Методические указания по написанию индивидуального проекта
методическая разработка

Чекалева Ольга Владимировна

В пособии рассматриваюся виды проектов, структура индивидуального проекта, оформление. Дана примерная тематика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_po_individ_proektu_po_geografii.docx301.04 КБ

Предварительный просмотр:

Частное профессиональное образовательное учреждение

 «Череповецкий торгово-экономический колледж»

(ЧПОУ «ЧТЭК»)

Методические рекомендации по подготовке индивидуального проекта

 по дисциплине «География»

Общеобразовательный курс обучения

Специальность 54.02.01. Дизайн (по отраслям)

Смотреть исходное изображение

Череповец, 2021

ПЕЧАТАЕТСЯ

По решению методического совета

ЧПОУ  «ЧТЭК»

Протокол № 3

Дата 25.01.2021

Председатель МС  Чекалева О.В.

ОДОБРЕНО

методической комиссией

ЧПОУ  «ЧТЭК»  

Протокол № 6

Дата 13.01.2021

Председатель МК  Раушкина А.В.

Составитель: Чекалева О.В., преподаватель ЧПОУ  «ЧТЭК», высшая квалификационная категория.

Методические указания по выполнению индивидуального проекта по дисциплине география – Череповец: ЧПОУ  «ЧТЭК», 2021. – 24с.

Ответственный за выпуск:    Богуцкая Л.Н., зам. директора по УПР.

Методические указания составлены в соответствии с ФГОС СПО и с учетом «Положения об индивидуальном проекте в ЧПОУ «ЧТЭК»

В учебном пособии содержатся основы организации работы над индивидуальным проектом студентов и особенности его оценки

Выполнение индивидуального проекта способствует развитию творческого потенциала студента, активизации его личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента).

При этом виде деятельности происходит развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий студента

© ЧПОУ  «ЧТЭК», 2021

Чекалева О.В.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4

1. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

5

2. ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

6

3. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

7

4. ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

9

5. ПОДГОТОВКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ

16

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

17

ПРИЛОЖЕНИЯ

19

ВВЕДЕНИЕ

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение первого семестра первого года обучения в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов.

подготовительный

  • определение руководителей проектов;
  • поиск проблемного поля;
  • выбор темы и её конкретизация;

поисковый

  • уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
  • определение и анализ проблемы;
  • постановка цели проекта;

аналитический

  • сбор и изучение информации;
  • анализ имеющейся информации;
  • поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
  • составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

практический

  • выполнение запланированных технологических операций;
  • текущий контроль качества составления проекта;
  • внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;

презентационный

  • подготовка презентационных материалов;
  • презентация проекта;
  • изучение возможностей использования результатов проекта;

контрольный

  • анализ результатов выполнения проекта;
  • оценка качества выполнения проекта.

  1. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному из типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный, творческий.

Исследовательский

Целью обучающегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и презентации, реже мероприятия, учебная экскурсия.

Информационно-поисковый

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте или явлении (конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель), ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, проведение "мозговой атаки", пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео, пр.) - презентация (публикация, обсуждение на конференции, пр.).

Исследовательская деятельность с целью информационного поиска и анализа имеет следующую структуру: предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов - аналитическая работа над собранными фактами - выводы - корректировка первоначального направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов - обобщение - выводы - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Практико-ориентированный

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, проект закона, справочный материал, пр.).

Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях, разработке раздаточного материала по предмету или, например, сценария математической игры, словаря фразеологизмов, исторического атласа и т.п.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности с определением функций, четких выходов.

Творческий

Такие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть газета, сочинения, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Таким образом, Проект - это "пять П":

  1. проблема (что вызвало интерес к данной теме);
  2. проектирование (планирование);
  3. поиск информации;
  4. продукт (результат);
  5. презентация (представление).

Продуктом проектной деятельности может быть:

  • письменная работа (эссе, статья, аналитические материалы, обзорные материалы, стенд, мультимедийный продукт и др.);
  • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации и др.;
  • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие.

