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви

Содержание учебного материала

2

2

34

Созыв и разгон Учредительного собрания

Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.

Тема 2.2  Гражданская война и последствия. НЭП.

Содержание учебного материала

2

3

35

Гражданская война и последствия 

Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.: Центр, Украина,Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля.

Содержание учебного материала

36

Гражданская война и последствия 

Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья.

Содержание учебного материала

2

2

37

Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма»

Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне.

Содержание учебного материала

2

2

38

СССР в годы нэпа. 1921-1928

Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства.

39

Повторительно- обощающий урок

2

II курс

Тема 2.3 CCCР в  1929-1941 г

Содержание учебного материала 

2

2

40

CCCР в  1929-1941 г

«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя

Практическое занятие

2

41

  1. CCCР  в  1929-1941 г

Содержание учебного материала 

2

2

42

Внешняя политика СССР в 1920-1930 –е годы

Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе.

Содержание учебного материала

2

2

43

СССР накануне войны. Наш край в 1929-1930 гг.

Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией.

Тема 2.3 Великая Отечественная война.

Содержание учебного материала

2

3

   44  

Великая Отечественная война. 1941-1945. Первый этап 

Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и  Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны». Битва за Москву

Содержание учебного материала

2

3

45

Великая Отечественная война. 1941-1945. Второй этап. Коренной перелом

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва на Курской дуге.

Содержание учебного материала

2

3

46

    Великая Отечественная война. 1941-1945. Третий этап 

Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г.Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории                СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии.

Практическое занятие

6

47

48

49

12 Трудовой подвиг народа

13 Наш край в годы войны. Герои ВОВ из Бурятии.

14. Итоги ВОВ и Второй мировой войны

Самостоятельная работа №6

  1. Реферат: Герои ВОВ

  2. Презентация: Основные сражения «Второй мировой войны»

8

Содержание учебного материала

2

2

50

Советско-японская война 1945 г.

Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия.

51

Повторительно-обобщающий урок

2

Раздел 3.

История России

II половина XX века

71 ч

Тема 2.4 СССР в 1945-1985 годы. Внутрення и внешняя политика.

Содержание учебного материала

2

1

52

Апогей и кризис советской системы

Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина».

Содержание учебного материала

2

2

53

«Начало холодной войны»

Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.

Самостоятельная работа № 7

  1. Сообщение: Война в Корее

  2. Сообщение. Презентация: «Международные конфликты 60-80 гг»

8

Практическое занятие

2

54

55

56

15. «Оттепель»: середина 1950-х-первая половина 1960 –х.

16. Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х

17.Идейная  духовная жизнь советского общества

Содержание учебного материала

2

2

57

Социально-экономическое развитие середина 1950-х-первая половина 1960 –х 

Экономическое   развитие   СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности

Содержание учебного материала

2

2

58

СССР и мировая социалистическая система. Конец «оттепели». Наш край в 1953-1964 гг.

Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.

Самостоятельная работа №8

  1. Сообщение. Презентация: Жизнь и деятельность академика А.Д. Сахарова
  2. Сообщение: Война в Афганистане

8

Содержание учебного материала

2

2

59

Внешняя политика сер.1960-1980

Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан.

60

Повторительно-обобщающий урок

2

Тема 2.5 СССР-РФ 1985-2000

Практическое занятие

2

61

62

18. Политика «перестройки»

19. Распад СССР.

Содержание учебного материала

2

1

63

Наш край в 1985-1991 г 

Содержание учебного материала

2

2

64

Становление новой России 

Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром.

Содержание учебного материала

2

2

   65

Экономические преобразования

Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен.«Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России.

Содержание учебного материала

2

2

66

От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти 

Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года.

Содержание учебного материала

2

2

67

Итоги радикальных преобразований 1992-1993 гг.

Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками.. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы.. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров

Содержание учебного материала

2

2

68

Новые приоритеты внешней политики

Мировое признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг.

Практическое занятие

2

69

20. Российская многопартийность и строительство гражданского общества.

Содержание учебного материала

2

2

70

« Правительства В.С. Черномырдина м Е.М. Примакова

Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.

Самостоятельная работа № 9

Реферат: Россия 1992-2000 г  (внутренняя и внешняя политика)

8

Содержание учебного материала

2

2

71

Наш  край в 1992-1999 г

72

Повторительно-обощающий урок

2

Тема 2.6 Россия в коце XX-в начале XXI века

Содержание учебного материала

2

2

73

Россия в 2000-е годы

Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина президентом.