Примеры возможных продуктов проекта: атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал; законопроект; игра; коллекция; модель; мультимедийный продукт; оформление кабинета, стенда; сценарий, постановка; справочные материалы; сравнительно-сопоставительный анализ; учебное пособие; экскурсия и др.

  1. ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

Предложенные темы проектов по географии рассчитаны на проведение студентами более основательного исследования в области географии с учетом теоретического материала по теме и практической частью проекта, а также с учетом профессиональной направленности.

Все темы исследовательских проектных работ по географии могут быть доработаны и интерпретированы автором в силу собственных интересов и предпочтений, а также ход исследования может быть разработан на перспективу, в результате чего может получиться серия исследовательских проектов по одной или нескольким темам.

  1. Влияние географических особенностей на национальные символы страны.
  2. Влияние географического положения на жизнь людей нашего района.
  3. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы.
  4. Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей.
  5. Географическая грамотность населения (результат социологического опроса в нашем районе).
  6. География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел.
  7. Исследование современного туризма
  8. Историко-географические и социально-экономические особенности развития нашей области в гербах.
  9. Историко-географические факторы в гербовых символах городов и районов нашей области.
  10. Остров Ольхон – туристический центр или заповедная территория.
  11. П. Биро и Ж. Дреш – представители французской школы физгеографии.
  12. Перспективы развития туризма на Байкале.
  13. Праздники, традиции, обычаи народов мира .
  14. Ландшафт и жилище человека.
  15. Древнейшие картографические изображения.
  16. Разработка атласа "Удивительные растения мира".
  17. Разработка атласа животного мира Земли.
  18. Разработка буклета "Мир без тайн"
  19. Разработка буклета "Страна улыбок".
  20. Коллекция фотоматериалов к различным разделам географии.
  21. Комикс "Синди и Барби в Эфиопии"
  22. Применение компьютерных программ для создания мультимедийных пособий по географии.
  23. Путеводитель для школьников «Пять дней в Лондоне».
  24. Серия акварельных пейзажей "Путешествие в Европу".
  25. Современное понимание роли образов растений и животных в геральдике фамильного герба.
  26. Флаг планеты Земля.
  27. Электронные кроссворды — один из видов контроля на уроках географии.
  28. Электронный атлас моей области (края).
  29. Электронный справочник «География моей страны».
  30. Электронный справочник по географии "Страны мира".

  1. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем, с учетом замысла и индивидуального подхода.

Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию проектов традиционным является следующий:

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. (полное наименование главы)

2. (полное наименование главы)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Согласно традиционной структуре основная часть должна содержать не менее 2 глав.

Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки.

Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию индивидуального проекта. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.

Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания обучающийся использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных  учебных дисциплин.

Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных  источников.

На титульном листе указывается наименование учебного заведения,  темы индивидуального проекта, данные студента и руководителя, а также оценка до защиты и после. (Приложение 1).

Оглавление отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта (Приложение 2).

 Введение индивидуального проекта отражает следующие признаки:

  • актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;
  • цель и совокупность поставленных задач для  ее достижения.

Для исследовательских проектов:

  • предмет исследования - конкретные основы теории, методическое обеспечение, инструментарий и т.д.
  • объект исследования, на материалах которого выполнен индивидуальный проект, его отраслевая и ведомственная принадлежность, месторасположение;
  • гипотеза исследования  – предположение, которое подтверждается или опровергается по мере исследования;
  • методы исследования.

Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы параграфов.

Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.

Вторая глава посвящается практической части работы над учебным проектом. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Эта глава является результатом выполненного проекта.

Заключение. Здесь  в сжатой форме дается общая оценка полученным результатам исследования (проекта), реализации цели и решения поставленных задач. Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации по совершенствованию его  деятельности.

Список литературы  (Приложение 3).

Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.

В приложении приводятся копии документов, сравнительные таблицы, диаграммы,  схемы и др.

  1. ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Индивидуальный проект должен иметь следующую структуру:

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

(Приложение 1)

Содержит:

  • наименование Учреждения;
  • вид индивидуального проекта (исследовательская работа или проектная работа);
  • тему работы;
  • фамилию, имя, отчество и шифр учебной группы  автора;
  • фамилию, имя, отчество руководителя;  
  • город и год

Оглавление

(Приложение 2)

Следует за титульным листом.

Включает в себя все структурные элементы работы (заголовки):

  • введение;
  • главы, параграфы;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения.

Введение

(1-2 страницы)

Содержит основные положения, обоснованию и проверке которых посвящена работа.

Включает в себя:

  • актуальность;
  • проблему исследования;
  • формулировку темы, объект и предмет;
  • цель и задачи, гипотезу, методы исследования;
  • структуру работы;
  • практическую значимость и научную новизну исследования;
  • краткий анализ литературы.

Основная часть 

(8-10 страниц)

Может содержать две главы:

Глава 1 (теоретическая) содержит теоретическое обоснование темы исследования, итоги анализа специальной литературы (4-7 страниц)

Глава 2 (практическая) описывает практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей и изучаемых явлений. Каждая глава завершается выводами (4-7 страниц)

Заключение

(1-2 страницы)

В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.

Список литературы

(Приложение 3)

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы.

Приложения

Размещаются после списка литературы.

В оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста.

Каждое приложение оформляется на отдельном листе, имеет название, обозначается заглавными буквами русского алфавита в верхнем правом углу  

Требования к оформлению текста:

  • размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм);
  • поля: левое – 30 мм, правое, верхнее и нижнее – 20 мм;
  • ориентация: книжная (альбомная ориентация допускается только для таблиц и схем приложений);
  • шрифт: Times New Roman;
  • кегль: в основном тексте –14, в сносках – 12, в таблицах – от 10 до 14;
  • междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках и в таблицах;
  • расстановка переносов: нет (параметры страницы, расстановка переносов);
  • форматирование основного текста и ссылок: в параметре «по ширине»;
  • цвет шрифта: черный;
  • красная строка: 1,25 см;
  • не допускается автонумерация в разделах и абзацах, все набирается вручную;
  • при наборе должны различаться тире и дефисы. Используются кавычки «елочки», а не "лапки";
  • нумерация страниц по  всей работе – сквозная, справа в нижнем углу без точки (шрифт 14, Times New Roman);
  • номер страницы на титульном листе и оглавлении не печатается, но подразумевается (т.е. если имеется титульный лист на одной странице (подразумевается 1-я страница) и оглавление на одной странице (подразумевается 2-я страница), то введение начинается со страницы номер 3);
  • номер страниц приложений не печатается.

Каждая глава индивидуального проекта начинается с новой страницы.

Требования к оформлению ссылок: 

  • при использовании внешних источников информации ссылки на них являются обязательными;
  • ссылки оформляются по тексту в квадратных скобках с указанием номера используемой из списка литературы и страниц, на которых помещен объект ссылки.

Например:

Требования к оформлению перечня принятых сокращений:

  • в работе могут использоваться общепринятые сокращения и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное) (после перечисления), и др. (и другие), и пр. (и прочие), см. – смотри (при повторной ссылке), напр. – например, в., вв., гг. – при датах, г., д., обл., с. – при географических названиях, г-жа, г-н – при фамилии и названиях, гр. – гражданин гл., п., подп., разд., рис., с., см., ср., табл. – при ссылках, млн., млрд., тыс., экз. – при числах в цифровой форме, тыс. руб. (тысяч рублей), уд. вес – удельный вес;
  • не допускаются сокращения: т.о. – таким образом, т.н. – так называемый, т.к. – так как;
  • в работе могут быть использованы собственные сокращения (аббревиатуры), которые повторяются более трех раз в тексте; в этом случае после полного словосочетания в скобках приводится сама аббревиатура.