Содержание учебного материала

2

2

 74

Политические приоритеты

Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны.

Содержание учебного материала

2

2

75

Экономическое развитие в 2000-ые годы

Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики.

76

Человек и общество в конце XX – начале XXI века

Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика

2

Самостоятельная работа № 10

  1. Презентация: Человек и общество в конце XX – начале XXI века
  2. Сообщение: Президент РФ В.В. Путин

8

Практическое занятие

2

77

21. Основные принципы и направления государственной социальной политики.

Содержание учебного материала

2

2

 78

Внешняя политика в конце XX- в начале XXI века 

Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России.

Практическое занятие  №22

2

79

80

81

82

22. Культура и наука России в конце XX- в начале XXI века

23. Культура и наука России в конце XX- в начале XXI века

24. Модернизация бытовой сферы

25. Наш край 2000-2012 г.

Самостоятельная работа № 11

Сообщение. Презентация: Наука России в конце XX- в начале XXI века

4

83

Повторительно-обобщающий урок «Первая половина XX века»

Основные события первой половины XX века. Причины и итоги. Исторические деятели.

2

 84

Повторительно-обобщающий урок «Вторая половина XX века»

Основные события второй  половины XX века. Причины и итоги. Исторические деятели.

2

85

Итоговая контрольная работа

2

86

Зачет

1

Итого:

171 ч. Ауд

84-срс

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1.  - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2.  - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3.  -продуктивный (планирование и самостоятельное
  4.  выполнение деятельности, решение проблемных задач)

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

  1. .1. Оснащение учебного кабинета

Освоение программы общеобразовательной общеобразовательной дисциплины «История» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы общеобразовательной дисциплины «История» входят:

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов);
  • информационно-коммуникационные средства;
  • экранно-звуковые пособия;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд кабинета;
  • рекомендованные мультимедийные пособия.

В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мульимедийные), обеспечивающие освоение общеобразовательной дисциплины «история», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.

В процессе освоения программы общеобразовательной дисциплины «История» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, историческим картам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным ресурсам).

5.2. Информационное обеспечение реализации программы

5.2.1. Основные печатные издания

  1. Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 448 с.
  2. Касьянов, В. В. История: учебное пособие / В. В. Касьянов, П. С. Самыгин, С. И. Самыгин. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 528 с. - (Среднее профессиональное образование).
  3. Оришев, А. Б. История: учебник / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2021. — 276 с. — (Среднее профессиональное образование).
  4. Самыгин, С.И. История: учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 306 с. — (Среднее профессиональное образование).
  5. Трифонова, Г. А. История: учебное пособие / Трифонова Г.А, Супрунова Е.П., Пай С.С., Салионов А.Е. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 649 с. — (Среднее профессиональное образование).

Кроме указанных учебных пособий, рекомендуется рассмотреть использование учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ.

5.2.2.Электронные издания (ресурсы)

1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана.

2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. – Загл. с экрана.

2. Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.world-war2.chat.ru, свободный. – Загл. с экрана.

3. Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI–XVIII столетиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.old-rus-maps.ru, свободный. – Загл. с экрана.

4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

5. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

6. Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm, свободный. – Загл. с экрана.

7. КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

8. Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы // [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: https://vestnik.edu.ru/uploads/files/2af8f200babe89969f744abd9daccff3.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

9. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

10. Научная электронная библиотека (НЭБ). // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана.

11. Российская национальная библиотека // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nlr.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

12. Российское историческое общество // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historyrussia.org, свободный. – Загл. с экрана.

13. Федеральный портал «Российское образование» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

15. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

16. Федеральный портал «История.РФ» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://histrf.ru, свободный. – Загл. с экрана.

17. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fpu.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

18. Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — Режим  доступа: https://profspo.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

19. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

20. Лань: электронно-библиотечная система. — Режим доступа: https://e.lanbook.com, свободный. – Загл. с экрана.

21. Рио.Компас Образовательно-просветительский портал, созданный Российским историческим обществом. — Режим доступа:  https://compass.historyrussia.org/, свободный. – Загл. с экрана.

22. Документы советской эпохи. — Режим доступа: //sovdoc.rusarchives.ru/ebooks/, свободный. – Загл. с экрана.

23. Российский государственный архив социально-политической истории. — Режим доступа: http://rgaspi.info/k-75-letiyu-pobedy/nagrady-partizan/, свободный. – Загл. с экрана.