Например:

Требования к заголовкам (названия глав, пунктов и подпунктов):

  • набираются шрифтом кегль 16, без применения полужирного шрифта, без подчеркивания;
  • заголовки – ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА, ОГЛАВЛЕНИЕ – печатаются большими буквами;
  • названия глав и пунктов в тексте и в оглавлении печатают большими буквами, а названия подпунктов – маленькими (например: БОЛЬШИЕ БУКВЫ, маленькие буквы);
  • выравнивание по центру;
  • междустрочный интервал: одинарный;
  • номер пункта состоит из номеров главы и пункта в главе, разделенных точкой. В конце номера ставится точка. Аналогичным образом нумеруются и подпункты (например: 2.4.2. Анализ результатов);
  • после номера главы, пункта и подпункта ставится точка;
  • точка в конце заголовка не ставится;
  • заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал (без пропуска строк);
  • заголовок не должен иметь переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным;
  • если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой;
  • необходимо соблюдать следующее расстояние:
  • между заголовком (введение, заключение, литература, оглавление) и текстом – одна пустая строка (кегль 14);
  • между заголовками – одна пустая строка (кегль 14);
  • между окончанием текста предыдущего пункта (подпункта) и заголовком последующего – две пустые строки (кегль 14);
  • между заголовками главы и пункта – две пустые строки (кегль 14).

Например:

Требования к оформлению перечислений:

Знаки перечисления в тексте работы должны быть  однотипными. В тексте могут быть применены перечисления, которые оформляются одним из трех способов.

Первый способ (автоматическая нумерация, формат - цифровой):

  1. Далее с большой буквы текст. В конце ставится точка.
  2. Далее с большой буквы текст. В конце ставится точка.

Второй способ (автоматическая нумерация, формат - буквенный):

  1. далее с маленькой буквы текст, а в конце ставится точка с запятой;
  2. далее с маленькой буквы текст, а в конце ставится точка с запятой;
  3. далее с маленькой буквы текст, а в конце текста последнего перечисления ставится точка.

Третий способ (маркированный список - тире):

  • далее с маленькой буквы текст, а в конце ставится точка с запятой;
  • далее с маленькой буквы текст, а в конце ставится точка с запятой;
  • далее с маленькой буквы текст, а в конце текста последнего перечисления ставится точка.

Перечисления бывают одноуровневые и многоуровневые. В первом случае может быть использован любой из перечисленных выше способов перечислений. При многоуровневом перечислении сначала применяется первый способ, затем – второй, далее – третий. Например:

  1. Далее с большой буквы текст. В конце ставится точка.
  2. Далее с большой буквы текст. В конце ставится двоеточие:
  1. далее с маленькой буквы текст, а в конце ставится точка с запятой;
  2. далее с маленькой буквы текст, а в конце ставится двоеточие:
  • далее с маленькой буквы текст, а в конце ставится точка с запятой;
  • далее с маленькой буквы текст, а в конце текста последнего перечисления ставится точка.
  1. Далее с большой буквы текст. В конце ставится точка.

Требования к оформлению таблиц:

  • таблицы, занимающие страницу и более, помещают в приложение, а небольшие (менее страницы) – непосредственно после текста;
  • на каждую таблицу в тексте делается ссылка (например: см. таблицу 1);
  • нумерация таблиц – арабскими цифрами (может быть сквозная или в пределах раздела);
  • допускается оформление текстовой и цифровой информации внутри таблицы шрифтом кегль 10 или 12 или 14;
  • допускается междустрочный интервал – одинарный или полуторный;
  • порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием после слова «Таблица» без знака №;
  • заголовок таблицы размещается под словом «Таблица» и выравнивается по центру строки, точка в конце заголовка не ставится;
  • при переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, на следующей странице следует помещать надпись, «Продолжение таблицы 1»;
  • заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с заглавной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – с маленькой буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с заглавной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. 

        Например:

Перенос таблицы

  • если требуется перенос таблицы, то сначала необходимо пронумеровать столбцы (1,2,3 и т.д.);
  • далее необходимо установить курсор в конец слова последней строки и последнего столбца и нажать сочетание клавиш Ctrl + Enter;

Наименование показателей

2018 год

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

1

2

3

Процентные расходы, всего

190127

78,90

Процентные расходы, всего

190127

78,90

Процентные расходы, всего

190127

              78,90 курсор

Процентные расходы, всего

190127

78,90

В том числе:

  • проценты за кредитные ресурсы

1592

0,66

  • далее необходимо над таблицей написать – Продолжение таблицы 5 и снова пронумеровать столбцы;

Продолжение таблицы 5

1

2

3

Процентные расходы, всего

190127

78,90

Процентные расходы, всего

190127

78,90

В том числе:

  • проценты за кредитные ресурсы

1592

0,66

Требования к оформлению рисунков:

  • к рисункам в работе относятся: фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, графики;
  • рисунки, занимающие страницу и более, помещают в приложение, а небольшие (менее страницы) – непосредственно после текста;
  • на каждый рисунок в тексте делается ссылка (например: см. рисунок 1.);
  • нумерация рисунков – арабскими цифрами (может быть сквозная или в пределах раздела);
  • подпись к рисунку располагается под ним по центру строки, без точки в конце (например: Рис.1 Структура фирмы).

Например:

Требования к оформлению формул: 

  • выделяются из текста в отдельную строку с абзацем 3,0;
  • над и под формулой нужно оставить по пустой строке;
  • на каждую формулу в тексте делается ссылка, номер ставится в круглых скобках (например: см. формулу (1);
  • нумерация формул – арабскими цифрами в круглых скобках в той же строке что и сама формула, но с правого края (может быть сквозная или в пределах раздела);
  • пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле с указанием единиц измерения.

        Например:

Требования к оформлению приложений:

  • материал, дополняющий текст работы, допускается помещать в приложениях. Приложением может быть графический материал, таблицы большого формата, расчеты и т.д.;
  • каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение»;
  • нумерация приложений – арабскими цифрами (сквозная) без знака №;
  • на каждое приложение в тексте делается ссылка (например: см. приложение 1);
  • приложения располагают в порядке ссылок на них;
  • каждое приложение должно иметь тематический заголовок, который располагается по центру строки, без точки в конце;
  • при наличии в курсовой работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

        

Например:

5. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ

Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его основные положения надо обсудить с руководителем.

Индивидуальные проекты студентов рецензируются руководителем данного проекта.

Рецензия не должна превышать двух страниц печатного текста (шрифт -Times New Roman, 14 кегль). Схема рецензии представлена в приложении 4.

В рецензии отражаются следующие вопросы:

  • актуальность выбранной темы проекта;
  • степень обоснованности темы проекта;
  • соответствие целей и задач выбранным методам;
  • практическая ценность продукта проекта;
  • умение работать с различными информационными источниками;
  • качество оформления работы;
  • замечания к работе;
  • конкретные рекомендации по доработке продукта проекта;
  • рекомендуемая оценка (по четырехбалльной шкале).

Внесение изменений после получения рецензии не допускается.

Подготовив индивидуальный проект к защите, обучающийся готовит выступление, наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты.

Текст выступления должен быть кратким,  его можно составить по примерной схеме:

1) почему выбрана эта тема (актуальность);

2) какой была цель проекта;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6)  какие результаты были получены;

7) каков продукт проекта;

8) какие сделаны выводы;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Для выступления основных положений индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений отводится не более 5-7 минут. После выступления обучающийся отвечает на заданные вопросы по теме. Для большей наглядности целесообразно подготовить презентацию в программе Microsoft PowerPoint на 10-15 слайдов. Доклад и презентацию необходимо согласовать с руководителем индивидуального проекта. Требования к презентации изложены в приложении 5.

Речь необходимо не зачитывать, а рассказывать, держаться уверенно.

Начинать доклад необходимо с обращения (Уважаемый руководитель и члены комиссии! Вашему вниманию предлагается индивидуальный проект на тему: «…»).

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Для проведения защиты  создаётся экспертная комиссия, в состав которой могут входить педагоги, члены научного студенческого общества, администрация образовательной организации и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии  должно быть 3-5 человек.

Проектная деятельность оценивается по двум группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.