24. Комплекс оцифрованных архивных документов, кино- и фотоматериалов «Вторая мировая война в архивных документах». — Режим доступа: https://www.prlib.ru/news/1324002, свободный. – Загл. с экрана.

25. Журнал «Историк. Журнал об актуальном прошлом». — Режим доступа: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/, свободный. – Загл. с экрана.

5.2.3. Дополнительные источники

  1. Алятина, А. Г. История: практикум для СПО / А. Г. Алятина, Н. А. Дегтярева. — Саратов: Профобразование, 2020. — 236 c. — ISBN 978-5-4488-0614-8. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/91875
  2. Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры: учеб. пособие / Л.В. Беловинский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 512 с. — (Среднее профессиональное образование).
  3. Загладин, Н. В. История. Конец XIX – начало XXI века. 11-й класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – М.: Русское слово, 2015. – 448 с.
  4. Зуев, М. Н.  История России ХХ - начала ХХI века: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Профессиональное образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452675
  5. Крамаренко, Р. А. История России. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / Р. А. Крамаренко. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. — 64 c. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/98675
  6. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 639 с. — (Среднее профессиональное образование).
  7. Оришев, А. Б. История: от древних цивилизаций до конца XX в.: учебник / А. Б. Оришев, В. Н. Тарасенко. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 276 с. - (Среднее профессиональное образование).
  8. Пашенцев, Д. А. История отечественного государства и права: учебное пособие / Д.А. Пашенцев, А.Г. Чернявский. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 429 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-013945-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/961439 – Режим доступа: по подписке.
  9. Сахаров, А. Н. История с древнейших времён до конца ХIХ века. 10-й класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / А. Н. Сахаров, Н. В Загладин. – 4-е изд. – М.: Русское слово, 2016. – 448с.
  10. Шевченко, Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации [Текст]: метод. пособие / Н. И. Шевченко. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 272 с.

6. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

  6.1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО

Содержание общеобразовательной дисциплины «История» направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и предметных базового уровня (далее – ПРб) и углубленного уровня (далее – ПРб) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).

Между образовательными результатами курса истории на уровне общего среднего образования и общими компетенциями как ожидаемом результате на уровне СПО существует выраженная взаимосвязь, представленная в Таблице 2 (Приложение).

 6.2. Система оценивания образовательных результатов

Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими содержания общеобразовательной общеобразовательной дисциплины «История» на уровне среднего профессионального образования является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведения оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.

Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные задания, проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентностно-ориентированные задания, позволяющие оценивать сформированность группы различных умений и базирующиеся на контексте исторических ситуаций.

Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись каждым преподавателем в ходе процедур стартовой, текущей, тематической, промежуточной и итоговой диагностики. В качестве форм оценки могут быть использованы письменные и электронные измерительные материалы, оценочные листы, экспертные заключения и иные формы. Процедура оценивания может быть организована посредством письменной работы (тест, практическая работа, реферат, отчет и иные), индивидуального проекта, образовательного мероприятия или события. При этом необходимо учитывать, что изучение истории предусматривает развитие устной речи, поэтому нецелесообразно увеличивать объем и долю письменных работ.

Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации образовательной деятельности обучающегося, группы в целом. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки, среди которых устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, учебные исследования и учебные проекты, задания с закрытым ответом и со свободно конструируемым ответом – полным и частичным, индивидуальные и групповые формы оценки, само- и взаимооценка и иные.

При организации и проведении процедуры оценивания образовательных результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки обучающихся и включения результатов самооценки в формирование итоговой оценки. Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего изучения и освоения содержания общеобразовательной дисциплины.

Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания (особенно при проведении самооценки и взаимооценки). По возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Особенно важны самооценка и взаимооценка при организации проектной деятельности.

Процедуру оценивания желательно проводить на основе критериальной модели. Каждому параметру оценки в рамках выбранной формы должны соответствовать точные критерии оценки: за что, при каких условиях; в случае балльной оценки - исходя из каких принципов выставляется то или иное количество баллов. Содержанием и критериями процедуры оценки могут выступать планируемые образовательные результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.


  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Примеры общего предмета изучения при освоении содержания различных социально-гуманитарных дисциплин  

История

Обществознание

Право

Экономика

Реформы политической системы в 1914 – 1991 гг.

Российская Федерация в 1992–2020 гг.: основные этапы развития политической системы.

Политическая система и ее подсистемы

Формы государства

Политический режим

Основы конституционного строя РФ; федеративное устройство РФ; государственное устройство РФ; судебная система РФ

Финансовое планирование

Законы спроса и предложения

Механизмы ценообразования

Типы экономических систем

Великая российская революция;

Причины и последствия реформ в XX – начале XXI вв.

Общественный прогресс

Направления общественного развития

Правовое государство

Правосознание

Поведение основных субъектов экономических отношений

Гражданская война; Холодная война (Холодная война и её влияние на послевоенный мир); Политика разрядки

Социальные конфликты

Конфронтация и сотрудничество

Гуманитарное право

Глобальная экономика

Образование СССР; национальная политика СССР; распад СССР;

РФ в конце XX – начале XXI вв.

Нация, народность, этнос Межнациональные отношения

Конституционные основы национальной политики РФ

Влияние конкуренции, монополии и коррупции на экономическую жизнь

Типы экономических систем

Научно-техническая революция и её воздействие на развитие экономики, культуры и повседневной жизни.

Индустриализация

Информационное общество

Интеллектуальная собственность

Авторское право

Знание и информация как фактор производства Наукоемкое производство

Место и роль России в современном мире. Современный мир в условиях глобализации

Глобализация

Интеграция

Глобальные проблемы современности

Международное право

Экологическое право

Транснациональные компании

Особенности трудовых отношений в период «военного коммунизма» и НЭПа;

Герои первых пятилеток; Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны; Послевоенное восстановление хозяйства;

Формирование и развитие российского предпринимательства

Особенности труда как вида деятельности

Роль труда как вида деятельности в социализации человека

Трудовое право. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних

Формы организации предпринимательства в РФ

Труд как фактор производства; Рынок труда; Безработица

История семьи в XX в.; судьба семьи в судьбе страны; Повседневная жизнь и быт в XX – начале XXI вв.

Семья как малая группа и социальный институт

Семейное право

Домохозяйство; семейный бюджет; рациональное поведение потребителя

Реформы экономической системы в 1914 – 1991 гг.

Российская Федерация в 1992–2020 гг.: основные этапы развития экономической системы

Типы обществ

Особенности регулирования экономических правоотношений; Финансовое право

Собственность как правовой институт (владение, пользование, распоряжение)

Гражданское право (имущественные отношения и способы защиты имущественных прав)

Типы экономических систем

Национализация

Приватизация

Собственность как экономический институт (формы и типы собственности)

Налоговые реформы в 1914 – 1991 гг.

Налоги как механизм социальной политики

Права и обязанности налогоплательщиков

Налоги; виды налогов

Культурная жизнь страны в XX – начале XXI вв.; религиозная политика в 1917 – 1991 гг.

Духовная сфера общественной жизни

Культурные права

Светское государство

Свобода совести как конституционное право человека и гражданина

Социальные отношения в 1914 – 1991 гг.

Социальная сфера

Класс

Страта

Социальная группа

Социальная мобильность и социальные лифты

Социально-экономические права

Социальное государство

Социальное обеспечение граждан

МРОТ

Таблица 2. Интеграция личностных, метапредметных и предметных результатов обучения «Истории» ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО

Общие компетенции

Личностные результаты (ЛР)

Метапредметные результаты (МР)

Предметные результаты по предмету «История»: базовый уровень (ПРб)

Предметные результаты по предмету «История»: углубленный уровень (ПРу)

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Метапредметные результаты (регулятивные):

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретенный опыт;

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению

2. сформированность представлений о предмете, функциях и методах исторической науки, особенностях исторического познания

2. сформированность представлений о предмете, функциях и методах исторической науки, месте исторической науки в системе научного знания, основных концепциях, объясняющих процессы исторического развития мира

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

Метапредметные результаты (познавательные):

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками и другими источниками исторической информации по истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание суждений о степени полноты и достоверности источника)

4.  владение умениями анализа и объяснения исторических событий, процессов, явлений истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (систематизация; сравнение; владение ключевыми историческими понятиями; соотнесение единичных фактов и общих явлений, процессов; объяснение причин и следствий событий);

5. владение умениями исторического описания (реконструкции) событий истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в., образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; составления характеристик исторических личностей с использованием учебной и научно-популярной литературы (в форме устного или письменного сообщения);

6. сформированность опыта рассмотрения исторических версий и оценок событий и личностей истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в., их сопоставления, определения общего и различий

3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками, а также комплексами источников исторической информации с применением приемов анализа и критики источника (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание и аргументация суждений о степени полноты и достоверности, ценности источника; понимание специфики современных источников социальной и личной