Критерии оценки проектной работы разработаны с учѐтом целей и задач проектной деятельности. Содержание индивидуального проекта оценивается по следующим критериям:

Группы критериев

Критерий оценки

Оценка (в баллах)

Достижения автора работы

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы

Да – 1

Нет – 0

Результаты работы имеют практическое значение        

Да – 1

Нет – 0

Достоверность результатов работы

Да – 1

Нет – 0

Новизна работы

Да – 1

Нет – 0

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения

Да – 1

Нет – 0

Продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Да – 1

Нет – 0

Знание предмета работы

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы

Да – 1

Нет – 0

В работе по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Да – 1

Нет – 0

Наличие в работе ссылок на литературу, на достижения ученых и
исследователей, занимающихся данной проблемой

Да – 1

Нет – 0

Композиция работы и ее особенности

Поставлены цели и определены задачи

Да – 1

Нет – 0

Содержание работы соответствует поставленным целям и задачам

Да – 1

Нет – 0

Работу характеризует: логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления

Да – 1

Нет – 0

Работа структурирована верно

Да – 1

Нет – 0

Оформление

Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям

Да – 1

Нет – 0

Максимальный балл за содержание индивидуального проекта составляет 14 баллов.

Критерии оценки защиты проекта:

п/п

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 - доклад зачитывается

2  - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы

3  - доклад пересказывается, суть работы объяснена

4 - кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом

5 - доклад производит очень хорошее впечатление

2.

Качество   ответов   на вопросы

1  - нет четкости ответов на большинство вопросов

2 - ответы на большинство вопросов

3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано

3.

Использование демонстрационного материала

1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе

2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе

3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется

4.

Оформление   демонстрационного материала

1  - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,

2  - демонстрационный    материал    хорошо оформлен, но есть отдельные претензии

  1.  -  к демонстрационному материалу нет претензий                                                                

Максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов.

Итоговая сумма баллов за содержание проекта складывается из суммы баллов, полученных за содержание проекта и за защиту проекта.

Итоговая оценка за индивидуальный проект выставляется по следующей шкале:

Количество баллов

Оценка за проект

26-28

отлично

20-25

хорошо

17-19

удовлетворительно

16 и менее

неудовлетворительно

Результаты защиты – итоговые оценки – индивидуальных проектов указывают в журнале учебных занятий в конце завершения учебной дисциплины в отдельной графе.

Студенты, выполнившие индивидуальный проект, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту.

Приложение 1

Частное профессиональное образовательное учреждение

 «Череповецкий торгово-экономический колледж»

Программа подготовки специалистов среднего звена базовой/углубленной подготовки

по специальности ________________________________________________

       код и наименование специальности

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ

        _______________________________________________________

Автор работы:

Студент(ка) очной/заочной формы обучения

1 курса, спец. _________,

группа _______

Шифр ____________________

_________________________Ф.И.О.

полностью, в именительном падеже

____________________________________

подпись автора

Руководитель:

преподаватель колледжа,

Ф.И.О.

____________________

      оценка

____________________

      дата

___________________

      подпись                    

Оценка после защиты

____________________

      оценка

____________________

      дата

___________________

      подпись                    

Череповец

20..


Приложение 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ        

4

  1. НАЗВАНИЕ

5

  1. НАЗВАНИЕ

6

  1. Название

7

  1. Название

8

ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ

12

  1. НАЗВАНИЕ

13

  1. Название

14

  1. Название                   и т.д.

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

51

ЛИТЕРАТУРА

53

ПРИЛОЖЕНИЯ

61

После того, как оглавление будет составлено, необходимо скрыть границы таблицы: 

В этих случаях достаточно подвести курсор к таблице, чтобы в ее верхнем левом углу появился квадратик с плюсом, как на скриншоте внизу:

 Скрыть границы у таблиц

  1. Щелкните курсором по этому квадратику, чтобы выделить таблицу.
  2. На выделении щелкните правой кнопкой мыши, чтобы вызвать контекстное меню. Выберите команду Границы и заливка (Borders and Shading):

 

Приложение 3

Пример оформления списка литературы

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: 30 ноября 1994 года № 51–ФЗ. С изм. и доп. на 2009 г.;
  3. от 23 сентября 1992 г. №3520- I «О товарных знаках, знаках обслуживания и мест происхождения товаров»
  4. от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
  5. от 7 августа 1992 г. «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы»
  6. от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи по образцам»
  7. ГОСТ Р51303-99. Торговля: термины и определения.– М.: Госстандарт России, 2000. – 13 с.
  8. Боровкова В.А. Управление рисками в торговле. – СПб.: Питер, 2004. – 288 с.
  9. Плотников О.М, Афанасьев А.А., Баричев С., Office XP. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2002. – 352 с.
  10. Научные труды Российского государственного торгово-экономического университета / Под общ. ред. С.Н. Бабурина. - М.: ООО Единство, 2004.- 560 с.
  11. Торгово-экономический словарь / Под ред. Бабурина С.Н. - М.: Экономика, 2005. - 600 с.
  12. Торговля в России 2003: Стат. сборник. – М.: Госкомстат России, 2003. – 465 с.
  13. Экономический анализ в торговле: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 400 с.

Интернет-ресурсы:

 

  1. www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ
  2. www.sbrf.ru – официальный сайт «Сбербанка России»
  3. www.bdm.ru – журнал о бизнесе и финансовых технологиях
  4. www.inion.ru – официальный сайт Института научной информации по общественным наукам
  5. www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

При ссылке на работы из списка литературы порядковые номера записываются арабскими цифрами в прямоугольных скобках. Например: «Результаты исследований опубликованы в статье [23]. При необходимости могут быть точно указаны страницы источника, например: [10, с.17]. Не рекомендуется строить предложения, в которых в качестве слов применяется порядковый номер ссылки, например: «В [7] показано …».


Приложение 4

Рецензия

Название работы: ________________________________________________________

Ф.И.О. автора (полностью)________________________________________________

Оценка работы в баллах:

Критерии оценки

Баллы

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы

Результаты работы имеют практическое значение        

Достоверность результатов работы

Новизна работы

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения

Продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы

В работе по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Наличие в работе ссылок на литературу, на достижения ученых и
исследователей, занимающихся данной проблемой

Поставлены цели и определены задачи

Содержание работы соответствует поставленным целям и задачам

Работу характеризует: логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления

Работа структурирована верно

Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям

Итоговая оценка  содержания работы ___________________

Рецензент:            __________________    ФИО

Дата ____________

Приложение 5

Требования к оформлению электронной презентации автора индивидуального проекта (примерные)

  1. Электронная презентация создается в редакторе Power Point и является иллюстративным материалом к докладу при защите исследовательского проекта. Презентация представляет собой совокупность слайдов, раскрывающих основное содержание избранной темы.
  2. Электронная презентация состоит не более чем из 10 слайдов и имеет следующее содержание:

Первый слайд: титульный лист с указанием наименования образовательной организации, темы исследовательского проекта, Ф.И.О. студента, учебной группы, специальности, Ф.И.О. руководителя.

Второй слайд: цель и задачи исследовательской работы.

Третий слайд: актуальность темы, объект и предмет исследования.  

Четвертый – девятый слайды: содержание работы, основные результаты проведенного анализа исследуемой области, выводы. Результаты могут быть представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем, которые размещаются на отдельных слайдах и озаглавливаются.

Десятый слайд: характеристика используемой литературы.

 Цветовой фон слайдов подбирается так, чтобы на нем хорошо был виден текст.

Материал, используемый в докладе, презентации должен строго соответствовать  содержанию исследовательской работы.

На защиту исследовательской работы отводится до 7 минут.

И еще несколько пожеланий:

  1. Произносить надо немногим более текста слайда
  2. Нельзя отвлекаться от темы текущего слайда
  3. Текстом желательно владеть, не допускать больших пауз
  4. Желательно обойтись без «эээ». Лучше сделать маленькую паузу и перевести дыхание
  5. Пользуйтесь указкой. Это лучше выглядит, чем показывать пальцем
  6. Будьте уверены, но не самоуверенны
  7. Все объяснения должны быть логичны, кратки и понятны