информации); осознание значения собирания и изучения материалов новейшего времени (в том числе – истории края, истории семьи, устной истории);

4. владение умениями анализа и объяснения событий, процессов, явлений истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (синхронизация; систематизация и сравнение по самостоятельно определяемым основаниям; владение ключевыми историческими и социологическими понятиями; соотнесение единичных фактов и общих явлений, процессов; выявление причин и следствий событий и др.);

 5. владение умениями исторического описания (реконструкции) событий истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в., образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху, составления характеристик исторических личностей с привлечением работ историков (в форме эссе, презентации и др.);

6. сформированность опыта рассмотрения исторических версий и оценок событий и личностей истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в.: сопоставление версий (оценок), выявление общего и различий; объяснение, на чем основывается та или иная версия (оценка); определение и аргументация своего суждения (оценки)

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

Личностные результаты (трудового воспитания):

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

Метапредметные результаты (коммуникативные):

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях проявлять творчество и воображение, быть инициативным;

- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости

7. Осуществление проектной, учебно-исследовательской деятельности в форме участия в подготовке учебных проектов по отечественной истории Новейшего времени, в том числе – на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.)

7. Осуществление проектной, учебно-исследовательской деятельности в форме коллективного или индивидуального учебного проекта по отечественной истории, в том числе – на региональном материале, или по всеобщей истории (с использованием материалов библиотек, музеев, архивов, Интернет-ресурсов, собиранием материалов устной истории и т.д.)

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

Метапредметные результаты (коммуникативные):

- владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

Метапредметные результаты (коммуникативные):

-осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

8. Способность применять исторические знания в учебной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (анализ современных событий и ситуаций с учетом их исторических предпосылок, применение исторической аргументации в школьных и социальных обсуждениях);

8. Способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (применение исторических знаний, приемов исторических аналогий для раскрытия причин и сущности современных событий в стране и мире; привлечение исторической аргументации в школьных обсуждениях и социальном общении, в том числе – с представителями разных этнических, религиозных групп, политических течений и т.д.)

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Личностные результаты (гражданского воспитания):

- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам.

Личностные результаты (патриотического воспитания):

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Личностные результаты (духовно-нравственного воспитания):

- осознание духовных ценностей российского народа;

- сформированность нравственного сознания

1. Владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом в ХХ – начале XXI в., понимание места России в мировой истории Новейшей эпохи, сформированность представлений о соотношении истории мира, своей страны, региона

1. Владение системными знаниями об истории России и человечества в целом в Новейшую эпоху, об основных периодах Новейшей истории; понимание места и роли России в мировой истории; сформированность представлений о соотношении истории мира, своей страны, региона, локальной истории

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

Личностные (экологического воспитания):

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности

8. Способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (анализ современных событий и ситуаций с учетом их исторических предпосылок, применение исторической аргументации в школьных и социальных обсуждениях)

8. Способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (применение исторических знаний, приемов исторических аналогий для раскрытия причин и сущности современных событий в стране и мире; привлечение исторической аргументации в школьных обсуждениях и социальном общении, в том числе – с представителями разных этнических, религиозных групп, политических течений и т.д.)

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Личностные (физического воспитания):

- сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью

- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Личностные результаты (ценности научного познания):

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира

3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками и другими источниками исторической информации по истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание суждений о степени полноты и достоверности источника

3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками, а также комплексами источников исторической информации с применением приемов анализа и критики источника (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание и аргументация суждений о степени полноты и достоверности, ценности источника; понимание специфики современных источников социальной и личной

информации); осознание значения собирания и изучения материалов новейшего времени (в том числе – истории края, истории семьи, устной истории)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 2 курс СПО, тематический план по истории 2 курс СПО

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОУ СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения ...

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории, учебник "Россия и мир" Волобуев, 117 часов...

Рабочая программа по истории

Рабочая программа предназначена для профессий : 100116.01 Парикмахер, 150709.02 Сварщик, 190631.01 АвтомеханикСрок реализации: 2011-2013 учебные годыУровень общего образования: среднее (полное) общее ...

Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику Вигасина

Рабочая программа и развернутое тематичесое планирование к УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой...

Рабочая программа по истории 7 класс

Тематическое планирование...

Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 10...

Рабочая программа по истории "Знатоки истории" (Кружок)

Рабочая программа по истории "Знатоки истории" (Кружок)...